"Стритлюж" (или "стритлагинг") - это гонки на специально изготовленных (часто руками самих ездоков или по их частным заказам) огромных (в две трети среднего человеческого роста, а порой и куда больше) и особым образом "оснащённых" скейтбордах, на которых люди во время заезда (представляющего собой скоростной спуск по трассам с тем или иным уклоном) находятся в положении лёжа или полулёжа. Никаких моторов у данных, если их позволительно так называть, транспортных средств нет: движущей силой во время езды является гравитация, а принцип перемещения человека на нём такой же, как и в случае с обычным скейтбордом, - то есть "наклон и разворот". Понятное дело, что если просто "удлинить" доску на колёсах, то в "стрит люж" (это именно термин, но устоявшегося его перевода на русский язык не существует, поэтому приходится писать вот так - и раздельно, в отличие от названия "спорта") она не превратится и кататься на ней описанным выше способом не получится. Поэтому по бокам этот предмет оснащается специальными спаренными боковыми рукоятками, относительно крупными, состоящими из кронштейнов подвески ("продольной осью" для которых выступают пальцы) с либо полиуретановыми амортизаторами, либо стальными пружинами, которые сжимаются под влиянием поворота упомянутого кронштейна относительно "осей"-пальцев - и тем самым разворачивают одну из колёсных осей, вследствие чего транспортное средство начинает двигаться не по прямой, а по дуге. Нужно это не только для поворота, но и с целью постоянного изменения положения своего тела и хотя бы какого-то замедления скорости, ибо иначе "гонщик" вследствие эффекта резонанса попросту выпадет с доски; понятное дело, что переносить центр тяжести туловища и двигать ногами тоже необходимо. Другой компонент, присутствующий уже не на всех досках, - это специальная опора для нижних конечностей с мягкими бамперами, хотя бы как-то защищающая при возможных (и очень вероятных) столкновениях. А вот механизм торможения как таковой отсутствует, - точнее, для остановки приходится использовать либо собственные ноги, либо "добровольный" контакт с каким-нибудь препятствием.
Из написанного выше, скорее всего, понятно, что данная забава представляет собой не просто экстремальное, а смертельно опасное развлечение даже сама по себе: на "стрит люже" вполне реально разогнаться до 80-130 км/ч, что с учётом невозможности ни полноценно затормозить, ни - ввиду лежачего положения - обеспечить себе нормальный обзор может закончиться для "спортсмена" тяжелейшими травмами или смертью. Первые соревнования по данному виду "спорта" были проведены в Калифорнии в 1975 году, но через три года - после огромного количества произошедших на них несчастных случаев - оказались под запретом. Это привело к появлению небольшой и малоизвестной субкультуры "лагеров", которые стали устраивать нелегальные гонки, где градус опасности был искусственно повышен (!): во-первых, их участники не имели никакой защитной экипировки (а зачастую даже отмеченных выше бамперов для ног), во-вторых, проводились такие заезды на общественных дорогах с крутыми склонами, причём часто таких, где имело место двустороннее движение; в среде этих людей бытовало презрение к власти, законам и опасности для собственной жизни, и многие из них расстались с нею очень быстро, что печально. В итоге в конце 1980-х годов запрет на такие соревнования был снят, появилось минимум три официальных федерации со сводами правил (вроде бы почти идентичными), утвердившими перечень обязательной для участников экипировки (плотные ботинки и перчатки, щитки для локтей и коленей, защитные шлемы, специальные костюмы) и необходимость наличия на досках бамперов для ног. Некоторые "стритлагеры" приняли новые условия, и, по непроверенным данным, к концу 2010-х годов в мире насчитывается примерно 1200 человек (в основном американцев), занимающихся подобным делом, - однако какое-то (едва ли большее) количество не примирилось с "законом" и якобы по-прежнему устраивает на (обычно опять-таки американских) дорогах нелегальные гонки, в результате которых можно запросто отправиться в полицейский участок или на кладбище. Мы посчитали возможным привести столь обширное вступление, поскольку "стритлюж" - явление даже в принципе не слишком известное, а в наших краях, к счастью, пока вроде бы вообще не культивируемое.
