Американский средней руки писатель Томас Клэнси, немало натворивший в области ненаучной фантастики, наверняка известен любителям боевиков по отличающимся сумасбродными сюжетами играм, в названии которых обязательно присутствует и его собственное имя. Однако самым первым продуктом основанной им в 1996 г. компании Red Storm Entertainment была «Politika», выполненная в жанре настольной походовой стратегии, – ничуть не менее «оригинальная» по замыслу, но оставившая совсем уж малозаметный след в истории. Прежде всего – в силу неудачного технологического решения авторов, использовавших в качестве платформы виртуальную машину Microsoft Java, из-за которой игра перестала нормально функционировать на большинстве домашних компьютеров спустя всего пару лет после выхода. (Любопытно, но одновременно с компьютерной версией была выпущена и обычная настольная, в той же стилистике и практически с такими же правилами.)
Предыстория «Tom Clancy's Politika» подаётся в виде заставки, весьма недурно замаскированной под выпуск теленовостей, включающий в себя непременное интервью с самим Томом Клэнси в качестве эксперта: некто Борис Ельцин, мелкий политический деятель эпохи «Sid Meier's Civilization II», волею судьбы оказавшийся во главе одного крупного евразийского государства, неожиданно умирает, не успев назначить себе преемника. В борьбу за победу на предстоящих президентских выборах вовлекаются несколько различных фракций: сепаратисты, коммунисты, реформаторы (так именуются сторонники либерально-рыночной политики покойного), мафия, церковь, националисты, армия и КГБ (представители последней организации называют себя так по старой памяти и с целью поддержания международного имиджа). В своё время можно было играть с другими пользователями по сети Internet, по индивидуальному паролю и через сервер издателя, но в современных условиях осуществить это вряд ли удастся. Так что для начала придётся выбрать от трёх до восьми компьютерных соперников желаемого уровня, а себе – любимую фракцию (оба этих показателя по умолчанию отданы на волю случая), – и по очереди с конкурентами бросать кубики, использовать карточки событий и передвигать фигурки своих представителей по просторам России, разделённой на 23 региона, – чтобы по прошествии от четырёх до восьми раундов можно было определить победителя сообразно набранному в этих регионах влиянию и имеющимся в распоряжении участников денежным средствам.
Визуально всё выглядит довольно-таки мило: вступительные и заключительные видеоролики предельно реалистичны, а изображение карты с фишками, занимающее большую часть экрана, чёткое и наглядное. Всё управление осуществляется посредством мыши, за исключением вызова краткой помощи (клавишей F1), полного внутриигрового руководства (F2), настроек (F12) и главного меню с возможностью сохранения, загрузки и выхода (Esc). Справа вверху отображаются иконки соперников с обозначением числа очков влияния и примерного богатства каждого из них; левее можно видеть более подробную информацию о статусе собственной фракции. Интерфейс дополняется окном событий и сообщений внизу: в первой версии игры оно накладывается на глобальную карту, которую для лучшего обзора необходимо периодически перемещать стрелками, расположенными в правом нижнем углу; в обновлении 1.1 этот небольшой недостаток был ликвидирован путём урезания карты – освободившуюся территорию заняли зачем-то сразу два одинаковых окна сообщений (при желании нажатием на значок конвертика в самом вверху это число можно ещё и увеличить). Наконец, кнопка с иконкой в виде лупы позволяет взглянуть на карту страны чуть поближе, полюбовавшись и на анимацию фигурок участников предвыборной борьбы (вот только в современных условиях пользоваться этой возможностью не рекомендуется во избежание вылетов). Что касается звука, то музыкальное сопровождение присутствует лишь в главном меню, а в остальное время приходится довольствоваться редкими эффектами (включая нечленораздельный лепет фигурок, слышимый при приближённом рассмотрении).
Число раундов, как уже было сказано, задаётся при начале игры в количестве от четырёх до восьми (а по умолчанию равно шести); перед стартом требуется выставить на свободных регионах страны двух представителей своей фракции: порядок ходов участников, который можно отслеживать на панели статуса справа вверху, определяется случайным образом, так что, например, игрок, занявший по жребию крайнюю левую позицию в ряду, получает право выставить одного своего представителя первым, а другого – последним, после того как это сделают все остальные участники предвыборной гонки. В каждом из 23-х регионов отображается по три ячейки «влияния»: это тот самый основной ресурс, за который мы и будем бороться; при начале каждой партии их принадлежность в случайном порядке распределена примерно поровну: например, если соперников трое, то у каждого будет по 26 очков; при восьми же участниках большинство окажется обладателями десяти баллов, а двое неудачников – девяти (или даже один, но восьми). Как видно, общее число ресурсов больше, чем количество регионов: лишние девять «клеточек» дают три «восстания» – «буржуазное», «рабочее» и «студенческое», – представляющие собой особые фишки, также расставляемые по полю в случайном порядке перед началом партии.
