Игра поджанра "футбольный менеджер", издававшаяся исключительно на территории Германии и получившая там весьма высокие оценки от профильной прессы. Почему в итоге не состоялось международное издание - непонятно; вполне возможно, впрочем, что разработчики - небольшая и малоизвестная команда - не озаботились получением лицензий, используя в своём творении названия реальных спортивных клубов.
Продолжительность игрового процесса ограничена 11 сезонами, а формальная задача - добиться за этот период времени наибольшего успеха в качестве абстрактного "руководителя команды" - человека с куда большими полномочиями, чем тренер, но всё-таки не владельца, а скорее президента клуба. Общее число команд, доступных для потенциальной работы с ними, превышает пять сотен, - и относятся они к сильнейшим европейским чемпионатам: немецкому, английскому, испанскому, итальянскому и французскому; правда, на момент старта иметь с вами дело хотят лишь наиболее слабые и бедные. И если вдруг вы думаете, что ваша цель - это привести каких-нибудь безвестных "самородков" к заветному кубку, то лучше сыграйте в какой-нибудь более традиционный менеджер.
Потому что Teamchef - вещь циничная и эгоистичная, но при этом содержащая, если угодно, незначительный ролевой элемент (!). На практике озвученная в начале данного абзаца установка означает лишь стремление вашего альтер эго к построению собственной удачной карьеры, а если более откровенно - то к деньгам и славе: спортивные успехи приводят к росту финансового благополучия, а также к повышению известности и статуса в футбольном мире; и как только следует предложение о контракте от более богатого и именитого клуба, чем возглавляемый на данный момент, - то на него стоит согласиться (хотя формально, конечно, можно и отказаться - и все сезоны провести "в деревне": дело ваше); при этом переход из одной национальной лиги в другую в рамках одной партии возможен безо всяких проблем.
Поле для деятельности в качестве "босса" команды просто огромное. Так, перво-наперво вам необходимо искать и привлекать спонсоров, предлагая размещать названия их компаний на футболках спортсменов и на баннерах, которыми обклеены внутренние границы футбольного поля (в реалиях игры собственный стадион есть даже у самого скромного клуба). Тех денег, что они за это заплатят, ни за что не хватит, поэтому придётся брать микрозаймы, играть на бирже, продавать акции - или даже брать долгосрочный кредит в банке под грабительские проценты. Впоследствии, когда с финансами станет получше, появится возможность преобразовать клуб в открытое акционерное общество (с одобрения совета директоров) и даже поглотить (!) другие команды, делая им предложения об объединении.
Важным источником доходов для покупки новых игроков и выплаты заработной платы футболистам и сотрудникам являются билеты на матчи, - а значит, посетителей-болельщиков надо привлекать любой ценой; игра для реализации данной цели даёт множество вариантов, но каждый из них стоит денег. Например, можно размещать в городе рекламные плакаты, а на телеканалах - ролики, прославляющие ваш клуб; можно спонсировать ассоциацию фанатов; можно, наконец, всячески (пусть и не так глобально, как в ряде англоязычных представителей поджанра, вышедших позже) улучшать свой стадион и организацию пребывания и обслуживания на нём болельщиков, предлагая им вкусную еду, развлекательные программы и прочее. Всё это - дополнительные расходы для первоначально совсем не толстого кошелька, а ведь в обязательном порядке нужно нанять ещё главного тренера, нескольких его помощников, бригаду врачей, физиотерапевта, психолога (два последних - это отдельные специалисты, к обычному медперсоналу не относящиеся). Более того - есть даже возможность открытия (разумеется, с последующим финансированием) подшефной ДЮСШ (детско-юношеской спортивной школы), чтобы растить там молодых талантов для своей команды (впрочем, делать подобное имеет смысл лишь после того, как вы окажетесь во главе хотя бы относительно "продвинутого" клуба).
