Desperados: Wanted Dead or Alive

Desperados: Взять живым или мёртвым
Desperados: Wanted Dead or Alive
Жанр: Strategy
Разработчик: Spellbound Entertainment Software
Издатель: Infogrames Europe
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.88 из 10
  • 20
  • 19
  • 50
После оглушительного успеха Commandos: Behind Enemy Lines в 1998 году некоторые игрокритики не без оснований заговорили о появлении в жанре стратегий нового направления – "stealth tactics", представители которого по своему игровому процессу порой приближались чуть ли не к головоломкам. Любое удачное предприятие, как известно, порождает множественную зависть и, как следствие, попытки повторить то, что вышло у счастливчика, - поэтому вплоть до середины 2000-х годов поклонников подобного рода развлечений порадовали не только двумя "продолжениями" саги о бойцах вроде бы и видимого, однако всё-таки "скрытого" фронта, но и играми, основанными на той же (причём практически буквально) механике, действие которых разворачивается в совсем иных декорациях. Представленная на данной странице Desperados лавров своего прародителя не удостоилась (и, надо сказать, справедливо) – но вот почётное "второе место" себе заслуженно обеспечила.

В качестве антуража разработчиками был выбран несколько абстрактный (и потому записанный со строчной буквы) юг США времён XIX века, во многих рецензиях именуемый Диким Западом; строго говоря, территории, отобранные у Мексики в результате войны 1846-1848 годов, к нему обычно не относятся, - но придираться к данному обстоятельству мы уж точно не станем. Главный герой - искатель приключений Джон Купер, нанятый владельцем железнодорожной компании с целью пресечь многочисленные ограбления поездов, совершаемые свирепой бандой некоего Эль Диабло (чья истинная личность выяснится под самый конец "кампании" - и, увы, вряд ли станет для внимательного игрока сюрпризом), отметившейся к тому же на множестве прочих поприщ и, по сути, "держащей" весь данный "район". Собственно, именно нейтрализация этих головорезов и является конечной целью его путешествия, хотя на первых порах задачи будут несколько иными. Следует также отметить, что Desperados, в отличие от Commandos, - это формально "сюжетно ориентированное" повествование, а не набор разнородных миссий, - хотя по факту "промежуточные" задания здесь имеются.

Само собой разумеется, по ходу прохождения Купер повстречает (нередко при не самых тривиальных обстоятельствах) нескольких напарников, конкретно - целых пять, причём у каждого есть какая-никакая биография и, что куда важнее, целый набор уникальных способностей. Наше условное альтер эго, например, может таскать по земле тела оглушённых и мёртвых недругов, имеет при себе два вида ножей - метательные и для ближнего боя, весьма умело дерётся кулаками и не менее ловко обращается с револьвером, а также носит в кармане самый обыкновенный будильник, служащий весьма необычной цели - привлечению врагов (для последующей с ними расправы) звуком своего звонка. И к подобному, скажем так, "нетипичному" использованию некоторых вроде бы обыденных вещей лучше сразу же привыкнуть.

Пожилой подрывник Сэм - первый из "напарников", встречающийся на нашем пути, - превосходно разбирается в любых видах взрывчатых боеприпасов (коих, правда, в игре предусмотрено лишь два – динамитные шашки и собственно "взрывчатка" - порох, штука редкая, но очень мощная и потому ценная: если первые вполне можно использовать для метания в супостатов, то второй применяется, например, для расчистки завалов на дорогах, мешающих вам пройти). Кроме того, старый весельчак умеет обращаться с пулемётом Гатлинга (носить такой с собой не выйдет – именно Сэму, - но вот обнаружить где-нибудь и встать за него шанс порой выпадает) и своей неразлучной винтовкой, крепко связывает поверженных противников верёвкой, а кроме того - носит с собой самую настоящую гремучую змею и может подложить сумку с нею прямо на ту дорогу, по которой ходят недруги (правда, как справедливо отмечено в некоторых рецензиях, срабатывает такой трюк крайне редко: обычно оппоненты, завидев подобный "сюрприз", либо поднимают тревогу, либо вообще проходят мимо).

