Phalsberg

Phalsberg
Жанр: RPG
Разработчик: Michel Valentin
Издатель: ERE Informatique
Год выхода: 1987
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 5
Крайне редкий и необычный ролевой проект от французского автора-одиночки Мишеля Валантена, в середине 1970-х выступавшего в качестве театрального актёра и художника, а десятилетием позднее решившего испытать себя на поприще игроразработки и кинорежиссуры. В результате в 1986 году на свет появился «Phalsberg» – поначалу на Commodore 64; в течение многих лет данное издание числилось «Cвятым Граалем» для коллекционеров этой платформы, которые смогли обрести и выложить его в свободный доступ лишь в 2009 г. (в том числе и в переводе на английский). Спустя ещё десять лет пришёл черёд и варианта для IBM PC, вышедшего на год позднее оригинала и столь же мизерным тиражом, – но, судя по всему, на одном только французском языке, несмотря на все уверения обложки, сулящей полную англо- и немецкоязычную локализации.

Ждать от «Phalsberg» откровений с внешней стороны не стоит: CGA-графика смотрится чуть ли не аскетичнее, чем картинка у Commodore 64, а из звуковых эффектов поддерживаются лишь сигналы PC Speaker. Сюжет также скорее стереотипен и излагается в паре абзацев руководства пользователя и текстом в ASCII-заставке: маленькая и далёкая планета Кальвор процветала под правлением мудрого монарха Филоксаля, пока злобный Блэкстар, предводитель преторианской гвардии, не пленил короля, похитив при этом священные символы власти – корону, скипетр и золотого скарабея, – и провозгласив себя властелином мира. Соответственно, нашей задачей является восстановить порядок и гармонию, отыскав сначала все три сокровища, а затем и законного повелителя Кальвора. Играем мы при этом за одного персонажа, которого можно как создать вручную (запустив отдельную программу creation.bat), так и выбрать из поставлявшихся в комплекте шести готовых виртуальных личностей (к сожалению, в доступном на нашем сайте экземпляре только две из них представлены в исходном виде, а ещё три – в качестве более поздних сохранений, мало подходящих для начала новой игры).

Рассмотрим прежде всего первый из обозначенных путей – он же наиболее сложный. Дело в том, что, во-первых, ролевая система в игре весьма запутанная и состоит из шести основных характеристик персонажа и четырёх вспомогательных. К первым относятся очки энергии (читай: здоровье; расходуется таковое не только в пылу сражений, но и просто от каждого лишнего движения), сила (влияющая на величину атаки и уменьшающаяся в зависимости от объёма энергии), защита (тут всё понятно), рефлексы/ловкость (отвечает за очерёдность атаки, возможность сбежать из боя и способность тайно присваивать чужое имущество), харизма (определяющая успех в собеседовании с другими) и опыт (получаемый за ликвидацию враждебных существ, причём сообразно показателям их здоровья), а ко вторым – телосложение и очки жизни (результатом их произведения выступает первый показатель из числа основных), а также интеллект (Intelligence, определяющий уровень знания языков, которых на Кальворе не так уж и мало) и привлекательность (Beauté; в сумме с предыдущей характеристикой даёт нам харизму).

