...Ночь. Вся "семья" собралась за большим дубовым столом, застеленным плотной скатертью. Воздух наполнен дымом от кубинских сигар. Изысканные угощения - лучшее из того, что способна предложить старинная итальянская кухня, - стынут: молитва уже прочитана, но к трапезе не приступили, даже не откупорив бутылки с запрещённым алкоголем. Шляпы слегка опущены на глаза, а увенчанные перстнями пальцы сжимают "томпсоны" и "томми-ганы" (которые для местных обитателей вовсе не одно и то же). Десятки пар глаз устремлены в одну точку - на запертые металлические ворота. А тем временем к неприметному ангару в озёрном порту постепенно стягиваются группы людей. Медленные шаги, еле слышные перекликивания, резкие и быстрые отблески света от фонарей и шум двигателей полицейских "фордов" где-то на расстоянии. Это Чикаго 1930 года. И через несколько минут здесь начнётся бойня...
Немецкая компания Spellbound Entertainment к концу 2003 года успела снискать себе репутацию самого настоящего "гуру" тактических RTS, выпустив до этой даты Desperados, ставшую хитом своего времени, и чуть менее популярную, но высоко оценённую Robin Hood: The Legend of Sherwood. Их очередное творение в том же поджанре, Chicago 1930, посвящённое, как легко догадаться, противостоянию мафии и полиции во времена "сухого закона" в США, было встречено как игроками, так и критиками куда прохладнее. В чём-то это, конечно, справедливо, - она не смогла повторить успех своих предшественников не только потому, что они вышли слишком уж ладными и рассматривались как своего рода "эталоны" для сравнения: есть, увы, здесь и баги, и недоработки некоторых деталей процесса, и элементы какой-то если не сатиры, то карикатуры (достаточно посмотреть на портреты некоторых персонажей), едва ли уместные в серьёзном мире "нашего дела", коим занимаются не менее серьёзные личности. И всё-таки игра удалась, а потому пусть не 10, но 8 баллов получит более чем заслуженно.
Сюжет, кстати говоря, тоже стал предметом нападок профильной прессы, - его якобы "почти нет". Опять же - отчасти всё верно: перед стартом предлагается выбрать сторону конфликта, мафию или полицию, и при этом отмечается, что кампания за бандитов хронологически предшествует таковой за служителей закона. В первом случае мы - выступая в роли Джека Беретто, главного подручного (капо гвардиа?) дона Фальконе из Нью-Йорка, решившего прибрать к рукам ещё и Чикаго, - сражаемся как с ирландской бандой Хэнка О'Нила, контролирующей к моменту нашего "вступления в игру" большую часть города, так и с полицией, намереваясь тем или иным образом подчинить тех её членов, кто готов продать свою честь, и устранить оставшихся. Во второй же кампании, действие которой разворачивается спустя несколько лет, нашим альтер эго становится агент ФБР Эдвард Нэш, посланный начальством в Чикаго для ареста захватившего-таки фактическую власть над городом Фальконе. Если вдруг кому-то в принципе неприятно играть за мафию - нет проблем: ни разу не возбраняется пропустить все соответствующие миссии и сразу же начать за "хороших" ребят. Имейте только в виду, что тогда, во-первых, многие сюжетные ходы, являющиеся отсылками к более ранним событиям, окажутся непонятны, а во-вторых - что уже куда хуже - кампания за полицию в силу ряда причин намного сложнее, и если не получить предварительно боевой опыт, управляя отрядами мафиози, то на освоение и тем более на достижение успеха уйдёт куда больше времени.
