Середина – вторая половина 1990-х была эпохой расцвета особого вида программного обеспечения для персональных компьютеров, называемого «мультимедийными энциклопедиями». Пока собственно игры ещё некоторое время раздумывали над тем, для чего у CD-ROM столько свободного места, издатели быстро смекнули, что возможности нового носителя информации позволяют создавать невиданные до того композиции из сочетания текстов, иллюстраций, музыки, голосового сопровождения и видеофрагментов, открывающие внушительные перспективы не только в развлекательном, но и в познавательно-просветительском плане. Особого таланта для такого дела даже и не требовалось, и на свет вскоре успело появиться немало продуктов, наскоро склёпанных из того материала, который оказался под рукой у их авторов. К счастью, New Media Generation подошла к своему первому проекту такого рода со всей ответственностью: в разработке мультимедийной энциклопедии о величайшем русском композиторе принимали участие ведущие мировые специалисты из числа сотрудников Дома-музея П. И. Чайковского в Клину, чьи архивы послужили также и источником здешних иллюстраций.
Главное меню диска предлагает сразу четыре режима знакомства с жизнью и творчеством Петра Ильича, из них половина – как ни странно, игровые (а вы думали, при чём тут Old-Games.ru?). Впрочем, энциклопедические всё равно преобладают как по значимости, так и по размерам. Прежде всего, это «Экскурсии», которых здесь насчитывается двенадцать наименований: по сути дела, таковые представляют собой лекции общей продолжительностью более полутора часов, напоминающие классические образовательные радиопередачи 60–80-х годов ХХ века, но с симпатичными иллюстрациями к голосу диктора и в сопровождении музыки (надо заметить, подчас несколько громковатой). Картинки можно при желании развернуть на целый экран, а при нажатии в нижней их части, когда курсор превращается в знак вопроса, выводится краткая справка об изображении (последние варьируются тут от архивных документов и фотографий до факсимиле рукописей и современных снимков природы). Темы также вполне интересны и оригинальны: не просто сухое изложение биографии, а «Чайковский и русская усадьба», «Чайковский и русский пейзаж», «Жизнь в фотографиях и документах», «Конкурсы им. Чайковского», «Дом-музей в Клину» и др. Выбрать желаемую экскурсию можно как на стилизованной круглой тумбе с афишами, так и по простому списку, вызываемому нажатием на значок в правом верхнем углу. Расположенная рядом монограмма вернёт нас назад в главное меню.
Второй и наиболее масштабный из здешних режимов – «Краткая энциклопедия». Интерфейс её также вполне удобен и самобытен: текст подаётся на правой странице стилизованной книги, тогда как слева располагаются иллюстрации и целых восемь кнопок для вызова различных бонусов (не считая банальных стрелок для пролистывания): поиск, настройки (где можно, например, отключить автоматическую смену картинок и музыкальное сопровождение), копирование текста в буфер и вывод его на печать, а также перечни связанных с данной статьёй персоналий, фотографий и аудио- и видеофрагментов. Последних здесь всего лишь шесть, зато среди них можно увидеть, к примеру, феноменальное по чистоте и благородству исполнение Ниной Исаковой самого первого романса Чайковского, «Мой гений, мой ангел, мой друг», написанного им в 17 лет на слова А. Фета, – запись 1972 года (увы, в 1990-е так петь уже не умели). Ну и, разумеется, «Танец маленьких лебедей», куда же без него. Ассортимент чисто звуковых иллюстраций намного разнообразнее: примерно 150 фрагментов классических сочинений композитора общей продолжительностью около шести часов. Пожалуй, этого более чем достаточно, чтобы успеть во время прослушивания ознакомиться со всеми текстовыми материалами, насчитывающими 120 статей, среди которых – рубрики «Жизненный путь», «Воспоминания о Чайковском», «Личность Чайковского» и др., полный справочник его произведений с подробными сведениями о многих из них, а также информация о более чем четырёхстах персоналиях, таблица важнейших дат жизни и творчества композитора, словарик музыкальных терминов, дискография, нотография и библиография, да вдобавок ещё и перечень лауреатов Международных конкурсов музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского.
