В 2003 году, когда вышел этот квест от “Сатурн+”, знаменитому юмористическому произведению Ильфа и Петрова исполнилось 75 лет. Не столь уж, по большому счёту, значительное событие, но находящиеся на подъёме своей если не творческой, то уж точно производственной деятельности воронежцы поняли, что персонажи Ипполита Воробьянинова и Остапа Бендера так и просятся попасть в адвенчуру. И действительно, подобные дуэты в жанре существовали уже давно, сравнительно успешно поддавались перу сценаристов, рассказывающих их истории, и геймдизайнерам, выдумывающим задачки, решение которых требует командного взаимодействия. В конце концов разработчики уже некоторое время развивали серию “Петька и Василий Иванович”, что являлось ещё одним аргументом в пользу того, что и новые герои найдут отклик у публики и принесут деньги. В общем, всё говорило о грядущем успехе операции, и началу заседания ничего не препятствовало.
Сюжет игроизации не отходит от первоисточника и следует основной канве сценария Марка Захарова, написанного для собственной экранизации. События разворачиваются в 1927 году. Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший предводитель уездного дворянства, ныне несёт службу в ЗАГСе города N. Умирающая тёща на смертном одре сообщает ему волнительную весть: в один из стульев гарнитура, ранее стоявшего в их поместье, а ныне ставшего собственностью социалистического государства, она зашила различные драгоценности на огромную сумму. Отправившись на поиски богатств, Воробьянинов встречает уже изрядно потёртого жизнью проходимца и авантюриста Остапа Бендера, с которым заключает “концессию” и отправляется в путь за сокровищами, которые ещё предстоит разыскать.
Однако игра не основывается исключительно на фильме с Анатолием Папановым и Андреем Мироновым в главных ролях, хотя и прочно ассоциируется с ним благодаря работе актёров озвучки, которые с высокой степенью узнаваемости подражают голосам звёзд советского экрана. Встретятся нам и некоторые отсутствовавшие в экранизации цитаты из романа, а облик Остапа Бендера больше напоминает внешний вид этого героя в исполнении Арчила Гомиашвили, да и некоторые другие детали напоминают о фильме Леонида Гайдая.
Вот в такой смешанной интерпретации и подаётся нам известная история. Ко всему прочему, существенную часть текстов написали воронежские сценаристы, которые, стоит отдать им должное, постарались на славу: не знакомому ни с одним из источников человеку едва ли удастся отделить фрагменты оригинального повествования от выдумок разработчиков. Несмотря на то что часть дополнений несколько диссонирует с классическими произведениями (то есть и с романом, и с экранизациями), в целом игра хорошо справляется с задачей передачи атмосферы и колорита.
Если говорить о различиях, то встречаются они как в тексте, - например, Воробьянинов непривычно словохотлив и иногда демонстрирует не свойственную данному персонажу остроту ума и предусмотрительность, - так и в визуальном воплощении: глаза гробовых дел мастера Безенчука горят не как у кота, а потусторонним зелёным свечением, как у какого-нибудь зомби. Тем не менее он вполне узнаваем своим пристрастием к крепким спиртным напиткам, нелюбовью к конкурентам и настырностью.
Если говорить непосредственно о геймплее, то в начале под наше руководство попадает один лишь лишенец в касторовой шляпе, управляя которым игрок может познакомиться с основными характерными чертами “Двенадцати стульев”. Что мы увидим? Во-первых, традиционный для квестов от “Сатурн+” того времени инвентарь: окошко большое и вместительное, позволяет не только получить информацию о предмете, но и разобрать то, что можно, на компоненты с помощью соответствующей кнопки. Во-вторых, непривычно большое количество объектов, с подавляющей частью которых нельзя плодотворно взаимодействовать, зато можно выслушивать комментарии героев или закадрового голоса. Разобравшись с насущными делами Воробьянинова, получаем в распоряжение Остапа Бендера, а после исторической встречи в дворницкой руководим уже обоими членами “концессии”. С этого момента задачки заключаются не только в правильном построении диалогов со встречающимися по дороге приключений личностями и применении предметов, но также во взаимодействии главных персонажей в тех эпизодах, где без помощи всех участников заседания лёд ну никак не сможет тронуться. Нет, парочка будет ещё время от времени разлучаться, следуя течению сюжета, однако самые интересные в геймплейном плане эпизоды связаны именно с их совместными похождениями.
Что касается визуальной составляющей, то здесь всё характерно для воронежской студии: хорошая рисованная графика, не лишённая бросающихся в глаза, но крайне редких огрехов, и странная, совершенно неестественная анимация перемещения персонажей. С подбором нужных композиций ответственные сотрудники справились без нареканий, ну а актёров уже хвалили в начале сего текста: отвечавшие за главных героев - просто молодцы, благодаря им даже не хочется обращать внимание на то, что прочие не всегда дотягивают до нужного уровня.
Подводя итог, невольно хочется поблагодарить разработчиков за то, что у них получилось не испоганить материал, несмотря на то что “Двенадцать стульев” не вызывает восторга, а является просто весьма неплохой игрой. Для своего времени это было существенным достижением, так как подобное зачастую не удавалось сделать не только в области компьютерных развлечений, но и в кино. В данном же случае и любители приключений великого комбинатора не будут забрызгивать монитор презрительными плевками, и поклонники квестов найдут чем себя развлечь. Так что пусть это не совсем “блеск”, но совершенно точно не “мрак”, а скорее “но!” (одобрительное).
