Как наверняка известно всем любителям олдгеймерской экзотики, игры, созданные в Израиле, в большинстве своём призваны служить конкретной цели: чему-нибудь обучать, кого-то высмеивать или что-либо рекламировать. Представленный на данной страничке раритет относится как раз к последней категории: заказчиком его разработки выступила телекоммуникационная компания "Безек", в период с конца 1980-х по начало 2000-х являвшаяся крупнейшим игроком в своей "нише" на рынке страны. В конце 1990-х годов на израильском телевидении демонстрировалось множество видеороликов, рекламирующих те или иные её услуги, и в некоторых из них присутствовали "постоянные" персонажи; по непонятной причине огромную популярность приобрела одна из таких "серий" - с колоритно выглядящим пареньком Шимоном, носящим пейсы, переходящие в бакенбарды, и дамочкой Жаклин, всё время звонившими друг другу; первый из этих героев исполнял в упомянутых роликах песенку "Я набираю Жаклин..." (ивр. "חייגתי לז'קלין..."), как раз и ставшую, если верить израильским товарищам, "народным хитом" (не в последнюю очередь потому, что в тексте упоминается Эрец-Исраэль). Под влиянием происходящего предприимчивые люди из "Безека" решили заработать побольше шекелей - и сделали про Шимона и его возлюбленную целую компьютерную игру, причём с изрядной примесью самой настоящей "ереси": купить диск в магазине было мало - от игроков требовалось дозваниваться до издателя и тем или иным образом (то ли отвечая на вопросы об услугах, то ли даже за дополнительную плату) получать пять кодов: один - для доступа в главное меню, остальные - для каждого из четырёх не связанных друг с другом уровней; при этом первый, в отличие от других, необходимо заново вводить при каждом новом запуске игры. И только этим "рекламная подоплёка", увы, отнюдь не ограничивается.
Сюжет, изложенный во вступительном ролике, умещается в одно предложение и поражает своей примитивностью: у путешествующих Шимона и Жаклин ломается автомобиль, и происходит это прямо у старинного замка; постучавшихся в дверь героев впускает самый настоящий вампир, а старое здание оказывается населено летучими мышами, привидениями и прочими жутковатыми сущностями, из-за чего у Жаклин начинается истерика и она в ужасе бежит - но не из замка, а, наоборот, внутрь него, так что Шимону ничего не остаётся, кроме как догонять свою девушку. Собственно, это всё.
Игровой процесс на первый взгляд более-менее типичен для платформера: вид на Шимона - именно он, как легко догадаться, является протагонистом - сбоку, герой умеет прыгать и приседать, а также обладает бесконечным боезапасом каких-то шариков медного цвета, которыми может стрелять во врагов; клавиши "A" и "Z" отвечают за проходы в два типа проёмов, ведущих к новым локациям. В левом нижнем углу экрана присутствует небольшая инвентарная панель, куда помещаются находимые вещи, - в основном это ключи или их аналоги, нужные для открытия запертых дверей. Противники - уже упоминавшиеся рукокрылые и забавные призраки, а также черепа, вылетающие из тумб, скелетообразные руки, высовывающиеся из напольных люков (их уничтожить нельзя - остаётся только перепрыгивать), и так далее, плюс есть разнообразные "опасности" в виде вылетающих откуда-нибудь энергетических шаров разного цвета и прочего подобного. Но на самом деле всё совсем не так просто, как может показаться.
Во-первых, играть в Mission Jacqueline объективно трудновато: поверженные недруги (о ком бы ни шла речь) почти сразу же после своей смерти возрождаются, а кроме того, их количество действительно велико; по сути, безопасных мест на уровнях почти нет - по направлению к герою всё время что-то летит или падает, поэтому приходится постоянно находиться в движении. Во-вторых, запас здоровья Шимона сравнительно невелик (что особенно неприятно в связи с тем, что некоторые создания в случае контакта отнимают больше одной его единицы), а понятие "жизнь" отсутствует в принципе, так что в случае гибели начинать этап придётся со старта. В-третьих - хотя по сравнению с предыдущими пунктами это совсем не страшно, - убийство врагов приводит к увеличению набранного счёта, но вот выстрелы "в молоко" его снижают, поэтому вести огонь всё время не рекомендуется. Но самый жуткий сюрприз, напрямую связанный с окончанием первого абзаца данного описания, - это отсутствие каких бы то ни было "привычных" бонусов, в том числе способа "нормально" восполнить здоровье. Впрочем, способ как таковой есть: по ходу прохождения нам будут нередко попадаться находящиеся на некоторой высоте (то есть до них придётся допрыгивать) зелёные звёздочки, после взятия которых действие останавливается и... задаётся вопрос (естественно, на иврите) на тему той или иной услуги от компании "Безек" или какого-нибудь аспекта её деятельности, иногда содержащий от двух до четырёх вариантов ответа (в этом случае от нас требуется лишь нажать соответствующую цифру), а порой предполагающий самостоятельное печатание (но, к счастью, всегда только цифр и символов, имеющихся на любой клавиатуре независимо от языка). Если мы отвечаем правильно, то получаем дополнительные очки и - внимание - увеличение запаса здоровья (причём чем сложнее вопрос, тем, по-видимому, больше даётся того и другого), но если ошибаемся, то - снова внимание - оба (!) этих показателя уменьшаются (и получается, что в теории можно "убить" себя неверными ответами). Кстати говоря, через пару секунд после взятия звёздочки на её месте появляется новая (с почти наверняка другим вопросом), поэтому если вы сильно "потрёпаны" - то есть шанс существенно пополнить силы в одной точке.
