Менеджерская стратегия от знаменитого Тревора Чана (автора в том числе дилогии Capitalism), посвящённая управлению собственным ресторанным бизнесом. После выхода в свет получила в основном (хотя и не исключительно) очень высокие оценки от профильных критиков, хотя, как это ни странно, по своей масштабности не дотягивает до появившейся несколько раньше Pizza Connection 2.
Перед стартом можно выбрать один из двух режимов: "свободный", в котором разрешается самостоятельно определиться с географическим положением нашего заведения и с его кухней, - а также "сюжетный", содержащий "элементы квеста и аркады", где действие начинается в Париже и развивается строго в соответствии со сценарием, а нашим протагонистом является кулинар Арман, получающий ресторан в наследство от дядюшки, решившего уйти на покой из-за неудачной конкуренции с сетью точек быстрого питания. На момент начала событий в нашем распоряжении собственно ресторан и скромный капитал для первых шагов.
Сразу отметим, что никакого реального (именно выражаемого в какой-то специфической деятельности) соперничества с какими-либо конкурентами, не считая одного "подрежима", здесь не будет, равно как нет и диверсий, бандитских налётов и прочих "прелестей", свойственных игре, упомянутой в первом абзаце; даже свои рецепты - и те придумывать не дадут. Зато детализация процесса применительно к различным сторонам функционирования нашего учреждения как минимум не ниже (хотя о той же пожарной безопасности заботиться почему-то не нужно): ресторан разделён на ряд помещений (от банкетного зала и кухни до, извините, санузлов - отдельных для мужчин и женщин), - и вам придётся заниматься обустройством каждого из них, уделяя внимание множеству мелочей. Ковры, вывески, комнатные растения, столы и стулья, люстры, несколько видов кухонных плит и так далее, в том числе даже унитазы, - всё это предстоит покупать, мысленно соотнося цену и качество, и затем расставлять. Все объекты, помещаемые в центральном зале, влияют на два важнейших параметра работы заведения: "декорированность" и комфорт, при этом даже при высоких их значениях дела совершенно не обязательно пойдут хорошо: во-первых, в погоне за внешней мишурой есть риск забыть о какой-либо критически важной банальности, во-вторых - отделка интерьера для ресторана всё-таки не главное, ибо сюда приходят кушать.
Как уже было сказано, заняться настоящим кулинарным творчеством данная игра не позволит, но перечень блюд приятно удивляет. Все они подразделяются на пять категорий: завтраки, закуски, супы, горячее и десерты; также есть два вида напитков - алкогольные и безалкогольные, но поставляются они в готовом виде (ибо барменов не предусмотрено). Работу с продуктами нельзя назвать простой: их придётся закупать у поставщиков, причём многие хорошие "сорта" в принципе станут доступны далеко не сразу. Минимальный "изобретательский" элемент, кстати, всё-таки предусмотрен, но реализован довольно странно: в определённый момент вам может стать "известен" - благодаря поставщику или посетителю-гурману - какой-нибудь новый ингредиент (например, стручковый перец или чеснок), с помощью которого можно улучшить вкус конкретных блюд, - однако добавлять его в их рецепты придётся почти в буквальном смысле слова вручную; таким же образом идентичные компоненты заменяются на более качественные, как только последние становятся "открыты". Здесь же отметим, что меню как таковое мы опять же составляем сами, и здесь важно как не переборщить с его размерами, так и позаботиться о должном разнообразии предлагаемой снеди (и если без, скажем, завтраков или алкоголя формально можно обойтись, то вот без закусок и горячего - нет). Никто не запрещает исключать из перечня не пользующиеся спросом блюда или, например, временно вводить на что-либо скидку. Рекламировать свой ресторан тоже можно, но этот элемент особенно проработанным назвать нельзя.
