Spidi

Spidi
Жанр: Arcade
Разработчик: Play
Издатель: Play-publishing
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 3
Чрезвычайно раритетный польский платформер, помимо родной страны издававшийся как минимум в Нидерландах. В Польше данная вещь была подвергнута чудовищной критике и даже объявлялась некоторыми рецензентами "худшей игрой всех времён", но, несмотря на это, получила в итоге два продолжения (содержавших образовательные элементы), а равно и по непонятной причине стала огромной редкостью: вплоть до конца 2019 года она отсутствовала в свободном доступе.

Главный герой - мексиканский маленький (и предположительно беспородный) антропоморфный пёс Спиди в огромной шляпе-сомбреро; его образ, вероятнее всего, вдохновлён не мышонком Спиди Гонсалесом из американских короткометражных мультфильмов 1930-х годов, а хорватским певцом-комиком 1990-х, выступавшим как раз в сомбреро и под псевдонимом "Спиди". Сюжет следующий: упомянутый пёс, живущий в маленьком домике, вскоре после утреннего пробуждения слышит звонок в дверь - и, открыв её, видит на пороге двух здоровенных приятелей (также антропоморфных собак), пришедших к нему покушать. Однако, заглянув в холодильник, Спиди обнаруживает, что тот абсолютно пуст, - и по этой причине, дабы не оставлять гостей голодными, отправляется на поиски еды.

Игра состоит из четырёх уровней, различающихся антуражем: мексиканская пустыня (вероятно, Сонора); "ущелье ужасов"; "джунгли"; городок Юга США. Этапы относительно невелики по размерам, но населены существенным количеством животных и прочих созданий, обычно (хотя и не всегда) условно настроенных к герою враждебно. Перспектива обзора - вид сбоку; пёс умеет прыгать, и приземление противникам на головы - один из двух способов их убить. По мере прохождения персонаж может собирать бонусы в виде разнообразных продуктов питания, увеличивая тем самым счёт. Особое внимание стоит уделить перчикам: это метательные заряды, позволяющие при метком попадании уничтожать врагов на расстоянии; запас этих боеприпасов, отображаемый в левом верхнем углу экрана, в конкретный момент времени не может превышать пяти единиц.

Спиди имеет пять "жизней" (их количество отображается в правом верхнем углу), однако какой бы то ни было запас здоровья отсутствует; в случае гибели, наступающей от малейшего контакта с недругом или иным опасным объектом, и при наличии "попыток" персонаж возрождается в начале этапа, однако все достигнутые им результаты (убитые ранее оппоненты, набранные очки, взятые перчики) сохраняются. Для завершения уровня необходимо добраться до шеста, увенчанного корзиной, - после этого прилетит воздушный шар и автоматически подберёт героя, перенеся его к следующему эпизоду, после загрузки которого прибавится одна дополнительная "жизнь" (если до этого мы сколько-то из них потеряли), а также отобразится пароль, чтобы в случае поражения в следующий раз можно было бы возобновить прохождение с достигнутого ранее отрезка.

Бестиарий весьма разнообразен; многие типы противников на каждом уровне уникальны. Почти все они, несмотря на летальный исход при столкновениях с ними, не проявляют к протагонисту агрессии и не способны к дистанционной атаке, а движутся туда-сюда по заданным и очень небольшим траекториям. На первом этапе обитают забавные змейки в "китайских" шляпах, улитки и карликовые бегемоты, а также безвредные птицы (то есть контакт с ними безопасен); на втором ожидают статичные весёлые зубастые жуки, статичные же малиновые динозаврики, двигающиеся серые динозаврики, сидящие раскачивающиеся динозаврики в сомбреро (напоминают Смоляное Чучелко из "Сказок дядюшки Римуса"), знакомые по первому уровню змейки, одна зубастая рыба, а также безвредные летучие мыши (их много, но внимания на них обращать не стоит).

Третий уровень населён живущими в крошечных озёрах, но формально всё же подвижными крокодилами, игрушечными корабликами, перемещающимися в водоёмах покрупнее (сразу отметим, что вода как таковая здесь безопасна), статичными фиолетовыми троллями с зелёными волосами и - внимание - формально безвредными попугаями, - но, к сожалению, среди последних встречаются особи, норовящие, извините, нагадить псу на голову (это единственный атакующий нас непосредственно враг), что приводит к самым печальным последствиям (и убить этих птиц, увы, невозможно). Наконец, четвёртый этап явно вдохновлён лучшими образцами жанра родом из Испании и Южной Кореи: помимо уже знакомых нам змеек и статичных троллей, здесь встречаются небольшие автомобили, движущиеся на большой скорости прямо на протагониста (но уничтожаемые напрыгиванием или перчиками точно так же, как и все прочие недруги), синие скачущие коровы, а также неподвижные еноты-барабанщики в ливреях швейцаров (!) и статичные же собаки, сидящие у своих будок на цепях и облачённые в робы заключённых (!!!).

