В 1997 году на шведском телевидении стартовало реалити-шоу «Expedition Robinson», где не знакомые друг с другом люди, разделённые на две команды, должны были выживать в условиях неблагоприятной тропической среды, почти самостоятельно добывая все ресурсы, необходимые для существования, и устраивая в определённые периоды «голосования» по изгнанию из своих «племён» неугодных участников. Впоследствии вышла американская версия этой программы под названием «Survivor», получившая широкую известность во всём мире и породившая большое количество «национальных адаптаций» в разных странах: на территории СНГ, например, таковой стала передача «Последний герой», а в Бразилии — «No Limite», в своём «классическом» виде выходившая на экраны в 2000—2001 годах. Поскольку в «стране диких обезьян» существует давняя традиция делать компьютерные игроизации популярных телепроектов, то и данный не миновала такая же участь, хотя, разумеется, в электронном варианте имеется множество упрощений по сравнению с телевизионной версией.
Перед стартом мы должны выбрать одного из двенадцати героев (среди них есть лица обоего пола), отличающихся возрастом, профессией, хобби и другими параметрами, который затем случайным образом и вместе с пятью другими персонажами попадает в одну из двух команд — Солнца или Луны. У протагониста (а равно и у всех его соперников) имеется три ключевых показателя, шкалы которых отображаются в правой нижней части экрана: «энергия» (значок в виде молнии) — запас жизненных сил, расходуемый при любых действиях, в том числе ходьбе и особенно беге, и даже бездействии — и восполняемый посредством приёма пищи и воды; «мастерство» (значок в виде руки) — уровень тех или иных навыков, увеличивающийся при каждом осмысленном занятии (будь то охота, рыбалка, изготовление копья или готовка еды), но сокращающийся, если долго ничего не делать; «мотивация» (значок в виде рожицы) — настроение, понижающееся в случае голода, неудач или просто со временем, но поднимаемое успехами, беседами с другими участниками, игрой в карты и несколькими видами питания. Эти характеристики не указаны в «профилях» героев, доступных до начала партии, но, по-видимому, всё-таки индивидуальны для каждого из них; мы настоятельно рекомендуем выбирать в качестве протагониста 33-летнего учителя физкультуры Эду, ибо он явно лучше, чем другие, подготовлен к такой жизни как физически, так и психологически.
Прохождение No Limite, занимающее (если вам будет везти) около двух часов, включает в себя три «режима»: «дни», «испытания» и «голосования». Первые длятся лишь по три минуты (всего же их будет почти три десятка) и всегда начинаются в лагере, где имеется только четыре активных объекта: ящик с продуктами, бочка с водой, место для костра и кастрюля с солью, причём два последних станут доступны для использования отнюдь не сразу. У персонажа есть инвентарь, содержимое которого показывается в центре нижней части экрана: в большинстве случаев там лежат мачете, удочка и пустая фляга; чтобы совершить какое-либо действие с помощью конкретного предмета, нужно щёлкнуть по нему мышкой и затем перетащить на цель. В принципе, на протяжении означенных трёх минут разрешено заниматься чем угодно (или даже просто стоять на месте, — но в этом случае увеличивается риск быть изгнанным), но лучше всего первым делом подойти к ящику и извлечь оттуда один или два сухпайка для повышения тонуса (можно взять их с собой, но рекомендуется сразу съесть), а затем к бочке, дабы налить во флягу воду (сосуд всегда заполняется целиком и включает в себя три «порции»). После этого стоит отправляться исследовать остров с целью поиска пищи, которая представлена тремя видами: рыба в многочисленных мелких озёрах, вылавливаемая с помощью удочки, зелёные (именно так) кокосовые орехи, подбираемые прямо на земле около пальм, и свиньи, для охоты на которых необходимо изготовить копьё. Делается это следующим образом: выбираем в инвентаре мачете — и щёлкаем им на любом тонком деревце или кустарнике, после чего герой срубит его и сделает себе метательное оружие (откуда возьмётся наконечник — не поясняется). Обратите внимание, что свинья — животное пугливое и быстрое, но если она стоит к вам спиной или если вы частично спрятались за растительностью — то наверняка без труда сможете его поразить (кровь, увы, покажут). Если промахнулись — то в большинстве случаев удастся подобрать копьё, однако иногда (попав, например, в уступ оврага) оно ломается — и тогда придётся делать новое. Если же всё прошло успешно, то герой разделывает тушу (чем именно — опять-таки непонятно) — и получает кусок сырого мяса, который может съесть прямо на месте.
