Платформер Little Ida в Южной Корее вспоминать не любят. Хотя вообще история с ним связана довольно интересная: в октябре 1999 года эта игра получила премию от Министерства культуры как лучший программный продукт для детей не то месяца, не то всего года, - но вот журнальные критики с такой оценкой категорически не согласились. И если неработоспособность автозапуска по большому счёту проблемой считать нельзя, то вот касательно целевой аудитории с мнением журналистов спорить уже сложно: эта вещь, при всей своей вероятной замечательности, совсем, совсем не для юной аудитории.
Разработчики, по всей видимости, планировали международный релиз Little Ida (в итоге не состоявшийся), в связи с чем, что для корейских игр того времени весьма необычно, большая часть текста в ней на английском языке, причём существенная его масса - к негодованию вышеупомянутых рецензентов - ни на каком хангыле не продублирована. Сюжет, что не менее удивительно, тоже относительно понятный - хотя и, разумеется, бредовый в лучших (или худших) местных традициях. Пожилой дяденька Андерсоп живёт со своей внучкой Идой в большом доме, на первом этаже которого оборудовал детский книжный магазин. Однако он только с виду благообразный старичок - а на самом деле волшебник, открывший в своём жилище портал в мир европейских сказок. По ночам он отправляется туда, не то записывая, не то и вовсе направляя развитие событий, а затем на основе этого создаёт (или "доносит") эти самые сказки, облекает в форму книг и продаёт детям. И в сказках, естественно, зло всегда оказывается повержено, - но одной страшной ведьме это надоело. В сказочном мире она собирает на совет различных отрицательных персонажей - в первую очередь других колдуний, но не только, - и все вместе они решают положить конец гегемонии добродетели, попутно нейтрализовав или изуверским образом заколдовав главных героев. И их план удаётся, в результате чего Белоснежка обращает семерых гномов в рабов, Красная Шапочка начинает избивать Волка корзинкой с пирожками, ну и так далее. Более того - ведьмы похищают дедушку Андерсопа (его зовут именно так!), заточают его в темницу, а сами переносятся в наш мир, где переписывают все сказки по-своему, из-за чего прочитавшие их дети становятся злыми и жестокими. Исправить ситуацию может только отважная Ида, одолевшая одну из ведьм в начальном ролике и с помощью портала вступившая в мир искажённых фантазий. Её цель - победить злодеев и спасти своего деда. Согласитесь, что такая задумка, при всей её фантасмагоричности, всё-таки заслуживает внимания как нечто действительно примечательное.
Но вот игровой процесс, несмотря на декларируемую ориентацию на детей, не просто не является "простым", - нет, он сложен, причём значительно. Иде предстоит побывать в огромном количестве миров (многие из них доступны из карты-лужайки в главном меню и могут проходиться в произвольном порядке), чаще всего соответствующих каким-либо народным или литературным сказкам народов Западной Европы: тут и упомянутые "Белоснежка" с "Красной Шапочкой", и "Алиса в Стране Чудес", и "Гензель и Гретель", и "Питер Пэн", и "Бременские музыканты", и много всего другого. Обратите внимание, что определённые входы располагаются очень близко друг к другу, а "активным" является тот, над которым в данный момент появился какой-либо миниатюрный анимационный эффект.
Перспектива обзора - сбоку, героиня умеет прыгать, карабкаться по отвесным склонам (точнее, может повиснуть на руках и подтянуться на них, чтобы куда-то залезть), а также преодолевать небольшие расстояния по воздуху с помощью косичек в качестве своеобразных пропеллеров. Есть несколько "жизней" (по умолчанию четыре), причём это число можно увеличить, собрав определённое количество бонусов в виде продуктов питания (гамбургеры, кусочки тортов и так далее). Но вот запас её здоровья, визуально отображаемый в виде изменяющего свой цвет сердечка в правом верхнем углу экрана, равен всего трём единицам, - иными словами, ровно столько повреждений любого рода может при прочих равных условиях выдержать эта маленькая отважная девочка. После первого негативного воздействия изначально зелёный символ становится жёлтым, после второго красным, после третьего - серым. В последним случае Ида больше не может перемещаться и сражаться, а садится на землю и начинает горько плакать, пуская потоки слёз по параболической траектории. После этого - либо возврат к началу уровня (или контрольной точке), если ещё есть "жизни", либо завершение игры и предложение начать заново.