Доктор МакКой, странствующий лекарь (да-да, тот самый "ботанический доктор" - стереотип из легенд о Диком Западе), вооружён необычным кольтом - огромных размеров и - внимание - с оптическим прицелом, а равно и с поистине фантастической дальностью и точностью поражения; по-видимому, это некий бесследно растворившийся в истории прототип снайперской винтовки. Но такого способа устранения супостатов ему мало, поэтому он, имея начальные познания в химии, носит с собой целых два типа газовых боеприпасов: метаемые баллоны и запускаемые в небо воздушные шарики (их, дабы был эффект, следует сбивать выстрелами, как только они оказываются над желаемой целью); другое дело, что убить те и другие, похоже, всё-таки не способны, но вот "вырубить" целую группу врагов на не самое маленькое время - вполне. Наконец, будучи по природе своей заправским шарлатаном, доктор мастерски вскрывает замки любой сложности с помощью набора отмычек.

Санчес - высокий, толстый и весьма сильный физически уроженец здешних краёв, на момент первой встречи с ним - бандит и враг, но потом в силу неожиданных обстоятельств становящийся для вашей команды товарищем и соратником. Помните, чуть выше мы упоминали, что Сэм не может носить пулемёт Гатлинга, ежели таковой будет обнаружен отрядом? Так вот, он не может, а Санчес - запросто. Правда, скорость его перемещения, и так не очень высокая, при этом снижается ещё больше, - но сам данный факт заслуживает самого глубокого уважения. В качестве "основного" оружия здоровяк использует свой дробовик, из которого не только здорово стреляет, но и не менее успешно пользуется его прикладом в ближнем бою, нанося противникам сокрушительные удары. Кроме того, у него есть два тех самых "невероятных" средства атаки. Первое - фляга с алкоголем, бросаемая перед врагом (или группой таковых) с целью приманивания и последующего избиения либо умерщвления; интересно, что на бандитов этот предмет действует почти всегда, а вот у солдат, напротив, практически никогда не вызывает интереса (и именно за такие мелочи игра и заслуживает всяческой похвалы и высокой оценки). Второе – "поза сиесты": да, Санчесу можно, причём прямо во время боя, отдать приказ усесться на землю отдыхать, и в этом случае враги вокруг не станут его трогать, давая толстяку шанс, например, атаковать их со спины, - но пользоваться подобным приёмом как-то неспортивно, да и срабатывает он опять-таки не всегда.

Кейт - стереотипная "роковая красотка" из всё тех же легенд, в равной степени "соблазнительная" и "смертоносная". Поскольку наш мир создан в первую очередь для мужчин, а представления о последних стереотипны не в меньшей степени, нежели вышеупомянутые легенды, то женского персонажа, причём именно такого, в подобном антураже просто не может не быть. Но надо сказать, что конкретно здесь это, как ни странно, идёт только на пользу - ибо "особые способности" данной девушки далеко превосходят таковые у всех прочих наших подопечных по своей оригинальности: их явно придумывали люди, не обделённые фантазией. Видов оружия у неё два: пистолет, какие-либо дополнительные пояснения по которому вряд ли нужны, и... карманное зеркальце, с помощью которого, поймав "солнечный зайчик", она способна временно ослеплять недругов. И не только: подобный "огонь" может тяжело ранить или даже убить супостата, а равно и послужить "зажигалкой" для взрывчатки или даже условным сигналом другим членам группы.