Однако главная трудность Spidi заключается в наличии "ловушек": на первом этапе это кактусы, на втором - острые камни, на четвёртом - изгороди (на третьем подобных объектов, к счастью, нет). Кактусы и камни, в отличие от изгородей, встречаются не только на ровной поверхности, но и на многочисленных висящих в воздухе платформах, коими изобилует каждый уровень, - и проблема в том, что порой крайне трудно понять, является ли конкретный такой объект смертельно опасным или нет. Здесь можно дать следующие советы: кактусы, растущие на платформах, лучше перепрыгивать все (хотя среди них встречаются безвредные); те же растения на земной поверхности нуждаются в этом тогда, когда расположены слишком уж скученно по отношению друг к другу, то есть пройти через такое скопление вряд ли представляется возможным; что же касается камней-"шипов", то тут стоит обращать внимание на цвет, ибо похоже, что светло-коричневые безопасны, а вот белые смертельны. Изгороди на четвёртом уровне, повторим, встречаются лишь на нижней сплошной поверхности - но зато в очень большом количестве.

Механику процесса нельзя назвать зубодробительно сложной, - но вместе с тем прохождение этой формально очень небольшой игры наверняка доставит проблемы даже ветеранам жанра. Во-первых, убить движущегося врага можно лишь в том случае, если приземлиться на условный "центр" его тела: если же мы вступим в контакт с его головой или задом, то Спиди погибнет. Во-вторых, к вышеназванным опасностям (кактусы, камни и изгороди) недопустимо даже подходить: плотное приближение к ним приводит к гибели, даже если нам будет казаться, что герой их не коснулся. В-третьих, как уже отмечалось, на каждом этапе имеется множество "этажей", состоящих из импровизированных платформ, висящих в воздухе; смертельных пропастей формально нет, но при падении запросто можно угодить на врага или опасность.

Прыжковый элемент не такой уж простой: среди элементов нет ни особо мелких, ни движущихся, ни разрушающихся, ни прочих подобных, - однако скрупулёзно высчитывать стартовую точку для успешного приземления порой приходится, причём долго и мучительно: в первую очередь это характерно для второго этапа - объективно наиболее трудного изо всех по причине обилия камней-"шипов", противников и неудобно расположенных друг относительно друга платформ. Здесь же следует обязательно отметить, что для завершения игры формально, как ни странно, совершенно не обязательно собирать ту самую пищу, за которой герой отправился в "поход", - в этой связи, например, на первый взгляд тоже не такой уж лёгкий третий этап допустимо вообще пробежать почти весь по нижней поверхности, толком не собирая бонусы, находящиеся в основном на платформах; на четвёртом же поступить так в принципе не получится, ибо большая часть "земли" усеяна изгородями, - так что волей-неволей придётся аккуратно прыгать по висящим в воздухе элементам (другое дело, что там они как раз отличаются очень удачным взаимным расположением).

Графику Spidi можно только похвалить. Стиль мультяшный, палитра яркая и красочная; имеется множество забавных эффектов: особенно это касается "парения" протагониста в воздухе при приземлении и использования им в качестве "парашюта" собственного сомбреро с одновременной демонстрацией внушительной чёрной шевелюры, развевающейся на ветру. Гибель героя вообще фактически не визуализирована (экран при этом лишь замирает), а враги при удачном приземлении на них или попадании перчиком просто исчезают. Нельзя не отметить и ролики (вступительный и заключительный), а также изображения на титульных экранах перед уровнями, демонстрирующие нам откровенно несчастного и грустного, но всё-таки по-своему забавного пса-недотёпу, отправившегося в опасное путешествие, дабы накормить непрошеных визитёров. Да, игра, с одной стороны, очень короткая, с другой - объективно достаточно трудная, а равно откровенно бюджетная и не слишком качественно сделанная с точки зрения механики процесса, - однако ничто из этого не позволяет поставить ей оценку даже "ниже среднего", не говоря уже о тех вопиющих по своей несправедливости приговорах, что выносили ей некогда польские рецензенты: есть аркады несравненно хуже неё, а сама она пусть и не замечательна, но довольно-таки добротна. Хочется верить, что ныне, спустя уже много лет после создания и последовавшего за ним периода незаслуженного забвения, смешной и трогательный пёс-мексиканец всё-таки найдёт путь к сердцам потенциальных игроков.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Странный во всех отношениях платформер. ВО-первых, для коммерческой игры 2003 четыре коротких уровня - это повод обвинить разработчиков в обмане покупателей, так как в то время даже любительские игры обычно были длиннее. Во-вторых странная архитектура уровней - например, многие платформы вообще не предназначены для запрыгивания на них, а нагромождены одна над другой только для создания преграды.
Графика неплохая, но порой чрезмерно наляпистая.
В общем, слабая игра, причины её длительного забвения более чем понятны, но хорошо, что это забвение кончилось.

Пароли к уровням:
Уровень 2 - LEON
Уровень 3 - DONALD
Уровень 4 - ADAM