Единственным, по всей видимости, средством убиения недругов является напрыгивание на них сверху, причём работает это не абсолютно со всеми и требует очень точных попаданий, тогда как некоторые индивидуумы перемещаются весьма быстро. Поправить здоровье можно только разноцветными сердечками, восстанавливающими всего одну его единицу и встречающимися весьма и весьма редко. Других же - реально полезных - бонусов не так уж много, и в первую очередь среди них необходимо отметить коробки и сундуки. Первые носят в руках длинные тощие зайцы, коих придётся убить, чтобы завладеть их контейнерами; вторые просто встречаются порой на пути и требуют открытия. Предназначение у обоих одинаковое: они дают Иде волшебный костюм в "древнеегипетском" стиле, с помощью которого она получает временную - и не такую уж продолжительную - возможность летать, быстро бегать, куда больнее бить и так далее; наряд также защищает героиню от одного (любого) вредного воздействия - но при этом, увы, мгновенно пропадает.
Противники - как "рядовые", так и боссы разных ступеней иерархии, - истинно сюрреалистичны. Упомянутые кролики, куклы, злобные гномы, девочки, кидающиеся печеньем, ощипанные курицы, рыбы и так далее, - но отдельного внимания заслуживают крокодилы с бомбами. Если большинство прочих типов недругов (не считая, разумеется, "главарей") погибают буквально от одного точного приземления им на голову, то с крокодилами это не проходит: их таким способом можно лишь оглушить на пару секунд, после чего они возвращаются к своему занятию - швыряют в нас смертоносные боеприпасы, правда, не так уж редко сами попадают под их радиус действия, тогда уже отходя в лучший мир (всё это показано без реального насилия, надо заметить). Помимо живых врагов будут и неодушевлённые опасности - скажем, традиционные для корейских игр шипы на земле или, например, капли ядовитой воды, обильно падающие с потолка пещеры, где добывают руду порабощённые гномы (это отдельная мини-локация). У ряда уровней есть свои собственные особенности: в землях Снежной королевы скользко и дует ветер (оба фактора влияют на механику прохождения), лягушки на болоте дружелюбны (и без использования их в качестве своеобразных "трамплинов" успеха не достичь), а в реалиях "Золотого гуся" придётся спасать и возвращать родителям беззащитных, но прыгучих детишек.
Что касается боссов, то ко многим из них нужен особый подход, - и, по-видимому, как раз в этом (ну и в редкой активации каких-то кнопок) и заключается отмечаемый в рецензиях "adventure-элемент". Кого-то - как ту же высокорослую немецкую ведьму в поварском колпаке, швыряющуюся ложками, - предстоит победить самым обычным способом, просто приземлившись ей точно на голову куда больше одного раза. Но, например, с капитаном пиратов Джезом Крюком нужен совсем иной, почти "квестовый" подход: в открытом бою его не одолеть, поэтому придётся искать способ нейтрализации страшного оружия этого негодяя. Заканчивается каждый уровень порталом, открывающимся после уничтожения босса или какого-то иного действия.
Ещё стоит отметить наличие своего рода мини-игр - локаций, где процесс несколько отличается от традиционного. Так, Иде придётся поплавать на затонувшем корабле, сражаясь с рыбами и попутно собирая кислородные бонусы, ибо запас воздуха у неё весьма ограничен, а также полетать в небе, сбивая крылатых носатых мужчин, и даже посоревноваться на скорость с голубокожим монстром, участвуя в забеге по лабиринтообразным плитам посреди грязевого болота, где умение вовремя замечать нужное направление и правильно выбирать стартовую точку для прыжка является критически важным.
В корейских обзорах в качестве одного из главных достоинств Little Ida назывался уникальный визуальный стиль. И это чистая правда - даже несмотря на то, что игры из данной страны вообще зачастую смотрятся с точки зрения графики весьма необычно. Эта же вещь на самом деле не похожа ни на какую другую - и, пусть и с огромными оговорками, напоминает какой-то жуткий театр марионеток: все персонажи, включая главную героиню, выражающую свои эмоции лишь бровями и - изредка - широко раскрывающимся ртом, выглядят какими-то "неживыми". Фоны же прорисованы на славу и даже иногда немного напоминают книжные иллюстрации, - вот только любоваться всем этим, несмотря на отсутствие ограничения по времени, едва ли получится. Потому что сложность - тем более для детей - положительно зашкаливает, и погибает героиня настолько быстро, что это начинает надоедать. Хотя взрослый человек, умеющий играть в платформеры, наверняка справится после некоторой подготовки. Последний момент, заслуживающий отдельного рассмотрения, - крайне занятная реализация опций управления в главном меню: вы листаете книжные страницы, на каждой из которых нарисована кнопка и показано анимированное изображение того, что по её нажатию будет делать главная героиня.
Вердикт - интересно, необычно, а потому достойно помещения в нашу коллекцию, - но на "детскую" обложку, повторим, "вестись" ни в коем случае не надо. Только истинный бородатый хардкорщик сможет помочь Иде одолеть банду коварных ведьм и устранить искажения в сказочном мире, - если, конечно, признает, что и с маленькой девочкой в главной роли можно сотворить по-настоящему суровый платформер.
