Киберпанк и антиутопия - эти сущности всегда ходят парой и неразлучны. Нередко авторы фантастических сюжетов, пытаясь заглянуть в будущее, находят там именно их. Точно так и случилось с зеленоградской компанией “МиСТ ленд - ЮГ” когда она начала работать над первой частью своей флагманской линейки тактических походовых RPG - “Код доступа: РАЙ”.
Игроку предлагается отправиться в футуристический мир, где человечество уже начало осваивать иные планеты Солнечной системы. Были построены колонии на Марсе, однако там произошло кровопролитное восстание, после подавления которого люди решили передать административные функции искусственному интеллекту, его аппаратная база расположилась на космической станции под названием “Альфа”. В результате сформировалось некое подобие идеального буржуазного общества: высшие слои благоденствуют в виртуальной реальности, поддерживаемой суперкомпьютером, а прочие обеспечены работой и средствами к существованию в достаточном количестве - и тоже могут в свободное время наслаждаться онлайн-радостями. В чём же подвох? А нет никакого подвоха, нам предлагается действовать спонтанно и без всякой мотивации, - причём то, что мы увидим в самой игре, будет радикально отличаться от показанного во вступительном ролике и написанного во внутриигровых текстах (но не диалогах), так что на сюжете ставим жирный крест. Не слишком ли я спешу с выводами? Вовсе нет, - и, чтобы это понять, достаточно познакомиться с самым началом игры.
Нашего главного героя зовут сообразно его роду деятельности - Хакер. Он гуляет по Сети и случайно скачивает некий файл, содержимое которого ему неизвестно, однако в кратчайшие сроки к нему прибывает наряд сотрудников органов правопорядка, что вызывает подозрения и заставляет выбираться из жилища через окно. Там нас встретит копающийся в мусоре маргинал. Он сообщит координаты знакомого, у которого есть работа. Откуда Хакер знаком со случайным бродягой, зачем ему работа и как всё это вообще может привести к разгадке тайны полученной информации, - абсолютно непонятно.
Но вот мы попадаем на уже крупную локацию. Первый встречающийся персонаж - отставной военный по имени Джоб. После короткого сумбурного приветствия он предлагает Хакеру свою помощь в боях. Почему? Да просто потому что. Сомнений в том, что “Код доступа: РАЙ” хочет увлечь игрока явно не сюжетом и диалогами, а чем-то другим, не остаётся. И убедимся мы в этом прямо после присоединения первого сопартийца (впрочем, от него можно и отказаться), обнаружив, что не можем более перемещаться. Пугаться в этот момент не стоит, - нужно просто вспомнить, что игра походовая. Да, не только во время ведения активных боевых действий, а вообще всегда.
Пропускаем ход и обнаруживаем, что в квартале уже идёт яростная война, - мирные жители разбегаются в поисках укрытия, а какие-то люди стреляют в каких-то роботов, настроенных враждебно и по отношению к игроку. За что бьётся каждый из них и что вообще происходит - станет понятно много позже, да и то не до конца. Игра развивается стремительно и вызывает уйму вопросов, однако вся описанная шелуха (от которой не получится избавиться и до финальных титров) скрывает сладкую мякотку, к которой стоит прогрызаться, - непосредственно сами сражения с нашим активным участием.
А боёв здесь будет много. Очень много. Эта составляющая превалирует над всеми остальными и без того немногочисленными и рудиментарными элементами вроде менеджмента отряда, диалогов и торговли. Практически всегда, если игрок не решил пойти путём одинокого воина, с нами плечом к плечу будут стоять напарники, поступающие под наш прямой контроль. Максимальная численность единовременно состоящих в команде сопартийцев равняется шести персонажам. Каждый из них наделён собственной личностью и биографией, происходят они из разных слоёв населения и уровней города, а некоторые так и вовсе являются достаточно важными в контексте сеттинга игры фигурами, принимающими деятельное участие в последующем приквеле - "Власть закона".