В перерыве между изучением познавательных материалов вспомним и об игровых режимах, – первым из таких является «Викторина» на знание жизни и творчества великого русского композитора. Задания относятся к одной из трёх категорий: «Биография», «Произведения» и «Угадай мелодию». В первых двух случаях нам предлагается вопрос на историческую тему (например, «Что заставило Чайковского оставить службу в консерватории и уехать из Москвы?» или «Кем была впервые исполнена опера «Евгений Онегин»?») – и три варианта ответа, из которых следует выбрать правильный. В мини-игре «Угадай мелодию» таким же образом требуется назвать произведение, определив его по звучащему аудиофрагменту. Правильный ответ (т.е., данный с первого раза) приносит в копилку 5 баллов и сопровождается аплодисментами, – за неверный выбор нас освистают, однако разрешат попытать счастье снова: в случае если угадать удалось со второго раза, мы удостоимся тройки, а если с третьего (беспроигрышный вариант!) – получим единицу. «Отказ от ответа», то есть нажатие либо стрелки перехода к следующему вопросу на случайную тему, либо одного из трёх углов экрана, символизирующих доступные категории заданий, тождественен получению нуля баллов; впрочем, подобную операцию придётся проделывать и после любого правильного выбора. Текущая средняя оценка отображается в правом нижнем углу карточки с ответом; там же рядом расположена и кнопка вызова «подсказки» – иначе говоря, мини-статьи по теме текущего вопроса (знакомство с которой уменьшает получаемый нами балл на единицу). При выходе из игры, – для этого требуется нажать на четвёртый из углов фоновой картинки, – мы увидим табель своей успеваемости по результатам викторины, с общей оценкой и подробной статистикой ответов, разбитой по категориям вопросов.
Второе здешнее развлечение несколько проще, но и куда больше походит на собственно игру. Называется она «Щелкунчик»: на экране с изображением новогодней ёлки нам предстоит спасать подарки от злобного Мышиного короля. Чудовище неотвратимо появляется ровно в полночь: за предшествующие этому событию полчаса (не реального, а игрового времени, наглядно отсчитываемого напольными часами) требуется распаковать один за другим семь подарков, сложенных стопочкой справа, нажимая на упаковку – и затем размещая на специально отведённом месте на ёлке ту ноту, которая соответствует звучащему при этом тону. Игра насчитывает шесть уровней сложности: их не выбирают, а проходят один за другим (с сохранением прогресса при выходе из программы). В наиболее простом случае с задачей справится и дошкольник: ноту можно «угадать» и по звуку, и по голосовому сообщению, и по изображению. На последующих уровнях всё несколько усложняется: например, на третьем нота видна лишь несколько секунд, сразу превращаясь в знак вопроса; в дальнейшем играть и правда придётся «на слух». При правильном размещении ноты подарок распаковывается, открывая доступ к следующему, – одновременно из него появляется какой-либо персонаж одноимённого игре балета, который в сопровождении подходящей ему под духу мелодии отправляется на ёлку в качестве игрушки. В самом нижнем, восьмом подарке, открывающемся автоматически, оказывается – конечно же, сам Щелкунчик, который (если часы ещё не успели пробить полночь) поразит своей саблей Мышиного короля и тут же превратится в прекрасного принца. В перерыве между партиями можно ознакомиться и с либретто этого балета, нажав на значок с листами бумаги, отображающийся выше счётчика уровней. Там же рядом имеются и кнопка вызова настроек (в виде камертона), и стильный ползунок громкости (от P до F), и монограмма выхода в главное меню, которые присутствуют во всех здешних режимах.