Способов привлечения внимания у девушки тоже пара. Первый - это колода игральных карт; трудно поверить, но в очень редких случаях бандита (и только его) действительно можно "приманить", если бросить на землю данный предмет. Второй способ возвращает нас к началу предыдущего абзаца: игроки, по мнению разработчиков, жаждут "женских прелестей", - и поэтому они спешат удовлетворить взыскательные вкусы аудитории: Кейт можно отдать приказ задирать свою юбку (сразу же уточняем для "ценителей": нет, она поднимается совсем не до конца, а где-то чуть выше до колена, поэтому пошлость здесь только в посыле как таковом), что в большинстве случаев (но, к счастью, всё-таки не всегда!) мгновенно заставляет оппонента заинтересоваться происходящим (причём настолько сильно, что убить его в этом "состоянии" для остальных участников группы не составит ни малейшего труда). Более того: распутная девица - опять-таки по вашей команде - может предложить мужлану потрогать свою ногу, и если он на это "клюнет", то она огреет его сокрушительным ударом туфли; теоретически такое действие может оказаться смертельным...

Наконец, последний герой (точнее, снова героиня) - китайская девочка Мия Юн (её фамилия в оригинале пишется как «Yung», но такого слога в латинской транскрипции с китайского языка не бывает), происходящая, по всей видимости, из среды эмигрантов-кули и к моменту встрече с нею недавно потерявшая своего отца, погибшего от рук нашего архиврага. Несмотря на очевидную физическую слабость и полную неспособность защищаться в ближнем бою, эта юная дочь Поднебесной вовсе не беззащитна: в качестве оружия она использует петарды (убить ими кого-либо трудно, если вообще возможно, - но вот оглушить на сколько-то секунд они способны даже небольшую группу) и ядовитые дротики, испускаемые ею из трубки (это оружие уже смертельное, пусть яд и имеет несколько замедленное действие), для подачи сигналов и попыток «выманивания» недругов пользуется свистком, а ещё таскает с собой ручную мартышку по кличке Леон, тоже, увы, не умеющую драться, но способную пробираться во всякие труднодоступные и узкие места, а равно и привлекать внимание противников, будучи выпущенной им навстречу. Мия также имеет большой запас орешков, которыми время от времени нужно подкармливать животное (и их же следует использовать как приманку уже для самого Леона - бросая их на землю, дабы он, бросившись к ним, тем самым обратил на себя вражеский взор и вынудил бы погнаться за собой).

В рамках описания игрового процесса Desperados стоит коснуться в первую очередь "нововведений". Безусловно, правомерность употребления такого термина применительно к данной игре под некоторым вопросом, - однако её сходство с Commandos настолько явное и очевидное, а общие принципы так схожи, что сравнений подобного рода, хорошо это или нет, не избежать. Итак, первое и самое главное: враги, - а здесь это в основном, будем так говорить, «мексиканцы» (хотя они могут быть не только бандитами, но и, например, солдатами), - стараются по умолчанию атаковать в группах, а также стали несколько умнее. Например, они замечают не только трупы павших товарищей, меняя после этого линию поведения, но и напуганную нашим перемещением живность, а равно и отличаются весьма неплохим слухом, в связи с чем тихо подкрасться, воспользовавшись покровом тёмной ночи (будут здесь и такие миссии), удастся отнюдь не к каждому из них.

Другое важнейшее отличие от "прародителя" - появление у каждого оппонента "радиуса обзора", который можно отслеживать, дабы выяснять, насколько высок риск обнаружения им нашей группы. Для этого требуется нажать на значок с трубой в правом нижнем углу экрана, а затем курсором, изменившим свою форму на знак вопроса, щёлкнуть по желаемой фигурке, - после чего рядом с человечком появится зелёный луч той или иной длины (по мере нашего с ним сближения его цвет будет постепенно сменяться на красный); замок рядом с вышеозначенным символом позволит зафиксировать камеру на конкретном объекте, если вы изначально обратились не к персонажу, а к участку местности (такое здесь тоже допускается). Отдельно следует отметить и возможность атаковать из укрытия: нажав отвечающую за данное действие кнопку, вы, увидев появившийся рядом с предварительно выбранной целью зелёный треугольник, сможете приказать персонажу буквально на мгновение высунуться из-за угла, метнуть нож либо выстрелить, а затем автоматически вернуться в исходное положение.