Разработчики, по всей видимости, планировали международный релиз Little Ida (в итоге не состоявшийся), в связи с чем, что для корейских игр того времени весьма необычно, большая часть текста в ней на английском языке, причём существенная его масса - к негодованию вышеупомянутых рецензентов - ни на каком хангыле не продублирована. Сюжет, что не менее удивительно, тоже относительно понятный - хотя и, разумеется, бредовый в лучших (или худших) местных традициях. Пожилой дяденька Андерсоп живёт со своей внучкой Идой в большом доме, на первом этаже которого оборудовал детский книжный магазин. Однако он только с виду благообразный старичок - а на самом деле волшебник, открывший в своём жилище портал в мир европейских сказок. По ночам он отправляется туда, не то записывая, не то и вовсе направляя развитие событий, а затем на основе этого создаёт (или "доносит") эти самые сказки, облекает в форму книг и продаёт детям. И в сказках, естественно, зло всегда оказывается повержено, - но одной страшной ведьме это надоело. В сказочном мире она собирает на совет различных отрицательных персонажей - в первую очередь других колдуний, но не только, - и все вместе они решают положить конец гегемонии добродетели, попутно нейтрализовав или изуверским образом заколдовав главных героев. И их план удаётся, в результате чего Белоснежка обращает семерых гномов в рабов, Красная Шапочка начинает избивать Волка корзинкой с пирожками, ну и так далее. Более того - ведьмы похищают дедушку Андерсопа (его зовут именно так!), заточают его в темницу, а сами переносятся в наш мир, где переписывают все сказки по-своему, из-за чего прочитавшие их дети становятся злыми и жестокими. Исправить ситуацию может только отважная Ида, одолевшая одну из ведьм в начальном ролике и с помощью портала вступившая в мир искажённых фантазий. Её цель - победить злодеев и спасти своего деда. Согласитесь, что такая задумка, при всей её фантасмагоричности, всё-таки заслуживает внимания как нечто действительно примечательное.
Но вот игровой процесс, несмотря на декларируемую ориентацию на детей, не просто не является "простым", - нет, он сложен, причём значительно. Иде предстоит побывать в огромном количестве миров (многие из них доступны из карты-лужайки в главном меню и могут проходиться в произвольном порядке), чаще всего соответствующих каким-либо народным или литературным сказкам народов Западной Европы: тут и упомянутые "Белоснежка" с "Красной Шапочкой", и "Алиса в Стране Чудес", и "Гензель и Гретель", и "Питер Пэн", и "Бременские музыканты", и много всего другого. Обратите внимание, что определённые входы располагаются очень близко друг к другу, а "активным" является тот, над которым в данный момент появился какой-либо миниатюрный анимационный эффект.
Перспектива обзора - сбоку, героиня умеет прыгать, карабкаться по отвесным склонам (точнее, может повиснуть на руках и подтянуться на них, чтобы куда-то залезть), а также преодолевать небольшие расстояния по воздуху с помощью косичек в качестве своеобразных пропеллеров. Есть несколько "жизней" (по умолчанию четыре), причём это число можно увеличить, собрав определённое количество бонусов в виде продуктов питания (гамбургеры, кусочки тортов и так далее). Но вот запас её здоровья, визуально отображаемый в виде изменяющего свой цвет сердечка в правом верхнем углу экрана, равен всего трём единицам, - иными словами, ровно столько повреждений любого рода может при прочих равных условиях выдержать эта маленькая отважная девочка. После первого негативного воздействия изначально зелёный символ становится жёлтым, после второго красным, после третьего - серым. В последним случае Ида больше не может перемещаться и сражаться, а садится на землю и начинает горько плакать, пуская потоки слёз по параболической траектории. После этого - либо возврат к началу уровня (или контрольной точке), если ещё есть "жизни", либо завершение игры и предложение начать заново.
Единственным, по всей видимости, средством убиения недругов является напрыгивание на них сверху, причём работает это не абсолютно со всеми и требует очень точных попаданий, тогда как некоторые индивидуумы перемещаются весьма быстро. Поправить здоровье можно только разноцветными сердечками, восстанавливающими всего одну его единицу и встречающимися весьма и весьма редко. Других же - реально полезных - бонусов не так уж много, и в первую очередь среди них необходимо отметить коробки и сундуки. Первые носят в руках длинные тощие зайцы, коих придётся убить, чтобы завладеть их контейнерами; вторые просто встречаются порой на пути и требуют открытия. Предназначение у обоих одинаковое: они дают Иде волшебный костюм в "древнеегипетском" стиле, с помощью которого она получает временную - и не такую уж продолжительную - возможность летать, быстро бегать, куда больнее бить и так далее; наряд также защищает героиню от одного (любого) вредного воздействия - но при этом, увы, мгновенно пропадает.