Точно так же мы вправе поступать и с рыбой и кокосами, — но можно относить всё (или не всё) найденное в общий ящик с провиантом в лагере (и очень желательно в рамках каждого «дня» снабжать его хотя бы одной единицей провизии). Кроме того, на протяжении трёхминутных «суток» разрешается общаться с каждым из членов своей команды, выбирая те или иные темы для беседы; никакого реального знания португальского языка не потребуется (максимум — перевести несколько слов в соответствующем подменю), ибо озвученные диалоги очень краткие и представляют собой сущую абракадабру (в буквальном смысле). Вместе с тем разговоры о предметах, интересных собеседнику (именно для этого ещё перед стартом полезно изучить чужие увлечения), повышают его расположение к вам и улучшают ваше настроение, плюс с помощью отдельного пункта упоминавшегося подменю можно строить «заговоры» против определённых членов команды, подговаривая других голосовать против них, или даже персонально угощать кого-нибудь добытой нами пищей. Сами «соплеменники» иногда тоже подходят к нам для беседы, но случается это почему-то редко (хотя между собой они болтают очень охотно, а благодаря пиктограммкам, появляющимся над любыми разговаривающими лицами, мы даже можем примерно понимать, о чём ведётся речь). Если к моменту завершения «суток» мы находимся далеко от лагеря — то ничего страшного не происходит.
«Испытания», за редкими исключениями, не имеют ограничения по времени, а инвентарь персонажа в большинстве из них абсолютно пуст (не считая пары, где без какого-то предмета не обойтись); необходимо обязательно отметить, что к началу этого «режима» все три характеристики у вас будут такими же, как и на момент завершения предыдущего «дня» (а в следующем — аналогичные имевшимся к концу соревнования), причём как-то реально восполнить их в ходе выполнения задания будет почти наверняка невозможно, — поэтому серьёзного падения ни одного из показателей в «обычной» жизни допускать ни в коем случае нельзя. Примеры «испытаний»: бегая по всему острову, обнаружить точку сбора своей команды; наловить определённое количество рыбы; набрать столько-то кокосов; отыскать (сначала за команду, затем, когда по мере вылета из обеих определённого количества людей они объединятся в одну, — за себя) несколько пронумерованных кубиков; собрать ряд флажков; найти и съесть несколько видов блюд среди одинаково выглядящих тарелок; с помощью ключа открыть определённые сундуки среди множества идентичных (то есть вычислить их, одновременно запоминая те, к которым наш инструмент не подошёл); и так далее. Во время «голосований» же и вовсе нет ничего сложного: от нас требуется просто выбрать того участника, кого мы хотим изгнать, щёлкнув на его портрет, — и затем несколько секунд ждать итогов. К сожалению, фактор случайности играет здесь определённую роль.
Примерно к середине игры мы получим доступ к некоторым новым предметам и возможностям. Так, в ящике с пищей обнаружатся шоколадные батончики, в инвентаре появится сеть, позволяющая за раз ловить сразу несколько рыбин, а также станет разрешено разводить костёр (без какой-либо добычи огня или использования, например, спичек), дабы жарить на нём мясо или рыбу, и пользоваться кастрюлей с солью для приправления этих кушаний; жареные блюда, судя по всему, не предназначены для помещения в ящик или угощения кого-либо, а могут или съедаться на месте, или переноситься в инвентаре; обратите внимание, что потребление как их, так и вышеозначенных шоколадок, в отличие от сухпайков и сырой пищи, увеличивает шкалу не только «энергии», но и «мотивации». Для повышения последней служит и неизвестно откуда взявшаяся колода карт: сыграть в них можно с любым из участников, причём никакой непосредственной «партии» не предполагается, — это просто способ повысить себе настроение и улучшить мнение о вас соперника. Собственно, в этом и состоит вся No Limite: игровой процесс, с одной стороны, простой, но с другой — несколько однообразный, невнятный и с элементом случайности. Отметим ещё, что ландшафт изобилует оврагами, и для успешного перемещения придётся отыскивать спуски с них, что не всегда легко.