Впрочем, вышеописанные моменты всё-таки более-менее стандартны и в других спортивных менеджерах так или иначе встречаются, - и поэтому авторы Teamchef пошли существенно дальше. Как вам, например, необходимость изучения настроений в стане объединений фанатов вашей и соперничающих команд? Делать это нужно обязательно, ибо от анализа потенциальной ситуации во время будущего матча напрямую зависят те меры безопасности, которые предстоит принять при его подготовке (если он проходит на вашем стадионе). Да, это опять-таки новые траты, - но убытки в теории могут быть куда больше, если молодчики разнесут часть трибун и кого-нибудь изобьют, а вам придётся раскошеливаться на выплату штрафов. Или другой пример - соперничество (!) между футболистами (а порой - и между членами тренерского штаба), практически всегда связанное с завистью к более высокой зарплате у "конкурента", - что в ряде случаев может стать причиной неудач на поле. Поскольку уровень зарплат тоже устанавливаете вы, подходить к этому моменту нужно с максимальной серьёзностью.
При всём при этом "рутина", характерная для традиционных игр поджанра, никуда не девается: на вас лежит трансфер игроков, выбор на матч тактической схемы и общей стратегии (оборона или нападение) и право их смены по ходу игры, управление заменами (вы прямо во время состязания будете получать сообщения о самочувствии игроков), общая организация тренировочного процесса и так далее, - всё это здесь есть.
С точки зрения графики Teamchef выглядит необычно. Матчи демонстрируются с видом сверху; всё, что вы увидите на зелёном поле, - неуправляемые пронумерованные кружки трёх цветов (ибо арбитрам тоже нашлось место), но зато результаты всех ваших решений - и текущие, и принятые ранее, - генерируются в реальном времени и становятся видны незамедлительно. Можно также отметить наличие видеороликов, но что удивляет куда больше (и приятно) - так это "древовидный" интерфейс, хорошо знакомый каждому пользователю компьютера, позволяющий - естественно, при наличии познаний в немецком языке - без особых хлопот "разложить по полочкам" все сферы вашей деятельности, отображаемые в виде пунктов и подпунктов, и оперативно реагировать на события в каждой из них. Никаких таблиц, никаких "дебрей", - всё компактно и удобно.
Вердикт - один из лучших футбольных менеджеров своего времени и не только; безмерно жаль, что он так и не удостоился заслуженной популярности. Искренне рекомендуется всем любителям данного рода игр, но помните: текста тут всё-таки достаточно, поэтому хотя бы минимальные познания в языке Гёте и Шиллера критически необходимы.
Продолжительность игрового процесса ограничена 11 сезонами, а формальная задача - добиться за этот период времени наибольшего успеха в качестве абстрактного "руководителя команды" - человека с куда большими полномочиями, чем тренер, но всё-таки не владельца, а скорее президента клуба. Общее число команд, доступных для потенциальной работы с ними, превышает пять сотен, - и относятся они к сильнейшим европейским чемпионатам: немецкому, английскому, испанскому, итальянскому и французскому; правда, на момент старта иметь с вами дело хотят лишь наиболее слабые и бедные. И если вдруг вы думаете, что ваша цель - это привести каких-нибудь безвестных "самородков" к заветному кубку, то лучше сыграйте в какой-нибудь более традиционный менеджер.
Потому что Teamchef - вещь циничная и эгоистичная, но при этом содержащая, если угодно, незначительный ролевой элемент (!). На практике озвученная в начале данного абзаца установка означает лишь стремление вашего альтер эго к построению собственной удачной карьеры, а если более откровенно - то к деньгам и славе: спортивные успехи приводят к росту финансового благополучия, а также к повышению известности и статуса в футбольном мире; и как только следует предложение о контракте от более богатого и именитого клуба, чем возглавляемый на данный момент, - то на него стоит согласиться (хотя формально, конечно, можно и отказаться - и все сезоны провести "в деревне": дело ваше); при этом переход из одной национальной лиги в другую в рамках одной партии возможен безо всяких проблем.
Поле для деятельности в качестве "босса" команды просто огромное. Так, перво-наперво вам необходимо искать и привлекать спонсоров, предлагая размещать названия их компаний на футболках спортсменов и на баннерах, которыми обклеены внутренние границы футбольного поля (в реалиях игры собственный стадион есть даже у самого скромного клуба). Тех денег, что они за это заплатят, ни за что не хватит, поэтому придётся брать микрозаймы, играть на бирже, продавать акции - или даже брать долгосрочный кредит в банке под грабительские проценты. Впоследствии, когда с финансами станет получше, появится возможность преобразовать клуб в открытое акционерное общество (с одобрения совета директоров) и даже поглотить (!) другие команды, делая им предложения об объединении.