Ход любой фракции состоит из пяти этапов: «Производство», «Передвижение», «Торговля», «Вызов» и «Приобретение карточек» (каждый из них при этом ограничен по времени, которое отображается на панели статуса и зависит от избранных при начале партии настроек). Первая фаза подразумевает получение дохода от контролируемых регионов: всякий раз продукцию выдают лишь три области из 23 – попадая в список кандидатов на отображение в зависимости от своей «промышленной стоимости», обозначающейся чёрными точками под названием (например, у Сибири их шесть, а у Таймыра всего один: политически, таким образом, очки влияния в каждом из этих регионов совершенно одинаковы, но экономически – решительно отличаются!). При этом в зависимости от ситуации объём произведённого может быть обычным, удвоенным, ополовиненным или отсутствующим вовсе (последнее – как раз в случае нахождения в этом месте одного из трёх «восстаний»). Соответственно, игроки получают доход сообразно своему влиянию: по 10 тысяч долларов наличными за каждый перечисленный в начале хода регион (если считать по «нормальному» уровню производства), где они контролируют хотя бы одну ячейку (авторы сознательно отказались от использования для подсчёта рублей из-за наблюдавшегося на момент разработки игры резкого их обесценивания).
Этап «Передвижения», как легко догадаться, позволяет переместить на карте каждого из двух своих представителей из выбранного изначально местоположения – но только через те регионы, где они обладают влиянием (если фигурка расположена в области без единой контролируемой игроком ячейки, она может переехать лишь в соседний край в любом из направлений; в каждом регионе при этом может одновременно находиться до трёх фигурок включительно). Разрешается также передвигать и любое «восстание», в котором данный игрок имеет хотя бы одно очко влияния (тем самым определяя расстановку сил на следующем «производстве» и подкладывая свинью конкурентам). Фаза «Торговли» предполагает, прежде всего, обмен между игроками: «Tom Clancy's Politika» явно рассчитывалась на многопользовательский режим и активное общение соперников, от чего в одиночной партии осталось не так уж и много. Хотя именно здесь заключаются союзы – любая фракция может предложить соседу объединить свои силы по завоеванию России, нажав на символ «пацифик» вверху и указав соответствующую кандидатуру. Разрешается находиться лишь в одном союзе с одним из соперников, зато все его ячейки влияния во многих отношениях учитываются после этого как свои собственные.
Тем не менее самое интересное происходит во время «Вызова»: здесь одна фракция может выдвинуть свои претензии на ячейку влияния другой – как правило, в том регионе, где располагается представитель атакующей группировки. Экран «боя» изображён в виде двух рядов шестигранных кубиков, по одному у нападающего и у защитника: «агрессор» может приобретать кубики по обычной цене в 20 тыс. долларов за штуку, а количество таковых у обороняющегося равно общему числу контролируемых им и его союзником «клеточек» региона. После окончательного выяснения соотношения сил происходит выброс кубиков – и набравший большее число очков побеждает, оставляя или получая в своё распоряжение спорный балл влияния. За один ход каждый из двух представителей может бросить вызов лишь один раз – зато в борьбе не только за влияние в регионе, но и за какую-либо ячейку контроля над «восстанием», расположенным в той же области, что и он.
Наконец, последней фазой является приобретение карточек – как правило, по той же средней цене в 20 тысяч. Карточки являются крайне полезным явлением и немало разнообразят в целом размеренную смену фаз и ходов: например, одна карточка позволяет на этапе «Торговли» безвозвратно позаимствовать 20 тысяч у любого из соседей, другая предоставит один бесплатный кубик на стадии защиты, третья означает возможность бросить вызов любому сопернику на Кавказе, даже не имея в этом регионе своего представителя, – и так далее. Помимо таких карточек, по желанию и по возможности активируемых каждым из игроков во время соответствующего этапа своего хода, присутствуют в игре и совсем уже случайные события, имитирующие, по мысли авторов, реалии России эпохи 1990-х. Так, например, авария на Воронежской АЭС приостановит производство в регионе Москва на целый раунд, грант от МВФ одноразово принесёт в карман каждой фракции даровые 20 тыс. долл., а, скажем, рост коррупции в правительстве вдвое снизит цены на карточки на тот же один раунд.
