Серия образовательных игр о приключениях умного мальчика Николая и его друга и помощника, антропоморфного говорящего кота Мяу-Мяу, выпускалась компанией Hoffmann + Associates в 1994-1999 годах. Доступная на данной странице вещь, предпоследняя в упомянутой линейке по дате выхода, по своему процессу резко отличается от всех прочих: здесь не пахнет не только какими-либо "обучающими" элементами, но и, собственно говоря, ориентацией на детей, - по сути, перед нами трудная космическая леталка-стрелялка, причём похожая не на традиционные shoot 'em up'ы, а в большей степени на виртуальные тиры.
Сюжет, скорее всего, был придуман авторами за пару минут во время обеденного перерыва: Николай открывает формулу сверхсветового движения, но её похищает злой красноглазый клон его приятеля-кота - и улетает с нею в дальний космос, после чего мальчик вместе с Мяу-Мяу отправляется за ним в погоню на космическом корабле (что для героев, видимо, нечто совершенно обыденное). Перед стартом можно выбрать один из трёх уровней сложности (даже на лёгком будет довольно тяжело) и расцветку нашего корабля из четырёх вариантов (это не влияет абсолютно ни на что, даже на эстетику, ибо перспектива обзора здесь от первого лица и своё транспортное средство мы видеть не сможем). Игра разделена на уровни; перед каждым из таковых следует непропускаемый вступительный ролик той или иной продолжительности. О графике мы обычно рассказываем в конце, но здесь это придётся сделать уже сейчас, ибо если во время непосредственно процесса всё выглядит в известной степени минималистично, но приемлемо (и подчас даже красиво), то упомянутые сюжетные сцены просто омерзительны: грубая "топорная" рисовка персонажей, явно реализованная с помощью "сел-шейдинга", и не менее жуткое речевое сопровождение (Николая озвучивает ребёнок, не выговаривающий некоторые буквы, а кота - как будто психически больной человек) вызывают устойчивое отторжение. Вместе с тем сама эта вещь ни разу не плоха: главное - не рассматривать её как "детскую".
Самолёт летит вперёд сам по себе, мы же можем управлять исключительно перемещением прицела с помощью курсора мыши. Наша задача - на протяжении определённого (надо заметить, что весьма продолжительного для игр такого направления) времени расстреливать то и дело появляющиеся объекты: на первом уровне это несколько типов астероидов, на втором добавляются мины, на третьем - кометы и три разновидности роботов. Кроме того, уже с первого этапа в космосе присутствуют два вида космических кораблей (внешне они напоминают скорее спутники), которые почти (но именно почти) всегда настроены дружелюбно, и жёлтые бочонки с энергией. За каждый сбитый "враждебный" объект начисляются очки; за атаку дружественной техники (сбить её невозможно) и уничтожение бочек счёт, наоборот, уменьшается.
По центру в верхней части экрана отображается шкала силового щита нашего корабля (выше неё надпись "Shields"), состоящая из семи делений и включающая в себя два "уровня": по умолчанию все полоски зелёные, но в случае физического контакта с чем-либо они последовательно становятся жёлтыми, а затем и красными, - последнее означает потерю энергетической брони. Когда означенный оттенок приобретают все деления, мы полностью лишаемся щита, - однако на практике можем выдержать ещё несколько попаданий или столкновений (сколько именно - сказать трудно, ибо это уже нигде и никак не показывается, но в любом случае не очень много). Анимации гибели нет: при проигрыше нам показывается очередной неприятный ролик (его, к счастью, уже можно прервать), в котором бортовой компьютер сообщает об уничтожении щита и призывает героев вернуться на Землю, что те и делают.
