Первый и последний опыт в области создания игр совершенно никому не известной студии The Multimedia Store, являвшейся побочным ответвлением корпорации «Джордж В. Кокс и сыновья» (и, вероятно, чем-то вроде хобби какого-то из этих самых сыновей) из города Далласа, которая производила различные электронно-измерительные приборы. Будучи одним из ранних и технически не очень-то совершенных представителей поджанра FMV-адвенчур, «The Psychotron» не снискал никакой популярности и удостоился не самых лестных оценок от критики, хотя и выпускался помимо исходного английского ещё и на немецком и даже японском языках (причём в последнем случае – сразу для Windows 3.1, Macintosh и некой местной приставки Sega Saturn).
На первый взгляд всё здесь и правда выглядит не особо привлекательно, а сюжет так и вовсе отдаёт катастрофическим переизбытком клюквенного соуса. Играем мы за безымянного, но считающегося лучшим в своём деле агента спецслужб США (судя по всему, ФБР), которого неожиданно вызывает к себе директор ЦРУ, негроамериканец Дарин Бёрд, в присутствии и по поручению самого действующего президента этого государства Ричарда Маркса ставящий перед нашим протагонистом весьма необычную задачу. Речь идёт о секретных исследованиях в области паранормальных явлений, а точнее – психотронного оружия, которыми якобы занимались в СССР ещё с начала 1940-х (!) годов, так что первая держава капиталистического мира – особенно с учётом аналогичных и также успешных опытов Китая – оказывается в роли безнадёжно отстающего. В качестве выхода из положения и одновременно акта гуманитарной помощи ослабевшей экономике новой России (события явно разворачиваются в том же 1994 году) правительство Маркса тайно приобрело в Москве подобную разработку – тот самый «Психотрон». Однако во время транспортировки этого устройства самолёт с драгоценным грузом и сопровождающим его персоналом, включая российского учёного Серджи Эйстоновича (sic!), потерпел крушение в деревенской глуши Вирджинии, – причём с места происшествия загадочным образом исчезли и прибор, и русский профессор, и отвечавший за всю операцию агент ЦРУ. Руководитель этой организации заподазривает в нечестной игре кого-то из своих сотрудников, – а потому и призывает нас, лицо стороннее, произвести тщательное, но тайное расследование. Которое тем более необходимо, что президент уже вовсю готовится к избирательной кампании на второй срок, а в средства массовой информации просачиваются странные слухи о массовых закупках в России ядерного оружия и возникновении новой коммунистической угрозы...
В главном меню сразу после запуска можно при желании отключить MIDI-музыку или отдать команду ставить её на паузу при проигрывании видео: сама по себе она не так уж и дурна и с созданием подходящей атмосферы в принципе справляется, но звучит слишком уж громко и подчас заглушает речь, так что второй упомянутый вариант настроек выглядит вполне уместным. Помимо этого, здесь имеется кнопка «Help» для вывода краткой справки по игре, а также «Restore Game» для загрузки заранее сделанного сохранения; чтобы приступить к расследованию с самого начала, нажать требуется, понятное дело, «New Game», однако тут же нас поджидает и первый сюрприз «The Psychotron» – необходимость указать количество игроков в размере одного, двух или четырёх. Вообще-то попытки создать «многопользовательскую адвенчуру» не так уж и редки в истории жанра, – можно вспомнить легендарную «URU» или даже «Zork: Grand Inquisitor»; эксперимент The Multimedia Store смотрится на их фоне исторически пионерским, но и столь же бессмысленным. Если коротко, то при участии в деле двух или четырёх человек допрашивать свидетелей и выискивать улики на местах им придётся по очереди, следя за сменяющимися указателями «player 1», «player 2» и т. д. в правом нижнем углу экрана – и стараясь превзойти товарища-соперника по набираемым за успешные действия и отображающимся тут же очкам. К финальному тесту на определение личности преступника в случае коллективного расследования будет допущен лишь игрок с наибольшим количеством баллов.
Интерфейс в игре приближен к стандартному для операционной системы Windows: живописности и самобытности ждать не следует, зато всё предельно ясно и привычно. В небольших окнах размером 320х240 пикселей – расположенных чаще всего по центру – нам будут демонстрироваться видеоролики с руководящими указаниями главы ЦРУ, перемежающиеся аналогичными, но уже интерактивными кинокадрами со свидетелями и подозреваемыми, а также «трёхмерными» реконструкциями требующих изучения помещений. Все FMV-фрагменты снабжены значками для повтора и для опционального разворота на весь экран, хотя делать это не очень-то целесообразно: они и без того не отличаются качеством и легко расплываются на крупные пиксели. Брифинги сопровождаются кроме этого и кнопкой «Continue», на которую требуется нажимать после их просмотра для продвижения далее по сюжету; внизу во всех случаях располагается текстовая панель с краткой информацией о содержании текущего ролика (субтитрами здешние видео, увы, не дублируются) или о стоящей перед нами задаче, а временами и полезные сведения о лице, с которым мы общаемся, или локации, которую посещаем. В нижнем правом углу помимо уже упомянутых индикатора номера пользователя и счётчика его очков красуются и три кнопки: «Main» для возвращения в главное меню (предварительно можно будет сохранить игру), «Status» для проверки количества баллов, набранных всеми четырьмя участниками (сделать «Save» дозволяется и здесь, уже не оставляя расследования), и «Exit» для выхода в систему.