Приличную долю разнообразия привносят и особые умения, которыми отличается каждая фракция: церковь получает лишний кубик защиты в регионе, где находится её представитель; фигурки коммунистов обладают возможностью одного лишнего вызова - и также с дополнительным кубиком; КГБ во время торговой фазы может украсть у соседа случайную карту; мафия в этот же самый период способна стащить у кого-нибудь другого 20 тыс. наличными; партия военных имеет право передвигать «восстания» на одну лишнюю клетку независимо от влияния; националисты могут перемещать любого из представителей в любое место на карте; реформаторы получают во время своего хода не менее 30 тысяч дохода; ну а сепаратисты имеют двойной доход от особых, стремящихся отделиться от Отечества регионов (Карелия, Кавказ, Татария, Коми, Саха и Тува). После завершения всех ходов в соответствующем числе раундов происходит подсчёт очков: помимо общего количества ячеек контроля в регионах и «восстаниях» имеет значение и денежная сумма на руках (каждые 30 тысяч приравниваются к одному баллу влияния), а к результату каждой фракции приплюсовываются и показатели её союзника. Пожалуй, самая неприятная концовка происходит, если двое кандидатов в победители демонстрируют одинаковый результат или находятся в союзе: в таком случае преемником Ельцина так никто и не становится, а Россия распадается на множество независимых и враждующих между собой мелких государств.
В целом, если закрыть глаза на сюжетную предысторию и в особенности на хромающее на все четыре ноги техническое исполнение, то игровой процесс «Tom Clancy's Politika» по своей задумке и отчасти реализации заслуживает самой высокой оценки и самого пристального внимания: всё вполне логично, интересно и даже сбалансировано. Единственное большое «но» – ориентация на недоступный многопользовательский режим оборачивается на редкость неприятной особенностью игры в одиночку: поскольку все ходы каждого из соперников происходят в реальном времени, участие живого игрока в борьбе за политическое влияние с двумя, тремя или семью контролируемыми компьютером фракциями сводится по большей части к пассивному наблюдению за действиями искусственного интеллекта. При этом отойти по своим делам в ожидании собственного хода не получится: буквально в любой момент кто-то из соперников может предложить нам союз или атаковать наш регион – и тогда действовать нужно будет незамедлительно! Авторы пытались бороться с этим недостатком, вводя настройки продолжительности хода и особый, добавленный в обновлении 1.1 (но по умолчанию выключенный) «режим молнии», значительно ускоряющий и ограничивающий по времени ожидание хода оппонента. Однако – тем меньше времени отводится и нам самим на размышления в случае неожиданного «вызова» со стороны соседа...
И всё же порекомендовать эту игру вполне можно всем любителям настольных игр, пошаговых стратегий, а также, разумеется, так называемой «альтернативной истории». Только не забудьте самым внимательным образом прочесть «техническую информацию» на соседней вкладке!
Предыстория «Tom Clancy's Politika» подаётся в виде заставки, весьма недурно замаскированной под выпуск теленовостей, включающий в себя непременное интервью с самим Томом Клэнси в качестве эксперта: некто Борис Ельцин, мелкий политический деятель эпохи «Sid Meier's Civilization II», волею судьбы оказавшийся во главе одного крупного евразийского государства, неожиданно умирает, не успев назначить себе преемника. В борьбу за победу на предстоящих президентских выборах вовлекаются несколько различных фракций: сепаратисты, коммунисты, реформаторы (так именуются сторонники либерально-рыночной политики покойного), мафия, церковь, националисты, армия и КГБ (представители последней организации называют себя так по старой памяти и с целью поддержания международного имиджа). В своё время можно было играть с другими пользователями по сети Internet, по индивидуальному паролю и через сервер издателя, но в современных условиях осуществить это вряд ли удастся. Так что для начала придётся выбрать от трёх до восьми компьютерных соперников желаемого уровня, а себе – любимую фракцию (оба этих показателя по умолчанию отданы на волю случая), – и по очереди с конкурентами бросать кубики, использовать карточки событий и передвигать фигурки своих представителей по просторам России, разделённой на 23 региона, – чтобы по прошествии от четырёх до восьми раундов можно было определить победителя сообразно набранному в этих регионах влиянию и имеющимся в распоряжении участников денежным средствам.