Перспектива обзора, естественно, изометрическая - то есть такая, какой она и должна быть в настоящей тактической RTS. Глобальная карта Чикаго разделена на восемь районов (не имеющих ничего общего с реальным административно-территориальным делением этого города), каждый из которых окрашен в один из четырёх цветов согласно "сферам влияния": коричневый (ирландцы; только в начале игры за мафию), красный (итальянцы дона Фальконе - наши "протагонисты" в первой кампании), синий (полиция) и серый (нейтральные территории - контроль над которыми можно и нужно пытаться устанавливать, успешно выполняя задания). До начала миссии, выслушав её "вводную", нам необходимо определиться с составом будущей группы, которая на неё отправится (максимальное количество членов - пять человек, при этом первый этап за бандитов придётся проходить одним), а также с их снаряжением. Все персонажи, будь то гангстеры или полицейские, - личности; у них имеются не только имена и фамилии, но и определённые значения каждой из пяти присутствующих в игре характеристик: точность стрельбы, метательные способности (требующиеся для успешных бросков гранат или ножей), навыки рукопашного боя, медицинские знания (сюда относится не только умение лечить себя и товарищей, но и использовать против недругов платок с хлороформом) и так называемая "харизма", отвечающая за грамотное ведение переговоров (что иногда очень важно; при этом если данный показатель у персонажа низок, то с ним могут даже в принципе не вступить в беседу). У каждого бойца имеются определённые - различающиеся - значения всех этих параметров, что позволяет более-менее чётко определять их основную специализацию: стрелок, "громила", медик и так далее. По ходу прохождения перечисленные способности можно будет развивать тремя способами: банальным применением на практике конкретных умений, бонусами, встречающимися непосредственно на картах, и - это относится к первым трём характеристикам - с помощью спортивных клубов, находящихся на подконтрольных нам территориях (чем последних больше, чем быстрее растут физические параметры). Впрочем, "базовую профориентацию" всё равно никуда не денешь, а потому слушать (или читать) тексты "вводных" стоит очень внимательно, - нередко они помогают правильно подобрать команду на предстоящее задание. Само собой разумеется, что как минимум один "стрелок", "рукопашник" и врач в отряде быть должны всегда, но где-то центральной фигурой запросто может оказаться тот же "метатель".
У каждого персонажа также имеется инвентарь - причём отнюдь не безразмерный, а состоящий из определённого количества ячеек, которое никак не увеличить. Формально всё снаряжение - оружие, боеприпасы и несколько типов предметов - доступно нам бесплатно, а по ходу миссии может восполняться путём подбора соответствующих бонусов с трупов поверженных врагов. Однако не спешите радоваться: виртуальный "вещмешок" не просто мал - некоторые вещи занимают в нём больше одной ячейки (например, винчестер - целых четыре); кроме того, определённые виды вооружений до какого-то момента могут иметься на нашем условном складе в ограниченном количестве (то есть вооружить ими всю пятёрку не выйдет) или же вовсе отсутствовать. В целом разнообразие средств убиения живой силы противника приятно удивляет: в наличии как огнестрельное оружие (кольты, винчестеры, "томми-ганы" и так далее; все они различаются по радиусу действия, убойной силе и другим показателям), так и всевозможное холодное (биты, кастеты, метательные ножи), а также гранаты. В отношении владения конкретным оружием у бойцов есть дополнительные специализации, поэтому один "стрелок" может лучше обращаться с винтовкой, а другой с дробовиком. Предметы представлены наручниками, верёвками (то и другое предназначено для связывания тех, кого по тем или иным причинам не следует убивать), платками, пропитанными хлороформом, аптечками, а также - внимание - "грязными деньгами". Последние необходимы для подкупа мирных граждан, случайно ставших свидетелями совершённых вами убийств, особенно если их жертвами стали другие "обычные" жители Чикаго (риск совершить подобное, в том числе непреднамеренно, увы, имеется). Обратите внимание, что некоторые вещи не используются той или другой стороной (например, гангстеры "берут в плен" только с помощью верёвки, а не наручников, а полицейским запрещено швырять гранаты).
Упомянутые выше спортивные клубы - не единственный тип строений, имеющихся в городских районах. Кроме них в Chicago 1930 представлены подпольные бары, торгующие спиртным (англ. "speakeasy"), оружейные фабрики и газеты, обеспечивающие дополнительных людей, оружие (в плане как количества, так и качества) и народное доверие соответственно. Последний параметр - один из важнейших: если население подконтрольного района возмущено вашими действиями (например, если бойцы отряда, будь они бандитами или полицейскими, расстреляли уйму жителей, - тут уже никакая газета не поможет), то притока рекрутов, обычно имеющего место перед каждой новой миссией за любую из сторон конфликта (он тем выше, чем больше под нашим контролем "speakeasy"), можете не ждать, а если играете за служителей закона - то при таком раскладе и вовсе поставите крест на дальнейшем прохождении. Распознавать намерения по отношению к вам и "статус" неигровых персонажей можно по пиктограммам в белых кругах, маячащим над их головами; это особенно важно опять-таки во время кампании за полицию: если некий враг "думает о наручниках", то его необходимо обязательно именно арестовать, а не расстрелять, иначе может наступить проигрыш. Помимо перечисленных выше зданий в районах располагаются суды, назначение которых - выносить более гуманные приговоры "своим" нарушителям.
