Crazy Arcade: BnB Odeubencheo

Crazy Arcade: BnB 어드벤처
BnB: Crazy Arcade
Crazy Arcade: BnB Odeubencheo
Жанр: Arcade
Разработчик: Softmax
Издатель: Sonokong
Год выхода: 2002
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.50 из 10
  • 1
  • 0
  • 7
В 2001 году южнокорейская корпорация Nexon выпустила бесплатную многопользовательскую игру BnB Crazy Arcade - своего рода аналог бессмертного Bomberman'а, но с минимизированным насилием: вместо бомб персонажи для "подрыва" друг друга использовали заполненные водой шарообразные ёмкости. Эта забава, как ни странно, приобрела на родине широкую известность, а затем обзавелась официальной локализацией либо дистрибуцией в целом ряде стран мира (включая Таиланд, Японию, Китай, США и - внимание - государства СНГ; предположительно она даже была переведена на русский язык), однако к началу 2010-х годов прекратила своё существование. На волне раннего ошеломляющего успеха - в 2002 году - к ней был выпущен, как сейчас принято говорить, "спин-офф" - "полноценный" изданный на CD платформер для одного или двух игроков за одним компьютером, ориентированный, правда, исключительно на поклонников франшизы в стране своего происхождения, но снискавший там не меньшую популярность, чем собственно первоисточник. BnB Adventure - одна из самых хорошо продававшихся вещей в истории корейского игростроения, а равно и одна из самых полюбившихся народу: в Интернете можно найти приличное количество фанатских "вики"-сайтов с описанием предыстории и прохождения, обширные и развёрнутые критические рецензии и так далее.

Сюжет игры, в отличие от множества подобных платформеров, вполне известен и подробно расписан, хотя ожидать от него чего-то сногсшибательного ни в коей мере не стоит. Персонажи "сумасшедшей аркады" счастливо и, как ни удивительно, мирно жили в своей сказочной вселенной, ради веселья сражаясь друг с другом при помощи волшебных водяных шаров. Но однажды этой идиллии настал конец: в их реальность вторгся кошмарный технократический злодей Богылин (выглядящий как более-менее стереотипный европейский пират, пусть и без увечий) со своими прихвостнями, заколдовавший всех местных зверушек, которые вследствие этого превратились в ужасных (а на деле часто ужасно забавных) монстров. Вызов негодяю решаются бросить два персонажа оригинальной Crazy Arcade: мальчик Дао и девочка Тиджини (на деле различий по внешнему виду между ними не так уж и много, если не считать цвет костюма); их задача - не только уничтожить захватчиков, но и спасти своих друзей-животных, освободив от злых чар. На всякий случай сразу отметим, что почти все тексты - диалоги во вступительном (там поясняется предыстория событий) и прочих роликах, в том числе предваряющих поединки с боссами (таковые всегда предусмотрены), меню и подменю, интерфейс, подсказки и большинство внутриигровых названий - на корейском языке; на английском лишь (почему-то) продублированы названия уровней на карте мира, а также выведены отдельные надписи, встречающиеся во время действия (например, слово "goal", обозначающее конечную точку этапа).

Перед стартом можно выбрать любого из двух персонажей, и в BnB Adventure к этому моменту стоит подойти со всей ответственностью, поскольку стиль прохождения за каждого несколько различается. Играть за Тиджини на порядок проще, так как у неё существенно больший запас здоровья, - этот показатель отображён посредством заполненных (на момент начала процесса) водой шаров в левом верхнем углу экрана: у упомянутой героини таковых три, тогда как у Дао - всего два. Недостаток "общих" жизненных сил юноша несколько компенсирует более мощной атакой: в качестве неё оба персонажа используют лишь один вид "оружия" - бесконечное количество тех самых ёмкостей с водой, которые предполагается метать в противников, - и иногда некоторых "слабаков" из числа последних Дао всё-таки может поразить с одного попадания, тогда как Тиджини всегда требуется минимум два, а чаще всего - намного больше.