Доступен в Desperados и самый настоящий "альтернативный" режим ведения боёв (и выполнения разнообразных прочих действий) - так называемый «Quick Action». Задействование данной опции на время превращает игру в некое подобие "стратегии с активной паузой": сначала отдаём каждому из членов команды конкретный приказ (причём можно даже выбрать, будут ли они выполнять их одновременно или в определённом вами порядке!), а затем нажать на иконку в виде часов и наблюдать за результатом. К сожалению, вероятность благополучного исхода при таком раскладе не очень высока - и всяко в разы ниже, чем при медленном и скрупулёзном "стелсе", где каждое действие аккуратно совершается в реальном времени под полным контролем с вашей стороны. Управление, к слову сказать, осуществляется в основном с помощью мыши, однако предусмотрен и целый набор "горячих" клавиш, которыми обязательно стоит пользоваться, - в первую очередь это касается кнопки, отвечающей за мгновенное выделение всех членов вашего маленького отряда, что особенно удобно, когда все они находятся в разных частях обширной по площади карты (подобное вполне случается), в связи с чем, соответственно, "обвести" их всех с помощью традиционной для стратегий "рамки" никаким образом не представляется возможным. И наконец, необходимость перезарядки любого оружия: иногда она очень раздражает, - но зато реалистично.

Одним из главных достоинств Commandos была удивительная атмосфера, - и надо сказать, что по этому параметру Desperados как минимум не уступает своей предшественнице, а возможно, даже и превосходит её (хотя тут, разумеется, нужно делать некоторую "скидку" на объективно более "экзотичный" антураж). Необходимость чёткого планирования своих действий, утомительные (или, наоборот, увлекательные?) засады, осторожное утаскивание трупов в укромные места на карте (иногда, как бы ни было это неожиданно, ими могут оказаться дома, куда разрешается заходить!) и даже начало некоторых миссий отнюдь не в полном на текущий момент составе (что означает необходимость вызволения товарищей из плена), - всё это, естественно, на месте. Но многое и добавилось: например, пусть и короткие, но действительно "сюжетные" ролики перед каждым заданием, а равно и действительно профессиональная и, если можно так выразиться, "масштабная" озвучка: чего стоят одни только длительные и "философские" дискуссии МакКоя и Сэма или, например, испанские ругательства, которыми активно перемежают свои речи на ломаном английском противники-мексиканцы.

У графики Desperados, в рецензиях своего времени обычно удостаивавшейся высочайших оценок, есть - для олдгеймерских, конечно, глаз - один недостаток: это прорисовка моделей (что людей, что лошадей и другой живности), уже, несмотря на год выхода, несущих на себе печать какого-то "сел-шейдинга". Это особенно заметно на фоне действительно поразительной, самой что ни на есть "ручной" и безмерно радующей сердце и душу прорисовки самих локаций, отличающихся как разнообразием, так и немыслимой детализацией буквально каждого элемента окружающей обстановки - вплоть до самых мелких деталей. В ходе своего путешествия герои посетят маленькие городки, индейское стойбище, ущелья, леса, фермы, форты и другие не менее интересные места, - и всюду свой антураж, свои особенности. Прорисованы каждый скол и уступ на горной гряде, каждая трещинка в стене здания или ступеньке лестницы, каждый листик у дерева и каждая шпала на железнодорожном полотне. В мире Desperados по-разному выглядят и люди (моделей горожан более десятка, и все они отличаются друг от друга не только одеждой, но даже и манерой поведения, предусматривающей различные совершаемые ими действия, никак не зависящие от поступков игрока), и здания (включая дома жителей), и даже ставни на окнах этих зданий; каждый предмет отбрасывает тень, паровоз выпускает дым из трубы, а ветер гоняет пыль по узеньким улочкам. Это действительно здорово.

