Enterprise

Enterprise
Жанр: Adventure
Разработчик: IC&D
Издатель: Melbourne House
Год выхода: 1989
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 4
Начать данное краткое описание хотелось бы со старого доброго предупреждения: "не дайте себя обмануть". Да, перед нами очередной раритет n-го порядка, о PC-версии которого нет ни единого упоминания в Интернете, причём на этот раз - вроде бы не какая-то примитивная аркада на непонятном языке, а самое настоящее чудо: мультижанровый космический симулятор, который можно поставить чуть ли не на один уровень с легендарной "Элитой". Но на самом деле это совсем не так. Да, дикая редкость. Да, отчасти мультижанровая. И да, по-своему масштабная и интересная. Но совсем не такая замечательная, как может показаться сначала.

Собственно, играть предстоит за безымянного (имя, впрочем, разрешается ввести перед стартом действия) дельца, угнавшего небольшой космический корабль и вынужденного теперь скрываться от полиции в огромной галактике, а попутно - выживать, промышляя торговлей минералами с одинаково выглядящими инопланетянами (причём то и другое надо сначала найти), дабы иметь возможность заправлять и чинить свою посудину, а также, как ни странно, питаться самому. Руководство пользователя обещает нам какое-то совершенно невероятное количество планет, доступных для посещения, а заодно формулирует, пусть и не вполне внятно, конечную цель: заработать достаточно денег (обратите внимание, что эта сумма подвержена инфляции!), чтобы осесть на некой "Райской планете", проведя остаток жизни в роскоши и покое. А между тем на деле всё может закончиться очень плачевно: пока игрок предпринимает тщетные попытки разобраться с управлением, проходит буквально несколько минут - и экран озаряется "торжественным" рапортом о безвременной кончине протагониста из-за израсходования запасов горючего (даже несмотря на то, что вы никуда не двигались)...

Вообще, толку от вышеупомянутого руководства мало: разумеется, мы не будем придумывать извращённые витиеватые формулировки касательно того, как с ним поступить, - но хотя бы немного дополнить имеющуюся там информацию критически необходимо. Итак, первое, что следует сделать после загрузки игры, - это выбрать клавиши перемещения (пусть по факту они сразу настроены на "курсорные стрелки"), а также "Fire" (пусть, например, это будет "Control"). После же начала непосредственно действия требуется нажать "M", что позволит увидеть карту данного сектора с планетами. Поводите указатель туда-сюда с помощью кнопок движения, и выберите приглянувшуюся планету посредством "Control". Не получилось? Увы - далеко не каждый "шарик" обитаем (см. первый абзац описания). Но если повезло - то вашим глазам предстанет кое-какая статистика о данном небесном теле, которую следует внимательно изучить: в частности, там будет информация о типе имеющихся здесь минералов, уровне экономического развития местной цивилизации, честности обитаемой тут расы (!) и так далее; затем снова нажмите "Control", дабы вернуться к экрану карты.

Как только ниже её изображения - в бегущей строке - появится надпись о том, что вычислены координаты для гиперпрыжка, задействуйте "H" (об этом в руководстве не написали) - и окажетесь относительно недалеко от нужной планеты. Далее ( о чём тоже не написали...) следует применить комбинацию кнопок, а именно - стрелку "вперёд" (например) и "Control", дабы наконец-то полететь по направлению к нужному объекту. Вход в атмосферу, сопровождающийся отключением всех систем корабля, кроме двигателей, осуществляется автоматически; для приземления (но окончательного - то есть когда мы уже вовсю видим перед собой, скажем так, "пейзаж") нужно нажать "L", чтобы вступить в разговор с местным обитателем - "E" (это приведёт к выключению двигателей), а для активации моторов, что оборвёт беседу, - снова "Control": последнее действие вернёт нам контроль над кораблём. Если желаем улететь - то, не отпуская упомянутую только что кнопку, задействуем "курсорные стрелки" и в нужный момент, уже поднявшись в планетарные небеса, нажимаем "L", - примерно так. На деле клавиш - как документированных, так, возможно, и нет, - здесь ещё достаточно. Например, "B" отвечает за ускорение (не тождественно гиперпрыжку), "S" - за силовой щит корабля, "D" - за открытие (или закрытие) двери грузового отсека, ну и так далее. Кстати, следует отметить, что есть риск не приземлиться на планете, пусть и войдя при этом в её атмосферу, - и подобное чревато попаданием в гиперпространство без возможности остановиться, то есть с самыми печальными последствиями.