Противники - как "рядовые", так и боссы разных ступеней иерархии, - истинно сюрреалистичны. Упомянутые кролики, куклы, злобные гномы, девочки, кидающиеся печеньем, ощипанные курицы, рыбы и так далее, - но отдельного внимания заслуживают крокодилы с бомбами. Если большинство прочих типов недругов (не считая, разумеется, "главарей") погибают буквально от одного точного приземления им на голову, то с крокодилами это не проходит: их таким способом можно лишь оглушить на пару секунд, после чего они возвращаются к своему занятию - швыряют в нас смертоносные боеприпасы, правда, не так уж редко сами попадают под их радиус действия, тогда уже отходя в лучший мир (всё это показано без реального насилия, надо заметить). Помимо живых врагов будут и неодушевлённые опасности - скажем, традиционные для корейских игр шипы на земле или, например, капли ядовитой воды, обильно падающие с потолка пещеры, где добывают руду порабощённые гномы (это отдельная мини-локация). У ряда уровней есть свои собственные особенности: в землях Снежной королевы скользко и дует ветер (оба фактора влияют на механику прохождения), лягушки на болоте дружелюбны (и без использования их в качестве своеобразных "трамплинов" успеха не достичь), а в реалиях "Золотого гуся" придётся спасать и возвращать родителям беззащитных, но прыгучих детишек.
Что касается боссов, то ко многим из них нужен особый подход, - и, по-видимому, как раз в этом (ну и в редкой активации каких-то кнопок) и заключается отмечаемый в рецензиях "adventure-элемент". Кого-то - как ту же высокорослую немецкую ведьму в поварском колпаке, швыряющуюся ложками, - предстоит победить самым обычным способом, просто приземлившись ей точно на голову куда больше одного раза. Но, например, с капитаном пиратов Джезом Крюком нужен совсем иной, почти "квестовый" подход: в открытом бою его не одолеть, поэтому придётся искать способ нейтрализации страшного оружия этого негодяя. Заканчивается каждый уровень порталом, открывающимся после уничтожения босса или какого-то иного действия.
Ещё стоит отметить наличие своего рода мини-игр - локаций, где процесс несколько отличается от традиционного. Так, Иде придётся поплавать на затонувшем корабле, сражаясь с рыбами и попутно собирая кислородные бонусы, ибо запас воздуха у неё весьма ограничен, а также полетать в небе, сбивая крылатых носатых мужчин, и даже посоревноваться на скорость с голубокожим монстром, участвуя в забеге по лабиринтообразным плитам посреди грязевого болота, где умение вовремя замечать нужное направление и правильно выбирать стартовую точку для прыжка является критически важным.
В корейских обзорах в качестве одного из главных достоинств Little Ida назывался уникальный визуальный стиль. И это чистая правда - даже несмотря на то, что игры из данной страны вообще зачастую смотрятся с точки зрения графики весьма необычно. Эта же вещь на самом деле не похожа ни на какую другую - и, пусть и с огромными оговорками, напоминает какой-то жуткий театр марионеток: все персонажи, включая главную героиню, выражающую свои эмоции лишь бровями и - изредка - широко раскрывающимся ртом, выглядят какими-то "неживыми". Фоны же прорисованы на славу и даже иногда немного напоминают книжные иллюстрации, - вот только любоваться всем этим, несмотря на отсутствие ограничения по времени, едва ли получится. Потому что сложность - тем более для детей - положительно зашкаливает, и погибает героиня настолько быстро, что это начинает надоедать. Хотя взрослый человек, умеющий играть в платформеры, наверняка справится после некоторой подготовки. Последний момент, заслуживающий отдельного рассмотрения, - крайне занятная реализация опций управления в главном меню: вы листаете книжные страницы, на каждой из которых нарисована кнопка и показано анимированное изображение того, что по её нажатию будет делать главная героиня.
Вердикт - интересно, необычно, а потому достойно помещения в нашу коллекцию, - но на "детскую" обложку, повторим, "вестись" ни в коем случае не надо. Только истинный бородатый хардкорщик сможет помочь Иде одолеть банду коварных ведьм и устранить искажения в сказочном мире, - если, конечно, признает, что и с маленькой девочкой в главной роли можно сотворить по-настоящему суровый платформер.
- Главный герой:
Ребёнок
Женский персонаж - Перспектива:
Вид сбоку - Страна или регион происхождения:
Южная Корея - Тематика:
Сказки - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
Платформер - Язык:
한국어
English