Понятное дело, что заведению требуется разнообразный персонал: официанты, метрдотели ("начальники" предыдущих, занимающиеся приёмом заказов, а не разноской блюд), регистраторы, уборщицы, посудомойки и так далее. Плюс, разумеется, повара, - но с ними в Restaurant Empire имеет место некоторый казус. Дело в том, что каждый из них - личность с определёнными характеристиками и собственными кухонными принадлежностями (в связи с этим кое-где игру даже называли "чуточку ролевой"), поэтому заманить его к себе на работу очень непросто: есть целые "миссии", задачей которых является приведение своего учреждения в такой вид, чтобы тот или иной кулинар захотел в нём работать (хотя в редчайших случаях они всё-таки приходят и сами, но сначала как посетители, - то есть опять-таки нужно чего-то достичь, чтобы заинтересовать их). Поэтому первое время Арману придётся готовить самостоятельно, но впоследствии у него появятся коллеги по цеху (в том числе невеста, имеющая соответствующее среднее профессиональное образование), хотя в неограниченном количестве (как все прочие категории работников) они не будут доступны никогда. Отмеченные выше параметры повара касаются его умения готовить те или иные блюда (в частности, с приходом нового мастера список доступных рецептов расширяется), - и поскольку универсалов нет, то лучше давать им распоряжения стряпать то, с чем они знакомы лучше всего, иначе даже из самых качественных продуктов выйдет нечто совершенно несъедобное (либо же процесс приготовления окажется недопустимо длительным). Всем работникам нужно выплачивать денежное вознаграждение (зависящее от опыта), а также периодически отправлять их на курсы повышения квалификации (платные, разумеется), ибо уровень обслуживания для посетителей тоже важен. Заработную плату можно как увеличивать (в том числе разовыми премиями), так и уменьшать: последнее позволяет экономить средства, но серьёзно снижает "мораль" персонала (правда, почему-то лишь временно); растёт последний показатель прямо пропорционально сроку, в течение которого на вас работает данный сотрудник.
Из перечисленных выше четырёх компонентов - качества еды, профессионализма персонала, комфорта и "декорированности" - у клиентов и складывается общее мнение о ресторане, отображаемое в оставляемых ими отзывах, из которого в свою очередь формируется рейтинг, выраженный в пресловутых "звёздах". Чем их больше - тем выше котируется ваше заведение и тем чаще его захотят посещать богатые личности; последнее обстоятельство позволяет начать поднимать (в том числе существенно) цены на блюда, вследствие чего повышается уровень дохода. Когда дела пойдут хорошо, появится возможность сначала модернизировать здание ресторана с помощью пристроек и новых этажей, а затем и обзавестись учреждениями в других странах, попутно освоив новые национальные кухни; если же, напротив, финансы стали петь романсы - то разрешается продать часть оборудования и мебели. Формально всё это "обрамлено" сюжетной линией и какими-никакими заданиями, сводящимися, правда, в основном к зарабатыванию конкретного количества денег. Самым интересным моментом Restaurant Empire потенциально является очень косвенно упомянутый выше "турнир поваров" - та самая аркада против "конкурентов"; для участия в нём нужно заплатить некоторое количество денег и выбрать подходящего участника из своего штата, а вашей задачей станет помощь ему в достижении лучших результатов посредством прохождения нескольких мини-игр, никак не связанных с кулинарией и крайне примитивных (например, прокатить шарик по спирали или быстро нажать в правильном порядке на буквы либо цифры). Увы, ничего увлекательного здесь нет, и в своё время этот элемент совершенно справедливо критиковался.
Графика, к сожалению, трёхмерная - со свободной камерой и доступностью масштабирования. В довольно многочисленных сюжетных роликах 3D ещё смотрится приемлемо, но вот в самом процессе людям, привыкшим к Pizza Tycoon, были бы куда роднее изометрия и спрайты. Палитра, правда, в целом не вызывает отторжения, но модели персонажей довольно грубоватые; не слишком удобный (хотя вполне осваиваемый) интерфейс и сомнительный юмор в сюжете (нет, ничего пошлого не будет, но тем не менее) тоже не идут игре в плюс, - хотя этим недостатки Restaurant Empire, пожалуй, и ограничиваются. В общем и целом - не шедевр, но на удивление добротная и увлекательная вещь, по праву считающаяся одним из лучших менеджерских симуляторов своего времени.