Специальная атака тоже особая у каждого из героев: девушка умеет "надувать" большой водяной пузырь, использующийся затем как своего рода бомба с тикающим несколько секунд (хотя вообще это зависит от размера созданной сущности) до взрыва таймером, обладающая солидной мощью, - а парню доступна "пулемётная очередь" из шаров, мгновенно - с одного попадания - поражающая абсолютное большинство врагов, даже довольно сильных, в радиусе своего действия. Однако как минимум для начального прохождения всё-таки настоятельно рекомендуем выбрать Тиджини. Здесь же нужно сразу хотя бы кратко коснуться управления: клавиша "Ctrl" отвечает за обычную атаку; её зажатие на пару секунд - за специальную; клавиша "Alt" - за прыжки.

Игра разделена на восемь уровней, причём первые шесть доступны сразу же из соответствующего пункта главного меню (выбор осуществляется по той самой карте мира) и могут проходиться в любом порядке, - тогда как седьмой открывается лишь после успешного завершения всех упомянутых, являясь при этом сам по себе прелюдией к финальному, восьмому. Каждый из первых шести уровней состоит из трёх эпизодов (два "обычных" и поединок с местным "боссом"); на прохождение одного такого цикла выделяется три "жизни" (и, соответственно, два либо три - в зависимости от выбранного героя - шара в рамках каждой), но потеря любой из них означает возврат к старту и повторные сражения со всеми ранее поверженными на данном отрезке врагами, при этом бонусы, собранные в ходе предыдущих попыток, уже не восстанавливаются. Вместе с тем если вы добрались до второго или третьего этапа локации, то в случае гибели будете - в рамках текущего запуска игры - в любом разе возвращаться именно на его начало (даже при потере всех трёх "жизней"). Седьмой уровень представляет собой три последовательных повторных схватки с ранее уже побеждёнными боссами - и не самый приятный сюрприз в виде четвёртого этапа; что касается восьмого, то он тоже разделён на четыре эпизода (включая последнюю схватку), которые предстоит преодолеть отнюдь не на "своих двоих", - и заканчивается битвой с самим Богылином, в свою очередь разворачивающейся в три "захода". Перед началом каждого из восьми эпизодов одного из двух доступных для его прохождения героев можно выбирать заново.

Здесь, кстати говоря, стоит коснуться одного примечательного обстоятельства: BnB Adventure, несмотря на довольно высокую (хотя ни в коей мере не "невозможную") сложность, в явном виде ориентирована на детей школьного возраста (но не младше) - и поэтому, хоть и является "боевым" платформером, содержит не так много насилия, причём не только визуализированного (коего тут, в общем-то, нет в принципе), но даже условного. Почти все - за достаточно редкими исключениями - противники - это на самом деле милые и безобидные зверушки, заколдованные злобным пиратом: после попаданий (или, в некоторых случаях при игре за Дао, одного попадания) в них шаров они оказываются "заточены" в них. Затем протагонисту нужно дать команду "пройти" через получившийся "ком", в результате чего последний лопнет, а вместо монстра на экране на несколько секунд появится (и затем исчезнет) радостная собачка, кошечка, белочка, птичка, черепашка или ещё какой-нибудь зверёк с благодарным взглядом. Именно убивать же нужно, например, лётчиков-овощеметателей (удивляться не нужно, хотя знатоки корейских игр наверняка этому чувству и не поддадутся, - дальше будет, мягко говоря, и не такое) - что становится возможным вообще только на восьмом уровне - и боссов, так как это уже совсем не "братья наши меньшие", а слуги Богылина, - ну и самого главаря.

Обратите внимание, что встречается и единственный тип ловушек, причём неуничтожимых, - вылезающие из "пола" (то есть поверхности, по которой мы движемся) шипы, причиняющие не то чтобы значительный, но всё же ощутимый вред. Ещё стоит отметить, что условная "гибель" героев реализована тоже крайне мягко и ни разу не натуралистично, - собственно, это даже не смерть, а нечто вроде "нейтрализации": Дао падает на землю лицом вниз, а Тиджини садится на пятую точку с "удивлённо-шоковым" выражением лица и мультяшными звёздочками, кружащимися вокруг её головы. В случае потери всех "жизней" будет показан титульный экран с грустным протагонистом и англоязычной надписью "Game Over", - но сразу же появится возможность начать всё заново.