Это может показаться удивительным, но по мотивам подобных состязаний, причём именно полумифических "нелегальных", в самом конце 1999 года была выпущена компьютерная игра - в рамках серии "eXTreme Games". Режимов всего два - практика и "сезон". В первом из них на трассах - по умолчанию - нет соперников, а "мобильных" опасностей мало, - то есть разбиться, понятное дело, можно (в первую очередь от столкновений с ограждениями), но в целом вполне реально покататься в своё удовольствие, а заодно и изучить здешние трассы, коих имеется в общей сложности тринадцать штук (все доступны для выбора), причём все неизменно извилистые, но каждая со своими "изюминками"; результаты заездов, естественно, ни к чему не приводят и нигде не фиксируются. Никто, правда, не запрещает и изменить стартовые настройки: выставить в них число оппонентов (до пяти человек), увеличить интенсивность "трафика" (см. ниже) до "средней" или "высокой", выбрать "погодные условия" (помимо "дня" доступны "ночь" и "дождь", на самом деле являющийся самым настоящим ливнем с грозой), а также одеть своего протеже в костюм от того или иного производителя (реальные ли это фирмы или нет - непонятно). Перспектива обзора по умолчанию - вид "от третьего лица со спины", однако с помощью клавиши "Ctrl" его можно переключать на различные перспективы, среди которых не только ожидаемая "из глаз", но и куда более необычные, в том числе "сверху", "сбоку" и, скажем так, "анфас".
Интересно, что с помощью специальной опции до начала тренировочного заезда разрешается осмотреть с движущейся на небольшой высоте камеры всю трассу и попытаться сразу запомнить особенности её конфигурации. В случае столкновения с каким-либо препятствием "гонщик" вылетает с доски, но тут же возрождается недалеко от места, где его постигла неудача. Правда, число проваленных "попыток" даже в режиме практики формально ограничено, - то есть после скольких-то аварий вам сообщат, что протагонист травмирован, и отправят в главное меню, - но после этого ничто не мешает начать пробовать заново. Здесь же отметим, что в тренировочном режиме "пройти" трассу, по всей видимости, невозможно, - поскольку формально они все кольцевые, то ездить можно до бесконечности.
В рамках "сезона" же вышеотмеченные маршруты нам предстоит преодолевать последовательно, соревнуясь с другими "гонщиками" (предлагаются варианты турниров с четырьмя либо шестью участниками - в обоих случаях считая нас, естественно), а также стараясь выжить, не попав под колёса автомобилей (едущих по обеим полосам дорог; нам на встречную, естественно, выезжать никто не запрещает), в том числе грузовых, и автобусов, а также избежав попадающейся порой полиции (на машинах) и - очень редко и отнюдь не на всех этапах - собак (!); с конкурентами, кстати, тоже вполне можно сталкиваться, что плохо и для них, и для вас. Здесь никакого выбора стартовых установок уже не предполагается, - то есть мчаться придётся по предложенной трассе, в той экипировке, что дадут, и при определённых "погодных условиях" (употреблять этот термин без кавычек относительно ко "дню" и "ночи" невозможно). Заезд включает в себя несколько кругов (в конце последнего из воздуха появляется надпись "финиш"), но их число, увы, нигде не отображается.
В зависимости от достигнутого по итогам гонки результата наш протагонист - если занимает определённое место (по-видимому, первое или второе из четырёх либо первое, второе или третье из шести) - получает некоторое количество денежных средств, на которые есть возможность приобретать новые доски, колёса и подшипники (под ними здесь понимаются те самые рукоятки) для них, а также - в отдельном пункте подменю - экипировку для себя любимого, включающую костюм, шлем и ботинки. Примечательно, что произвольно выбирать эти аксессуары из их перечней, похоже, никак нельзя, хотя предметов в каждой из категорий больше одной, - то есть если хочется уже ко второй трассе иметь третий "класс" доски, то придётся до неё купить и "предыдущую" (денег, к счастью, в случае занятия первого места должно хватить, - но всё равно обидно, тем более что использовать "стрит люж" второго "класса" по факту не получится). Но в любом случае доступны все эти опции станут лишь после первого заезда, ибо на момент начала чемпионата наш стартовый капитал равен нулю. Если число аварий во время гонки в рамках "сезона" превысило допустимое и вас "выставили" в меню, то начать в следующий раз всё равно можно будет именно с последней достигнутой трассы. Однако сумма выигрыша обратно пропорциональна вышеупомянутым неудачам: если вы заняли призовое место, но падали с доски хотя бы раз, то с вас высчитают какую-то сумму за "медицинскую помощь" (если ничего не заработали - то она будет бесплатной, так что в минус не уйдёте).