Играть трудно по двум причинам. Первая - сами объекты: их бывает на экране много, а появляться они могут как вдали (и на фоне чёрного космоса распознать их порой проблематично, хотя глаза быстро приноравливаются), так и буквально у вас под носом из ниоткуда, причём что с боков пространства, что из его глубины, - но всё это как раз ожидаемо (правда, скорее для взрослого игрока, чем для ребёнка). Страшно другое: астероиды нередко внезапно ускоряются во время полёта, а иногда ещё и начинают бешено вращаться в воздухе по спиралевидной траектории, из-за чего по ним становится весьма трудно попасть; мины и вовсе делают последнее постоянно - чаще всего, к счастью, спустя где-то полсекунды или даже секунду после своего появления (и за это время их крайне желательно успеть уничтожить), но иногда - это относится только к летящим к вам по прямой из глубины - сразу выделывают подобные фортели. Роботы тоже могут быстро вертеться, при этом, в отличие от других опасностей, обладают дистанционной атакой (открывают огонь с приличного расстояния и стреляют очень метко), да ещё и всегда требуют для уничтожения минимум двух или даже трёх попаданий, а не одного, как практически все остальные объекты (хотя среди астероидов, причём независимо от их типа, тоже изредка встречаются "крепыши"); правда, иногда жестянки возникают в нижних углах экрана и какое-то время бездействуют. А хуже всего корабли: на первых двух уровнях встречаются вроде бы исключительно мирные их представители, но вот на третьем появляются и враждебные, - однако эти твари часто никоим образом себя не проявляют не то что до сближения, а чуть ли не до выхода из нашего поля зрения (то есть можно получить повреждение от невидимого противника); единственное решение - стрелять во все подобные объекты, соглашаясь тем самым на возможное снижение счёта от попаданий в дружественные. Здесь же отметим, что следует обязательно обращать внимание на астероиды, летящие из глубины правого нижнего (или верхнего) угла по направлению к левому нижнему: по факту они всегда нас задевают (даже если кажется, что пройдут мимо), причём движутся обычно с большой скоростью. Но если на экране несколько целей, то уничтожать в первую очередь надо мины и (или) роботов (они, к счастью, "соседствуют" не очень часто, хотя такое всё же случается). Урон, наносимый разными объектами, варьируется: так, робот за один выстрел способен "снять" от одного до трёх делений щита (в среднем два), мина всегда забирает пару, астероид - от одного до двух; кометы же всё время летят на большом расстоянии и с маленькой скоростью, поэтому возможно ли от них получить какой-то вред - неизвестно.
Вторая проблема - реализация управления. В центре нижней части экрана находится надпись "Laser Guns", а под ней - кнопка, которая слегка светится (последнее означает, что оружие сейчас активно); стрельба осуществляется нажатием левой кнопки мыши в то место, куда предварительно подведён прицел. В боковых нижних углах расположены клавиши переключения на два других прибора: "Space Arm" (слева) и "Deflector Beam" (справа); для того чтобы активировать какой-то из них (обратите внимание - вместо оружия, то есть последнее на время использования другого устройства становится недоступным!), необходимо нажать на вышеупомянутые клавиши под их названиями правой (не левой!) кнопкой мыши. "Космическая рука" может захватывать упоминавшиеся выше бочонки с энергией: поднятие на борт одного такого бонуса восстановит вам сразу три деления шкалы щита (либо до жёлтого, если их вообще нет, либо до зелёного уровня), - однако осуществить подобную операцию, мягко говоря, очень проблематично: спасительные ёмкости в принципе встречаются редко, часто проносятся далеко от вас и на огромной скорости, а даже если движутся медленно и близко (и их в теории реально успеть схватить крайне медлительным механизмом, коим описываемый агрегат, увы, является, - а осуществляется данный процесс точно так же, как и стрельба, то есть клешне надо указывать прицелом место для действия), то это всё равно почти неосуществимо, ибо одновременно с ними на экране присутствуют и несущиеся к вам астероиды, мины и так далее, в результате чего возникает патовая ситуация - даже если случится чудо и бочку удастся взять, то вы наверняка получите за это время новое повреждение и с её помощью максимум восстановите прежний уровень защитного поля. Более того, если "Space Arm" как таковая столкнётся с летящим в вас объектом (она показывается на экране и довольно крупная), то сломается, вследствие чего использовать её до конца уровня будет невозможно; но и это ещё не всё: у неё в довершение к прочему ограниченный запас энергии (восстанавливающийся опять же только по завершении отрезка), поэтому применять это устройство в рамках этапа в принципе разрешено, по сути, всего несколько раз. Что касается "луча-дефлектора", то он при попаданиях в объекты (целиться нужно опять-таки с помощью курсора мыши, а стрелять - левой кнопкой манипулятора) не уничтожает их, а отбрасывает на приличное расстояние, - но по факту его ценность нулевая, ибо боезапас у "базового" оружия бесконечный. Отметим на всякий случай, что для "возвращения" к последнему (если вы до этого переключились на что-то другое) нужно нажать правой кнопкой мыши на клавишу под "Laser Guns".