Главная сложность BnB Adventure - фактическое отсутствие полезных бонусов, причём - внимание! - восполнения здоровья это тоже касается: в абсолютном большинстве ситуаций нам придётся рассчитывать исключительно на собственные навыки и мастерство, а всевозможные кусочки тортов, дольки арбузов, гроздья бананов и вишенок и прочее подобное, что в изобилии встречается по пути, стоит собирать разве что для увеличения счёта по очкам, то есть исходя из собственного желания. "Ордена и медали" опять-таки необязательны - просто накопление определённого их количества позволит появиться в вашем арсенале "свистку" (отображается по центру верхней части экрана; на одном уровне есть шанс обзавестись несколькими таковыми, ибо "наград" там просто на удивление много), с помощью которого во время схватки будет разрешено вызвать кого-либо из персонажей оригинальной Crazy Arcade, не попавших в число протагонистов игры, дабы они временно дали нам какую-либо способность (например, неуязвимость или умение становиться невидимым; автор описания данной возможностью не пользовался).

Впрочем, иногда - очень редко, буквально несколько раз за игру, - возможность подлечиться всё-таки представится: необходимо найти и "атаковать" символ "знак вопроса", - и если тот после переворота покажет нечто вроде изогнутого бамбука, то один из неполных шаров в шкале здоровья, - а визуально ранения отображаются как убывание в них воды, - восстановит свой запас. Но - именно всегда один, независимо от общего нашего состояния: то есть если, скажем, два пусты, а в третьем жидкость есть лишь на донышке (иными словами, протагонист погибнет от следующего удара), то заполнится лишь последний упомянутый, но вовсе не все. Кроме того, изредка за этим манящим символом может скрываться отнюдь не лекарство, а что-то очень скверное. Стоит также упомянуть значки в виде "сердечка с обрамлением": если таковой замечен - то нужно обязательно подпрыгнуть и активировать его, что позволит появиться в каком-нибудь месте платформе или прыгалке, без чего пройти данный конкретный этап будет невозможно. Вообще, надо отметить, что реализация платформенного элемента здесь довольно "дружелюбная": встречаются и широкие пропасти (их не всегда легко перепрыгнуть, но падение туда никогда, за исключением одного уровня, не приводит к смерти), и узкие, движущиеся или "обваливающиеся" платформы, - но чего-то именно критически трудного в плане "механики" не наблюдается.

То же в полной мере можно сказать и об ограничении по времени: оно есть на каждом эпизоде, но объективно весьма "щадящее", поэтому ни разу не давит на игрока (вместе с тем совсем уж расслабляться тоже не следует). Перед началом прохождения можно выбрать один из трёх уровней сложности, что выражается в степени устойчивости врагов и протагониста к разным воздействиям (но, например, на упомянутый счётчик времени никак не влияет). Но вот что не менее неприятно, чем фактическая невозможность лечиться, - так это почти полная неспособность обоих героев драться в ближнем бою, сопряжённая с их на деле малой - даже у Тиджини - выносливостью: атака у них, как уже отмечалось, только дистанционная, причём кидают они шарики не слишком быстро и, если честно, не всегда метко.

Если же недруги окружили, - а такое не просто возможно, а часто очень даже вероятно, тем более что, увы, в некоторых местах последние способны возникать у вас за спиной в буквальном смысле из воздуха, - то защищаться теми же шарами формально всё равно дозволяется, но здоровье будет убывать с ужасающей быстротой, а никакой "брони", как и прочих полезных бонусов, в BnB Adventure не существует в принципе. Обязательно стоит отметить и то, что "сила" этого самого вредного воздействия от атак тех или иных врагов и вообще от опасностей различна: страшнее всего именно, с позволения сказать, "близкий контакт" с существами, способный "опорожнить" один из наших шаров более чем наполовину, тогда как случайное наступание на шипы или даже прямое попадание овощной ракеты причиняют гораздо меньше бед.

Пора переходить к самому "вкусному" - мирам и собственно противникам; с учётом происхождения игры знатоки уже наверняка догадались, что в этом аспекте нас ожидают истинная фантасмагория и воплощение в жизнь самых смелых идей. Шесть упомянутых уровней представлены следующими локациями: "деревня фастфуда" (да-да!); "волшебный лес"; "полярный мир"; "фабрика роботов"; "египетская (но вообще отчасти похожая и на мексиканскую, ибо кактусы соседствуют тут с пирамидами и сфинксами) пустыня"; "горные шахты". На каждом из них имеются свои, характерные почти исключительно лишь для него типы врагов, однако присутствует несколько встречающихся в разных "зонах", - и, разумеется, все номинально враждебные (не забываем об их истинной сущности!) персонажи просто на удивление колоритны, а их биоразнообразие приятно удивляет.