При осмотре той или иной локации мы сначала видим на экране – в таком же небольшом окне – её план из нескольких комнат с видом сверху; при подведении курсора к тому помещению, которое мы можем осмотреть подробнее, рядом с указателем мыши появляется знак вопроса: по нажатию левой кнопки демонстрируется краткий ролик (уже чисто компьютерный, не FMV) с нашим приходом в место назначения и с перспективой от первого лица. После этого тот же самый значок начинает указывать на возможность рассмотреть какой-либо предмет поближе, в том числе с последующей его активацией (так можно прослушать запись на магнитофоне, просмотреть телепередачу, прочесть записку и т. д.). Подобным образом мы будем получать некоторую важную информацию о кодах и паролях, которые временами потребуется даже записывать для дальнейшего использования (ибо дневника у героя никакого нет); в одном случае такую вещь понадобится даже воспринять на слух, так что хотя бы минимальное знание английского языка для прохождения необходимо.
Сцены с опросом свидетелей и подозреваемых выглядят более живописно: в этом случае справа появляется список из трёх реплик, которые мы можем выбрать, – естественно, по одной за раз. Каждый такой вариант ведения беседы приносит игроку большее или меньшее количество очков за его активацию и позволяет завести разговор о том или ином предмете, – а то и вовсе получить «Game Over»: вы же не думали, что при расследовании столь секретного дела всё будет совершенно безопасно? В случае проигрыша мы возвращаемся к самому началу приключения, из чего следует, что сохраняться стоит почаще (записывается при этом лишь текущая сцена и количество очков, так что задавать вопросы придётся заново, – но это как раз вполне логично). Однако что более всего впечатляет при общении со здешними FMV-персонажами, так это игра изображающих их актёров: поначалу, смотря на их кривляния и нарочитые переигрывания, разительно контрастирующие с «серьёзностью» задачи, поставленной перед нами руководством крупного западного государства, приходишь в ужас от непрофессионализма разработчиков. Даже исполнители того же «Метрона» смотрятся на этом фоне как минимум выпускниками ВГИК! Однако потом начинаешь понимать, что перед нами вовсе не настоящий шпионский триллер, а забавнейшая комедийная пародия на него, – и это сразу добавляет «The Psychotron» весомую долю привлекательности (вероятно, не замеченной некоторыми критиками). Кстати сказать, опасения увидеть очередной клеветнический наклёп на «злобных русских» также нисколько не оправдываются; наших соотечественников здесь будет двое, включая колоритного Юри, но они столь же комичны, как и прочие американцы.
Увы, продолжительностью это приключение в любом случае не отличается: при должной сноровке пройти игру можно где-то так за час, максимум – за два-три. Локаций и действующих лиц до обидного мало: если не считать «установочных» роликов от Бёрда, то мы посетим одно за другим здание ЦРУ (доступно четыре кабинета для осмотра), кладбище (четыре же персонажа для опроса, причём на всех вместе даётся четыре попытки: можно опросить каждого по одному разу или же обратиться к кому-то из них повторно) и ферму в Вирджинии – место крушения самолёта с «Психотроном» (три собеседника, один другого нелепее и сумасброднее, и одна локация для изучения). Далее идёт нечто более любопытное: четыре раунда игры в покер с тремя представителями мафии; в нижней части экрана вместо текстовой панели при этом будут отображаться карты четырёх игроков. Выпадать они нам, впрочем, будут не в случайном порядке, а сообразно сценарию, так что думать по-прежнему придётся лишь над выбором правильных вариантов реплик, включая и размеры ставок: соперники – люди солидные и стреляют без предупреждения. После этого мы перейдём к третьему и последнему набору сцен трёхмерной реконструкции помещений (три комнатки), – а затем и к финальному тесту: глава ЦРУ задаст нам один за другим пять вопросов на тему личности преступника, его мотивов и т. д. Выбирать всякий раз потребуется из шести предложенных вариантов, так что решение можно в крайнем случае просто угадать, особо и не размышляя над найденными ранее уликами и услышанными показаниями, как то предполагается игрой, – однако любой неверный ответ будет означать возвращение к началу расследования!