На реальный "стритлюж" (примеры которого - разумеется, "легального" - можно увидеть на Youtube) происходящее, правда, не очень (мягко говоря) похоже - в первую очередь по причине вопиющей нереалистичности. Так, трассы здесь хоть и имеют множество поворотов, но отнюдь не на всех участках представляют собой именно склоны, - довольно часто нам предстоит долгое время ехать по ровной дороге, а иногда даже взбираться на небольшие "пригорки"; управление как таковое до ужаса аркадное и очень далеко отстоит от законов физики, хотя слабая попытка смоделировать поведение реального гигантского скейтборда на поворотах как будто бы чуточку наблюдается. Но самое жуткое - здесь (визуально) нет не то что бамперов для ног, но даже и тех самых боковых рукояток, без которых ездить на этой доске технически невозможно: после старта "спортсмен" просто отталкивается от асфальта кулаками (самостоятельно), а затем ложится на доску, скрестив руки на животе (!!!), и пребывает в таком состоянии до конца заезда; правда, если нажимать "верхнюю" курсорную стрелку, то он выпрямляет ноги (вероятно, имитация упора в невидимые бамперы; это позволяет несколько увеличивать скорость в процессе езды, но поворачивать в таком положении невозможно), а по задействованию "пробела" (что возможно сделать лишь до достижения определённой скорости) на время садится и снова интенсивно отталкивается от дорожного полотна кулаками, дабы разогнаться. Успешно преодолеть повороты или уйти от столкновений с автомобилями на деле очень легко: достаточно, увидев их издали, просто нажимать клавиши с "правой" или "левой" стрелками, дабы изменять тем самым угол нашего движения.
Торможение по завершении маршрута осуществляется автоматически, а в процессе езды за него отвечает "нижняя" стрелка: нажмите её - и "гонщик" мгновенно сядет и довольно быстро при- или затормозит (в зависимости от силы давления пальца на кнопку); такое вот надругательство над "идеалами" одной из опаснейших забав в мире... Впрочем, даже если и не пользоваться этой возможностью, то с учётом описанных выше моментов никаких серьёзных проблем с достижением успеха не возникает. Общая стратегия прохождения любой трассы следующая: как только началась гонка, не позволяйте протагонисту ложиться, а удерживайте "пробел" до тех пор, пока он не разгонится до максимальной скорости, при которой дозволяется сидеть, - в большинстве случаев это поможет ему сразу же вырваться вперёд. Дальше действовать нужно по ситуации; если видите впереди слишком уж крутой поворот - то не стесняйтесь слегка (или даже полноценно) тормозить: при таком подходе потеряете всяко меньше времени, чем в случае аварии и последующего возрождения, потому что последнее хоть и происходит почти мгновенно, но набирать скорость придётся с нуля, поэтому кто-то из соперников или все они часто (хотя и, что удивительно, отнюдь не всегда) смогут воспользоваться этим моментом, чтобы вас обойти. Если действовать вышеописанным методом и проявлять разумную осторожность - то победа с высокой вероятностью будет вами достигнута (хотя в редких случаях оппоненты, вроде бы безнадёжно отставшие, могут вдруг неожиданно вылететь из-за вашей спины, испортив все планы).
Графика трёхмерная и смотрится относительно неплохо, хотя тут хватает и "угловатости", и багов, - чего стоит одно только "дорисовывание" элементов фона по мере вашего продвижения вперёд. Антураж трасс более-менее разнообразный (есть даже колорадская деревня с коровами), типов (слово "марки" не употреблено намеренно) встречающихся нам машин несколько, а "гонщики" одеты согласно правилам официальных соревнований, то есть в костюмы, шлемы, ботинки и перчатки. Отдельно хотелось бы отметить очень красивую визуализацию исторгаемых с неба потоков воды (при погодных условиях - уже без кавычек - типа "дождь") и молний, а также брызг, разлетающихся в стороны, когда "спортсмен" для разгона ударяет кулаками в мокрый асфальт (поездка по которому, правда, с точки зрения "физики" ничем не отличается от таковой по сухому). В качестве аудиотреков используются композиции известной группы "The Offspring" с их альбома "Ixnay on the Hombre".
