Компьютеризация знаменитой настольной игры «Monopoly», созданная Доном Гибсоном из Канзаса в 1985 году, на самом деле не была исторически первой: некто Фрэнк Р. Нил из Огайо выпустил свою электронную версию знаменитого многопользовательского развлечения на экономическую тематику ещё годом ранее. Правда, его работа, полностью выполненная в ASCII-формате, во многих отношениях уступает своей младшей сопернице, хотя и может похвастаться кое-какими изюминками. «Monopolize» распространялась бесплатно, а точнее, по принципу «Donationware»: никаких ограничений в использовании программы не предусматривалось, но при желании можно было зарегистрировать свой экземпляр игры, отправив автору 15 долларов и тем самым подписавшись на все будущие обновления; прислав ещё и дополнительные 5 USD и пустую дискету, можно было заполучить также и исходный код.
Во встроенной инструкции к «Monopolize», вызываемой утвердительным ответом (т. е. вводом символа «Y») на начальный вопрос игры, Фрэнк Нил на удивление честно предупреждает, что заменять реальное игровое поле электронной версией в его намерения не входило, – и даже советует запускать программу, имея перед собой материальный экземпляр для пущей наглядности. Собственно, едва ли не единственным заявленным преимуществом данного компьютерного варианта оказывается наличие ИИ-соперника: игра рассчитана исключительно на одинокого пользователя-человека, желающего посостязаться в экономической стратегии, но не имеющего для этого живого партнёра (иначе говоря, участников в партии может быть только двое – человек против компьютера). Как нетрудно догадаться, никаких визуальных изысков нас здесь тоже не ждёт (а музыки или звука, как и анимации, нет в принципе), – тем не менее текстовое поле, изображённое на весь экран, вполне «читабельное» и относительно чётко расчерчено на ячейки, а потому обращаться за разъяснениями к оригиналу вовсе и не требуется. Вероятно, отсылка к таковому была своего рода реверансом автора, явно не платившего ни за какие лицензии, в адрес компании Parker Bros.: мол, у нас тут ничуть не нарушение авторских прав, а всего лишь скромное дополнение в помощь законным владельцам настоящей «Monopoly».
Правда, никаких фишек на поле видно не будет, и желающие отследить текущее их положение будут вынуждены просто его запоминать. Все события отображаются текстовыми сообщениями различного цвета по центру экрана, – в том числе и случайные числа, символизирующие броски кубиков; перемещение происходит мгновенно. Некоторые фразы, не влезающие в отведённое им место, будут располагаться ещё и под полем, слева внизу (например, инструкции карточек с клетки «Шанс»), – в таком же месте справа временами появляется надпись «Press Enter to Con’t.», указывающая на то, что следующий ход – за нами. Помимо «ввода» оперировать мы будем также клавишами «Y» и «N» для положительного или отрицательного ответа на вопрос о том, желает ли игрок приобрести ничейное предприятие, на клетке которого ему посчастливилось остановиться. В случае отказа от покупки, в том числе и по причине банальной нехватки средств, право выкупа предоставляется сопернику (разумеется, то же самое справедливо и в отношении ИИ). Среди прочих изменений правил, имеющих место в «Monopolize», следует упомянуть отсутствие ареста за «тройной дубль», а главное – невозможность закладывать своё имущество: в качестве условия победы и поражения при начале новой партии требуется установить максимально допустимое значение долга (таким образом, сумма наличных у нас на руках может уходить в минус – но лишь до некоторого условленного предела, означающего банкротство и проигрыш).
Во время собственного хода – то есть при отображающейся в правом нижнем углу надписи «Press Enter to Con’t.» – игрок может воспользоваться также и полезными командами «H», «C» и «S», выводящими на отдельном экране перечень «улиц», принадлежащих, соответственно, человеку, компьютеру и пока что ещё никому, – в первых двух случаях вместе с указанием количества «домов» на каждой из них (цифра «5» ожидаемо символизирует наличие успешно построенной «гостиницы»). Для идентификации монополии следует сопоставлять этот список с видом поля, на котором входящие в одну группу объекты выделены одинаковым цветом: в случае остановки на одной из ячеек успешно собранной коллекции мы получаем возможность приобрести для неё строения по цене в 100 $ за штуку. Добавим также, что досрочно выйти из тюрьмы можно за 50 долл., каждое прохождение через клетку «GO» приносит стандартные 200 долл., а вот, скажем, размер арендной платы уточнить негде, – равно как и возможность обменяться активами с электронным соперником нам никто не предоставит.
