«Алмазный Птах» – одна из первых полномерных русскоязычных адвенчур, вышедшая спустя два года после «Царевны» и очень даже напоминающая это пионерское творение красноярцев: что тускловатой палитрой, что древнерусскими мотивами, что происхождением из не самого центрального региона. Судя по всему, компания Севур Артс явно ничем более не отметилась на ниве игроиндустрии. Зато за сценарий отвечал настоящий профессионал – фольклорист и краевед из Пермского университета Константин Шумов, а издавало игру компьютерное подразделение концерна «Союз», более известного по одноимённой студии звукозаписи и по сети магазинов аудио- и видеопродукции. Сразу заметим, что из «Алмазного Птаха» не вышло ни хита, ни шедевра: должно быть, игра стала феноменальным раритетом чуть ли не сразу же после появления на свет, да и никакого сравнения с именитыми зарубежными сверстниками и коллегами по жанру, к сожалению, не выдерживает. Впрочем, не всё так уж и плохо, и как минимум коллекционера редкостей пермская адвенчура способна очень даже заинтересовать.
Сюжет представляет собой попурри на тему русских сказок: в некотором царстве, в некотором государстве, где все цари традиционно звались Иванами, происходит одно неприятное событие. Царицу – и нашу мать, ибо играем мы, разумеется, за Ивана-Царевича, – охватила загадочная немочь: меланхолия, общий упадок сил, а вдобавок ещё и желание достать то, не знаю что; похоже, царство наше совсем уже махонькое и бедное кадрами, раз за этим непонятно чем родители снаряжают в путь своё единственное чадо. Себя мы на экране не увидим: перспектива в игре – от первого лица; да и экранов этих, в полном соответствии с предельно скромными размерами местной ойкумены, здесь всего лишь десять. Причём каждый из них представляет собой отдельную замкнутую локацию, так что игровой процесс отчасти напоминает скорее головоломку в стиле «найди выход из комнаты», чем традиционную приключенческую игру. Инвентарь у нас, к счастью, имеется и вполне богатый, но вот встречных персонажей раз-два и обчёлся: беседы будут, но исключительно в виде неинтерактивных роликов с бегущим по экрану текстом (родным до боли шрифтом «Ижица») с кое-как рифмованным монологом кого-то из немногочисленных персонажей: мама, папа, загадочный Сказочник, а также Мельник-колдун, Баба-Яга да Змей Горыныч, - куда уж без них.
Графика, как уже было замечено, особой яркостью палитры не отличается, да и тонкостью прорисовки деталей локаций, если честно, тоже. Зато крупные портреты упомянутых выше шести собеседников исполнены очень даже недурно, а фоны для интерлюдий и подавно представляют собой реалистичные оцифрованные фотоснимки. Временами игра радует нас и озвучкой, в том числе фрагментами народных песен – к сожалению, крайне немногочисленными и звучащими лишь во вступительном ролике да на экране гибели героя; в остальном же голосовое сопровождение сводится к постоянным и – по мере привыкания – довольно-таки назойливым комментариям невидимой ведущей к каждому нашему действию, как удачному, так и не очень (от «Ай да молодец – ума палата!» до «Сила есть, ума не надо»). А вот MIDI-музыка вызывает куда большие нарекания: мало того, что она слишком однообразная и чересчур громкая, так ещё и никак не соответствует ни сказочной тематике, ни древнерусскому антуражу.