Сюжет игроизации не отходит от первоисточника и следует основной канве сценария Марка Захарова, написанного для собственной экранизации. События разворачиваются в 1927 году. Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший предводитель уездного дворянства, ныне несёт службу в ЗАГСе города N. Умирающая тёща на смертном одре сообщает ему волнительную весть: в один из стульев гарнитура, ранее стоявшего в их поместье, а ныне ставшего собственностью социалистического государства, она зашила различные драгоценности на огромную сумму. Отправившись на поиски богатств, Воробьянинов встречает уже изрядно потёртого жизнью проходимца и авантюриста Остапа Бендера, с которым заключает “концессию” и отправляется в путь за сокровищами, которые ещё предстоит разыскать.
Однако игра не основывается исключительно на фильме с Анатолием Папановым и Андреем Мироновым в главных ролях, хотя и прочно ассоциируется с ним благодаря работе актёров озвучки, которые с высокой степенью узнаваемости подражают голосам звёзд советского экрана. Встретятся нам и некоторые отсутствовавшие в экранизации цитаты из романа, а облик Остапа Бендера больше напоминает внешний вид этого героя в исполнении Арчила Гомиашвили, да и некоторые другие детали напоминают о фильме Леонида Гайдая.
Вот в такой смешанной интерпретации и подаётся нам известная история. Ко всему прочему, существенную часть текстов написали воронежские сценаристы, которые, стоит отдать им должное, постарались на славу: не знакомому ни с одним из источников человеку едва ли удастся отделить фрагменты оригинального повествования от выдумок разработчиков. Несмотря на то что часть дополнений несколько диссонирует с классическими произведениями (то есть и с романом, и с экранизациями), в целом игра хорошо справляется с задачей передачи атмосферы и колорита.
Если говорить о различиях, то встречаются они как в тексте, - например, Воробьянинов непривычно словохотлив и иногда демонстрирует не свойственную данному персонажу остроту ума и предусмотрительность, - так и в визуальном воплощении: глаза гробовых дел мастера Безенчука горят не как у кота, а потусторонним зелёным свечением, как у какого-нибудь зомби. Тем не менее он вполне узнаваем своим пристрастием к крепким спиртным напиткам, нелюбовью к конкурентам и настырностью.
Если говорить непосредственно о геймплее, то в начале под наше руководство попадает один лишь лишенец в касторовой шляпе, управляя которым игрок может познакомиться с основными характерными чертами “Двенадцати стульев”. Что мы увидим? Во-первых, традиционный для квестов от “Сатурн+” того времени инвентарь: окошко большое и вместительное, позволяет не только получить информацию о предмете, но и разобрать то, что можно, на компоненты с помощью соответствующей кнопки. Во-вторых, непривычно большое количество объектов, с подавляющей частью которых нельзя плодотворно взаимодействовать, зато можно выслушивать комментарии героев или закадрового голоса. Разобравшись с насущными делами Воробьянинова, получаем в распоряжение Остапа Бендера, а после исторической встречи в дворницкой руководим уже обоими членами “концессии”. С этого момента задачки заключаются не только в правильном построении диалогов со встречающимися по дороге приключений личностями и применении предметов, но также во взаимодействии главных персонажей в тех эпизодах, где без помощи всех участников заседания лёд ну никак не сможет тронуться. Нет, парочка будет ещё время от времени разлучаться, следуя течению сюжета, однако самые интересные в геймплейном плане эпизоды связаны именно с их совместными похождениями.
Что касается визуальной составляющей, то здесь всё характерно для воронежской студии: хорошая рисованная графика, не лишённая бросающихся в глаза, но крайне редких огрехов, и странная, совершенно неестественная анимация перемещения персонажей. С подбором нужных композиций ответственные сотрудники справились без нареканий, ну а актёров уже хвалили в начале сего текста: отвечавшие за главных героев - просто молодцы, благодаря им даже не хочется обращать внимание на то, что прочие не всегда дотягивают до нужного уровня.
Подводя итог, невольно хочется поблагодарить разработчиков за то, что у них получилось не испоганить материал, несмотря на то что “Двенадцать стульев” не вызывает восторга, а является просто весьма неплохой игрой. Для своего времени это было существенным достижением, так как подобное зачастую не удавалось сделать не только в области компьютерных развлечений, но и в кино. В данном же случае и любители приключений великого комбинатора не будут забрызгивать монитор презрительными плевками, и поклонники квестов найдут чем себя развлечь. Так что пусть это не совсем “блеск”, но совершенно точно не “мрак”, а скорее “но!” (одобрительное).
- Атмосфера:
Юмор - Перспектива:
Вид от третьего лица - Происхождение:
Фильмы
Книги - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Технические детали:
Полная озвучка - Язык:
Русский
В те же годы брал другие "Двенадцать стульев", с подзаголовком "как это было на самом деле". Подкупали обещания некой нелинейности прохождения и воссоздание исторических локаций Москвы по фотографиям.