Но вот для кого создали эту игру - так и остаётся загадкой, ибо симулятором, который мог бы удовлетворить поклонников оригинальной забавы, она и близко не является (даже наоборот - может быть воспринята фанатами как попытка глумления над святыней, ибо, как явствует из написанного выше, "андеграундный" кошмар с огромным риском для жизни здесь представили как "пасторальную" забаву), а остальные потенциальные игроки в большинстве своём ни о каком "стритлагинге", скорее всего, просто никогда не слышали. С другой стороны, перед нами объективно уникальная вещь, - можно с уверенностью утверждать, что других "игроизаций" данного смертельно опасного развлечения никогда не делали; поэтому порекомендовать ознакомиться с нею хотя бы из чистого любопытства можно самой широкой аудитории.
Из написанного выше, скорее всего, понятно, что данная забава представляет собой не просто экстремальное, а смертельно опасное развлечение даже сама по себе: на "стрит люже" вполне реально разогнаться до 80-130 км/ч, что с учётом невозможности ни полноценно затормозить, ни - ввиду лежачего положения - обеспечить себе нормальный обзор может закончиться для "спортсмена" тяжелейшими травмами или смертью. Первые соревнования по данному виду "спорта" были проведены в Калифорнии в 1975 году, но через три года - после огромного количества произошедших на них несчастных случаев - оказались под запретом. Это привело к появлению небольшой и малоизвестной субкультуры "лагеров", которые стали устраивать нелегальные гонки, где градус опасности был искусственно повышен (!): во-первых, их участники не имели никакой защитной экипировки (а зачастую даже отмеченных выше бамперов для ног), во-вторых, проводились такие заезды на общественных дорогах с крутыми склонами, причём часто таких, где имело место двустороннее движение; в среде этих людей бытовало презрение к власти, законам и опасности для собственной жизни, и многие из них расстались с нею очень быстро, что печально. В итоге в конце 1980-х годов запрет на такие соревнования был снят, появилось минимум три официальных федерации со сводами правил (вроде бы почти идентичными), утвердившими перечень обязательной для участников экипировки (плотные ботинки и перчатки, щитки для локтей и коленей, защитные шлемы, специальные костюмы) и необходимость наличия на досках бамперов для ног. Некоторые "стритлагеры" приняли новые условия, и, по непроверенным данным, к концу 2010-х годов в мире насчитывается примерно 1200 человек (в основном американцев), занимающихся подобным делом, - однако какое-то (едва ли большее) количество не примирилось с "законом" и якобы по-прежнему устраивает на (обычно опять-таки американских) дорогах нелегальные гонки, в результате которых можно запросто отправиться в полицейский участок или на кладбище. Мы посчитали возможным привести столь обширное вступление, поскольку "стритлюж" - явление даже в принципе не слишком известное, а в наших краях, к счастью, пока вроде бы вообще не культивируемое.
Это может показаться удивительным, но по мотивам подобных состязаний, причём именно полумифических "нелегальных", в самом конце 1999 года была выпущена компьютерная игра - в рамках серии "eXTreme Games". Режимов всего два - практика и "сезон". В первом из них на трассах - по умолчанию - нет соперников, а "мобильных" опасностей мало, - то есть разбиться, понятное дело, можно (в первую очередь от столкновений с ограждениями), но в целом вполне реально покататься в своё удовольствие, а заодно и изучить здешние трассы, коих имеется в общей сложности тринадцать штук (все доступны для выбора), причём все неизменно извилистые, но каждая со своими "изюминками"; результаты заездов, естественно, ни к чему не приводят и нигде не фиксируются. Никто, правда, не запрещает и изменить стартовые настройки: выставить в них число оппонентов (до пяти человек), увеличить интенсивность "трафика" (см. ниже) до "средней" или "высокой", выбрать "погодные условия" (помимо "дня" доступны "ночь" и "дождь", на самом деле являющийся самым настоящим ливнем с грозой), а также одеть своего протеже в костюм от того или иного производителя (реальные ли это фирмы или нет - непонятно). Перспектива обзора по умолчанию - вид "от третьего лица со спины", однако с помощью клавиши "Ctrl" его можно переключать на различные перспективы, среди которых не только ожидаемая "из глаз", но и куда более необычные, в том числе "сверху", "сбоку" и, скажем так, "анфас".