Всё управление осуществляется посредством мыши; два маленьких флажка в левом верхнем углу экрана позволяют сохранять и загружать игру (но только на начало каждого уровня-экрана: действия, совершённые после захода на данную локацию, не запоминаются); аналогично расположенные иконки вверху справа позволяют зачем-то сворачивать «Алмазного Птаха» на панель задач или покидать его совсем. Внизу размещается неубираемая панель на двенадцать посадочных мест инвентаря (больше не понадобится); большинство предметов переходят с нами из одного «эпизода» в другой, но исчезают по мере использования. Собирать их следует на основном экране; увы, значительная часть игрового процесса сводится к банальному и брутальному пиксельхантингу: дело даже не столько в скудости палитры и в соответствующей малоразличимости представляющих интерес объектов на общем фоне, сколько в миниатюрности и не всегда очевидном расположении активных точек. Хорошо хоть все таковые снабжены подписями и по мере перемещения курсора по основному окну демонстрируют нам свои имена – в самом низу экрана, под инвентарной панелью. Обратите внимание, что некоторые из встречных предметов снабжены знаком вопроса рядом с названием: это значит, что на них можно нажать не только левой (для традиционного взятия или взаимодействия), но и правой кнопкой мыши – после чего нам будет продемонстрирован коротенький видеоролик с популярным разъяснением сути и предназначения данной вещи. Как правило, речь идёт о различных древних диковинках: скажем, пестерь на наших глазах постепенно превратится в... чемодан, тем самым наглядно указав на возможность дальнейшего использования этого предмета, туес окажется термосом, и даже обычный угольный утюг или русская печь на несколько секунд предстанут перед нами в виде своих отдалённых и более понятных большинству современных игроков потомков.
Особо следует отметить такой необычный элемент интерфейса, как серебряный нож в особой ячейке сверху: это не что иное, как показатель нашего здоровья. Мы уже намекали, что странствие по миру «Алмазного Птаха» – задача опасная и чревата летальным исходом с милыми песнопениями в качестве отходной? Практически на каждом экране-уровне присутствуют и «нехорошие» предметы, которые лучше не трогать: большинство таких вредных вещей отнимают у нас всего лишь одно очко жизни из десяти имеющихся, но временами встречаются и совершенно уже смертоносные неприятности. К первым относятся, как ни странно, грабли: на удивление неотъемлемый экспонат что тронного зала в царской палате, что избы Сказочника, что полянки у мельницы (авторы явно увлеклись такого рода визуализацией русских народных пословиц и поговорок). К счастью, временами дозволяется восстанавливать здоровье на несколько пунктов – например, путём игры на балалайке! Случаи гибели «от одного удара» более редки и очевидны; кроме того, ситуация смерти героя – ещё не совсем Game Over: в распоряжении Ивана-Царевича оказываются три флакона с Живой Водой. Соответственно, трижды после собственного погребения можно воскреснуть на том же самом уровне, вылив драгоценную влагу на свои охладевшие ноги (это единственный случай хоть какой-то представленности на экране протагониста), – прежде чем летальный исход будет означать необходимость переигрывать с самого начала.
Впрочем, при должном понимании сути происходящего пройти «Алмазного Птаха», преодолев все невзгоды и достав искомое неизвестно что (природу которого, кстати, не так уж и трудно угадать по экрану заставки и по паспортным данным игры), можно где-то так за полчаса. Но вряд ли у кого-то получится сделать это самостоятельно, да ещё и с первого раза: авторы совершенно не случайно положили на диск с игрой полное прохождение, написанное очень даже стильно, от имени того самого Сказочника, и удобнейшим образом озаглавленное «Не читать!» (ага, – вот для чего нужна та опция сворачивания игры). Видимо, и сами разработчики понимали, что постичь сказочную логику простому реальному игроку будет ой как не просто... Казалось бы, предельно малое число локаций и ограниченность всех наших действий одним-единственным экраном не очень-то способствуют возникновению особых сложностей при решении местных загадок. Однако привычная для поклонника квестов методика «применения всего на всём» основательно затрудняется, во-первых, пиксельхантингом; во-вторых, также уже описанными ситуациями потенциальной гибели при постоянных попытках наступать на одни и те же грабли; ну а в-третьих – неочевидностью и нелогичностью очень даже многих действий (как минимум одно из которых не упомянуто даже в том самом официальном прохождении). С другой стороны, некоторые головоломки вполне даже любопытны: например, возможность использовать на многих предметах Волшебное Зеркало, способное превращать одни вещи в совершенно другие, – или, скажем, Лабиринт, который хоть и состоит всего из трёх комнат, но позволяет немного отдохнуть от инвентарных загадок, обратившись к самым что ни на есть логическим. Ну а кроме того – придётся нам здесь и муку молоть, и кашу из топора варить, и Змея Горыныча побеждать...