Так, к примеру, в "деревне фастфуда" нам противостоят: прыгающие глазастые картофелины фри, в том числе порой целые упаковки таких картофелин, после нескольких ударов рассыпающиеся на отдельные "палочки", причём с таким радиусом, что именно в этом случае вышеописанное окружение как раз возможно (ибо кто-то из них может приземлиться позади протагониста); пиццы (тоже с глазами, на тонких ножках и с кошачьими ушками), метающие в нас собственные кулаки; внешне милые, но на деле агрессивные и очень опасные антропоморфные рожки с мороженым, швыряющиеся "лепнинами" шоколадной глазури со своих сливочных голов (эти "товарищи" отнимают своей атакой приличное число здоровья за раз, а также довольно устойчивы к нашим боеприпасам); а также те самые самолёты, бомбардирующие сверху ракетами - гибридами салата и брокколи, и два вида "инопланетян" (напоминают стереотипных инопланетян из городских легенд о Розуэлльском инциденте - так называемых "серых", они же "греи") - белые, вооружённые бластерами (объективно смешные, но опасные), и полностью чёрные. Боссом данного уровня является гигантский гамбургер, периодически вызывающий себе на подмогу картофелины фри, а также умеющий кусаться, высоко прыгать и генерировать смертоносный "кетчупный дождь", - на всякий случай стоит уточнить, что запас здоровья у любого из "финальных" чудищ весьма значителен и отображён в виде цепочки зелёных шаров с водой в нижней части экрана.

В "полярном" мире встретятся пингвины, вороны - маленькие и большие, различающиеся между собой ещё и окрасом (при этом, как и предыдущие упомянутые пернатые, не летающие), некие красные моллюски, белые медведи на сноубордах; к слову сказать, этот уровень - один из самых проблемных, ибо здесь как раз потребуется совершать трудные прыжки через внушительных размеров трещины, падение в которые заканчивается гибелью вследствие попадания в ледяную воду, а также множественные, часто идущие прямо друг за другом участки с шипами. Местный босс - снеговик; умеет высоко прыгать (что, как и в случае с гамбургером, крайне опасно для протагониста), пытается схватить героя лапой и мановением волшебного цветка, находящегося у него другой конечности, "насылает" на нас падающие с неба ледяные глыбы.

На "пустынном" отрезке в качестве врагов выступают антропоморфные кактусы в шляпах и с усами, вооружённые, между прочим, пистолетами (прямо мексиканские бандиты, не иначе!), лиловые прямоходящие змеи-головастики, атакующие своими длинными языками (очень милые), серые шипастые гусеницы, сворачивающиеся в клубок, гигантские крабы и - снова внимание! - довольно трудно убиваемые белоголовые орланы, швыряющие нам на голову отложенные ими же яйца (!), а также - на втором эпизоде данной локации, представляющем собой, по-видимому, катакомбы пирамиды, - мумии и, скажем так, "огнедышащие изваяния из каменных блоков" - едва ли не единственный вид врагов, которых можно атаковать, но вообще нельзя окончательно нейтрализовать: после нескольких попаданий шаров они разваливаются на части, но через некоторое время вновь восстанавливаются, так что остаётся лишь временно сокрушать их и затем быстро обходить. Босс уровня - сфинкс, причём поединок с ним в корне отличается от всех прочих аналогичных сражений: там вам понадобятся ловкость пальцев и некоторая логика, но атаковать существо шарами напрямую не удастся.