Графически всё смотрится для олдгеймерских глаз неплохо, хотя такая картинка даже на момент выхода наверняка казалась многим устаревшей: островные пейзажи прорисованы довольно тщательно (и благодаря изометрической перспективе обзора сильно напоминают таковые из разных РПГ и стратегий второй половины 1990-х), но грубо намалёванные и практически лишённые какой бы то ни было детализации спрайтовые фигурки персонажей несколько разочаровывают; кому-то, вероятно, также не понравится недостаточная проработанность (особенно в плане взаимоотношений между членами команды) и очевидная нереалистичность происходящего. Впрочем, главная ценность No Limite — это, конечно, её колоссальная редкость и малоизвестность, хотя поклонникам игр по мотивам телешоу или «несложных» симуляторов выживания она может приглянуться и сама по себе.
Перед стартом мы должны выбрать одного из двенадцати героев (среди них есть лица обоего пола), отличающихся возрастом, профессией, хобби и другими параметрами, который затем случайным образом и вместе с пятью другими персонажами попадает в одну из двух команд — Солнца или Луны. У протагониста (а равно и у всех его соперников) имеется три ключевых показателя, шкалы которых отображаются в правой нижней части экрана: «энергия» (значок в виде молнии) — запас жизненных сил, расходуемый при любых действиях, в том числе ходьбе и особенно беге, и даже бездействии — и восполняемый посредством приёма пищи и воды; «мастерство» (значок в виде руки) — уровень тех или иных навыков, увеличивающийся при каждом осмысленном занятии (будь то охота, рыбалка, изготовление копья или готовка еды), но сокращающийся, если долго ничего не делать; «мотивация» (значок в виде рожицы) — настроение, понижающееся в случае голода, неудач или просто со временем, но поднимаемое успехами, беседами с другими участниками, игрой в карты и несколькими видами питания. Эти характеристики не указаны в «профилях» героев, доступных до начала партии, но, по-видимому, всё-таки индивидуальны для каждого из них; мы настоятельно рекомендуем выбирать в качестве протагониста 33-летнего учителя физкультуры Эду, ибо он явно лучше, чем другие, подготовлен к такой жизни как физически, так и психологически.
Прохождение No Limite, занимающее (если вам будет везти) около двух часов, включает в себя три «режима»: «дни», «испытания» и «голосования». Первые длятся лишь по три минуты (всего же их будет почти три десятка) и всегда начинаются в лагере, где имеется только четыре активных объекта: ящик с продуктами, бочка с водой, место для костра и кастрюля с солью, причём два последних станут доступны для использования отнюдь не сразу. У персонажа есть инвентарь, содержимое которого показывается в центре нижней части экрана: в большинстве случаев там лежат мачете, удочка и пустая фляга; чтобы совершить какое-либо действие с помощью конкретного предмета, нужно щёлкнуть по нему мышкой и затем перетащить на цель. В принципе, на протяжении означенных трёх минут разрешено заниматься чем угодно (или даже просто стоять на месте, — но в этом случае увеличивается риск быть изгнанным), но лучше всего первым делом подойти к ящику и извлечь оттуда один или два сухпайка для повышения тонуса (можно взять их с собой, но рекомендуется сразу съесть), а затем к бочке, дабы налить во флягу воду (сосуд всегда заполняется целиком и включает в себя три «порции»). После этого стоит отправляться исследовать остров с целью поиска пищи, которая представлена тремя видами: рыба в многочисленных мелких озёрах, вылавливаемая с помощью удочки, зелёные (именно так) кокосовые орехи, подбираемые прямо на земле около пальм, и свиньи, для охоты на которых необходимо изготовить копьё. Делается это следующим образом: выбираем в инвентаре мачете — и щёлкаем им на любом тонком деревце или кустарнике, после чего герой срубит его и сделает себе метательное оружие (откуда возьмётся наконечник — не поясняется). Обратите внимание, что свинья — животное пугливое и быстрое, но если она стоит к вам спиной или если вы частично спрятались за растительностью — то наверняка без труда сможете его поразить (кровь, увы, покажут). Если промахнулись — то в большинстве случаев удастся подобрать копьё, однако иногда (попав, например, в уступ оврага) оно ломается — и тогда придётся делать новое. Если же всё прошло успешно, то герой разделывает тушу (чем именно — опять-таки непонятно) — и получает кусок сырого мяса, который может съесть прямо на месте.