Впрочем, есть, пожалуй, ещё и третий неприятный сюрприз: продолжительность. Если первые два уровня более-менее короткие, но вот третий чудовищно затянут и длится около двадцати минут (в левой нижней части экрана, правее "Space Arm", есть шкала с медленно движущимся под нею ползунком, отображающим ваш прогресс в прохождении этапа), - на протяжении всего этого времени предстоит всматриваться в монотонное чёрное пространство с белыми звёздочками и оперативно реагировать на неожиданные появления объектов (иногда они возникают в количестве пяти и более штук в разных углах, причём пара из них тут же начинает вращаться), что несколько утомительно. Из всего вышеописанного можно сделать только один вывод: крайне желательно не пропускать ни одной цели вообще или - как минимум - не получать повреждений, потому что "человеческой" возможности поправить здоровье здесь нет. И да, чуть ли не самое главное: каждый последующий уровень мы начинаем с запасом энергии щита, оставшимся после завершения предыдущего, - то есть между ними он не восстанавливается. В заключение разговора об игровом процессе упомянем, что есть в Nikolai in Outer Space и второй тип уровней - тоже своеобразный виртуальный тир, но управлять там придётся уже непосредственно героями (умеющими пригибаться) и сражаться только с роботами. Правда, до этого ещё надо суметь дойти...
Про графику в целом всё уже было сказано выше; остаётся только добавить, что кометы прорисованы очень аляповато, корабли и роботы - неплохо, а вот мины и особенно астероиды всех типов - просто на удивление качественно; другое дело, что это чуть ли не единственные настоящие местные красоты, хотя отвлекаться на таковые, даже если бы их здесь было больше, всё равно совершенно некогда. Итоговая оценка составит пять баллов: с одной стороны, сложно (иногда до раздражения), но увлекательно; с другой - попытка выдать это за детскую игру и отвратительные во всех смыслах ролики заслуживают самого сурового порицания.
Сюжет, скорее всего, был придуман авторами за пару минут во время обеденного перерыва: Николай открывает формулу сверхсветового движения, но её похищает злой красноглазый клон его приятеля-кота - и улетает с нею в дальний космос, после чего мальчик вместе с Мяу-Мяу отправляется за ним в погоню на космическом корабле (что для героев, видимо, нечто совершенно обыденное). Перед стартом можно выбрать один из трёх уровней сложности (даже на лёгком будет довольно тяжело) и расцветку нашего корабля из четырёх вариантов (это не влияет абсолютно ни на что, даже на эстетику, ибо перспектива обзора здесь от первого лица и своё транспортное средство мы видеть не сможем). Игра разделена на уровни; перед каждым из таковых следует непропускаемый вступительный ролик той или иной продолжительности. О графике мы обычно рассказываем в конце, но здесь это придётся сделать уже сейчас, ибо если во время непосредственно процесса всё выглядит в известной степени минималистично, но приемлемо (и подчас даже красиво), то упомянутые сюжетные сцены просто омерзительны: грубая "топорная" рисовка персонажей, явно реализованная с помощью "сел-шейдинга", и не менее жуткое речевое сопровождение (Николая озвучивает ребёнок, не выговаривающий некоторые буквы, а кота - как будто психически больной человек) вызывают устойчивое отторжение. Вместе с тем сама эта вещь ни разу не плоха: главное - не рассматривать её как "детскую".
Самолёт летит вперёд сам по себе, мы же можем управлять исключительно перемещением прицела с помощью курсора мыши. Наша задача - на протяжении определённого (надо заметить, что весьма продолжительного для игр такого направления) времени расстреливать то и дело появляющиеся объекты: на первом уровне это несколько типов астероидов, на втором добавляются мины, на третьем - кометы и три разновидности роботов. Кроме того, уже с первого этапа в космосе присутствуют два вида космических кораблей (внешне они напоминают скорее спутники), которые почти (но именно почти) всегда настроены дружелюбно, и жёлтые бочонки с энергией. За каждый сбитый "враждебный" объект начисляются очки; за атаку дружественной техники (сбить её невозможно) и уничтожение бочек счёт, наоборот, уменьшается.