В результате следует признать, что «П. И. Чайковский. Жизнь и творчество» оказывается едва ли не идеальным воплощением идеи мультимедийной энциклопедии. Единственным её недостатком на момент появления в продаже можно было назвать разве что чересчур высокую цену: коробочная версия стоила в 1997 году 38 долларов, – а потому, несмотря на полученные проектом New Media Generation премии индустрии – вроде звания «лучшего продукта» конкурса «Multimedia Edutainment’97» – не то что популярности, но и какой бы то ни было известности среди потенциальной аудитории он, к сожалению, так и не снискал. Сегодня же, как и все аналогичные российские издания того времени, диск, посвящённый П. И. Чайковскому, и подавно является огромной коллекционной редкостью. И это – хороший повод ознакомиться с представленным на нашем сайте электронным его экземпляром.
Главное меню диска предлагает сразу четыре режима знакомства с жизнью и творчеством Петра Ильича, из них половина – как ни странно, игровые (а вы думали, при чём тут Old-Games.ru?). Впрочем, энциклопедические всё равно преобладают как по значимости, так и по размерам. Прежде всего, это «Экскурсии», которых здесь насчитывается двенадцать наименований: по сути дела, таковые представляют собой лекции общей продолжительностью более полутора часов, напоминающие классические образовательные радиопередачи 60–80-х годов ХХ века, но с симпатичными иллюстрациями к голосу диктора и в сопровождении музыки (надо заметить, подчас несколько громковатой). Картинки можно при желании развернуть на целый экран, а при нажатии в нижней их части, когда курсор превращается в знак вопроса, выводится краткая справка об изображении (последние варьируются тут от архивных документов и фотографий до факсимиле рукописей и современных снимков природы). Темы также вполне интересны и оригинальны: не просто сухое изложение биографии, а «Чайковский и русская усадьба», «Чайковский и русский пейзаж», «Жизнь в фотографиях и документах», «Конкурсы им. Чайковского», «Дом-музей в Клину» и др. Выбрать желаемую экскурсию можно как на стилизованной круглой тумбе с афишами, так и по простому списку, вызываемому нажатием на значок в правом верхнем углу. Расположенная рядом монограмма вернёт нас назад в главное меню.
Второй и наиболее масштабный из здешних режимов – «Краткая энциклопедия». Интерфейс её также вполне удобен и самобытен: текст подаётся на правой странице стилизованной книги, тогда как слева располагаются иллюстрации и целых восемь кнопок для вызова различных бонусов (не считая банальных стрелок для пролистывания): поиск, настройки (где можно, например, отключить автоматическую смену картинок и музыкальное сопровождение), копирование текста в буфер и вывод его на печать, а также перечни связанных с данной статьёй персоналий, фотографий и аудио- и видеофрагментов. Последних здесь всего лишь шесть, зато среди них можно увидеть, к примеру, феноменальное по чистоте и благородству исполнение Ниной Исаковой самого первого романса Чайковского, «Мой гений, мой ангел, мой друг», написанного им в 17 лет на слова А. Фета, – запись 1972 года (увы, в 1990-е так петь уже не умели). Ну и, разумеется, «Танец маленьких лебедей», куда же без него. Ассортимент чисто звуковых иллюстраций намного разнообразнее: примерно 150 фрагментов классических сочинений композитора общей продолжительностью около шести часов. Пожалуй, этого более чем достаточно, чтобы успеть во время прослушивания ознакомиться со всеми текстовыми материалами, насчитывающими 120 статей, среди которых – рубрики «Жизненный путь», «Воспоминания о Чайковском», «Личность Чайковского» и др., полный справочник его произведений с подробными сведениями о многих из них, а также информация о более чем четырёхстах персоналиях, таблица важнейших дат жизни и творчества композитора, словарик музыкальных терминов, дискография, нотография и библиография, да вдобавок ещё и перечень лауреатов Международных конкурсов музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского.
