History of the World

History of the World
Жанр: Strategy
Разработчик: Colorado Computer Creations
Издатель: Avalon Hill
Год выхода: 1997
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 3
Под вывеской, более приличествующей какому-нибудь университетскому курсу или многотомному учебному пособию, скрывается воплощение настольной стратегической игры в духе «Risk!», разработанной в 1991 году компанией Ragnor Brothers и спустя несколько лет выпущенной крупнейшим издателем такого рода продукции Avalon Hill и в исполнении для РС – в качестве одного из последних своих самостоятельных проектов накануне слияния с Hasbro. К сожалению, реализация любопытной задумки на сочетание многопользовательской стратегии и исторического элемента получилась не очень-то удачной и на сегодняшний день практически предана забвению.

От двух до семи игроков, которые могут быть представлены как одушевлёнными участниками, так и искусственным интеллектом, состязаются в «History of the World» за контроль над стилизованной картой мира, состоящей из девяноста двух «земель», восьми «пустошей», девяти морей и трёх океанов. Конечной целью является набрать за семь раундов наибольшее количество очков победы, начисляемых за обладание участками планеты, а также морскими флотами, городами, столицами и историческими памятниками; при этом все клетки сгруппированы в тринадцать регионов – Ближний Восток, Индия, Китай, Южная Америка и т.д., – приносящих своим повелителям различное количество баллов. Простое «присутствие» (одна или две земли под вашим управлением в каждой из областей) означает лишь номинальное число очков; при «доминировании» (занятие не менее трёх клеток региона, но более, чем у любого другого участника) удваивает таковое, а «контроль» – то есть обладание всеми участками без исключения – даже и утраивает, выступая, таким образом, основным стимулом для агрессивного (и отчасти несколько локального) экспансионизма. Однако «изюминка» данной глобальной стратегии заключается в упомянутом акценте на историчность: семь раундов партии соответствуют семи историческим эпохам – от 3000 г. до н. э. до начала Первой мировой войны, – и каждый участник состязания по очереди играет за семь мировых цивилизаций, общее число которых достигает здесь аж пятидесяти шести.

Как это нередко бывает в стратегиях, особенно «настольного» происхождения, по описанию игровой процесс может показаться гораздо более сложным, чем он есть на самом деле. Правила здесь, конечно же, далеко не просты, но облегчить их усвоение помогут и красочное и подробное руководство пользователя, и режим обучения, запускаемый из меню «Help» (правда, отчасти голосовой, без субтитров), и, в особенности, встроенный «Советник» (кнопка со знаком вопроса, сочетание клавиш Shift-F8 или нижняя команда в меню «View»), который всегда будет рад подсказать наиболее оптимальный вариант для вашего последующего действия. К сожалению, интерфейс «History of the World» удобным назвать не получится – авторы явно отдавали приоритет функциональности. Да, здесь можно вносить немалое количество изменений в правила, выбирать проигрываемые мелодии отдельно для каждой эпохи, открывать множество дополнительных окон с таблицами, графиками и панелями управления и так далее, – вот только выглядит это всё, мягко говоря, не самым лучшим образом. Несмотря на то что официально рекомендуемой средой запуска является Windows 95, игра полностью принадлежит эпохе Windows 3.1 (которая, заметим, на сегодняшний день является оптимальным способом знакомства с исторической стратегией, будучи установленной в DOSBox). К примеру, одних только карт здесь целых три: обычная тактическая с прокруткой, стратегическая с отображением всего мира (по уверениям разработчиков, на ней даже можно играть, невзирая на вырвиглазность всех условных обозначений), а также и миниатюрная «Jump Map» для быстрого перемещения по первой из перечисленных. При этом все они занимают отдельные окна, располагать которые на экране придётся вручную (кстати сказать, рекомендуемое разрешение – 800х600 или выше), – а ведь то же самое предстоит проделывать и с панелью событий, и с окном строительства... 256-цветная палитра также особо не впечатляет, и если не самые выдающиеся визуальные качества той самой карты и значков на ней вполне можно пережить, то видеовставки, включая вступительный ролик на тему мировой истории, производят уже просто гнетущее впечатление. То же самое относится и к «Энциклопедии»: занимая отдельный пункт в меню, таковая содержит лишь краткие сведения о местных цивилизациях, включая предельно схематические их карты, и по всем параметрам уступает даже своему аналогу из «Civilization» Сида Мейера, вовсе и не претендовавшей на какую бы то ни было историческую достоверность. Зато вот музыка в формате CD-Audio как раз очень хороша и содержит одиннадцать мелодий, более-менее соответствующих различным временам и народам.

Однако вернёмся к собственно игровому процессу, который в стратегиях от визуальной составляющей никогда особо не зависел. После указания количества и типа игроков в начале игры, а в дальнейшем и перед каждым из прочих шести раундов происходит распределение цивилизаций между участниками: если в настройках включена опция «Auto-Select Empires», это действие осуществляется простым случайным образом, однако по умолчанию данный этап требует ручного вмешательства и во многом определяет дальнейшее развитие событий. Дело в том, что все 49 основных «империй», по семь на каждый период, кардинально различаются сразу по нескольким факторам. Во-первых, это историческая очерёдность их появления на свет, от которой зависит порядок ходов; во-вторых, это количество «очков силы», получаемых соответствующим правителем и расходуемых на строительство (если поначалу все цивилизации практически равны и приносят игрокам по 4-5 баллов, то, скажем, уже в третьей эпохе Римляне «весят» целых 25, тогда как Хунну – всего лишь 7); а в-третьих – наличием столицы (напомним, предоставляющей правителю осёдлого народа два очка вместо нуля для вождя кочевников) и доступа к мореходству. А потому при ручном распределении участков земного шара следует хорошенько изучить выпавший шанс – и в случае чего передать его следующему игроку, который ещё не бросал жребий. Отказаться от переданного уже нельзя, так что подкинуть сопернику свинью в самом начале хода, поменявшись с ним уделами, – неплохой способ сократить или увеличить текущий разрыв в очках.