По центру в верхней части экрана отображается шкала силового щита нашего корабля (выше неё надпись "Shields"), состоящая из семи делений и включающая в себя два "уровня": по умолчанию все полоски зелёные, но в случае физического контакта с чем-либо они последовательно становятся жёлтыми, а затем и красными, - последнее означает потерю энергетической брони. Когда означенный оттенок приобретают все деления, мы полностью лишаемся щита, - однако на практике можем выдержать ещё несколько попаданий или столкновений (сколько именно - сказать трудно, ибо это уже нигде и никак не показывается, но в любом случае не очень много). Анимации гибели нет: при проигрыше нам показывается очередной неприятный ролик (его, к счастью, уже можно прервать), в котором бортовой компьютер сообщает об уничтожении щита и призывает героев вернуться на Землю, что те и делают.
Играть трудно по двум причинам. Первая - сами объекты: их бывает на экране много, а появляться они могут как вдали (и на фоне чёрного космоса распознать их порой проблематично, хотя глаза быстро приноравливаются), так и буквально у вас под носом из ниоткуда, причём что с боков пространства, что из его глубины, - но всё это как раз ожидаемо (правда, скорее для взрослого игрока, чем для ребёнка). Страшно другое: астероиды нередко внезапно ускоряются во время полёта, а иногда ещё и начинают бешено вращаться в воздухе по спиралевидной траектории, из-за чего по ним становится весьма трудно попасть; мины и вовсе делают последнее постоянно - чаще всего, к счастью, спустя где-то полсекунды или даже секунду после своего появления (и за это время их крайне желательно успеть уничтожить), но иногда - это относится только к летящим к вам по прямой из глубины - сразу выделывают подобные фортели. Роботы тоже могут быстро вертеться, при этом, в отличие от других опасностей, обладают дистанционной атакой (открывают огонь с приличного расстояния и стреляют очень метко), да ещё и всегда требуют для уничтожения минимум двух или даже трёх попаданий, а не одного, как практически все остальные объекты (хотя среди астероидов, причём независимо от их типа, тоже изредка встречаются "крепыши"); правда, иногда жестянки возникают в нижних углах экрана и какое-то время бездействуют. А хуже всего корабли: на первых двух уровнях встречаются вроде бы исключительно мирные их представители, но вот на третьем появляются и враждебные, - однако эти твари часто никоим образом себя не проявляют не то что до сближения, а чуть ли не до выхода из нашего поля зрения (то есть можно получить повреждение от невидимого противника); единственное решение - стрелять во все подобные объекты, соглашаясь тем самым на возможное снижение счёта от попаданий в дружественные. Здесь же отметим, что следует обязательно обращать внимание на астероиды, летящие из глубины правого нижнего (или верхнего) угла по направлению к левому нижнему: по факту они всегда нас задевают (даже если кажется, что пройдут мимо), причём движутся обычно с большой скоростью. Но если на экране несколько целей, то уничтожать в первую очередь надо мины и (или) роботов (они, к счастью, "соседствуют" не очень часто, хотя такое всё же случается). Урон, наносимый разными объектами, варьируется: так, робот за один выстрел способен "снять" от одного до трёх делений щита (в среднем два), мина всегда забирает пару, астероид - от одного до двух; кометы же всё время летят на большом расстоянии и с маленькой скоростью, поэтому возможно ли от них получить какой-то вред - неизвестно.
