Earth Shaker

Earth Shaker
Жанр: Arcade
Разработчик: Michael Batty
Издатель: Future Publishing
Год выхода: 1991
Платформа: ZX Spectrum
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.67 из 10
  • 3
  • 0
  • 1
«Earth Shaker» — это игра из жанра «головоломок-лабиринтов», в народе также называемых «копалками»; в общем, очередной клон «Boulder Dash», что вышел на 6 лет позже своего вдохновителя в 1990 году на платформе ZX Spectrum. Корпел над ним британский юноша по имени Майкл Бэтти, который после небольшой перепалки с редакцией «Your Sinclair» смог не только вынести свое творение на обложку вышеупомянутого печатного издания, но и обзавестись хорошим платяным шкафом, — в эквиваленте примерно столько и заплатил ему журнал за право продажи и распространения «Earth Shaker». В результате, несмотря на очевидную заурядность этой игры, она всё же смогла полюбиться многим из тех, кому посчастливилось найти ее на сборнике-шестиигровке в свое время, а для некоторых умудрилась и вовсе стать одной из любимейших. Вряд ли автор статьи сможет разделить с ними эту любовь, но про игру всё равно расскажет.

Начнем с самого главного — с нашего персонажа, в чью роль нам предлагают вжиться. На заставке нас встречает некий зверек (вероятно, крот), на носу которого красуются черные очки, изо рта торчит дымящаяся сигара, а в текстовом облаке висит мешанина из символов, явно подразумевающая сокрытые ругательства. Странно. Хотя если не вглядываться во все эти пиксели, то «крот» начинает напоминать больше колобка, нежели собственно крота. А если учесть, что в самой игре персонаж имеет обыденность клацать жвалами и дрыгать усиками, то вообще перестаешь понимать, при чем тут крот, почему он такой круглый и зачем он встречает игрока благим, а то и лихим матом? Короче, от всей этой концептуальной неопределенности уже голова идет кругом, — давайте просто назовем его «жуко-кротом» и наконец-то перейдем к чему-то более целостному.

Завязка игры такова: вы крот с инсектоидными чертами, и вам нужно собрать все кристаллы на уровне, коих в игре всего 32, – уровней 32, не кристаллов. Сами они представляют собой поле, поделенное на клетки, в которых находятся разного рода объекты. Персонаж взаимодействует с этими объектами посредством движения или же зажимая кнопку «атаки» при условии, что они находятся в соседних клетках. Сами же эти объекты можно поделить на два типа: стабильные и нестабильные.

К стабильному типу можно отнести такие вещи, как стены, землю, пузырьки и даже самого жуко-крота. Стабильными их делает возможность сохранять свое положение в пространстве независимо от чего-либо. То есть если под вашим персонажем нет ни пуда земли, то от этого он не полетит навстречу гранитному, а то и базальтовому слою земной коры, — нет, он будет всё так же уверенно существовать в своей клетке, а то и передвигаться по другим, если только по пути его не придавит какой-нибудь шальной камень.

Что же касается последних, то они относятся к нестабильному типу объектов, как и кристаллы. Основным их свойством является зависимость от фундамента из трех предметов, без которого они будут неуклонно скатываться вниз в поисках такой же надежной опоры. Если же опоры они не найдут, но найдут вашу голову, то тут вступает второе их свойство — они все без исключения могут убить вас, дай только клетку для набора скорости. Да, вы правильно поняли, кристаллы тоже представляют опасность, так что подходите к ним с крайней осторожностью.

Таким образом, через два этих типа объектов и будет производиться большая часть взаимодействий в игре, тем самым позволяя назвать себя основными механиками «Earth Shaker» в частности и большинства игр из жанра «головоломок-копалок» в общем. Нет, конечно, самих типов объектов будет намного больше, чем два, да и объекты в статье далеко не все упомянуты, ибо цель ее - лишь познакомить читателя с игрой, а не написать доскональный разбор механик, — однако для полноты картины всё же стоит упомянуть парочку.

Для начала мы поговорим о «земле»: как-никак сама игра называется «Earth Shaker», что примерно переводится как «содрогатель земли». Особенность этого объекта в том, что он исключительно липкий, и если в верхней клетке находится, например, камень, то он не будет скатываться вниз, даже если с боку его ничто не поддерживает, тем самым исключая «правило трех предметов», которое мы разбирали ранее. Исходя из всего вышесказанного «земля» – это самый главный элемент «Earth Shaker», самый главный ее фундамент, благодаря которому и держится подавляющее большинство конструкций, что так и грозятся похоронить под собой вашего бедного персонажа. Кстати, а ведь он тоже обладает этой особенностью: в «Earth Shaker» и жуко-крот фундамент, как говорится.

«А какой же второй объект?» — спросите вы. А ответ будет таков — боб. Просто боб. Плод какой-то неизвестной зернобобовой культуры, если хотите. В Википедии, правда, пишут, что это «жевательные конфеты», но сноски с доказательством этой позиции найти не удалось, так что в равной степени это может быть как и боб, так и жевательная конфета, – но мы будем называть эту внутриигровую сущность именно «бобом». Кстати, он тоже может вас убить…

— Ближе к делу!

Ладно-ладно! Если кратко, то боб можно съесть. Если боб съесть, то лимит времени увеличится.

— Лимит времени?

Да, лимит времени! Собственно, поэтому этот объект и удостоился внимания, ибо продлевает лимит, по истечении которого вы либо потеряете жизнь, либо и вовсе вынуждены будете проходить игру заново. Но это не ново: ограничение по времени уже было в родоначальнике жанра. Однако «Earthshaker» является самой первой игрой из жанра «копалок», в которой игроку позволили активно с этой механикой взаимодействовать — то есть с лимитом времени.

— И это вся разница между этими двумя играми? Бобы?

Нет. Точнее, отличий не так много, как хотелось бы, но есть одно ключевое: в «Earth Shaker» нет активно передвигающихся предметов — кроме вашего персонажа разве что.

— То есть это игра примитивнее «Boulder Dash»?

Игра вряд ли стала примитивнее – скорее сменила акценты, став более вдумчивой и менее требовательной к реакции игрока. Да и вообще все эти «активно передвигающиеся» предметы в основном лишь нервируют, причем не только в играх, но и в реальной жизни.

— Ну и что?

А ничего! Игра… нормальная - и наверняка сможет принести вам некоторое удовольствие даже спустя долгие годы после выхода. Бегаете по уровню, разумно дестабилизируете нестабильные структуры — поедаете землю, кристаллы, бобы, после чего с легкой душой направляетесь к выходу. Если же вы дестабилизируете неразумно, то рискуете не только заблокировать доступ к кристаллам, но и сами сгинуть под грудой из них же. А учитывая, что про концепцию «линейного роста сложности» в то время мало кто слышал, то под «грудой» вы можете оказаться не одну сотню раз: уже начиная со второго уровня игра потребует от вас серьезного анализа местности, поэтому наскоком ее пройти вряд ли получится. Но ежели вам нравятся хорошие плотные головоломки, на кресле вас ждет мягкая антигеморроидальная подушка, а современные инди-проекты привили вам любовь к пиксельной графике, то «Earth Shaker» вполне может стать одной из ваших любимых игр – ну или хотя бы одной из полюбившихся.
Автор обзора: PIS
Down to Earth
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Она через пробел пишется - Earth Shaker