А потому, несмотря на все свои объективные недостатки, игра вполне заслуживает некоторого внимания – прежде всего как артефакт раннего периода отечественного игростроения на совсем даже незаезженную тематику.
Сюжет представляет собой попурри на тему русских сказок: в некотором царстве, в некотором государстве, где все цари традиционно звались Иванами, происходит одно неприятное событие. Царицу – и нашу мать, ибо играем мы, разумеется, за Ивана-Царевича, – охватила загадочная немочь: меланхолия, общий упадок сил, а вдобавок ещё и желание достать то, не знаю что; похоже, царство наше совсем уже махонькое и бедное кадрами, раз за этим непонятно чем родители снаряжают в путь своё единственное чадо. Себя мы на экране не увидим: перспектива в игре – от первого лица; да и экранов этих, в полном соответствии с предельно скромными размерами местной ойкумены, здесь всего лишь десять. Причём каждый из них представляет собой отдельную замкнутую локацию, так что игровой процесс отчасти напоминает скорее головоломку в стиле «найди выход из комнаты», чем традиционную приключенческую игру. Инвентарь у нас, к счастью, имеется и вполне богатый, но вот встречных персонажей раз-два и обчёлся: беседы будут, но исключительно в виде неинтерактивных роликов с бегущим по экрану текстом (родным до боли шрифтом «Ижица») с кое-как рифмованным монологом кого-то из немногочисленных персонажей: мама, папа, загадочный Сказочник, а также Мельник-колдун, Баба-Яга да Змей Горыныч, - куда уж без них.
Графика, как уже было замечено, особой яркостью палитры не отличается, да и тонкостью прорисовки деталей локаций, если честно, тоже. Зато крупные портреты упомянутых выше шести собеседников исполнены очень даже недурно, а фоны для интерлюдий и подавно представляют собой реалистичные оцифрованные фотоснимки. Временами игра радует нас и озвучкой, в том числе фрагментами народных песен – к сожалению, крайне немногочисленными и звучащими лишь во вступительном ролике да на экране гибели героя; в остальном же голосовое сопровождение сводится к постоянным и – по мере привыкания – довольно-таки назойливым комментариям невидимой ведущей к каждому нашему действию, как удачному, так и не очень (от «Ай да молодец – ума палата!» до «Сила есть, ума не надо»). А вот MIDI-музыка вызывает куда большие нарекания: мало того, что она слишком однообразная и чересчур громкая, так ещё и никак не соответствует ни сказочной тематике, ни древнерусскому антуражу.
Всё управление осуществляется посредством мыши; два маленьких флажка в левом верхнем углу экрана позволяют сохранять и загружать игру (но только на начало каждого уровня-экрана: действия, совершённые после захода на данную локацию, не запоминаются); аналогично расположенные иконки вверху справа позволяют зачем-то сворачивать «Алмазного Птаха» на панель задач или покидать его совсем. Внизу размещается неубираемая панель на двенадцать посадочных мест инвентаря (больше не понадобится); большинство предметов переходят с нами из одного «эпизода» в другой, но исчезают по мере использования. Собирать их следует на основном экране; увы, значительная часть игрового процесса сводится к банальному и брутальному пиксельхантингу: дело даже не столько в скудости палитры и в соответствующей малоразличимости представляющих интерес объектов на общем фоне, сколько в миниатюрности и не всегда очевидном расположении активных точек. Хорошо хоть все таковые снабжены подписями и по мере перемещения курсора по основному окну демонстрируют нам свои имена – в самом низу экрана, под инвентарной панелью. Обратите внимание, что некоторые из встречных предметов снабжены знаком вопроса рядом с названием: это значит, что на них можно нажать не только левой (для традиционного взятия или взаимодействия), но и правой кнопкой мыши – после чего нам будет продемонстрирован коротенький видеоролик с популярным разъяснением сути и предназначения данной вещи. Как правило, речь идёт о различных древних диковинках: скажем, пестерь на наших глазах постепенно превратится в... чемодан, тем самым наглядно указав на возможность дальнейшего использования этого предмета, туес окажется термосом, и даже обычный угольный утюг или русская печь на несколько секунд предстанут перед нами в виде своих отдалённых и более понятных большинству современных игроков потомков.