После этой проверки наших знаний и завершения всего дела следует ещё и неожиданный эпилог – одновременно забавный и вполне логичный: пожалуй, за него игре можно накинуть как минимум один лишний балл. В целом же «The Psychotron» остаётся далеко не самым лучшим представителем FMV-адвенчур и может быть рекомендован разве что поклонникам поджанра и коллекционерам.
На первый взгляд всё здесь и правда выглядит не особо привлекательно, а сюжет так и вовсе отдаёт катастрофическим переизбытком клюквенного соуса. Играем мы за безымянного, но считающегося лучшим в своём деле агента спецслужб США (судя по всему, ФБР), которого неожиданно вызывает к себе директор ЦРУ, негроамериканец Дарин Бёрд, в присутствии и по поручению самого действующего президента этого государства Ричарда Маркса ставящий перед нашим протагонистом весьма необычную задачу. Речь идёт о секретных исследованиях в области паранормальных явлений, а точнее – психотронного оружия, которыми якобы занимались в СССР ещё с начала 1940-х (!) годов, так что первая держава капиталистического мира – особенно с учётом аналогичных и также успешных опытов Китая – оказывается в роли безнадёжно отстающего. В качестве выхода из положения и одновременно акта гуманитарной помощи ослабевшей экономике новой России (события явно разворачиваются в том же 1994 году) правительство Маркса тайно приобрело в Москве подобную разработку – тот самый «Психотрон». Однако во время транспортировки этого устройства самолёт с драгоценным грузом и сопровождающим его персоналом, включая российского учёного Серджи Эйстоновича (sic!), потерпел крушение в деревенской глуши Вирджинии, – причём с места происшествия загадочным образом исчезли и прибор, и русский профессор, и отвечавший за всю операцию агент ЦРУ. Руководитель этой организации заподазривает в нечестной игре кого-то из своих сотрудников, – а потому и призывает нас, лицо стороннее, произвести тщательное, но тайное расследование. Которое тем более необходимо, что президент уже вовсю готовится к избирательной кампании на второй срок, а в средства массовой информации просачиваются странные слухи о массовых закупках в России ядерного оружия и возникновении новой коммунистической угрозы...
В главном меню сразу после запуска можно при желании отключить MIDI-музыку или отдать команду ставить её на паузу при проигрывании видео: сама по себе она не так уж и дурна и с созданием подходящей атмосферы в принципе справляется, но звучит слишком уж громко и подчас заглушает речь, так что второй упомянутый вариант настроек выглядит вполне уместным. Помимо этого, здесь имеется кнопка «Help» для вывода краткой справки по игре, а также «Restore Game» для загрузки заранее сделанного сохранения; чтобы приступить к расследованию с самого начала, нажать требуется, понятное дело, «New Game», однако тут же нас поджидает и первый сюрприз «The Psychotron» – необходимость указать количество игроков в размере одного, двух или четырёх. Вообще-то попытки создать «многопользовательскую адвенчуру» не так уж и редки в истории жанра, – можно вспомнить легендарную «URU» или даже «Zork: Grand Inquisitor»; эксперимент The Multimedia Store смотрится на их фоне исторически пионерским, но и столь же бессмысленным. Если коротко, то при участии в деле двух или четырёх человек допрашивать свидетелей и выискивать улики на местах им придётся по очереди, следя за сменяющимися указателями «player 1», «player 2» и т. д. в правом нижнем углу экрана – и стараясь превзойти товарища-соперника по набираемым за успешные действия и отображающимся тут же очкам. К финальному тесту на определение личности преступника в случае коллективного расследования будет допущен лишь игрок с наибольшим количеством баллов.
Интерфейс в игре приближен к стандартному для операционной системы Windows: живописности и самобытности ждать не следует, зато всё предельно ясно и привычно. В небольших окнах размером 320х240 пикселей – расположенных чаще всего по центру – нам будут демонстрироваться видеоролики с руководящими указаниями главы ЦРУ, перемежающиеся аналогичными, но уже интерактивными кинокадрами со свидетелями и подозреваемыми, а также «трёхмерными» реконструкциями требующих изучения помещений. Все FMV-фрагменты снабжены значками для повтора и для опционального разворота на весь экран, хотя делать это не очень-то целесообразно: они и без того не отличаются качеством и легко расплываются на крупные пиксели. Брифинги сопровождаются кроме этого и кнопкой «Continue», на которую требуется нажимать после их просмотра для продвижения далее по сюжету; внизу во всех случаях располагается текстовая панель с краткой информацией о содержании текущего ролика (субтитрами здешние видео, увы, не дублируются) или о стоящей перед нами задаче, а временами и полезные сведения о лице, с которым мы общаемся, или локации, которую посещаем. В нижнем правом углу помимо уже упомянутых индикатора номера пользователя и счётчика его очков красуются и три кнопки: «Main» для возвращения в главное меню (предварительно можно будет сохранить игру), «Status» для проверки количества баллов, набранных всеми четырьмя участниками (сделать «Save» дозволяется и здесь, уже не оставляя расследования), и «Exit» для выхода в систему.