Перед стартом можно выбрать один из двух режимов: "свободный", в котором разрешается самостоятельно определиться с географическим положением нашего заведения и с его кухней, - а также "сюжетный", содержащий "элементы квеста и аркады", где действие начинается в Париже и развивается строго в соответствии со сценарием, а нашим протагонистом является кулинар Арман, получающий ресторан в наследство от дядюшки, решившего уйти на покой из-за неудачной конкуренции с сетью точек быстрого питания. На момент начала событий в нашем распоряжении собственно ресторан и скромный капитал для первых шагов.
Сразу отметим, что никакого реального (именно выражаемого в какой-то специфической деятельности) соперничества с какими-либо конкурентами, не считая одного "подрежима", здесь не будет, равно как нет и диверсий, бандитских налётов и прочих "прелестей", свойственных игре, упомянутой в первом абзаце; даже свои рецепты - и те придумывать не дадут. Зато детализация процесса применительно к различным сторонам функционирования нашего учреждения как минимум не ниже (хотя о той же пожарной безопасности заботиться почему-то не нужно): ресторан разделён на ряд помещений (от банкетного зала и кухни до, извините, санузлов - отдельных для мужчин и женщин), - и вам придётся заниматься обустройством каждого из них, уделяя внимание множеству мелочей. Ковры, вывески, комнатные растения, столы и стулья, люстры, несколько видов кухонных плит и так далее, в том числе даже унитазы, - всё это предстоит покупать, мысленно соотнося цену и качество, и затем расставлять. Все объекты, помещаемые в центральном зале, влияют на два важнейших параметра работы заведения: "декорированность" и комфорт, при этом даже при высоких их значениях дела совершенно не обязательно пойдут хорошо: во-первых, в погоне за внешней мишурой есть риск забыть о какой-либо критически важной банальности, во-вторых - отделка интерьера для ресторана всё-таки не главное, ибо сюда приходят кушать.
Как уже было сказано, заняться настоящим кулинарным творчеством данная игра не позволит, но перечень блюд приятно удивляет. Все они подразделяются на пять категорий: завтраки, закуски, супы, горячее и десерты; также есть два вида напитков - алкогольные и безалкогольные, но поставляются они в готовом виде (ибо барменов не предусмотрено). Работу с продуктами нельзя назвать простой: их придётся закупать у поставщиков, причём многие хорошие "сорта" в принципе станут доступны далеко не сразу. Минимальный "изобретательский" элемент, кстати, всё-таки предусмотрен, но реализован довольно странно: в определённый момент вам может стать "известен" - благодаря поставщику или посетителю-гурману - какой-нибудь новый ингредиент (например, стручковый перец или чеснок), с помощью которого можно улучшить вкус конкретных блюд, - однако добавлять его в их рецепты придётся почти в буквальном смысле слова вручную; таким же образом идентичные компоненты заменяются на более качественные, как только последние становятся "открыты". Здесь же отметим, что меню как таковое мы опять же составляем сами, и здесь важно как не переборщить с его размерами, так и позаботиться о должном разнообразии предлагаемой снеди (и если без, скажем, завтраков или алкоголя формально можно обойтись, то вот без закусок и горячего - нет). Никто не запрещает исключать из перечня не пользующиеся спросом блюда или, например, временно вводить на что-либо скидку. Рекламировать свой ресторан тоже можно, но этот элемент особенно проработанным назвать нельзя.