Из сказанного выше становится понятно, что знание языка оказывается для Mission Jacqueline хоть и не критическим, но весьма желательным; правда, число вопросов не столь уж велико, а в случае ошибки правильный ответ - в том числе если не было вариантов - всегда показывается, поэтому при наличии времени, желания и хорошей зрительной памяти в теории реально всё запомнить чисто внешне (в ряде формулировок есть цифры и числа, по которым можно ориентироваться; другое дело, что одни и те же их значения повторяются в разных заданиях, так что это тоже не панацея). Реально ли игнорировать столь извращённый способ рекламы, непонятно: к сожалению, других возможностей лечиться здесь нет, а количество опасных объектов на экране, к тому же мгновенно возрождающихся и "текущих" к вам буквально потоками, порой зашкаливает, - но если ваши аркадные навыки высоки, то есть смысл попробовать. Другое дело, что ко всему вышеописанному кошмару с определённого момента добавится и какой-никакой платформенный элемент (сам по себе он не так сложен, но вот вкупе с остальными обстоятельствами становится ощутимым усложняющим фактором).
Визуально Mission Jacqueline смотрится мило: прорисовка мягкая и чёткая, насилие практически отсутствует (нет крови и анимации смерти главного героя, а те же призраки, например, при попадании в них улыбаются и исчезают), Шимон иногда корчит рожи; особых эффектов, правда, не наблюдается, если не считать упоминавшиеся выше "опасности", - но любоваться ими в любом случае некогда. Во вступительном видео, по большей части рисованном, есть небольшой FMV-фрагмент с участием актёров из рекламного первоисточника, озвучивших, кстати, свои компьютерные воплощения (пусть и всего несколькими фразами; знаменитая некогда песенка тоже прозвучит). В общем, если бы не изуверская "маркетинговая модель" - из-за которой игра не только почти не продавалась, но и на протяжении долгого времени была фактически недоступна людям (до того момента, как все коды были не то извлечены из ресурсов, не то получены от коллекционеров), - то Mission Jacqueline вполне заслуживала бы статуса "крепкой" бюджетной аркады, способной потрепать нервы даже опытным поклонникам жанра. Последнее, впрочем, она в любом случае делать умеет.
P.S. Приводим коды доступа:
Главное меню: 036272426 (его придётся вводить при каждом запуске);
Первый уровень: 24163;
Второй уровень: 54129;
Третий уровень: 96018;
Четвёртый уровень: 149830.
Сюжет, изложенный во вступительном ролике, умещается в одно предложение и поражает своей примитивностью: у путешествующих Шимона и Жаклин ломается автомобиль, и происходит это прямо у старинного замка; постучавшихся в дверь героев впускает самый настоящий вампир, а старое здание оказывается населено летучими мышами, привидениями и прочими жутковатыми сущностями, из-за чего у Жаклин начинается истерика и она в ужасе бежит - но не из замка, а, наоборот, внутрь него, так что Шимону ничего не остаётся, кроме как догонять свою девушку. Собственно, это всё.
Игровой процесс на первый взгляд более-менее типичен для платформера: вид на Шимона - именно он, как легко догадаться, является протагонистом - сбоку, герой умеет прыгать и приседать, а также обладает бесконечным боезапасом каких-то шариков медного цвета, которыми может стрелять во врагов; клавиши "A" и "Z" отвечают за проходы в два типа проёмов, ведущих к новым локациям. В левом нижнем углу экрана присутствует небольшая инвентарная панель, куда помещаются находимые вещи, - в основном это ключи или их аналоги, нужные для открытия запертых дверей. Противники - уже упоминавшиеся рукокрылые и забавные призраки, а также черепа, вылетающие из тумб, скелетообразные руки, высовывающиеся из напольных люков (их уничтожить нельзя - остаётся только перепрыгивать), и так далее, плюс есть разнообразные "опасности" в виде вылетающих откуда-нибудь энергетических шаров разного цвета и прочего подобного. Но на самом деле всё совсем не так просто, как может показаться.