Интересно, что с помощью специальной опции до начала тренировочного заезда разрешается осмотреть с движущейся на небольшой высоте камеры всю трассу и попытаться сразу запомнить особенности её конфигурации. В случае столкновения с каким-либо препятствием "гонщик" вылетает с доски, но тут же возрождается недалеко от места, где его постигла неудача. Правда, число проваленных "попыток" даже в режиме практики формально ограничено, - то есть после скольких-то аварий вам сообщат, что протагонист травмирован, и отправят в главное меню, - но после этого ничто не мешает начать пробовать заново. Здесь же отметим, что в тренировочном режиме "пройти" трассу, по всей видимости, невозможно, - поскольку формально они все кольцевые, то ездить можно до бесконечности.
В рамках "сезона" же вышеотмеченные маршруты нам предстоит преодолевать последовательно, соревнуясь с другими "гонщиками" (предлагаются варианты турниров с четырьмя либо шестью участниками - в обоих случаях считая нас, естественно), а также стараясь выжить, не попав под колёса автомобилей (едущих по обеим полосам дорог; нам на встречную, естественно, выезжать никто не запрещает), в том числе грузовых, и автобусов, а также избежав попадающейся порой полиции (на машинах) и - очень редко и отнюдь не на всех этапах - собак (!); с конкурентами, кстати, тоже вполне можно сталкиваться, что плохо и для них, и для вас. Здесь никакого выбора стартовых установок уже не предполагается, - то есть мчаться придётся по предложенной трассе, в той экипировке, что дадут, и при определённых "погодных условиях" (употреблять этот термин без кавычек относительно ко "дню" и "ночи" невозможно). Заезд включает в себя несколько кругов (в конце последнего из воздуха появляется надпись "финиш"), но их число, увы, нигде не отображается.
В зависимости от достигнутого по итогам гонки результата наш протагонист - если занимает определённое место (по-видимому, первое или второе из четырёх либо первое, второе или третье из шести) - получает некоторое количество денежных средств, на которые есть возможность приобретать новые доски, колёса и подшипники (под ними здесь понимаются те самые рукоятки) для них, а также - в отдельном пункте подменю - экипировку для себя любимого, включающую костюм, шлем и ботинки. Примечательно, что произвольно выбирать эти аксессуары из их перечней, похоже, никак нельзя, хотя предметов в каждой из категорий больше одной, - то есть если хочется уже ко второй трассе иметь третий "класс" доски, то придётся до неё купить и "предыдущую" (денег, к счастью, в случае занятия первого места должно хватить, - но всё равно обидно, тем более что использовать "стрит люж" второго "класса" по факту не получится). Но в любом случае доступны все эти опции станут лишь после первого заезда, ибо на момент начала чемпионата наш стартовый капитал равен нулю. Если число аварий во время гонки в рамках "сезона" превысило допустимое и вас "выставили" в меню, то начать в следующий раз всё равно можно будет именно с последней достигнутой трассы. Однако сумма выигрыша обратно пропорциональна вышеупомянутым неудачам: если вы заняли призовое место, но падали с доски хотя бы раз, то с вас высчитают какую-то сумму за "медицинскую помощь" (если ничего не заработали - то она будет бесплатной, так что в минус не уйдёте).
На реальный "стритлюж" (примеры которого - разумеется, "легального" - можно увидеть на Youtube) происходящее, правда, не очень (мягко говоря) похоже - в первую очередь по причине вопиющей нереалистичности. Так, трассы здесь хоть и имеют множество поворотов, но отнюдь не на всех участках представляют собой именно склоны, - довольно часто нам предстоит долгое время ехать по ровной дороге, а иногда даже взбираться на небольшие "пригорки"; управление как таковое до ужаса аркадное и очень далеко отстоит от законов физики, хотя слабая попытка смоделировать поведение реального гигантского скейтборда на поворотах как будто бы чуточку наблюдается. Но самое жуткое - здесь (визуально) нет не то что бамперов для ног, но даже и тех самых боковых рукояток, без которых ездить на этой доске технически невозможно: после старта "спортсмен" просто отталкивается от асфальта кулаками (самостоятельно), а затем ложится на доску, скрестив руки на животе (!!!), и пребывает в таком состоянии до конца заезда; правда, если нажимать "верхнюю" курсорную стрелку, то он выпрямляет ноги (вероятно, имитация упора в невидимые бамперы; это позволяет несколько увеличивать скорость в процессе езды, но поворачивать в таком положении невозможно), а по задействованию "пробела" (что возможно сделать лишь до достижения определённой скорости) на время садится и снова интенсивно отталкивается от дорожного полотна кулаками, дабы разогнаться. Успешно преодолеть повороты или уйти от столкновений с автомобилями на деле очень легко: достаточно, увидев их издали, просто нажимать клавиши с "правой" или "левой" стрелками, дабы изменять тем самым угол нашего движения.