Вторая проблема - реализация управления. В центре нижней части экрана находится надпись "Laser Guns", а под ней - кнопка, которая слегка светится (последнее означает, что оружие сейчас активно); стрельба осуществляется нажатием левой кнопки мыши в то место, куда предварительно подведён прицел. В боковых нижних углах расположены клавиши переключения на два других прибора: "Space Arm" (слева) и "Deflector Beam" (справа); для того чтобы активировать какой-то из них (обратите внимание - вместо оружия, то есть последнее на время использования другого устройства становится недоступным!), необходимо нажать на вышеупомянутые клавиши под их названиями правой (не левой!) кнопкой мыши. "Космическая рука" может захватывать упоминавшиеся выше бочонки с энергией: поднятие на борт одного такого бонуса восстановит вам сразу три деления шкалы щита (либо до жёлтого, если их вообще нет, либо до зелёного уровня), - однако осуществить подобную операцию, мягко говоря, очень проблематично: спасительные ёмкости в принципе встречаются редко, часто проносятся далеко от вас и на огромной скорости, а даже если движутся медленно и близко (и их в теории реально успеть схватить крайне медлительным механизмом, коим описываемый агрегат, увы, является, - а осуществляется данный процесс точно так же, как и стрельба, то есть клешне надо указывать прицелом место для действия), то это всё равно почти неосуществимо, ибо одновременно с ними на экране присутствуют и несущиеся к вам астероиды, мины и так далее, в результате чего возникает патовая ситуация - даже если случится чудо и бочку удастся взять, то вы наверняка получите за это время новое повреждение и с её помощью максимум восстановите прежний уровень защитного поля. Более того, если "Space Arm" как таковая столкнётся с летящим в вас объектом (она показывается на экране и довольно крупная), то сломается, вследствие чего использовать её до конца уровня будет невозможно; но и это ещё не всё: у неё в довершение к прочему ограниченный запас энергии (восстанавливающийся опять же только по завершении отрезка), поэтому применять это устройство в рамках этапа в принципе разрешено, по сути, всего несколько раз. Что касается "луча-дефлектора", то он при попаданиях в объекты (целиться нужно опять-таки с помощью курсора мыши, а стрелять - левой кнопкой манипулятора) не уничтожает их, а отбрасывает на приличное расстояние, - но по факту его ценность нулевая, ибо боезапас у "базового" оружия бесконечный. Отметим на всякий случай, что для "возвращения" к последнему (если вы до этого переключились на что-то другое) нужно нажать правой кнопкой мыши на клавишу под "Laser Guns".
Впрочем, есть, пожалуй, ещё и третий неприятный сюрприз: продолжительность. Если первые два уровня более-менее короткие, но вот третий чудовищно затянут и длится около двадцати минут (в левой нижней части экрана, правее "Space Arm", есть шкала с медленно движущимся под нею ползунком, отображающим ваш прогресс в прохождении этапа), - на протяжении всего этого времени предстоит всматриваться в монотонное чёрное пространство с белыми звёздочками и оперативно реагировать на неожиданные появления объектов (иногда они возникают в количестве пяти и более штук в разных углах, причём пара из них тут же начинает вращаться), что несколько утомительно. Из всего вышеописанного можно сделать только один вывод: крайне желательно не пропускать ни одной цели вообще или - как минимум - не получать повреждений, потому что "человеческой" возможности поправить здоровье здесь нет. И да, чуть ли не самое главное: каждый последующий уровень мы начинаем с запасом энергии щита, оставшимся после завершения предыдущего, - то есть между ними он не восстанавливается. В заключение разговора об игровом процессе упомянем, что есть в Nikolai in Outer Space и второй тип уровней - тоже своеобразный виртуальный тир, но управлять там придётся уже непосредственно героями (умеющими пригибаться) и сражаться только с роботами. Правда, до этого ещё надо суметь дойти...
Про графику в целом всё уже было сказано выше; остаётся только добавить, что кометы прорисованы очень аляповато, корабли и роботы - неплохо, а вот мины и особенно астероиды всех типов - просто на удивление качественно; другое дело, что это чуть ли не единственные настоящие местные красоты, хотя отвлекаться на таковые, даже если бы их здесь было больше, всё равно совершенно некогда. Итоговая оценка составит пять баллов: с одной стороны, сложно (иногда до раздражения), но увлекательно; с другой - попытка выдать это за детскую игру и отвратительные во всех смыслах ролики заслуживают самого сурового порицания.
- Время и место:
Открытый космос - Главный герой:
Ребёнок - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Канада - Тематика:
Научная фантастика - Элемент жанра:
Виртуальный тир - Язык:
English