Понятное дело, что заведению требуется разнообразный персонал: официанты, метрдотели ("начальники" предыдущих, занимающиеся приёмом заказов, а не разноской блюд), регистраторы, уборщицы, посудомойки и так далее. Плюс, разумеется, повара, - но с ними в Restaurant Empire имеет место некоторый казус. Дело в том, что каждый из них - личность с определёнными характеристиками и собственными кухонными принадлежностями (в связи с этим кое-где игру даже называли "чуточку ролевой"), поэтому заманить его к себе на работу очень непросто: есть целые "миссии", задачей которых является приведение своего учреждения в такой вид, чтобы тот или иной кулинар захотел в нём работать (хотя в редчайших случаях они всё-таки приходят и сами, но сначала как посетители, - то есть опять-таки нужно чего-то достичь, чтобы заинтересовать их). Поэтому первое время Арману придётся готовить самостоятельно, но впоследствии у него появятся коллеги по цеху (в том числе невеста, имеющая соответствующее среднее профессиональное образование), хотя в неограниченном количестве (как все прочие категории работников) они не будут доступны никогда. Отмеченные выше параметры повара касаются его умения готовить те или иные блюда (в частности, с приходом нового мастера список доступных рецептов расширяется), - и поскольку универсалов нет, то лучше давать им распоряжения стряпать то, с чем они знакомы лучше всего, иначе даже из самых качественных продуктов выйдет нечто совершенно несъедобное (либо же процесс приготовления окажется недопустимо длительным). Всем работникам нужно выплачивать денежное вознаграждение (зависящее от опыта), а также периодически отправлять их на курсы повышения квалификации (платные, разумеется), ибо уровень обслуживания для посетителей тоже важен. Заработную плату можно как увеличивать (в том числе разовыми премиями), так и уменьшать: последнее позволяет экономить средства, но серьёзно снижает "мораль" персонала (правда, почему-то лишь временно); растёт последний показатель прямо пропорционально сроку, в течение которого на вас работает данный сотрудник.
Из перечисленных выше четырёх компонентов - качества еды, профессионализма персонала, комфорта и "декорированности" - у клиентов и складывается общее мнение о ресторане, отображаемое в оставляемых ими отзывах, из которого в свою очередь формируется рейтинг, выраженный в пресловутых "звёздах". Чем их больше - тем выше котируется ваше заведение и тем чаще его захотят посещать богатые личности; последнее обстоятельство позволяет начать поднимать (в том числе существенно) цены на блюда, вследствие чего повышается уровень дохода. Когда дела пойдут хорошо, появится возможность сначала модернизировать здание ресторана с помощью пристроек и новых этажей, а затем и обзавестись учреждениями в других странах, попутно освоив новые национальные кухни; если же, напротив, финансы стали петь романсы - то разрешается продать часть оборудования и мебели. Формально всё это "обрамлено" сюжетной линией и какими-никакими заданиями, сводящимися, правда, в основном к зарабатыванию конкретного количества денег. Самым интересным моментом Restaurant Empire потенциально является очень косвенно упомянутый выше "турнир поваров" - та самая аркада против "конкурентов"; для участия в нём нужно заплатить некоторое количество денег и выбрать подходящего участника из своего штата, а вашей задачей станет помощь ему в достижении лучших результатов посредством прохождения нескольких мини-игр, никак не связанных с кулинарией и крайне примитивных (например, прокатить шарик по спирали или быстро нажать в правильном порядке на буквы либо цифры). Увы, ничего увлекательного здесь нет, и в своё время этот элемент совершенно справедливо критиковался.
Графика, к сожалению, трёхмерная - со свободной камерой и доступностью масштабирования. В довольно многочисленных сюжетных роликах 3D ещё смотрится приемлемо, но вот в самом процессе людям, привыкшим к Pizza Tycoon, были бы куда роднее изометрия и спрайты. Палитра, правда, в целом не вызывает отторжения, но модели персонажей довольно грубоватые; не слишком удобный (хотя вполне осваиваемый) интерфейс и сомнительный юмор в сюжете (нет, ничего пошлого не будет, но тем не менее) тоже не идут игре в плюс, - хотя этим недостатки Restaurant Empire, пожалуй, и ограничиваются. В общем и целом - не шедевр, но на удивление добротная и увлекательная вещь, по праву считающаяся одним из лучших менеджерских симуляторов своего времени.