Если коротко коснуться игрового процесса - проходящего, естественно, в реальном времени, - то нельзя не отметить его относительно высокой сложности, пусть и не дотягивающей ни разу до аналогичной в дилогии Commandos или даже играх от того же разработчика, упомянутых во втором абзаце этого описания. Численный перевес врагов - обычное дело, поэтому большинство миссий проходятся в том числе или даже в основном с помощью самого настоящего "stealth'а": крадёмся, высовываемся из-за углов, стреляем из укрытий и так далее, а главное - ни в коем случае не забываем прятать в укромные места оглушённых противников (да, в целом ряде ситуаций поднимать стрельбу преждевременно категорически не стоит!) и трупы, дабы те не были замечены их соратниками. Придётся, понятное дело, заботиться и о тактике - не только на стадии формирования отряда перед миссией, о чём уже говорилось выше, но и непосредственно во время задания: правильная расстановка людей с разными видами оружия перед схваткой либо, скажем, предварительное вычисление возможных траекторий полёта пуль или гранат - тоже ваши хлопоты. Наконец, нельзя не упомянуть и о модном в начале 2000-х годов - и совершенно нереалистичном, а потому раздражающем, - "замедлении времени", которому, к сожалению, нашлось место и в Chicago 1930. Впрочем, пользоваться им для достижения успеха не обязательно.
Графика этой игры, скажем сразу, отнюдь не так замечательна, как у тех же Commandos и Desperados. Да, здесь изометрия - но не "мягкая"; палитра не особенно насыщенная, а модельки персонажей относительно однотипные и приземисто-грубоватые. Вместе с тем реализация фонов - от трещин на асфальте до богатейших интерьеров практически любого помещения - заслуживает исключительно высокой оценки, равно как и разнообразие локаций, в которых будет разворачиваться действие. По ходу "городской войны" мы так или иначе побываем в отелях, барах, складах, казино, доках, на перегонном заводе... И везде - уйма объектов: ящики, мебель, посуда и так далее, причём прорисовано всё это с истинно немецкой тщательностью; вроде и мелочь, но приятно. И то же самое можно сказать о самой Chicago 1930: объективно не шедевр - но затягивает. Так что если вы любите тактические RTS уровня сложности "выше среднего" и не испытываете предубеждений против "гангстерской" тематики - то попробуйте обязательно. Не пожалеете.
Немецкая компания Spellbound Entertainment к концу 2003 года успела снискать себе репутацию самого настоящего "гуру" тактических RTS, выпустив до этой даты Desperados, ставшую хитом своего времени, и чуть менее популярную, но высоко оценённую Robin Hood: The Legend of Sherwood. Их очередное творение в том же поджанре, Chicago 1930, посвящённое, как легко догадаться, противостоянию мафии и полиции во времена "сухого закона" в США, было встречено как игроками, так и критиками куда прохладнее. В чём-то это, конечно, справедливо, - она не смогла повторить успех своих предшественников не только потому, что они вышли слишком уж ладными и рассматривались как своего рода "эталоны" для сравнения: есть, увы, здесь и баги, и недоработки некоторых деталей процесса, и элементы какой-то если не сатиры, то карикатуры (достаточно посмотреть на портреты некоторых персонажей), едва ли уместные в серьёзном мире "нашего дела", коим занимаются не менее серьёзные личности. И всё-таки игра удалась, а потому пусть не 10, но 8 баллов получит более чем заслуженно.