Так как жанр “Кода доступа: РАЙ” заявлен как RPG, то все персонажи, включая главного героя, обладают определённым набором характеристик, значения которых можно поднимать при повышении уровня. Последнее происходит тогда, когда достигается нужное количество очков опыта, выдающихся за победы над противниками, выполнение заданий и совершение некоторых других действий вроде взлома компьютеров (не просто так ведь у нас именно Хакер). В этом случае нам предстоит распределить приобретённые очки между восемью характеристиками, названия которых говорят сами за себя: сила, ловкость, реакция, точность, интеллект, вождение (да-да, но особо обольщаться не стоит), зрение и здоровье. Каким-либо образом повлиять на стартовые показатели даже основного персонажа мы, увы, не можем, так как их специализации достаточно жёстко предзаданы и при попытке как-то их перепрофилировать на выходе получится лишь нежизнеспособное нечто.
Есть у подопечных и инвентарь, ограниченный по весу: каждый предмет занимает определённое количество килограммов, и при перегрузке снижается количество очков действия, расходуемых на любое действие от перемещения до атаки. Экипировка состоит из нескольких элементов брони, оружия (для которого нужны ещё и боеприпасы) и одного из главных атрибутов киберпанка - имплантатов. Они могут повышать какие-либо характеристики персонажа либо давать эффекты другого рода вроде регенерации здоровья, однако, установив однажды, в будущем извлечь их уже не получится. Всё это очень полезные и необходимые для успешного прохождения вещи.
Как уже говорилось, война здесь идёт нескончаемо, и сталкиваемся мы с ней в первой же локации. Бои проходят походово: сначала действуют все бойцы одной “фракции” (например, роботы или мирные жители), затем другой и так далее - по кругу, пока одна из сторон не одержит безоговорочную победу. Хотя на самом деле не всё так просто, - ведь при повторном посещении той же карты противники переродятся, пусть и в другом составе. И так будет каждый раз. “Код доступа: РАЙ” - очень долгая игра.
В сражениях придётся активно пользоваться тактическим мышлением - прятаться в укрытиях, подбирать оружие с правильным типом урона для разных врагов (видов повреждений три, и каждая броня даёт определённый уровень сопротивления каждому из них), да и позиции для стрельбы, так как расчёт точности попаданий здесь довольно специфический и выводимым игрой цифровым показателям не всегда можно доверять. Но каким-то непостижимым образом эта особенность и другие подобные ей нюансы вкупе с немаленьким количеством участников побоищ со всех сторон придают процессу нотки азарта и аддиктивности, благодаря чему боевая система оставляет положительные впечатления.
Визуально местный киберпанк выглядит очень колоритно. Несмотря на то что даже во время выхода рецензенты обращали внимание на использование не самых, мягко говоря, передовых графических технологий, “Код доступа: РАЙ” отлично передаёт атмосферу неблагополучного (но это не точно) будущего: в мрачных кварталах Нижнего города превалирует коричневая цветовая гамма и всё выглядит грязным и неуютным, но по мере приближения к Небесному городу картинка меняется, экстерьеры начинают играть жизнерадостными красками, и всякие сомнения в присутствии колоссальной социальной и материальной разницы становятся очевидны (в отличие от их причин).
А вот к чему в игре не придраться, так это к аудиальной составляющей. Абсолютно все персонажи имеют профессиональную озвучку, а за саундтрек отвечал талантливый композитор Александр Шукаев, для которого “Код доступа: РАЙ” стал дебютной работой на поприще компьютерных игр, и помогал ему Павел Кузнецов. Их музыка и многие годы спустя пользуется популярностью среди любителей OST’ов.
“Код доступа: РАЙ” - проект очень неоднозначный, что не мешает ему оставаться добрым воспоминанием для многих олдгеймеров. Ему удаётся создавать нужную атмосферу, имея абсолютно несуразный сюжет. Он предлагает захватывающие бои, которые могут вымотать своей продолжительностью. Какая чаша весов перевесит - каждый должен решать сам. Игра либо надоест в первые полчаса, либо затянет всерьёз и надолго.