Диалоги с представителями внеземных цивилизаций - одна из основных и самых трудных частей всей игры, если не самая трудная. Правда, логично было бы ожидать, что она при этом окажется ещё и увлекательной, - но опять-таки см. всё тот же первый абзац. Во-первых, с позволения сказать, "словарь для парсерного ввода" нигде и близко не описан - так что фразы (на английском языке) придётся придумывать самостоятельно. Во-вторых, цель большинства бесед - это покупка либо продажа минералов, которые в Enterprise обозначены буквенными кодами (см. руководство, где есть и примеры содержащей эту информацию реплик). В-третьих, инопланетяне очень любят поболтать и обладают весьма солидным словарным запасом, а равно и выдающимися (или кажущимися таковыми) способностями к пониманию нашей писанины, - но вот "настроить" разговор на нужную нам "волну" бывает очень проблематично. А порой кажется, что зеленокожие уродцы и вовсе издеваются: серия последовательных вопросов "Как ты?", "Думаешь, это нормальное состояние?" и "А ты сможешь это доказать?", увы, не является чем-то необычным, тогда как нам-то нужны всего-навсего какие-то товары и услуги, а не рассуждения о смысле жизни... И да - здесь действительно можно, что продемонстрировано в единственном имеющемся во всемирной паутине видеоролике к данной игре (снятом не по PC-версии, конечно), обматерить инопланетянина, нанеся тому серьёзное личное оскорбление и отбив всякую охоту иметь с вами дело. Но заниматься подобным, скорее всего, станет разве что очень тонкий эстет-ценитель. Для того чтобы дать вступившему с вами в контакт существу слово, после завершения своей тирады нажимайте "Enter".

Вторая большая проблема - это уже упоминавшаяся выше необходимость поддерживать на должном уровне своё состояние во всех смыслах (для его отслеживания нужно воспользоваться клавишей "R"), для чего придётся держать в голове множество информации. На момент запуска у вас есть кое-какой стартовый капитал, имеются топливо и пища, начинающие расходоваться сразу же (некоторые из параметров можно посмотреть, нажав клавишу "I"), но нет ни одного ресурса для продажи (кстати, на только что упомянутом экране перечислены они все, так что каждый раз лезть за этими данными в руководство не обязательно). А ещё у корабля в наличии целый набор систем и компонентов (кое-какие были отмечены выше по тексту), склонных ломаться - от каких-то чрезвычайных ситуаций, таких как столкновение с астероидом, например, или просто так. И если, скажем, от повреждения силового щита ничего страшного до поры до времени не случится, то вот неисправность пищевого отсека приведёт к стремительной порче критически важных для выживания продуктов. К счастью, на обитаемых планетах можно и приобрести еду с горючим, и отремонтировать корабль, и даже оформить несколько видов страховки (клавиша "C"), - но, естественно, всё это далеко не бесплатно. Причём цены везде разные (и зависят они от множества факторов), а кое-какие собеседники могут самым наглым образом вас обмануть. И наконец - галактическая полиция. Нет, она намеренно не разыскивает вас (что странно с учётом предыстории, - а может быть, и нет, ибо вы слишком мелкая сошка...) и по умолчанию настроена миролюбиво, но в космосе есть другие корабли помимо вашего, и кое-какие из них могут оказаться рядом, когда протагонистом применяется ускорение или технология гиперпрыжка; первое повреждает обшивку "соседей", второе - попросту убивает их; то и другое приводит к задержанию преступника (то бишь вас) и выписке крупного штрафа, но формально не влияет на возможность продолжения игры, если у вас есть чем платить. И самое главное: боёв - и вообще каких бы то ни было action-элементов - здесь нет. Совсем. Для кого-то это минус, для кого-то наоборот.

Закономерный вопрос: как всё это выглядит? Надо сказать, весьма неплохо. Приятная олдгеймерскому глазу EGA-палитра, формально не слишком богатая на объекты (что, впрочем, объяснимо местом действия), но с эпическими (и разнообразными) гигантскими "структурами" в чёрном космосе и милейшими (к тому же обладающими самой настоящей мимикой!) портретами гуманоидов. Однако как именно игра Enterprise, увы, не слишком интересна: её главные недостатки - это чудовищная однообразность, затянутость и неясность конечной цели. Так что посмотреть как на неизвестно какой по счёту раритет можно (и даже нужно), поругаться с инопланетянами - по желанию, но задерживаться здесь надолго вряд ли стоит. Elite, как ни крути, в разы лучше.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Ну как бы в чем туманность цели? Вполне конрктено же сказали, что надо заработать денег и всё. Вопрос только в стратегии их зарабатывания.

Хороший туториал (для Спектрум-версии) можно прочитать здесь - Экспертная проработка игры ENTERPRISE.