Помимо «империи» - по одной на каждый раунд - все игроки получают также на руки девять карточек событий – в самом начале и уже на всю игру. Карты эти можно разыгрывать либо до своего хода, либо во время такового; к первому типу относятся наиболее интересные местные достопримечательности – «малые империи», также по одной на эпоху, благодаря которым общее число действующих лиц мировой истории равняется пятидесяти шести вместо сорока девяти (например, Финикийцы во втором раунде или Сефевиды в шестом). Обязательно просмотрите полученный вами набор прежде любых других действий – и не забудьте сыграть такого рода события в нужное время, получив тем самым ещё одну, пусть и не самую мощную, империю в своё распоряжение. Прочие события включают в себя различного рода восстания, гражданские войны, землетрясения, извержения вулканов и т.д., способные хоть немного ослабить зарвавшихся соперников, а также различного рода модификации для собственных действий. Такие карты играются уже во время своего хода, основная суть которого заключается в использовании полученных от выбранной «империи» баллов силы для занятия клеток на карте.

Первым делом следует основать свою цивилизацию в определённой (и предзаданной исторически) точке земного шара, нажав на верхнюю иконку в окне «Empire». На той же панели приводится и доступное количество очков действия, а также прочая информация (вроде наличия в стартовой локации столицы и доступности кораблестроения). Каждый балл силы тратится на «строительство» одной армии (или флота), размещаемой на отдельной клетке карты, смежной с уже освоенной. В случае если место уже занято армией другого игрока, происходит «бой»: по умолчанию нападающий бросает два невидимых кубика, а защищающийся – один (разумеется, возможны самые различные модификации, изменяющие эти показатели, от предварительно сыгранных карт событий до особенностей направления атаки (скажем, победить при нападении через Великую Китайскую стену будет намного сложнее). По результатам битвы участок остаётся в пользовании предыдущего хозяина или переходит к новому вместе со всем своим содержимым (город уничтожается, столица понижается в статусе до города и т. д.). Отступление в соседнюю клетку с сохранением армии возможно лишь в том случае, если занятая нашей боевой единицей земля оказывается «стартовой» для цивилизации другого игрока. При размещении флота в океане (но не в море!) сражение опционально и происходит по желанию атакующего (ибо в каждом таком регионе свободно влезают 14 боевых единиц, но не более двух от каждого участника состязания). Атаковать можно и позиции, занятые собственными цивилизациями предшествующих эпох (и выделенные тем же цветом): несмотря на то что все набранные ранее очки сохраняются – при условии, что никто не станет оспаривать наши прежние завоевания, – свободно управлять своими старыми землями не разрешается; зато нападение на них автоматически приводит к победе. Последней фазой строительства является возведение памятников: изо всех клеток карты шестнадцать выделены особым символом «ресурсов», и на каждые два таких участка, находящихся в нашем распоряжении на конец хода, автоматически возводится по одному сооружению монументального характера. Особенность данных архитектурных достопримечательностей в том, что они не только приносят своим обладателям дополнительные очки, но и не разрушаются при военном захвате (в отличие, кстати, от некоторых вызываемых другими игроками событий).

После передачи хода сопернику остаётся только молча наблюдать за его действиями, включая нападение на наши кровные клетки (повлиять на ход битвы никак уже не получится), – ну и отслеживать изменяющиеся цифры на нижней информационной панели, которые символизируют текущие показатели набранных каждым из участников состязания очков. Регионы мира не только различаются между собой по «стоимости», но и изменяют свой «вес» в ходе развития человечества: информация к размышлению «на будущее» также отображается внизу экрана, – но всё же не преминьте заглянуть и в справочный отдел руководства пользователя для знакомства с подробными таблицами и техническими характеристиками всех империй, событий и областей, дабы вовремя рассчитывать стратегию своего поведения и возможные итоги борьбы цивилизаций, которые выдаются по окончанию седьмого раунда и достижении судьбоносного 1914 года.

В качестве итога стоит признать, что - даже если закрыть глаза на погрешности интерфейса и слабоватую визуальную часть - состязаться с компьютерными соперниками за глобальное доминирование оказывается не очень-то интересно, а заявленная историческая и «образовательная» составляющая практически ничем себя не выказывает сравнительно с более выдающимися образцами жанра. Пожалуй, как и другие стратегии того же типа и происхождения вроде «Avalon Hill’s Diplomacy», «History of the World» способна раскрыть свой потенциал если и не при знакомстве с настольным оригиналом, то разве что в случае игры всемером за одним компьютером. Помимо «хот-сит», из многопользовательского режима поддерживается один только PBEM, что и на конец 1990-х выглядело некоторым анахронизмом. Зато если у вас имеется пара-тройка друзей, столь же интересующихся старыми и редкими стратегическими играми, вполне возможно, что эта игра придётся вам по вкусу.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.