Игроку предлагается отправиться в футуристический мир, где человечество уже начало осваивать иные планеты Солнечной системы. Были построены колонии на Марсе, однако там произошло кровопролитное восстание, после подавления которого люди решили передать административные функции искусственному интеллекту, его аппаратная база расположилась на космической станции под названием “Альфа”. В результате сформировалось некое подобие идеального буржуазного общества: высшие слои благоденствуют в виртуальной реальности, поддерживаемой суперкомпьютером, а прочие обеспечены работой и средствами к существованию в достаточном количестве - и тоже могут в свободное время наслаждаться онлайн-радостями. В чём же подвох? А нет никакого подвоха, нам предлагается действовать спонтанно и без всякой мотивации, - причём то, что мы увидим в самой игре, будет радикально отличаться от показанного во вступительном ролике и написанного во внутриигровых текстах (но не диалогах), так что на сюжете ставим жирный крест. Не слишком ли я спешу с выводами? Вовсе нет, - и, чтобы это понять, достаточно познакомиться с самым началом игры.
Нашего главного героя зовут сообразно его роду деятельности - Хакер. Он гуляет по Сети и случайно скачивает некий файл, содержимое которого ему неизвестно, однако в кратчайшие сроки к нему прибывает наряд сотрудников органов правопорядка, что вызывает подозрения и заставляет выбираться из жилища через окно. Там нас встретит копающийся в мусоре маргинал. Он сообщит координаты знакомого, у которого есть работа. Откуда Хакер знаком со случайным бродягой, зачем ему работа и как всё это вообще может привести к разгадке тайны полученной информации, - абсолютно непонятно.
Но вот мы попадаем на уже крупную локацию. Первый встречающийся персонаж - отставной военный по имени Джоб. После короткого сумбурного приветствия он предлагает Хакеру свою помощь в боях. Почему? Да просто потому что. Сомнений в том, что “Код доступа: РАЙ” хочет увлечь игрока явно не сюжетом и диалогами, а чем-то другим, не остаётся. И убедимся мы в этом прямо после присоединения первого сопартийца (впрочем, от него можно и отказаться), обнаружив, что не можем более перемещаться. Пугаться в этот момент не стоит, - нужно просто вспомнить, что игра походовая. Да, не только во время ведения активных боевых действий, а вообще всегда.
Пропускаем ход и обнаруживаем, что в квартале уже идёт яростная война, - мирные жители разбегаются в поисках укрытия, а какие-то люди стреляют в каких-то роботов, настроенных враждебно и по отношению к игроку. За что бьётся каждый из них и что вообще происходит - станет понятно много позже, да и то не до конца. Игра развивается стремительно и вызывает уйму вопросов, однако вся описанная шелуха (от которой не получится избавиться и до финальных титров) скрывает сладкую мякотку, к которой стоит прогрызаться, - непосредственно сами сражения с нашим активным участием.
А боёв здесь будет много. Очень много. Эта составляющая превалирует над всеми остальными и без того немногочисленными и рудиментарными элементами вроде менеджмента отряда, диалогов и торговли. Практически всегда, если игрок не решил пойти путём одинокого воина, с нами плечом к плечу будут стоять напарники, поступающие под наш прямой контроль. Максимальная численность единовременно состоящих в команде сопартийцев равняется шести персонажам. Каждый из них наделён собственной личностью и биографией, происходят они из разных слоёв населения и уровней города, а некоторые так и вовсе являются достаточно важными в контексте сеттинга игры фигурами, принимающими деятельное участие в последующем приквеле - "Власть закона".