В уже неоднократно упоминавшейся выше игровой прессе начала тысячелетия нередко - несмотря на в целом почти исключительно положительные вердикты - говорили о "вторичности" Desperados. И в немалой степени такой эпитет вполне справедлив. Но уникальность её как раз и заключается в том, что, будучи как будто бы (именно как будто бы!) "клоном", на деле эта вещь оказалась по-настоящему самобытной (даже в плане игрового процесса, не говоря уже об атмосфере), увлекательной и очень трудно отпускающей от себя любого поклонника хороших тактических стратегий. Итог - почти высший балл и наши самые искренние рекомендации.
Автор обзора: kreol
Commandos 2: Men of Courage, Commandos: Behind Enemy Lines, Commandos: Beyond the Call of Duty, Robin Hood: The Legend of Sherwood
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Одна из моих любимых ртс по сей день. Она атмосферна, красива и продвинута геймплейно, но самое главное - в ней сложно заскучать. Уровней много, заданий тоже и интересными являются даже самые банальные, вроде эскорта. Как вытащить товарища прямиком с виселицы, когда он окружен толпой, в том числе вооруженных зрителей? А если он находится в тюрьме, и окружает его не толпа, а армия, в прямом и переносном смысле? А если это и не товарищ вовсе, а куча мешков с деньгами в банке с той же армией охранников? Вопрос "как?" здесь двусмысленен, поскольку, как и должно быть в сандбоксе здорового человека, несмотря на четкие цели миссий, большинство из них имеют несколько путей прохождения. Продвигаться по-тихому и мирно усыплять врагов руками, ногами, камнями и даже воздушным шариком с усыплящим газом, или же устроить стелс по-русски с пулеметом наперевес - делай как хочешь, лишь бы с таймингами у тебя все было хорошо.

Из минусов можно отметить большое количество микроконтроля, который в свою очередь усложняется не очень удобным управлением. Игра далеко не простая, в некоторых миссиях даже самый небольшой провал стелса (к счастью, таких немного) или таймингов ведет к поражению, от проваленной цели или смерти от пуль соответственно. К счастью или сожалению, в этой игре очень легко сейвскамить, так как сохраняться можно буквально в любой момент, а быстрые сохранения и загрузки реально быстрые.
desperados мне нравится больше чем commandos 2, не только ввиду ее большей атмосферности, но и как мне кажется desperados еще более "тактическая",более хардкорная тактика. Большее количество способностей приходится использовать нежели в commandos 2, которая дает больше возможностей для отстрела врагов. Самая же хардкорная часть это третья (Helldorado: Conspiracy), та дает прикурить даже первой части в плане изощренности и сложности прохождения
Прекрасная стратегия, одна из лучших среди тех, в которые я играл. Да, как сказано в обзоре, каждый уровень своеобразен, но не только по виду: в придачу в каждом уровне ещё и действовать нужно по-разному! Когда я впервые сыграл в неё, то много раз переигрывал, например, 2-й и 4-й уровни, и всякий раз находил другой способ прохождения.
Хоть у игры и небольшое разрешение (на момент выхода игры оно, правда, как раз подходило под тогдашние мониторы - под мой, например), выглядит она здорово и теперь. Детализированность тут на высоком уровне. И отличная озвучка (кстати, и в переводе тоже всё хорошо - и субтитры, и озвучка, и интерфейс переведены как следует).
Играешь - как смотришь интересный фильм-вестерн, только сам выступаешь в качестве режиссёра. Игра сложная, я её так и не смог пройти до конца (до финала оставалось несколько уровней), несмотря на то, что начинал несколько раз. Однако начинается она с простых уровней (первый и третий - обучающие, в них объясняются "правила игры" и основные функции), и усложняются они постепенно.
Через несколько лет была выпущена 2-ая часть, которая немного проще и короче первой, но тоже хорошая. В неё я, правда, играл не очень долго, так как в то время стратегиями не увлекался.