Пожалуй, из всех старых любительских игровых приложений Время наиболее беспощадно к небольшим по размеру шахматным программкам. Глядишь, год назад вроде бы и можно было скачать, а теперь – 404… Недавно удалось отыскать на просторах Сети одну уникальную шахматную игру. Не секрет, что помимо классических вариантов шахмат есть и их национальные разновидности, сильно отличающиеся правилами, фигурами и внешним видом игровых досок. Это китайские сянци, корейские чанги, японские сёги, разновидностей коих не могут сосчитать даже сами жители Страны восходящего солнца, ещё – тайский макрук, бирманский ситтуйин и прочие диковинки. Из всего этого экзотического набора, вероятно, самыми необычными будут алтайские шахматы «шатра»…
Шатра – они же сибирские (!) шахматы – древняя логическая игра, когда-то была популярной у алтайских народов (ныне – более-менее культивируется только в Республике Алтай). Доска весьма необычного вида. Основное поле – «поле боя» – имеет размеры 7х6 клеток и разделено напополам горизонтальной линией. К середине каждого из краёв доски снаружи прикреплена дополнительная клетка («ворота»), а к ней, в свою очередь, ещё прикреплено поле 3х3 для каждой из сторон («крепость»). Вся эта сложная конструкция симметрична относительно вертикального и горизонтального направлений. Каждый игрок начинает партию с 11 пешками (шатра), королём (бий), ферзём (батыр), двумя ладьями (тура) и двумя слонами (ялкин). Вертикаль “d” (вертикальная ось симметрии доски) называется «великий путь».
Несколько слов следует поведать об авторе этой шахматной программы, чья Великая Скромность позволила оставить о себе всему мiру всего лишь две заглавных буквы имени – FM. Но на то он и Интернет, который давно стал огромной дружной общиной, где, как говорится, «от людей на деревне не спрячешься…». Дамы и господа, позвольте представить, программу игры в алтайские шахматы ShatraDev2 написал заядлый любитель логических состязаний, программист с более чем 40-летним стажем, известный музыкант и, скорее всего, просто очень хороший человек – британец Фрэнсис Монкмэн! Между прочим, основатель группы “Curved Air”. Вот такие вот чудеса бывают на свете…
Если классифицировать максимально точно, то шатра является скорее неким средним между шашками и шахматами – шашматами (да-да, есть такой термин). Фигуры могут ещё рубить по-шашечному, т.е. перепрыгивая через фишку противника. Требование обязательного взятия или серии взятий действует не для всех. Фигуры канонично выполняются в форме одинаковых круглых фишек, но с нанесёнными на них обозначениями. Допускается их адекватная замена нашими классическими шахматами, только пешек придётся где-то раздобыть на три больше. Начальная расстановка весьма необычна. Основной ряд пешек состоит из 7 фигур. В воротах, сразу за пешками, стоит король. В крепости находятся остальные: 4 пешки, ферзь (на «большом пути»), по два слона и по две ладьи. Коней в этой игре нет, от слова совсем. Теперь о самом трудном… Правила тут сложнее и запутаннее, чем в сянци, чанги, шоги и макруке вместе взятых. Это будет проблематично - уместить их в формате данного игрового описания. Но если вкратце, то суть такова…
Пешки ходят до половины поля только прямо на одну-две клетки, затем на второй половине получают возможность ходить и рубить вбок, как в сянци. При достижении последней горизонтали пешка может превращаться в одну из срубленных фигур. Если таковых пока нет, то действует правило отложенного превращения, - только тогда когда вашу фигуру срубят. Для пешки шашечные взятия обязательны. Рубит она и вперёд, и назад. Король в шатра аналогичен классическому: ходит на одну клетку в любом направлении. Но он не обязан рубить фигуры. Мата здесь нет, однако шах имеется. Рокировка не предусмотрена. Кто срубает фишку короля или запирает ходы всех фигур, тот и выиграл партию. Ферзь, слон, ладья – аналогичны «классике». Ещё одна диковинка: фигуры в крепости являются резервом. Оттуда можно их выставить на любую клетку своей половины поля. При этом слоны могут быть оба одинакового цвета в зависимости от клеток, на которые их выставили. Самыми сложными для понимания тут являются траектории и особенности серийных взятий по-шашечному. В общем, сия простенькая программка позволит вам хотя бы изучить правила…
Интерфейс простейший, реализован в оконном приложении. Есть настройки ограничения времени длительности перебора дерева ходов. Можно загрузить и сохранить партию. Имеется возможность отмены хода. Для тех, кто плохо разобрался в правилах, реализована разметка возможных перемещений выделенной фигуры по доске.
Родство шатра с другими играми, например с китайскими сянци, безусловно, заметно. Почти та же «река», разделяющая поле на две половины, те же возможности пешек за «рекой». Также само по себе название игры «шатра» сильно напоминает и арабский «шатрандж», и монгольский «шатар». А наличие крепостей (цитаделей) было, например, у шахмат Тамерлана. В итоге создаётся двоякая интерпретация: шахматы шатра не то вобрали в себя разнообразное культурное влияние из соседних регионов, не то являются чуть ли не прародителями многих азиатских разновидностей самой древней и мудрой игры. Вероятнее всего, правильным будет всё-таки первое предположение…
Ну а мы сохраняем для всех ценителей дебютов, гамбитов и эндшпилей этот сплав древней национальной шахматной идеи и строгого английского программирования в игровой коллекции нашего сайта!