"Фабрика роботов" - объективно трудный уровень, в первую очередь из-за обилия движущихся в разные стороны платформ и весьма запутанной архитектуры, оставляющей к тому же совсем мало места для прыжков (хотя прыгать как раз придётся много) и прочих манёвров. Противников тут всего два вида: уже знакомые по "деревне фастфуда" белые инопланетяне с бластерами (здесь, правда, они уже не редкие гости, а "основные обитатели") и роботы в виде прыгающих на пружинах металлических бочек, оснащённых ещё двумя выступающими (и оканчивающимися глазами) пружинами, коими и атакуют с некоторого расстояния. В конце локации предстоит тяжёлый бой с огромным роботом-танком, умеющим давить протагониста и атаковать чёрными ядрами (по баллистическим свойствам, как бы это ни прозвучало, аналогичными мячикам) из пушки, разместившейся в центре его тела, а также пулемётными очередями.

Пещерный уровень - пожалуй, самый причудливый: первый его эпизод герою предстоит преодолеть на вагонетке и без возможности сопротивляться, так что для защиты от снующих вокруг летучих мышей - единственных здешних врагов - останется только пригибать голову (то есть конкретно этих созданий, увы, мы спасти не сумеем); кроме того, попрыгать всё равно придётся - через выступающие прямо посреди рельсов камни, столкновение с которыми ведёт к гибели. Второй эпизод ещё занятнее - действие разворачивается в подобии золотодобывающих шахт, а среди врагов, помимо всё тех же летучих мышей, появляются аморфные синие летающие привидения (с чрезвычайно печальными физиономиями), тыквы, оформленные в стиле "светильников Джека" и оснащённые боксёрскими перчатками, и огромные четвероногие зубастые "пушки", стреляющие сразу двумя ядрами за раз. Местная архитектура тоже сравнительно запутанная, но здесь, в отличие от фабрики, есть стрелочки, указывающие верный путь. Местный босс же и вовсе шикарен, - и нет, это не бандит с Дикого Запада, как можно было бы представить исходя из антуража, а самый настоящий голубокожий джинн в чалме, с фиолетовым хвостовидным облаком вместо нижних конечностей и с просто архизлобной мордой, который очень быстро (и постоянно, да ещё и хаотично!) двигается по экрану (подчас ловко уходя от наших атак), больно дерётся локтями, а главное - способен вызывать целую "армию" небольших смерчей; необходимо также отметить, что по выносливости он, похоже, значительно превосходит всех прочих "главарей", ибо убивается - по сравнению с ними - весьма долго (но всё-таки отведённого времени вам наверняка хватит).

Ну а лесной уровень, скорее всего, основной массе игроков придётся больше всего по душе (по крайней мере внешне), хотя совсем лёгким его не назовёшь: тут водятся гигантские осы с жалами, умилительные антропоморфные грибы (вы же не думали, что корейские разработчики отступят от святой традиции отдавать дань уважения главному источнику своих больных фантазий?!), плюющиеся токсичными облаками, агрессивные деревья со, скажем так, "мордами" (их можно только именно что нейтрализовать, превратив в обычную лесную флору), вроде бы неубиваемые (даже задеть толком не получается), но очень опасные громадные пауки, то и дело свешивающиеся откуда-то сверху и норовящие укусить, а также, пожалуй, самый невероятный тип противников во всей игре - висящие на растительности пучки бананов, ведущие по нам дистанционные атаки фиолетовыми шариками (и ведь это тоже заколдованные зверюшки!), добраться до которых зачастую проблематично, а иногда и почти невозможно. Стоит также отметить, что платформенная часть здесь включает в себя в том числе серию не самых простых прыжков по узким сучкам. "Возглавляет" локацию гигантское зубастое дерево - чрезвычайно злобное и жуткое, - которое так и норовит ударить отважного героя своей сжимающейся в кулак сухой ветвью, а также обрушивает на него "дождь" из шипастых орехов и выпускает из земли собственные корни на приличном расстоянии от ствола (то есть удара нужно ждать всегда и везде - даже вроде бы и находясь в безопасности). Но в целом, если приноровиться, данный босс для ликвидации не особенно труден.