Сюжет, кстати говоря, тоже стал предметом нападок профильной прессы, - его якобы "почти нет". Опять же - отчасти всё верно: перед стартом предлагается выбрать сторону конфликта, мафию или полицию, и при этом отмечается, что кампания за бандитов хронологически предшествует таковой за служителей закона. В первом случае мы - выступая в роли Джека Беретто, главного подручного (капо гвардиа?) дона Фальконе из Нью-Йорка, решившего прибрать к рукам ещё и Чикаго, - сражаемся как с ирландской бандой Хэнка О'Нила, контролирующей к моменту нашего "вступления в игру" большую часть города, так и с полицией, намереваясь тем или иным образом подчинить тех её членов, кто готов продать свою честь, и устранить оставшихся. Во второй же кампании, действие которой разворачивается спустя несколько лет, нашим альтер эго становится агент ФБР Эдвард Нэш, посланный начальством в Чикаго для ареста захватившего-таки фактическую власть над городом Фальконе. Если вдруг кому-то в принципе неприятно играть за мафию - нет проблем: ни разу не возбраняется пропустить все соответствующие миссии и сразу же начать за "хороших" ребят. Имейте только в виду, что тогда, во-первых, многие сюжетные ходы, являющиеся отсылками к более ранним событиям, окажутся непонятны, а во-вторых - что уже куда хуже - кампания за полицию в силу ряда причин намного сложнее, и если не получить предварительно боевой опыт, управляя отрядами мафиози, то на освоение и тем более на достижение успеха уйдёт куда больше времени.
Перспектива обзора, естественно, изометрическая - то есть такая, какой она и должна быть в настоящей тактической RTS. Глобальная карта Чикаго разделена на восемь районов (не имеющих ничего общего с реальным административно-территориальным делением этого города), каждый из которых окрашен в один из четырёх цветов согласно "сферам влияния": коричневый (ирландцы; только в начале игры за мафию), красный (итальянцы дона Фальконе - наши "протагонисты" в первой кампании), синий (полиция) и серый (нейтральные территории - контроль над которыми можно и нужно пытаться устанавливать, успешно выполняя задания). До начала миссии, выслушав её "вводную", нам необходимо определиться с составом будущей группы, которая на неё отправится (максимальное количество членов - пять человек, при этом первый этап за бандитов придётся проходить одним), а также с их снаряжением. Все персонажи, будь то гангстеры или полицейские, - личности; у них имеются не только имена и фамилии, но и определённые значения каждой из пяти присутствующих в игре характеристик: точность стрельбы, метательные способности (требующиеся для успешных бросков гранат или ножей), навыки рукопашного боя, медицинские знания (сюда относится не только умение лечить себя и товарищей, но и использовать против недругов платок с хлороформом) и так называемая "харизма", отвечающая за грамотное ведение переговоров (что иногда очень важно; при этом если данный показатель у персонажа низок, то с ним могут даже в принципе не вступить в беседу). У каждого бойца имеются определённые - различающиеся - значения всех этих параметров, что позволяет более-менее чётко определять их основную специализацию: стрелок, "громила", медик и так далее. По ходу прохождения перечисленные способности можно будет развивать тремя способами: банальным применением на практике конкретных умений, бонусами, встречающимися непосредственно на картах, и - это относится к первым трём характеристикам - с помощью спортивных клубов, находящихся на подконтрольных нам территориях (чем последних больше, чем быстрее растут физические параметры). Впрочем, "базовую профориентацию" всё равно никуда не денешь, а потому слушать (или читать) тексты "вводных" стоит очень внимательно, - нередко они помогают правильно подобрать команду на предстоящее задание. Само собой разумеется, что как минимум один "стрелок", "рукопашник" и врач в отряде быть должны всегда, но где-то центральной фигурой запросто может оказаться тот же "метатель".
У каждого персонажа также имеется инвентарь - причём отнюдь не безразмерный, а состоящий из определённого количества ячеек, которое никак не увеличить. Формально всё снаряжение - оружие, боеприпасы и несколько типов предметов - доступно нам бесплатно, а по ходу миссии может восполняться путём подбора соответствующих бонусов с трупов поверженных врагов. Однако не спешите радоваться: виртуальный "вещмешок" не просто мал - некоторые вещи занимают в нём больше одной ячейки (например, винчестер - целых четыре); кроме того, определённые виды вооружений до какого-то момента могут иметься на нашем условном складе в ограниченном количестве (то есть вооружить ими всю пятёрку не выйдет) или же вовсе отсутствовать. В целом разнообразие средств убиения живой силы противника приятно удивляет: в наличии как огнестрельное оружие (кольты, винчестеры, "томми-ганы" и так далее; все они различаются по радиусу действия, убойной силе и другим показателям), так и всевозможное холодное (биты, кастеты, метательные ножи), а также гранаты. В отношении владения конкретным оружием у бойцов есть дополнительные специализации, поэтому один "стрелок" может лучше обращаться с винтовкой, а другой с дробовиком. Предметы представлены наручниками, верёвками (то и другое предназначено для связывания тех, кого по тем или иным причинам не следует убивать), платками, пропитанными хлороформом, аптечками, а также - внимание - "грязными деньгами". Последние необходимы для подкупа мирных граждан, случайно ставших свидетелями совершённых вами убийств, особенно если их жертвами стали другие "обычные" жители Чикаго (риск совершить подобное, в том числе непреднамеренно, увы, имеется). Обратите внимание, что некоторые вещи не используются той или другой стороной (например, гангстеры "берут в плен" только с помощью верёвки, а не наручников, а полицейским запрещено швырять гранаты).