Особо следует отметить такой необычный элемент интерфейса, как серебряный нож в особой ячейке сверху: это не что иное, как показатель нашего здоровья. Мы уже намекали, что странствие по миру «Алмазного Птаха» – задача опасная и чревата летальным исходом с милыми песнопениями в качестве отходной? Практически на каждом экране-уровне присутствуют и «нехорошие» предметы, которые лучше не трогать: большинство таких вредных вещей отнимают у нас всего лишь одно очко жизни из десяти имеющихся, но временами встречаются и совершенно уже смертоносные неприятности. К первым относятся, как ни странно, грабли: на удивление неотъемлемый экспонат что тронного зала в царской палате, что избы Сказочника, что полянки у мельницы (авторы явно увлеклись такого рода визуализацией русских народных пословиц и поговорок). К счастью, временами дозволяется восстанавливать здоровье на несколько пунктов – например, путём игры на балалайке! Случаи гибели «от одного удара» более редки и очевидны; кроме того, ситуация смерти героя – ещё не совсем Game Over: в распоряжении Ивана-Царевича оказываются три флакона с Живой Водой. Соответственно, трижды после собственного погребения можно воскреснуть на том же самом уровне, вылив драгоценную влагу на свои охладевшие ноги (это единственный случай хоть какой-то представленности на экране протагониста), – прежде чем летальный исход будет означать необходимость переигрывать с самого начала.
Впрочем, при должном понимании сути происходящего пройти «Алмазного Птаха», преодолев все невзгоды и достав искомое неизвестно что (природу которого, кстати, не так уж и трудно угадать по экрану заставки и по паспортным данным игры), можно где-то так за полчаса. Но вряд ли у кого-то получится сделать это самостоятельно, да ещё и с первого раза: авторы совершенно не случайно положили на диск с игрой полное прохождение, написанное очень даже стильно, от имени того самого Сказочника, и удобнейшим образом озаглавленное «Не читать!» (ага, – вот для чего нужна та опция сворачивания игры). Видимо, и сами разработчики понимали, что постичь сказочную логику простому реальному игроку будет ой как не просто... Казалось бы, предельно малое число локаций и ограниченность всех наших действий одним-единственным экраном не очень-то способствуют возникновению особых сложностей при решении местных загадок. Однако привычная для поклонника квестов методика «применения всего на всём» основательно затрудняется, во-первых, пиксельхантингом; во-вторых, также уже описанными ситуациями потенциальной гибели при постоянных попытках наступать на одни и те же грабли; ну а в-третьих – неочевидностью и нелогичностью очень даже многих действий (как минимум одно из которых не упомянуто даже в том самом официальном прохождении). С другой стороны, некоторые головоломки вполне даже любопытны: например, возможность использовать на многих предметах Волшебное Зеркало, способное превращать одни вещи в совершенно другие, – или, скажем, Лабиринт, который хоть и состоит всего из трёх комнат, но позволяет немного отдохнуть от инвентарных загадок, обратившись к самым что ни на есть логическим. Ну а кроме того – придётся нам здесь и муку молоть, и кашу из топора варить, и Змея Горыныча побеждать...
А потому, несмотря на все свои объективные недостатки, игра вполне заслуживает некоторого внимания – прежде всего как артефакт раннего периода отечественного игростроения на совсем даже незаезженную тематику.
- Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Сказки - Язык:
Русский