Во-вторых, при создании нового персонажа все эти навыки и умения (а кроме того - ещё и денежный запас, argent) выдаются случайным образом в результате броска невидимого кубика: необходимо выбрать характеристики в строгой очередности – сообразно их важности для желаемого сочетания расы и класса, – ибо от такого порядка зависит бонус, составляющий от плюс пяти для первого результата выпадения случайного числа до минус двух баллов для восьмого и последнего. Рас здесь всего три: «гном» и «эльф» представляют собой также и особые классы-профессии, а вот «человек» может быть воином, магом, клириком или вором. Проблема, собственно, в том, что для каждого такого занятия существуют минимальные требования к характеристикам, – например, для клирика это 11 единиц интеллекта, а для гнома – 11 силы и 10 телосложения, – и хотя выпавшие числа разрешается немного скорректировать, потратив на их увеличение также случайно полученные очки опыта, но этого может быть отнюдь не достаточно для создания даже самого хилого персонажа. Так что внимательно изучайте таблички классов и характеристик в руководстве пользователя или в справочной карточке, – ну и внемлите совету начать новую игру с уже готовым героем. Как уже отмечалось выше, не все поставляющиеся с имеющимся в наличии экземпляром игры личности одинаково аутентичны, – рекомендуем выбирать воина Гэндальфа или гнома Антерика; их имена вам придётся вводить вручную при начале игры, – команда «D» позволит предварительно справиться о названиях файлов на виртуальной дискете (сохранённые персонажи отличаются расширением *.pha).

Определившись с протагонистом, мы попадаем собственно в игру – в окрестности одноимённого ей города Фальсберга, что на Приматерре, одном из двух континентов Кальвора. Разумеется, трудности на этом не заканчиваются, а только начинаются: ни какого бы то ни было оружия, ни запасов провизии у нашего персонажа с собой нет, – и, хотя успешно драться, в принципе, вполне можно и врукопашную, каждый шаг по карте, напомним, уже отнимает драгоценные очки энергии. Карта эта занимает окно в левой верхней части экрана; вид сверху на мир игры, строго разбитый на отдельные клеточки, предельно схематичен и несколько напоминает ASCII-подобные RPG прошлого. Тем не менее разобраться в нём вполне можно: выделенным квадратиком обозначается положение героя, волнистыми линиями – моря и озёра (попадания в которые смертельны, если только вы не обзавелись подходящим транспортным средством), да и леса, горы, города и другие достопримечательности вполне узнаваемы. Нижняя часть экрана отведена под текстовые сообщения: при нажатии клавиши «ввод» здесь появляется описание текущего местонахождения протагониста – как правило, предваряемое ещё и полноэкранной иллюстрацией; тут же размещаются диалоги со встречными лицами, а также и отчёты о предпринятых нами действиях и прочих событиях. Справа вверху расположена крупная информационная панель: часы (несмотря на пошаговое-поклеточное перемещение, цифры сменяют друг друга в реальном времени!), число пройденных дней («J»), значок способа перемещения (пешком, верхом на лошади или на лодке, – последние два средства встречаются на карте в случайном порядке), показатели нашей текущей энергии (естественно, «ENERGIE»), силы («FO»), опыта («EX») и денежного запаса («AR» – местная единица валюты называется «даурис» или «дорис»), а также координаты текущего местоположения («POS.X» и «POS.Y»).