Точно так же мы вправе поступать и с рыбой и кокосами, — но можно относить всё (или не всё) найденное в общий ящик с провиантом в лагере (и очень желательно в рамках каждого «дня» снабжать его хотя бы одной единицей провизии). Кроме того, на протяжении трёхминутных «суток» разрешается общаться с каждым из членов своей команды, выбирая те или иные темы для беседы; никакого реального знания португальского языка не потребуется (максимум — перевести несколько слов в соответствующем подменю), ибо озвученные диалоги очень краткие и представляют собой сущую абракадабру (в буквальном смысле). Вместе с тем разговоры о предметах, интересных собеседнику (именно для этого ещё перед стартом полезно изучить чужие увлечения), повышают его расположение к вам и улучшают ваше настроение, плюс с помощью отдельного пункта упоминавшегося подменю можно строить «заговоры» против определённых членов команды, подговаривая других голосовать против них, или даже персонально угощать кого-нибудь добытой нами пищей. Сами «соплеменники» иногда тоже подходят к нам для беседы, но случается это почему-то редко (хотя между собой они болтают очень охотно, а благодаря пиктограммкам, появляющимся над любыми разговаривающими лицами, мы даже можем примерно понимать, о чём ведётся речь). Если к моменту завершения «суток» мы находимся далеко от лагеря — то ничего страшного не происходит.
«Испытания», за редкими исключениями, не имеют ограничения по времени, а инвентарь персонажа в большинстве из них абсолютно пуст (не считая пары, где без какого-то предмета не обойтись); необходимо обязательно отметить, что к началу этого «режима» все три характеристики у вас будут такими же, как и на момент завершения предыдущего «дня» (а в следующем — аналогичные имевшимся к концу соревнования), причём как-то реально восполнить их в ходе выполнения задания будет почти наверняка невозможно, — поэтому серьёзного падения ни одного из показателей в «обычной» жизни допускать ни в коем случае нельзя. Примеры «испытаний»: бегая по всему острову, обнаружить точку сбора своей команды; наловить определённое количество рыбы; набрать столько-то кокосов; отыскать (сначала за команду, затем, когда по мере вылета из обеих определённого количества людей они объединятся в одну, — за себя) несколько пронумерованных кубиков; собрать ряд флажков; найти и съесть несколько видов блюд среди одинаково выглядящих тарелок; с помощью ключа открыть определённые сундуки среди множества идентичных (то есть вычислить их, одновременно запоминая те, к которым наш инструмент не подошёл); и так далее. Во время «голосований» же и вовсе нет ничего сложного: от нас требуется просто выбрать того участника, кого мы хотим изгнать, щёлкнув на его портрет, — и затем несколько секунд ждать итогов. К сожалению, фактор случайности играет здесь определённую роль.
Примерно к середине игры мы получим доступ к некоторым новым предметам и возможностям. Так, в ящике с пищей обнаружатся шоколадные батончики, в инвентаре появится сеть, позволяющая за раз ловить сразу несколько рыбин, а также станет разрешено разводить костёр (без какой-либо добычи огня или использования, например, спичек), дабы жарить на нём мясо или рыбу, и пользоваться кастрюлей с солью для приправления этих кушаний; жареные блюда, судя по всему, не предназначены для помещения в ящик или угощения кого-либо, а могут или съедаться на месте, или переноситься в инвентаре; обратите внимание, что потребление как их, так и вышеозначенных шоколадок, в отличие от сухпайков и сырой пищи, увеличивает шкалу не только «энергии», но и «мотивации». Для повышения последней служит и неизвестно откуда взявшаяся колода карт: сыграть в них можно с любым из участников, причём никакой непосредственной «партии» не предполагается, — это просто способ повысить себе настроение и улучшить мнение о вас соперника. Собственно, в этом и состоит вся No Limite: игровой процесс, с одной стороны, простой, но с другой — несколько однообразный, невнятный и с элементом случайности. Отметим ещё, что ландшафт изобилует оврагами, и для успешного перемещения придётся отыскивать спуски с них, что не всегда легко.
Графически всё смотрится для олдгеймерских глаз неплохо, хотя такая картинка даже на момент выхода наверняка казалась многим устаревшей: островные пейзажи прорисованы довольно тщательно (и благодаря изометрической перспективе обзора сильно напоминают таковые из разных РПГ и стратегий второй половины 1990-х), но грубо намалёванные и практически лишённые какой бы то ни было детализации спрайтовые фигурки персонажей несколько разочаровывают; кому-то, вероятно, также не понравится недостаточная проработанность (особенно в плане взаимоотношений между членами команды) и очевидная нереалистичность происходящего. Впрочем, главная ценность No Limite — это, конечно, её колоссальная редкость и малоизвестность, хотя поклонникам игр по мотивам телешоу или «несложных» симуляторов выживания она может приглянуться и сама по себе.