Седьмой этап, как уже было сказано где-то выше, - это повторные схватки с тремя боссами (снеговиком, деревом и роботом-танком), но затем последует ещё и четвёртая, очень тяжёлая сразу в нескольких отношениях, - со злобным двойником не выбранного вами героя (то есть либо Дао, либо Тиджини)! Наконец, на восьмом уровне протагонисту, сидящему за штурвалом миниатюрной летающей тарелки, сначала предстоит пройти три эпизода своеобразного "попурри", где будут смешаны в кучу предыдущие преодолённые локации, а равно и противники встретятся самые разные (но сплошь известные и "освоенные"). Ну а дальше - долгая битва с Богылином, точнее, не совсем с ним самим, а с гигантским роботом, им управляемым. Она, как тоже говорилось ранее, разделена на три фазы, в каждой из которых металлическое чудовище обладает определённым "главным" оружием: наплечная пушка, стреляющая лазерным лучом, страшная клешня и пулемёт, - а на первых двух монстр ещё и обильно поливает вас потоками ядер (на третьем же у него в наличии, собственно говоря, имеются только они, ибо от тела чудовища в результате ваших трудов останется к этому моменту лишь голова), летящих по различным траекториям, - уворачиваться от таких "очередей" довольно проблематично.

Но "сюжетная линия" - вовсе не вся BnB Adventure! В отдельном разделе меню создатели поместили целых три мини-игры, ограниченных по времени и ориентированных, увы, в первую очередь на сражения вдвоём за одним компьютером друг против друга. Первая - мнемоническая: показывается некоторое количество картинок с монстрами (противниками в "основной" кампании), которые затем переворачиваются "рубашками", а от нас требуется - за определённый срок - очистить от них поле, щёлкая на пары с идентичными изображениями; периодически за успех могут даваться какие-либо бонусы (например, дополнительное время или право посмотреть изначальный расклад "карточек" ещё раз).

Вторая забава в одиночном режиме доступна лишь в форме "практики": в полноценном виде это должна быть своего рода "дуэль" между двумя главными героями, Дао и Тиджини (с правом выбора любого из них), в ходе которой они, стоя по разным краям разделённого на две части экрана, перебрасываются водяными шарами, стараясь увернуться от атак соперника и применяя разные доступные дополнительные бонусы; но в упомянутой "практике" ничего такого нет - и мы должны, причём только шарами, без бонусов, атаковать какого-либо беззащитного монстрика, умеющего лишь отступать (впрочем, нейтрализовать его тоже не совсем просто, тем более с учётом отведённого на это времени).

Наконец, третья игра - нечто вроде популярной в странах Восточной Азии Puyo Puyo: в подобие "стакана" сверху падают шарики разных цветов, а от игрока требуется совмещать идентичные по горизонтали, вертикали или диагонали в тройки, дабы те лопались; "столбцы" упавших на дно шариков можно "перетасовывать", меняя их положение. Но опять-таки - без живого соперника, который должен заниматься тем же в противоположной части экрана и с которым в случае его наличия разрешается обмениваться разными "бонусами-гадостями", смысла во всём этом мало (хотя формально сыграть и можно).

С точки зрения графики BnB Adventure выглядит просто замечательно: пожалуй, не только в собственно игровом, но и в визуальном плане это один из лучших южнокорейских платформеров начала 2000-х годов. Палитра яркая, эффектов - с поправкой на отсутствие взрывов и прочего - более чем достаточно, причём в том числе "мимических" (обратите внимание, как морщатся те же грибы при попадании в них!). Внимание даже к мелким деталям окружающей обстановки заслуживает всяких похвал - чего стоит один лишь дизайн "пружин-прыгалок", на некоторых эпизодах отличающийся от стандартного (фигурки обезьян в пустыне, фиолетовые грибочки в лесу); фоны же уровней в кои-то веки по-настоящему разнообразны и положительно радуют глаз как тщательной прорисовкой, так и своей оригинальностью.

Под стать и звуковое оформление, из которого больше всего хотелось бы отметить удивительно добрую и крайне располагающую к себе музыку, словно бы ободряющую игрока и настраивающую на нужный лад при очередной попытке прохождения. Единственное, на что хотелось бы ещё раз обратить внимание при всех этих безусловных плюсах, - сложность здесь всё-таки порядочная, поэтому, несмотря на детский антураж, совсем юным игрокам давать этот платформер вряд ли стоит, чтобы избежать ненужных разочарований.

Итог, скорее всего, очевиден - достойнейшая вещь, наверняка способная порадовать самую широкую аудиторию, и самая что ни на есть гордость национального корейского игростроения, наконец-то занимающая положенное ей место в коллекции нашего сайта.
Автор обзора: kreol
BnB 2: Crazy Arcade
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.