В перерыве между изучением познавательных материалов вспомним и об игровых режимах, – первым из таких является «Викторина» на знание жизни и творчества великого русского композитора. Задания относятся к одной из трёх категорий: «Биография», «Произведения» и «Угадай мелодию». В первых двух случаях нам предлагается вопрос на историческую тему (например, «Что заставило Чайковского оставить службу в консерватории и уехать из Москвы?» или «Кем была впервые исполнена опера «Евгений Онегин»?») – и три варианта ответа, из которых следует выбрать правильный. В мини-игре «Угадай мелодию» таким же образом требуется назвать произведение, определив его по звучащему аудиофрагменту. Правильный ответ (т.е., данный с первого раза) приносит в копилку 5 баллов и сопровождается аплодисментами, – за неверный выбор нас освистают, однако разрешат попытать счастье снова: в случае если угадать удалось со второго раза, мы удостоимся тройки, а если с третьего (беспроигрышный вариант!) – получим единицу. «Отказ от ответа», то есть нажатие либо стрелки перехода к следующему вопросу на случайную тему, либо одного из трёх углов экрана, символизирующих доступные категории заданий, тождественен получению нуля баллов; впрочем, подобную операцию придётся проделывать и после любого правильного выбора. Текущая средняя оценка отображается в правом нижнем углу карточки с ответом; там же рядом расположена и кнопка вызова «подсказки» – иначе говоря, мини-статьи по теме текущего вопроса (знакомство с которой уменьшает получаемый нами балл на единицу). При выходе из игры, – для этого требуется нажать на четвёртый из углов фоновой картинки, – мы увидим табель своей успеваемости по результатам викторины, с общей оценкой и подробной статистикой ответов, разбитой по категориям вопросов.
Второе здешнее развлечение несколько проще, но и куда больше походит на собственно игру. Называется она «Щелкунчик»: на экране с изображением новогодней ёлки нам предстоит спасать подарки от злобного Мышиного короля. Чудовище неотвратимо появляется ровно в полночь: за предшествующие этому событию полчаса (не реального, а игрового времени, наглядно отсчитываемого напольными часами) требуется распаковать один за другим семь подарков, сложенных стопочкой справа, нажимая на упаковку – и затем размещая на специально отведённом месте на ёлке ту ноту, которая соответствует звучащему при этом тону. Игра насчитывает шесть уровней сложности: их не выбирают, а проходят один за другим (с сохранением прогресса при выходе из программы). В наиболее простом случае с задачей справится и дошкольник: ноту можно «угадать» и по звуку, и по голосовому сообщению, и по изображению. На последующих уровнях всё несколько усложняется: например, на третьем нота видна лишь несколько секунд, сразу превращаясь в знак вопроса; в дальнейшем играть и правда придётся «на слух». При правильном размещении ноты подарок распаковывается, открывая доступ к следующему, – одновременно из него появляется какой-либо персонаж одноимённого игре балета, который в сопровождении подходящей ему под духу мелодии отправляется на ёлку в качестве игрушки. В самом нижнем, восьмом подарке, открывающемся автоматически, оказывается – конечно же, сам Щелкунчик, который (если часы ещё не успели пробить полночь) поразит своей саблей Мышиного короля и тут же превратится в прекрасного принца. В перерыве между партиями можно ознакомиться и с либретто этого балета, нажав на значок с листами бумаги, отображающийся выше счётчика уровней. Там же рядом имеются и кнопка вызова настроек (в виде камертона), и стильный ползунок громкости (от P до F), и монограмма выхода в главное меню, которые присутствуют во всех здешних режимах.
В результате следует признать, что «П. И. Чайковский. Жизнь и творчество» оказывается едва ли не идеальным воплощением идеи мультимедийной энциклопедии. Единственным её недостатком на момент появления в продаже можно было назвать разве что чересчур высокую цену: коробочная версия стоила в 1997 году 38 долларов, – а потому, несмотря на полученные проектом New Media Generation премии индустрии – вроде звания «лучшего продукта» конкурса «Multimedia Edutainment’97» – не то что популярности, но и какой бы то ни было известности среди потенциальной аудитории он, к сожалению, так и не снискал. Сегодня же, как и все аналогичные российские издания того времени, диск, посвящённый П. И. Чайковскому, и подавно является огромной коллекционной редкостью. И это – хороший повод ознакомиться с представленным на нашем сайте электронным его экземпляром.
- Особенность геймплея:
Образовательная
Встроенная энциклопедия - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Музыка - Элемент жанра:
Викторина - Язык:
Русский