Визуально всё выглядит довольно-таки мило: вступительные и заключительные видеоролики предельно реалистичны, а изображение карты с фишками, занимающее большую часть экрана, чёткое и наглядное. Всё управление осуществляется посредством мыши, за исключением вызова краткой помощи (клавишей F1), полного внутриигрового руководства (F2), настроек (F12) и главного меню с возможностью сохранения, загрузки и выхода (Esc). Справа вверху отображаются иконки соперников с обозначением числа очков влияния и примерного богатства каждого из них; левее можно видеть более подробную информацию о статусе собственной фракции. Интерфейс дополняется окном событий и сообщений внизу: в первой версии игры оно накладывается на глобальную карту, которую для лучшего обзора необходимо периодически перемещать стрелками, расположенными в правом нижнем углу; в обновлении 1.1 этот небольшой недостаток был ликвидирован путём урезания карты – освободившуюся территорию заняли зачем-то сразу два одинаковых окна сообщений (при желании нажатием на значок конвертика в самом вверху это число можно ещё и увеличить). Наконец, кнопка с иконкой в виде лупы позволяет взглянуть на карту страны чуть поближе, полюбовавшись и на анимацию фигурок участников предвыборной борьбы (вот только в современных условиях пользоваться этой возможностью не рекомендуется во избежание вылетов). Что касается звука, то музыкальное сопровождение присутствует лишь в главном меню, а в остальное время приходится довольствоваться редкими эффектами (включая нечленораздельный лепет фигурок, слышимый при приближённом рассмотрении).
Число раундов, как уже было сказано, задаётся при начале игры в количестве от четырёх до восьми (а по умолчанию равно шести); перед стартом требуется выставить на свободных регионах страны двух представителей своей фракции: порядок ходов участников, который можно отслеживать на панели статуса справа вверху, определяется случайным образом, так что, например, игрок, занявший по жребию крайнюю левую позицию в ряду, получает право выставить одного своего представителя первым, а другого – последним, после того как это сделают все остальные участники предвыборной гонки. В каждом из 23-х регионов отображается по три ячейки «влияния»: это тот самый основной ресурс, за который мы и будем бороться; при начале каждой партии их принадлежность в случайном порядке распределена примерно поровну: например, если соперников трое, то у каждого будет по 26 очков; при восьми же участниках большинство окажется обладателями десяти баллов, а двое неудачников – девяти (или даже один, но восьми). Как видно, общее число ресурсов больше, чем количество регионов: лишние девять «клеточек» дают три «восстания» – «буржуазное», «рабочее» и «студенческое», – представляющие собой особые фишки, также расставляемые по полю в случайном порядке перед началом партии.
Ход любой фракции состоит из пяти этапов: «Производство», «Передвижение», «Торговля», «Вызов» и «Приобретение карточек» (каждый из них при этом ограничен по времени, которое отображается на панели статуса и зависит от избранных при начале партии настроек). Первая фаза подразумевает получение дохода от контролируемых регионов: всякий раз продукцию выдают лишь три области из 23 – попадая в список кандидатов на отображение в зависимости от своей «промышленной стоимости», обозначающейся чёрными точками под названием (например, у Сибири их шесть, а у Таймыра всего один: политически, таким образом, очки влияния в каждом из этих регионов совершенно одинаковы, но экономически – решительно отличаются!). При этом в зависимости от ситуации объём произведённого может быть обычным, удвоенным, ополовиненным или отсутствующим вовсе (последнее – как раз в случае нахождения в этом месте одного из трёх «восстаний»). Соответственно, игроки получают доход сообразно своему влиянию: по 10 тысяч долларов наличными за каждый перечисленный в начале хода регион (если считать по «нормальному» уровню производства), где они контролируют хотя бы одну ячейку (авторы сознательно отказались от использования для подсчёта рублей из-за наблюдавшегося на момент разработки игры резкого их обесценивания).
Этап «Передвижения», как легко догадаться, позволяет переместить на карте каждого из двух своих представителей из выбранного изначально местоположения – но только через те регионы, где они обладают влиянием (если фигурка расположена в области без единой контролируемой игроком ячейки, она может переехать лишь в соседний край в любом из направлений; в каждом регионе при этом может одновременно находиться до трёх фигурок включительно). Разрешается также передвигать и любое «восстание», в котором данный игрок имеет хотя бы одно очко влияния (тем самым определяя расстановку сил на следующем «производстве» и подкладывая свинью конкурентам). Фаза «Торговли» предполагает, прежде всего, обмен между игроками: «Tom Clancy's Politika» явно рассчитывалась на многопользовательский режим и активное общение соперников, от чего в одиночной партии осталось не так уж и много. Хотя именно здесь заключаются союзы – любая фракция может предложить соседу объединить свои силы по завоеванию России, нажав на символ «пацифик» вверху и указав соответствующую кандидатуру. Разрешается находиться лишь в одном союзе с одним из соперников, зато все его ячейки влияния во многих отношениях учитываются после этого как свои собственные.