Так как жанр “Кода доступа: РАЙ” заявлен как RPG, то все персонажи, включая главного героя, обладают определённым набором характеристик, значения которых можно поднимать при повышении уровня. Последнее происходит тогда, когда достигается нужное количество очков опыта, выдающихся за победы над противниками, выполнение заданий и совершение некоторых других действий вроде взлома компьютеров (не просто так ведь у нас именно Хакер). В этом случае нам предстоит распределить приобретённые очки между восемью характеристиками, названия которых говорят сами за себя: сила, ловкость, реакция, точность, интеллект, вождение (да-да, но особо обольщаться не стоит), зрение и здоровье. Каким-либо образом повлиять на стартовые показатели даже основного персонажа мы, увы, не можем, так как их специализации достаточно жёстко предзаданы и при попытке как-то их перепрофилировать на выходе получится лишь нежизнеспособное нечто.
Есть у подопечных и инвентарь, ограниченный по весу: каждый предмет занимает определённое количество килограммов, и при перегрузке снижается количество очков действия, расходуемых на любое действие от перемещения до атаки. Экипировка состоит из нескольких элементов брони, оружия (для которого нужны ещё и боеприпасы) и одного из главных атрибутов киберпанка - имплантатов. Они могут повышать какие-либо характеристики персонажа либо давать эффекты другого рода вроде регенерации здоровья, однако, установив однажды, в будущем извлечь их уже не получится. Всё это очень полезные и необходимые для успешного прохождения вещи.
Как уже говорилось, война здесь идёт нескончаемо, и сталкиваемся мы с ней в первой же локации. Бои проходят походово: сначала действуют все бойцы одной “фракции” (например, роботы или мирные жители), затем другой и так далее - по кругу, пока одна из сторон не одержит безоговорочную победу. Хотя на самом деле не всё так просто, - ведь при повторном посещении той же карты противники переродятся, пусть и в другом составе. И так будет каждый раз. “Код доступа: РАЙ” - очень долгая игра.
В сражениях придётся активно пользоваться тактическим мышлением - прятаться в укрытиях, подбирать оружие с правильным типом урона для разных врагов (видов повреждений три, и каждая броня даёт определённый уровень сопротивления каждому из них), да и позиции для стрельбы, так как расчёт точности попаданий здесь довольно специфический и выводимым игрой цифровым показателям не всегда можно доверять. Но каким-то непостижимым образом эта особенность и другие подобные ей нюансы вкупе с немаленьким количеством участников побоищ со всех сторон придают процессу нотки азарта и аддиктивности, благодаря чему боевая система оставляет положительные впечатления.
Визуально местный киберпанк выглядит очень колоритно. Несмотря на то что даже во время выхода рецензенты обращали внимание на использование не самых, мягко говоря, передовых графических технологий, “Код доступа: РАЙ” отлично передаёт атмосферу неблагополучного (но это не точно) будущего: в мрачных кварталах Нижнего города превалирует коричневая цветовая гамма и всё выглядит грязным и неуютным, но по мере приближения к Небесному городу картинка меняется, экстерьеры начинают играть жизнерадостными красками, и всякие сомнения в присутствии колоссальной социальной и материальной разницы становятся очевидны (в отличие от их причин).
А вот к чему в игре не придраться, так это к аудиальной составляющей. Абсолютно все персонажи имеют профессиональную озвучку, а за саундтрек отвечал талантливый композитор Александр Шукаев, для которого “Код доступа: РАЙ” стал дебютной работой на поприще компьютерных игр, и помогал ему Павел Кузнецов. Их музыка и многие годы спустя пользуется популярностью среди любителей OST’ов.
“Код доступа: РАЙ” - проект очень неоднозначный, что не мешает ему оставаться добрым воспоминанием для многих олдгеймеров. Ему удаётся создавать нужную атмосферу, имея абсолютно несуразный сюжет. Он предлагает захватывающие бои, которые могут вымотать своей продолжительностью. Какая чаша весов перевесит - каждый должен решать сам. Игра либо надоест в первые полчаса, либо затянет всерьёз и надолго.
- Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Научная фантастика
Киберпанк - Элемент жанра:
Пошаговая - Язык:
Русский
English
КДР - не идеальная игра, но за замечательную атмосферу, поддержку модов и бесплатный ремастер ставлю ей хорошую оценку.