Шатра – они же сибирские (!) шахматы – древняя логическая игра, когда-то была популярной у алтайских народов (ныне – более-менее культивируется только в Республике Алтай). Доска весьма необычного вида. Основное поле – «поле боя» – имеет размеры 7х6 клеток и разделено напополам горизонтальной линией. К середине каждого из краёв доски снаружи прикреплена дополнительная клетка («ворота»), а к ней, в свою очередь, ещё прикреплено поле 3х3 для каждой из сторон («крепость»). Вся эта сложная конструкция симметрична относительно вертикального и горизонтального направлений. Каждый игрок начинает партию с 11 пешками (шатра), королём (бий), ферзём (батыр), двумя ладьями (тура) и двумя слонами (ялкин). Вертикаль “d” (вертикальная ось симметрии доски) называется «великий путь».
Несколько слов следует поведать об авторе этой шахматной программы, чья Великая Скромность позволила оставить о себе всему мiру всего лишь две заглавных буквы имени – FM. Но на то он и Интернет, который давно стал огромной дружной общиной, где, как говорится, «от людей на деревне не спрячешься…». Дамы и господа, позвольте представить, программу игры в алтайские шахматы ShatraDev2 написал заядлый любитель логических состязаний, программист с более чем 40-летним стажем, известный музыкант и, скорее всего, просто очень хороший человек – британец Фрэнсис Монкмэн! Между прочим, основатель группы “Curved Air”. Вот такие вот чудеса бывают на свете…
Если классифицировать максимально точно, то шатра является скорее неким средним между шашками и шахматами – шашматами (да-да, есть такой термин). Фигуры могут ещё рубить по-шашечному, т.е. перепрыгивая через фишку противника. Требование обязательного взятия или серии взятий действует не для всех. Фигуры канонично выполняются в форме одинаковых круглых фишек, но с нанесёнными на них обозначениями. Допускается их адекватная замена нашими классическими шахматами, только пешек придётся где-то раздобыть на три больше. Начальная расстановка весьма необычна. Основной ряд пешек состоит из 7 фигур. В воротах, сразу за пешками, стоит король. В крепости находятся остальные: 4 пешки, ферзь (на «большом пути»), по два слона и по две ладьи. Коней в этой игре нет, от слова совсем. Теперь о самом трудном… Правила тут сложнее и запутаннее, чем в сянци, чанги, шоги и макруке вместе взятых. Это будет проблематично - уместить их в формате данного игрового описания. Но если вкратце, то суть такова…
Пешки ходят до половины поля только прямо на одну-две клетки, затем на второй половине получают возможность ходить и рубить вбок, как в сянци. При достижении последней горизонтали пешка может превращаться в одну из срубленных фигур. Если таковых пока нет, то действует правило отложенного превращения, - только тогда когда вашу фигуру срубят. Для пешки шашечные взятия обязательны. Рубит она и вперёд, и назад. Король в шатра аналогичен классическому: ходит на одну клетку в любом направлении. Но он не обязан рубить фигуры. Мата здесь нет, однако шах имеется. Рокировка не предусмотрена. Кто срубает фишку короля или запирает ходы всех фигур, тот и выиграл партию. Ферзь, слон, ладья – аналогичны «классике». Ещё одна диковинка: фигуры в крепости являются резервом. Оттуда можно их выставить на любую клетку своей половины поля. При этом слоны могут быть оба одинакового цвета в зависимости от клеток, на которые их выставили. Самыми сложными для понимания тут являются траектории и особенности серийных взятий по-шашечному. В общем, сия простенькая программка позволит вам хотя бы изучить правила…
Интерфейс простейший, реализован в оконном приложении. Есть настройки ограничения времени длительности перебора дерева ходов. Можно загрузить и сохранить партию. Имеется возможность отмены хода. Для тех, кто плохо разобрался в правилах, реализована разметка возможных перемещений выделенной фигуры по доске.
Родство шатра с другими играми, например с китайскими сянци, безусловно, заметно. Почти та же «река», разделяющая поле на две половины, те же возможности пешек за «рекой». Также само по себе название игры «шатра» сильно напоминает и арабский «шатрандж», и монгольский «шатар». А наличие крепостей (цитаделей) было, например, у шахмат Тамерлана. В итоге создаётся двоякая интерпретация: шахматы шатра не то вобрали в себя разнообразное культурное влияние из соседних регионов, не то являются чуть ли не прародителями многих азиатских разновидностей самой древней и мудрой игры. Вероятнее всего, правильным будет всё-таки первое предположение…
Ну а мы сохраняем для всех ценителей дебютов, гамбитов и эндшпилей этот сплав древней национальной шахматной идеи и строгого английского программирования в игровой коллекции нашего сайта!
- Происхождение:
Настольные игры - Способ распространения:
Freeware - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Элемент жанра:
Шахматы - Язык:
English