Тем не менее самое интересное происходит во время «Вызова»: здесь одна фракция может выдвинуть свои претензии на ячейку влияния другой – как правило, в том регионе, где располагается представитель атакующей группировки. Экран «боя» изображён в виде двух рядов шестигранных кубиков, по одному у нападающего и у защитника: «агрессор» может приобретать кубики по обычной цене в 20 тыс. долларов за штуку, а количество таковых у обороняющегося равно общему числу контролируемых им и его союзником «клеточек» региона. После окончательного выяснения соотношения сил происходит выброс кубиков – и набравший большее число очков побеждает, оставляя или получая в своё распоряжение спорный балл влияния. За один ход каждый из двух представителей может бросить вызов лишь один раз – зато в борьбе не только за влияние в регионе, но и за какую-либо ячейку контроля над «восстанием», расположенным в той же области, что и он.
Наконец, последней фазой является приобретение карточек – как правило, по той же средней цене в 20 тысяч. Карточки являются крайне полезным явлением и немало разнообразят в целом размеренную смену фаз и ходов: например, одна карточка позволяет на этапе «Торговли» безвозвратно позаимствовать 20 тысяч у любого из соседей, другая предоставит один бесплатный кубик на стадии защиты, третья означает возможность бросить вызов любому сопернику на Кавказе, даже не имея в этом регионе своего представителя, – и так далее. Помимо таких карточек, по желанию и по возможности активируемых каждым из игроков во время соответствующего этапа своего хода, присутствуют в игре и совсем уже случайные события, имитирующие, по мысли авторов, реалии России эпохи 1990-х. Так, например, авария на Воронежской АЭС приостановит производство в регионе Москва на целый раунд, грант от МВФ одноразово принесёт в карман каждой фракции даровые 20 тыс. долл., а, скажем, рост коррупции в правительстве вдвое снизит цены на карточки на тот же один раунд.
Приличную долю разнообразия привносят и особые умения, которыми отличается каждая фракция: церковь получает лишний кубик защиты в регионе, где находится её представитель; фигурки коммунистов обладают возможностью одного лишнего вызова - и также с дополнительным кубиком; КГБ во время торговой фазы может украсть у соседа случайную карту; мафия в этот же самый период способна стащить у кого-нибудь другого 20 тыс. наличными; партия военных имеет право передвигать «восстания» на одну лишнюю клетку независимо от влияния; националисты могут перемещать любого из представителей в любое место на карте; реформаторы получают во время своего хода не менее 30 тысяч дохода; ну а сепаратисты имеют двойной доход от особых, стремящихся отделиться от Отечества регионов (Карелия, Кавказ, Татария, Коми, Саха и Тува). После завершения всех ходов в соответствующем числе раундов происходит подсчёт очков: помимо общего количества ячеек контроля в регионах и «восстаниях» имеет значение и денежная сумма на руках (каждые 30 тысяч приравниваются к одному баллу влияния), а к результату каждой фракции приплюсовываются и показатели её союзника. Пожалуй, самая неприятная концовка происходит, если двое кандидатов в победители демонстрируют одинаковый результат или находятся в союзе: в таком случае преемником Ельцина так никто и не становится, а Россия распадается на множество независимых и враждующих между собой мелких государств.
В целом, если закрыть глаза на сюжетную предысторию и в особенности на хромающее на все четыре ноги техническое исполнение, то игровой процесс «Tom Clancy's Politika» по своей задумке и отчасти реализации заслуживает самой высокой оценки и самого пристального внимания: всё вполне логично, интересно и даже сбалансировано. Единственное большое «но» – ориентация на недоступный многопользовательский режим оборачивается на редкость неприятной особенностью игры в одиночку: поскольку все ходы каждого из соперников происходят в реальном времени, участие живого игрока в борьбе за политическое влияние с двумя, тремя или семью контролируемыми компьютером фракциями сводится по большей части к пассивному наблюдению за действиями искусственного интеллекта. При этом отойти по своим делам в ожидании собственного хода не получится: буквально в любой момент кто-то из соперников может предложить нам союз или атаковать наш регион – и тогда действовать нужно будет незамедлительно! Авторы пытались бороться с этим недостатком, вводя настройки продолжительности хода и особый, добавленный в обновлении 1.1 (но по умолчанию выключенный) «режим молнии», значительно ускоряющий и ограничивающий по времени ожидание хода оппонента. Однако – тем меньше времени отводится и нам самим на размышления в случае неожиданного «вызова» со стороны соседа...
И всё же порекомендовать эту игру вполне можно всем любителям настольных игр, пошаговых стратегий, а также, разумеется, так называемой «альтернативной истории». Только не забудьте самым внимательным образом прочесть «техническую информацию» на соседней вкладке!