По состоянию на январь 2019 года известно лишь где-то о 14-15 коммерческих компьютерных играх, выпущенных в арабском мире. И всего две из них - включая ту, что выложена на данной странице, - попали в "большой мир", - причём обе они, что примечательно, были родом из Объединённых Арабских Эмиратов и являлись детищем одной и той же компании - Imaginations (хотя в случае с данной игрой западные специалисты всё-таки оказали ближневосточным разработчикам некоторую помощь в работе над кодом и музыкой). Здесь же следует отметить, что известный в узких кругах сборник статей "Video Games Around the World" относительно предмета нашего краткого рассказа дважды ошибается: данная вещь называется несколько иначе, нежели указано в упомянутом труде, равно как и появилась она в 2003 году, а 2005-й - это дата её издания (на английском языке) в Польше, Чехии и Словакии (и, по-видимому, нигде более на Западе). В Интернет это чудо (по-другому его действительно не назвать) попало ещё в 2014 году, однако в 2018-м, увы, исчезло - и как будто бы без следа и малейшей надежды на повторное обнаружение. Но на Old-Games.ru обожают арабский игрострой настолько, что готовы на любые, даже самые невероятные авантюры и жертвы. Итогом одной из них и стало обретение Wadi Basher 4x4, которая теперь уже точно никогда не потеряется.
Термин "вади" означает сухую на протяжении большей части года речную долину, наполняющуюся водой лишь в сезон дождей, - этот тип ландшафта часто встречается на юго-востоке Аравийского полуострова, в том числе в ОАЭ и Омане, и используется как своего рода "трассы" для гонок на внедорожниках что местными шейхами, что западными туристами, любящими такого рода развлечения; игра, как можно догадаться из её названия, посвящена как раз этому времяпрепровождению. Перед стартом мы можем выбрать либо "кампанию", предполагающую последовательное прохождение здешних маршрутов, либо "быструю гонку", где сразу же открыты все десять трасс, включая "стадионную" (представляющую собой аналог состязаний на "монстр-траках"), пустынную, вулканическую, дождливую и - внимание - зимнюю (хотя представить себе такой снег в Аравии как-то затруднительно). В любом из двух режимов доступны пять автомобилей (в их числе - полноценный джип с открытым верхом) и шесть водителей-"протагонистов", среди которых есть женщина, чернокожий мужчина и - ура! - араб по имени Мустафа, в куфии, саубе, с бородой и одновременно злобным и забавным оскалом; если выбирать именно вышеозначенный джип, то мы будем видеть конкретную модель своего альтер эго. Разрешается также устанавливать время суток, в которое проводится гонка, - день или ночь. Маршруты, к великому сожалению, чрезвычайно похожи друг на друга, исключая лишь перечисленные выше, - но это, в принципе, объяснимо местом действия.
У Wadi Basher 4x4 есть одно несомненное достоинство - в виде встречаемых на трассах "одушевлённых" препятствий: автобусы с туристами; дромадёры - одногорбые верблюды, то и дело выходящие на дорогу, но не погибающие от столкновений, а лишь отлетающие на порядочное расстояние и затем неспешно поднимающиеся на ноги; и - снова внимание - невероятно агрессивные чёрные горные козлы, появляющиеся в буквальном смысле слова из воздуха и намеренно несущиеся к нашему автомобилю, чтобы боднуть его (в редких случаях машина вследствие этого может отлететь назад или даже перевернуться!) и затем исчезнуть. Миновать этих созданий, увы, почти невозможно: даже если животное и удастся объехать, оно начнёт преследовать нас, оглашая окрестности яростным "меканьем", - и в конце концов наверняка настигнет. Этот момент поистине прекрасен, - а вот всё остальное, увы, ужасно.
Во-первых, в данной игре вообще нет соперников: кататься нам предстоит в гордом одиночестве. Все трассы, кстати говоря, кольцевые; дабы достижение финиша было засчитано, необходимо посетить каждую из "контрольных точек", помеченных цифрами, - при этом здешняя "архитектура" позволяет делать это не обязательно "по порядку". Во-вторых, "физика" вождения тут хоть и присутствует в минимальном виде (в частности, машина скатывается с холма и не останавливается мгновенно), но всё равно нереалистична и, с позволения сказать, "неудобна" настолько, что реального удовольствия именно от процесса езды не получаешь. В-третьих, упомянутое однообразие: да, в данном антураже оно уместно, но когда отличия между первой и второй трассой приходится фактически выискивать, то становится всё-таки слегка грустно. В-четвёртых, здесь нельзя не то что разбить, а даже повредить автомобиль: в случае падения в воду (которой, как ни странно, нашлось место) или переворачивания он практически мгновенно "возрождается" неподалёку от места аварии, а столкновения с животными, автобусами или какими-либо природными препятствиями не причиняют ему, похоже, вообще никакого вреда. На трассах есть бонусы в виде топливных канистр разных цветов, однако запас горючего, по-видимому, бесконечен, поэтому собирать их стоит лишь для набора абстрактных очков. После финиширования фиксируется только время, за которое вы преодолели маршрут, - однако, как понятно из вышесказанного, проиграть здесь невозможно в принципе.