А потому особыми преимуществами «Monopolize» 1984 года выпуска на сегодняшний день похвастаться не может, хотя и позволяет сыграть в одиночку против компьютера, чего не умели очень даже многие позднейшие воплощения знаменитой игры. Порекомендовать её можно разве что любителям редкостей и коллекционерам – или же тем, кто наизусть помнит все прейскуранты настольной версии и желает испытать что-то новенькое.
Во встроенной инструкции к «Monopolize», вызываемой утвердительным ответом (т. е. вводом символа «Y») на начальный вопрос игры, Фрэнк Нил на удивление честно предупреждает, что заменять реальное игровое поле электронной версией в его намерения не входило, – и даже советует запускать программу, имея перед собой материальный экземпляр для пущей наглядности. Собственно, едва ли не единственным заявленным преимуществом данного компьютерного варианта оказывается наличие ИИ-соперника: игра рассчитана исключительно на одинокого пользователя-человека, желающего посостязаться в экономической стратегии, но не имеющего для этого живого партнёра (иначе говоря, участников в партии может быть только двое – человек против компьютера). Как нетрудно догадаться, никаких визуальных изысков нас здесь тоже не ждёт (а музыки или звука, как и анимации, нет в принципе), – тем не менее текстовое поле, изображённое на весь экран, вполне «читабельное» и относительно чётко расчерчено на ячейки, а потому обращаться за разъяснениями к оригиналу вовсе и не требуется. Вероятно, отсылка к таковому была своего рода реверансом автора, явно не платившего ни за какие лицензии, в адрес компании Parker Bros.: мол, у нас тут ничуть не нарушение авторских прав, а всего лишь скромное дополнение в помощь законным владельцам настоящей «Monopoly».
Правда, никаких фишек на поле видно не будет, и желающие отследить текущее их положение будут вынуждены просто его запоминать. Все события отображаются текстовыми сообщениями различного цвета по центру экрана, – в том числе и случайные числа, символизирующие броски кубиков; перемещение происходит мгновенно. Некоторые фразы, не влезающие в отведённое им место, будут располагаться ещё и под полем, слева внизу (например, инструкции карточек с клетки «Шанс»), – в таком же месте справа временами появляется надпись «Press Enter to Con’t.», указывающая на то, что следующий ход – за нами. Помимо «ввода» оперировать мы будем также клавишами «Y» и «N» для положительного или отрицательного ответа на вопрос о том, желает ли игрок приобрести ничейное предприятие, на клетке которого ему посчастливилось остановиться. В случае отказа от покупки, в том числе и по причине банальной нехватки средств, право выкупа предоставляется сопернику (разумеется, то же самое справедливо и в отношении ИИ). Среди прочих изменений правил, имеющих место в «Monopolize», следует упомянуть отсутствие ареста за «тройной дубль», а главное – невозможность закладывать своё имущество: в качестве условия победы и поражения при начале новой партии требуется установить максимально допустимое значение долга (таким образом, сумма наличных у нас на руках может уходить в минус – но лишь до некоторого условленного предела, означающего банкротство и проигрыш).
Во время собственного хода – то есть при отображающейся в правом нижнем углу надписи «Press Enter to Con’t.» – игрок может воспользоваться также и полезными командами «H», «C» и «S», выводящими на отдельном экране перечень «улиц», принадлежащих, соответственно, человеку, компьютеру и пока что ещё никому, – в первых двух случаях вместе с указанием количества «домов» на каждой из них (цифра «5» ожидаемо символизирует наличие успешно построенной «гостиницы»). Для идентификации монополии следует сопоставлять этот список с видом поля, на котором входящие в одну группу объекты выделены одинаковым цветом: в случае остановки на одной из ячеек успешно собранной коллекции мы получаем возможность приобрести для неё строения по цене в 100 $ за штуку. Добавим также, что досрочно выйти из тюрьмы можно за 50 долл., каждое прохождение через клетку «GO» приносит стандартные 200 долл., а вот, скажем, размер арендной платы уточнить негде, – равно как и возможность обменяться активами с электронным соперником нам никто не предоставит.
А потому особыми преимуществами «Monopolize» 1984 года выпуска на сегодняшний день похвастаться не может, хотя и позволяет сыграть в одиночку против компьютера, чего не умели очень даже многие позднейшие воплощения знаменитой игры. Порекомендовать её можно разве что любителям редкостей и коллекционерам – или же тем, кто наизусть помнит все прейскуранты настольной версии и желает испытать что-то новенькое.
- Особенность геймплея:
Подобие "Монополии" - Происхождение:
Настольные игры - Способ распространения:
Shareware
Freeware - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
Пошаговая - Язык:
English