При осмотре той или иной локации мы сначала видим на экране – в таком же небольшом окне – её план из нескольких комнат с видом сверху; при подведении курсора к тому помещению, которое мы можем осмотреть подробнее, рядом с указателем мыши появляется знак вопроса: по нажатию левой кнопки демонстрируется краткий ролик (уже чисто компьютерный, не FMV) с нашим приходом в место назначения и с перспективой от первого лица. После этого тот же самый значок начинает указывать на возможность рассмотреть какой-либо предмет поближе, в том числе с последующей его активацией (так можно прослушать запись на магнитофоне, просмотреть телепередачу, прочесть записку и т. д.). Подобным образом мы будем получать некоторую важную информацию о кодах и паролях, которые временами потребуется даже записывать для дальнейшего использования (ибо дневника у героя никакого нет); в одном случае такую вещь понадобится даже воспринять на слух, так что хотя бы минимальное знание английского языка для прохождения необходимо.
Сцены с опросом свидетелей и подозреваемых выглядят более живописно: в этом случае справа появляется список из трёх реплик, которые мы можем выбрать, – естественно, по одной за раз. Каждый такой вариант ведения беседы приносит игроку большее или меньшее количество очков за его активацию и позволяет завести разговор о том или ином предмете, – а то и вовсе получить «Game Over»: вы же не думали, что при расследовании столь секретного дела всё будет совершенно безопасно? В случае проигрыша мы возвращаемся к самому началу приключения, из чего следует, что сохраняться стоит почаще (записывается при этом лишь текущая сцена и количество очков, так что задавать вопросы придётся заново, – но это как раз вполне логично). Однако что более всего впечатляет при общении со здешними FMV-персонажами, так это игра изображающих их актёров: поначалу, смотря на их кривляния и нарочитые переигрывания, разительно контрастирующие с «серьёзностью» задачи, поставленной перед нами руководством крупного западного государства, приходишь в ужас от непрофессионализма разработчиков. Даже исполнители того же «Метрона» смотрятся на этом фоне как минимум выпускниками ВГИК! Однако потом начинаешь понимать, что перед нами вовсе не настоящий шпионский триллер, а забавнейшая комедийная пародия на него, – и это сразу добавляет «The Psychotron» весомую долю привлекательности (вероятно, не замеченной некоторыми критиками). Кстати сказать, опасения увидеть очередной клеветнический наклёп на «злобных русских» также нисколько не оправдываются; наших соотечественников здесь будет двое, включая колоритного Юри, но они столь же комичны, как и прочие американцы.
Увы, продолжительностью это приключение в любом случае не отличается: при должной сноровке пройти игру можно где-то так за час, максимум – за два-три. Локаций и действующих лиц до обидного мало: если не считать «установочных» роликов от Бёрда, то мы посетим одно за другим здание ЦРУ (доступно четыре кабинета для осмотра), кладбище (четыре же персонажа для опроса, причём на всех вместе даётся четыре попытки: можно опросить каждого по одному разу или же обратиться к кому-то из них повторно) и ферму в Вирджинии – место крушения самолёта с «Психотроном» (три собеседника, один другого нелепее и сумасброднее, и одна локация для изучения). Далее идёт нечто более любопытное: четыре раунда игры в покер с тремя представителями мафии; в нижней части экрана вместо текстовой панели при этом будут отображаться карты четырёх игроков. Выпадать они нам, впрочем, будут не в случайном порядке, а сообразно сценарию, так что думать по-прежнему придётся лишь над выбором правильных вариантов реплик, включая и размеры ставок: соперники – люди солидные и стреляют без предупреждения. После этого мы перейдём к третьему и последнему набору сцен трёхмерной реконструкции помещений (три комнатки), – а затем и к финальному тесту: глава ЦРУ задаст нам один за другим пять вопросов на тему личности преступника, его мотивов и т. д. Выбирать всякий раз потребуется из шести предложенных вариантов, так что решение можно в крайнем случае просто угадать, особо и не размышляя над найденными ранее уликами и услышанными показаниями, как то предполагается игрой, – однако любой неверный ответ будет означать возвращение к началу расследования!
После этой проверки наших знаний и завершения всего дела следует ещё и неожиданный эпилог – одновременно забавный и вполне логичный: пожалуй, за него игре можно накинуть как минимум один лишний балл. В целом же «The Psychotron» остаётся далеко не самым лучшим представителем FMV-адвенчур и может быть рекомендован разве что поклонникам поджанра и коллекционерам.