Ниже расположено самое интересное: меню команд; все таковые обозначаются четырьмя первыми буквами соответствующих слов французского языка. Основных «глаголов» восемь: DEPA означает перемещение и выбрано по умолчанию (в этом режиме для передвижения следует использовать стрелки клавиатуры; нажатие клавиши «ввод» означает «остановку» и переводит фокус с карты на меню команд или на текстовую строку); DESS выводит на экран иллюстрацию текущей локации; за демонстрацию таковой в обязательном порядке отвечает команда AUTO (состояние её активации обозначается значком стрелочки рядом, – в этом случае DESS позволяет полюбоваться пейзажем и фигурками встречных монстров и персонажей на его фоне повторно). Общение с последними осуществляется путём выбора глагола QUES: беседы происходят исключительно посредством активации подходящих вопросов, выбираемых из готового обширного списка нажатием стрелки «вниз» и «ввода» для подтверждения (например, «Где корона?», «Где Филоксаль?», «Как дела?» и т. д.), – и лишь в случае, если персонаж обладает знанием соответствующего языка. Команда TEXT выводит на экран журнал сообщений за последние пару ходов, тогда как CAPA позволяет справиться с характеристиками нашего персонажа, а SAVE – сохранить его на диск вместе со всем прогрессом в деле спасения Кальвора от преторианской тирании. Наконец, COMM разрешает отдать своему герою более точные и подробные распоряжения: при выборе этой команды в текстовом окне к нашим услугам оказывается добрых четыре десятка (!) прочих глаголов, от «купить» (ACHE) до «украсть» (VOLE). Для расшифровки всех здешних сокращений обращайтесь к справочной карточке из комплекта документации: например, EMBA позволяет воспользоваться найденной на берегу моря или озера лодкой; ATTA – привязать лошадь, чтобы она не убежала, пока вы будете посещать какое-либо заведение в городе; DORM погружает протагониста в здоровый сон, обеспечивая тем самым восполнение по десятку очков энергии и от одного до десяти силы и ловкости за каждый из четырёх часов, проведённых в состоянии покоя, если за это время поблизости не будет обнаружен противник, – ну и так далее. В случае, если выбранное из этого обширного каталога действие предполагает некий конкретный объект применения (как, например, та же покупка), то после его активации перед нами появляется ещё и второе меню, уже с именами существительными: ALIM означает продукты питания, DECO – предметы, не подлежащие взятию или использованию, LIEU – доступные для посещения места, OBJE – объекты, которые можно заполучить и применить, а PERS – перечень лиц, с которыми имеется возможность встретиться. Ну и, как можно догадаться, за вторым меню скрывается ещё и третье: например, при активации ALIM нам открывается перечень из семнадцати местных разновидностей еды и питья... В каждом таком случае в списке присутствует и команда MENU для перехода на основную панель глаголов справа, а временами также и стрелочка для возврата к предыдущему выбору.

Как нетрудно видеть, возможности «Phalsberg» по части игрового процесса оказываются на первый взгляд весьма впечатляющими, – например, для восполнения расходуемых ресурсов можно находить на карте источники воды (+10 энергии и +5 силы!), собирать грибы-ягоды и охотиться на животных, подкрепляться в тавернах или приобретать целебные зелья; а, скажем, при встрече с кальворскими волшебниками и клириками команда APPR позволит обучиться полезным навыкам, переведя очки опыта в другие характеристики. Вместе с тем и того, что рецензенты эпохи 1980-х называли «искусственной усложнённостью», здесь также хватает. Ведь помимо простой смерти от утопления, переутомления, голода, просто попадания в невидимую ловушку и т. п. здесь имеются ещё и бои с монстрами и прочими неприятелями! Для каждого типа местности у игры припасена определённая доля вероятности (наглядно приводимая во всё тех же комплектных табличках) встречи с каким-нибудь существом, от Амазонки до Ясновидящего, – к сожалению, далеко не всегда настроенным дружелюбно по отношению к нашему герою. При этом видов доступного в мире Кальвора оружия намного меньше – всего пять: кинжал, лук, ружьё, лазер и легендарный меч (хотя дают они всего лишь дополнительный бонус к атаке); помимо этого, магам и клирикам дозволяется ещё и читать боевые заклинания (команда ENSO). Результаты поединка определяются показателями силы и очков жизни соперника; бои проходят в пошаговом режиме, так что если дело идёт плохо, то всегда можно попытаться сбежать (и тут успех уже зависит от уровня ловкости).

В целом любопытная задумка Мишеля Валантена вполне стоит того, чтобы любитель древних ролевых игр уделил делу спасения Филоксаля и его реликвий хотя бы немного внимания, – особенно с учётом редкости предлагаемого издания. Правда, поскольку текстовые описания тут весьма многочисленны, потребуется также и некоторое понимание французского языка, – впрочем, возможно, что хватит и внимательного изучения буквенных сокращений отдаваемых своему персонажу команд по приложенной документации. Зато вы вполне можете оказаться первым человеком на планете Земля, которому удастся наконец-то спасти Кальвор от тирании!
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.