Во-первых, играть в Mission Jacqueline объективно трудновато: поверженные недруги (о ком бы ни шла речь) почти сразу же после своей смерти возрождаются, а кроме того, их количество действительно велико; по сути, безопасных мест на уровнях почти нет - по направлению к герою всё время что-то летит или падает, поэтому приходится постоянно находиться в движении. Во-вторых, запас здоровья Шимона сравнительно невелик (что особенно неприятно в связи с тем, что некоторые создания в случае контакта отнимают больше одной его единицы), а понятие "жизнь" отсутствует в принципе, так что в случае гибели начинать этап придётся со старта. В-третьих - хотя по сравнению с предыдущими пунктами это совсем не страшно, - убийство врагов приводит к увеличению набранного счёта, но вот выстрелы "в молоко" его снижают, поэтому вести огонь всё время не рекомендуется. Но самый жуткий сюрприз, напрямую связанный с окончанием первого абзаца данного описания, - это отсутствие каких бы то ни было "привычных" бонусов, в том числе способа "нормально" восполнить здоровье. Впрочем, способ как таковой есть: по ходу прохождения нам будут нередко попадаться находящиеся на некоторой высоте (то есть до них придётся допрыгивать) зелёные звёздочки, после взятия которых действие останавливается и... задаётся вопрос (естественно, на иврите) на тему той или иной услуги от компании "Безек" или какого-нибудь аспекта её деятельности, иногда содержащий от двух до четырёх вариантов ответа (в этом случае от нас требуется лишь нажать соответствующую цифру), а порой предполагающий самостоятельное печатание (но, к счастью, всегда только цифр и символов, имеющихся на любой клавиатуре независимо от языка). Если мы отвечаем правильно, то получаем дополнительные очки и - внимание - увеличение запаса здоровья (причём чем сложнее вопрос, тем, по-видимому, больше даётся того и другого), но если ошибаемся, то - снова внимание - оба (!) этих показателя уменьшаются (и получается, что в теории можно "убить" себя неверными ответами). Кстати говоря, через пару секунд после взятия звёздочки на её месте появляется новая (с почти наверняка другим вопросом), поэтому если вы сильно "потрёпаны" - то есть шанс существенно пополнить силы в одной точке.
Из сказанного выше становится понятно, что знание языка оказывается для Mission Jacqueline хоть и не критическим, но весьма желательным; правда, число вопросов не столь уж велико, а в случае ошибки правильный ответ - в том числе если не было вариантов - всегда показывается, поэтому при наличии времени, желания и хорошей зрительной памяти в теории реально всё запомнить чисто внешне (в ряде формулировок есть цифры и числа, по которым можно ориентироваться; другое дело, что одни и те же их значения повторяются в разных заданиях, так что это тоже не панацея). Реально ли игнорировать столь извращённый способ рекламы, непонятно: к сожалению, других возможностей лечиться здесь нет, а количество опасных объектов на экране, к тому же мгновенно возрождающихся и "текущих" к вам буквально потоками, порой зашкаливает, - но если ваши аркадные навыки высоки, то есть смысл попробовать. Другое дело, что ко всему вышеописанному кошмару с определённого момента добавится и какой-никакой платформенный элемент (сам по себе он не так сложен, но вот вкупе с остальными обстоятельствами становится ощутимым усложняющим фактором).
Визуально Mission Jacqueline смотрится мило: прорисовка мягкая и чёткая, насилие практически отсутствует (нет крови и анимации смерти главного героя, а те же призраки, например, при попадании в них улыбаются и исчезают), Шимон иногда корчит рожи; особых эффектов, правда, не наблюдается, если не считать упоминавшиеся выше "опасности", - но любоваться ими в любом случае некогда. Во вступительном видео, по большей части рисованном, есть небольшой FMV-фрагмент с участием актёров из рекламного первоисточника, озвучивших, кстати, свои компьютерные воплощения (пусть и всего несколькими фразами; знаменитая некогда песенка тоже прозвучит). В общем, если бы не изуверская "маркетинговая модель" - из-за которой игра не только почти не продавалась, но и на протяжении долгого времени была фактически недоступна людям (до того момента, как все коды были не то извлечены из ресурсов, не то получены от коллекционеров), - то Mission Jacqueline вполне заслуживала бы статуса "крепкой" бюджетной аркады, способной потрепать нервы даже опытным поклонникам жанра. Последнее, впрочем, она в любом случае делать умеет.
P.S. Приводим коды доступа:
Главное меню: 036272426 (его придётся вводить при каждом запуске);
Первый уровень: 24163;
Второй уровень: 54129;
Третий уровень: 96018;
Четвёртый уровень: 149830.
- Перспектива:
Вид сбоку - Серия игр:
Рекламные игры - Страна или регион происхождения:
Израиль - Элемент жанра:
Платформер - Язык:
עברית