Упомянутые выше спортивные клубы - не единственный тип строений, имеющихся в городских районах. Кроме них в Chicago 1930 представлены подпольные бары, торгующие спиртным (англ. "speakeasy"), оружейные фабрики и газеты, обеспечивающие дополнительных людей, оружие (в плане как количества, так и качества) и народное доверие соответственно. Последний параметр - один из важнейших: если население подконтрольного района возмущено вашими действиями (например, если бойцы отряда, будь они бандитами или полицейскими, расстреляли уйму жителей, - тут уже никакая газета не поможет), то притока рекрутов, обычно имеющего место перед каждой новой миссией за любую из сторон конфликта (он тем выше, чем больше под нашим контролем "speakeasy"), можете не ждать, а если играете за служителей закона - то при таком раскладе и вовсе поставите крест на дальнейшем прохождении. Распознавать намерения по отношению к вам и "статус" неигровых персонажей можно по пиктограммам в белых кругах, маячащим над их головами; это особенно важно опять-таки во время кампании за полицию: если некий враг "думает о наручниках", то его необходимо обязательно именно арестовать, а не расстрелять, иначе может наступить проигрыш. Помимо перечисленных выше зданий в районах располагаются суды, назначение которых - выносить более гуманные приговоры "своим" нарушителям.
Если коротко коснуться игрового процесса - проходящего, естественно, в реальном времени, - то нельзя не отметить его относительно высокой сложности, пусть и не дотягивающей ни разу до аналогичной в дилогии Commandos или даже играх от того же разработчика, упомянутых во втором абзаце этого описания. Численный перевес врагов - обычное дело, поэтому большинство миссий проходятся в том числе или даже в основном с помощью самого настоящего "stealth'а": крадёмся, высовываемся из-за углов, стреляем из укрытий и так далее, а главное - ни в коем случае не забываем прятать в укромные места оглушённых противников (да, в целом ряде ситуаций поднимать стрельбу преждевременно категорически не стоит!) и трупы, дабы те не были замечены их соратниками. Придётся, понятное дело, заботиться и о тактике - не только на стадии формирования отряда перед миссией, о чём уже говорилось выше, но и непосредственно во время задания: правильная расстановка людей с разными видами оружия перед схваткой либо, скажем, предварительное вычисление возможных траекторий полёта пуль или гранат - тоже ваши хлопоты. Наконец, нельзя не упомянуть и о модном в начале 2000-х годов - и совершенно нереалистичном, а потому раздражающем, - "замедлении времени", которому, к сожалению, нашлось место и в Chicago 1930. Впрочем, пользоваться им для достижения успеха не обязательно.
Графика этой игры, скажем сразу, отнюдь не так замечательна, как у тех же Commandos и Desperados. Да, здесь изометрия - но не "мягкая"; палитра не особенно насыщенная, а модельки персонажей относительно однотипные и приземисто-грубоватые. Вместе с тем реализация фонов - от трещин на асфальте до богатейших интерьеров практически любого помещения - заслуживает исключительно высокой оценки, равно как и разнообразие локаций, в которых будет разворачиваться действие. По ходу "городской войны" мы так или иначе побываем в отелях, барах, складах, казино, доках, на перегонном заводе... И везде - уйма объектов: ящики, мебель, посуда и так далее, причём прорисовано всё это с истинно немецкой тщательностью; вроде и мелочь, но приятно. И то же самое можно сказать о самой Chicago 1930: объективно не шедевр - но затягивает. Так что если вы любите тактические RTS уровня сложности "выше среднего" и не испытываете предубеждений против "гангстерской" тематики - то попробуйте обязательно. Не пожалеете.
- Время и место:
Межвоенный период - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Германия - Тематика:
Преступность - Элемент жанра:
В реальном времени
Stealth
Тактика - Язык:
Русский
English