Важным источником доходов для покупки новых игроков и выплаты заработной платы футболистам и сотрудникам являются билеты на матчи, - а значит, посетителей-болельщиков надо привлекать любой ценой; игра для реализации данной цели даёт множество вариантов, но каждый из них стоит денег. Например, можно размещать в городе рекламные плакаты, а на телеканалах - ролики, прославляющие ваш клуб; можно спонсировать ассоциацию фанатов; можно, наконец, всячески (пусть и не так глобально, как в ряде англоязычных представителей поджанра, вышедших позже) улучшать свой стадион и организацию пребывания и обслуживания на нём болельщиков, предлагая им вкусную еду, развлекательные программы и прочее. Всё это - дополнительные расходы для первоначально совсем не толстого кошелька, а ведь в обязательном порядке нужно нанять ещё главного тренера, нескольких его помощников, бригаду врачей, физиотерапевта, психолога (два последних - это отдельные специалисты, к обычному медперсоналу не относящиеся). Более того - есть даже возможность открытия (разумеется, с последующим финансированием) подшефной ДЮСШ (детско-юношеской спортивной школы), чтобы растить там молодых талантов для своей команды (впрочем, делать подобное имеет смысл лишь после того, как вы окажетесь во главе хотя бы относительно "продвинутого" клуба).
Впрочем, вышеописанные моменты всё-таки более-менее стандартны и в других спортивных менеджерах так или иначе встречаются, - и поэтому авторы Teamchef пошли существенно дальше. Как вам, например, необходимость изучения настроений в стане объединений фанатов вашей и соперничающих команд? Делать это нужно обязательно, ибо от анализа потенциальной ситуации во время будущего матча напрямую зависят те меры безопасности, которые предстоит принять при его подготовке (если он проходит на вашем стадионе). Да, это опять-таки новые траты, - но убытки в теории могут быть куда больше, если молодчики разнесут часть трибун и кого-нибудь изобьют, а вам придётся раскошеливаться на выплату штрафов. Или другой пример - соперничество (!) между футболистами (а порой - и между членами тренерского штаба), практически всегда связанное с завистью к более высокой зарплате у "конкурента", - что в ряде случаев может стать причиной неудач на поле. Поскольку уровень зарплат тоже устанавливаете вы, подходить к этому моменту нужно с максимальной серьёзностью.
При всём при этом "рутина", характерная для традиционных игр поджанра, никуда не девается: на вас лежит трансфер игроков, выбор на матч тактической схемы и общей стратегии (оборона или нападение) и право их смены по ходу игры, управление заменами (вы прямо во время состязания будете получать сообщения о самочувствии игроков), общая организация тренировочного процесса и так далее, - всё это здесь есть.
С точки зрения графики Teamchef выглядит необычно. Матчи демонстрируются с видом сверху; всё, что вы увидите на зелёном поле, - неуправляемые пронумерованные кружки трёх цветов (ибо арбитрам тоже нашлось место), но зато результаты всех ваших решений - и текущие, и принятые ранее, - генерируются в реальном времени и становятся видны незамедлительно. Можно также отметить наличие видеороликов, но что удивляет куда больше (и приятно) - так это "древовидный" интерфейс, хорошо знакомый каждому пользователю компьютера, позволяющий - естественно, при наличии познаний в немецком языке - без особых хлопот "разложить по полочкам" все сферы вашей деятельности, отображаемые в виде пунктов и подпунктов, и оперативно реагировать на события в каждой из них. Никаких таблиц, никаких "дебрей", - всё компактно и удобно.
Вердикт - один из лучших футбольных менеджеров своего времени и не только; безмерно жаль, что он так и не удостоился заслуженной популярности. Искренне рекомендуется всем любителям данного рода игр, но помните: текста тут всё-таки достаточно, поэтому хотя бы минимальные познания в языке Гёте и Шиллера критически необходимы.