С визуальной точки зрения всё исполнено относительно неплохо: "такое" 3D даже в начале 2000-х наверняка уже воспринималось как устаревшее, - однако для олдгеймера это только плюс; из графических режимов поддерживаются OpenGL и D3D (в последнем игра смотрится предпочтительнее). Как гонка Wadi Basher 4x4 действительно вряд ли покажется кому-то увлекательной, - но, как ни парадоксально, воспринимать её нужно не в этом качестве, а как произведение искусства арабского игростроя - ленивого и расслабленного. Здесь может быть плохо что угодно, а любая другая игра в направлении "4x4" наверняка окажется в разы интереснее, да. Но только здесь - и нигде более! - вы сможете почувствовать себя в роли шейха Мустафы за рулём джипа посреди бескрайних аравийских дюн, - а между тем сумасшедшие козлы, желающие пободаться, уже притаились за поворотом... И сыграть стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть всё это великолепие собственными глазами, - благо что отныне и навсегда это стало доступным всем и каждому.
Термин "вади" означает сухую на протяжении большей части года речную долину, наполняющуюся водой лишь в сезон дождей, - этот тип ландшафта часто встречается на юго-востоке Аравийского полуострова, в том числе в ОАЭ и Омане, и используется как своего рода "трассы" для гонок на внедорожниках что местными шейхами, что западными туристами, любящими такого рода развлечения; игра, как можно догадаться из её названия, посвящена как раз этому времяпрепровождению. Перед стартом мы можем выбрать либо "кампанию", предполагающую последовательное прохождение здешних маршрутов, либо "быструю гонку", где сразу же открыты все десять трасс, включая "стадионную" (представляющую собой аналог состязаний на "монстр-траках"), пустынную, вулканическую, дождливую и - внимание - зимнюю (хотя представить себе такой снег в Аравии как-то затруднительно). В любом из двух режимов доступны пять автомобилей (в их числе - полноценный джип с открытым верхом) и шесть водителей-"протагонистов", среди которых есть женщина, чернокожий мужчина и - ура! - араб по имени Мустафа, в куфии, саубе, с бородой и одновременно злобным и забавным оскалом; если выбирать именно вышеозначенный джип, то мы будем видеть конкретную модель своего альтер эго. Разрешается также устанавливать время суток, в которое проводится гонка, - день или ночь. Маршруты, к великому сожалению, чрезвычайно похожи друг на друга, исключая лишь перечисленные выше, - но это, в принципе, объяснимо местом действия.
У Wadi Basher 4x4 есть одно несомненное достоинство - в виде встречаемых на трассах "одушевлённых" препятствий: автобусы с туристами; дромадёры - одногорбые верблюды, то и дело выходящие на дорогу, но не погибающие от столкновений, а лишь отлетающие на порядочное расстояние и затем неспешно поднимающиеся на ноги; и - снова внимание - невероятно агрессивные чёрные горные козлы, появляющиеся в буквальном смысле слова из воздуха и намеренно несущиеся к нашему автомобилю, чтобы боднуть его (в редких случаях машина вследствие этого может отлететь назад или даже перевернуться!) и затем исчезнуть. Миновать этих созданий, увы, почти невозможно: даже если животное и удастся объехать, оно начнёт преследовать нас, оглашая окрестности яростным "меканьем", - и в конце концов наверняка настигнет. Этот момент поистине прекрасен, - а вот всё остальное, увы, ужасно.
Во-первых, в данной игре вообще нет соперников: кататься нам предстоит в гордом одиночестве. Все трассы, кстати говоря, кольцевые; дабы достижение финиша было засчитано, необходимо посетить каждую из "контрольных точек", помеченных цифрами, - при этом здешняя "архитектура" позволяет делать это не обязательно "по порядку". Во-вторых, "физика" вождения тут хоть и присутствует в минимальном виде (в частности, машина скатывается с холма и не останавливается мгновенно), но всё равно нереалистична и, с позволения сказать, "неудобна" настолько, что реального удовольствия именно от процесса езды не получаешь. В-третьих, упомянутое однообразие: да, в данном антураже оно уместно, но когда отличия между первой и второй трассой приходится фактически выискивать, то становится всё-таки слегка грустно. В-четвёртых, здесь нельзя не то что разбить, а даже повредить автомобиль: в случае падения в воду (которой, как ни странно, нашлось место) или переворачивания он практически мгновенно "возрождается" неподалёку от места аварии, а столкновения с животными, автобусами или какими-либо природными препятствиями не причиняют ему, похоже, вообще никакого вреда. На трассах есть бонусы в виде топливных канистр разных цветов, однако запас горючего, по-видимому, бесконечен, поэтому собирать их стоит лишь для набора абстрактных очков. После финиширования фиксируется только время, за которое вы преодолели маршрут, - однако, как понятно из вышесказанного, проиграть здесь невозможно в принципе.
С визуальной точки зрения всё исполнено относительно неплохо: "такое" 3D даже в начале 2000-х наверняка уже воспринималось как устаревшее, - однако для олдгеймера это только плюс; из графических режимов поддерживаются OpenGL и D3D (в последнем игра смотрится предпочтительнее). Как гонка Wadi Basher 4x4 действительно вряд ли покажется кому-то увлекательной, - но, как ни парадоксально, воспринимать её нужно не в этом качестве, а как произведение искусства арабского игростроя - ленивого и расслабленного. Здесь может быть плохо что угодно, а любая другая игра в направлении "4x4" наверняка окажется в разы интереснее, да. Но только здесь - и нигде более! - вы сможете почувствовать себя в роли шейха Мустафы за рулём джипа посреди бескрайних аравийских дюн, - а между тем сумасшедшие козлы, желающие пободаться, уже притаились за поворотом... И сыграть стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть всё это великолепие собственными глазами, - благо что отныне и навсегда это стало доступным всем и каждому.
- Время и место:
Ближний Восток - Перспектива:
Вид от третьего лица - Страна или регион происхождения:
Объединённые Арабские Эмираты - Техника:
Внедорожники - Язык:
English