Торможение по завершении маршрута осуществляется автоматически, а в процессе езды за него отвечает "нижняя" стрелка: нажмите её - и "гонщик" мгновенно сядет и довольно быстро при- или затормозит (в зависимости от силы давления пальца на кнопку); такое вот надругательство над "идеалами" одной из опаснейших забав в мире... Впрочем, даже если и не пользоваться этой возможностью, то с учётом описанных выше моментов никаких серьёзных проблем с достижением успеха не возникает. Общая стратегия прохождения любой трассы следующая: как только началась гонка, не позволяйте протагонисту ложиться, а удерживайте "пробел" до тех пор, пока он не разгонится до максимальной скорости, при которой дозволяется сидеть, - в большинстве случаев это поможет ему сразу же вырваться вперёд. Дальше действовать нужно по ситуации; если видите впереди слишком уж крутой поворот - то не стесняйтесь слегка (или даже полноценно) тормозить: при таком подходе потеряете всяко меньше времени, чем в случае аварии и последующего возрождения, потому что последнее хоть и происходит почти мгновенно, но набирать скорость придётся с нуля, поэтому кто-то из соперников или все они часто (хотя и, что удивительно, отнюдь не всегда) смогут воспользоваться этим моментом, чтобы вас обойти. Если действовать вышеописанным методом и проявлять разумную осторожность - то победа с высокой вероятностью будет вами достигнута (хотя в редких случаях оппоненты, вроде бы безнадёжно отставшие, могут вдруг неожиданно вылететь из-за вашей спины, испортив все планы).
Графика трёхмерная и смотрится относительно неплохо, хотя тут хватает и "угловатости", и багов, - чего стоит одно только "дорисовывание" элементов фона по мере вашего продвижения вперёд. Антураж трасс более-менее разнообразный (есть даже колорадская деревня с коровами), типов (слово "марки" не употреблено намеренно) встречающихся нам машин несколько, а "гонщики" одеты согласно правилам официальных соревнований, то есть в костюмы, шлемы, ботинки и перчатки. Отдельно хотелось бы отметить очень красивую визуализацию исторгаемых с неба потоков воды (при погодных условиях - уже без кавычек - типа "дождь") и молний, а также брызг, разлетающихся в стороны, когда "спортсмен" для разгона ударяет кулаками в мокрый асфальт (поездка по которому, правда, с точки зрения "физики" ничем не отличается от таковой по сухому). В качестве аудиотреков используются композиции известной группы "The Offspring" с их альбома "Ixnay on the Hombre".
Но вот для кого создали эту игру - так и остаётся загадкой, ибо симулятором, который мог бы удовлетворить поклонников оригинальной забавы, она и близко не является (даже наоборот - может быть воспринята фанатами как попытка глумления над святыней, ибо, как явствует из написанного выше, "андеграундный" кошмар с огромным риском для жизни здесь представили как "пасторальную" забаву), а остальные потенциальные игроки в большинстве своём ни о каком "стритлагинге", скорее всего, просто никогда не слышали. С другой стороны, перед нами объективно уникальная вещь, - можно с уверенностью утверждать, что других "игроизаций" данного смертельно опасного развлечения никогда не делали; поэтому порекомендовать ознакомиться с нею хотя бы из чистого любопытства можно самой широкой аудитории.
- Время и место:
Современность - Перспектива:
Вид сверху
Вид от третьего лица
Вид от первого лица
Вид сбоку - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
CD-audio
Environment Mapped Bump Mapping - Язык:
English