Прекрасное компьютерное воплощение домино, а именно - игры под названием «пятёрка». Правила этого варианта отличаются тем, что за выставленные на концах кости, дающие в сумме 5 (или кратные пяти), начисляются дополнительные очки.
В начале игры нужно выбрать один из трёх её вариантов: на пять центов (Nickel Games), на 10 (Dime Games) или на 25 (Quarter Games). Так здесь обозначен уровень сложности – чем больше ставка, тем лучше играет противник. В «задней комнате» игра идёт на доллар, - но попасть туда можно только по приглашению. Чтобы его получить, нужно победить в десяти- или двадцатипятицентовой игре с большим отрывом. В руководстве сказано, что «персонажи задней комнаты как минимум не очень приятны, и вам, скорее всего, не захочется заходить туда более одного-двух раз, даже если вас пригласят».
Затем в загрузившемся меню следует указать, сколько костяшек домино будет роздано в «руки» игрокам. По умолчанию предлагается брать по 11 костей, - но это можно изменить, нажав клавишу 7 или 9 (при этом в первой строке ничего не изменится, однако в «руках» окажется именно указанное количество). Далее нужно определиться; до какого счёта разыгрывается партия (набрать число до 999 включительно во второй строке, а затем нажать «Enter»). В третьей строке нужно использовать любую клавишу кроме «Y», иначе игра прекратит работу с ошибкой в самом начале партии. Происходит так потому, что без принтера функция записи всех ходов неработоспособна (но можно попытаться использовать сборку DOSbox SVN Daum с виртуальным принтером). Четвёртая строка спросит нас, хотим ли мы переиграть одну из записанных партий. Если нажать клавишу «Y» - откроется список сохранённых игр и нужно будет выбрать одну из них. Затем будет задан вопрос о том, хотим ли мы «сменить руки». Здешнее сохранение содержит только информацию о розданных в руки костях (во всех играх записанной партии). Загрузка позволяет переиграть её, либо используя свои костяшки домино, либо поменяв их на те, что были сданы компьютерному оппоненту (это и есть «смена рук»). В случае нашего проигрыша система сохранений даёт отличную возможность проверить, зависит ли поражение только от розданных нам домино или же мы не способны победить программу, даже имея на руках её костяшки.
После того как все вышеперечисленные выборы будут сделаны, начнётся сама партия. Для начала Мак (так зовут нашего компьютерного оппонента) определит, кому будет принадлежать право сделать первый ход. Затем после нажатия клавиши «пробел» либо «Enter» начнётся игра. Внизу в рамке будут находиться розданные нам костяшки; справа в меньшей рамке отмечается количество набранных игроками очков (наш оппонент обозначен как «Me», а мы – это «You»). Ход делается посредством ввода цифр, соответствующих тем, что находятся на домино, которым мы хотим сыграть. Если, например, мы собираемся ходить костяшкой с двойкой и тройкой – следует набрать 23 (присоединится к концу с двойкой), если с единичкой и пятёркой – то 15 (прицепится к 1), если дублем с парой троек – 33. После набора нужных цифр необходимо нажать «пробел» или «Enter». До нажатия этих клавиш набранные цифры можно отменить с помощью «Backspace».
Следует помнить, что первая набранная цифра должна соответствовать концам; даже если костяшка с 2 и 3 совпадает с лежащим на столе домино с 3 и 2, у которой открыта двойка, ввод 32 не позволит сделать ход. Нужно набрать именно 23. Далее, если для присоединения двойки есть только один конец или все они эквивалентны, ход будет сделан после нажатия клавиши «пробел» или «Enter». Но если открыты два (или более) неравнозначных места для игры двойкой, то программа попросит указать конец (написав «END?»), на который нужно положить кость. Концы пронумерованы цифрами 1, 2, 3, 4 (против часовой стрелки и начиная справа).
Если наш ход позволил набрать сколько-то очков – в появившейся строке «Count» отобразится их число; если заработать ничего не удалось, там будет написано «No count». После этого опять надо нажать «пробел» или «Enter», чтобы передать ход компьютерному игроку.
Поскольку мы играем в «пятёрку», следует стремиться к тому, чтобы по результатам нашего хода сумма цифр на концах была кратна пяти. Пример: если на столе находятся концы с 2 и 4, то, выставив костяшку 43 или 21, мы заработаем пять очков, а если у нас найдётся 26 – то десять. Дубли считаются как сумма находящихся на них цифр.
После хода Мака (нашего оппонента) отчёт о его действиях появится над находящейся справа рамочкой с количеством набранных очков. Снова нажимаем «пробел» или «Enter», чтобы получить возможность сделать свой ход. На месте отчёта будет выведена информация о количестве домино, находящихся в «руке» у Мака и на «базаре» (строки «My hand» и «Boneyard» соответственно).
Первый разыгранный дубль станет основой креста. Следует помнить, что как верхний, так и нижний его концы (номера 2 и 4) станут учитываться в расчёте суммы цифр только тогда, когда будут закрыты (когда к ним присоединится какая-нибудь кость домино).
Если настала наша очередь ходить, но домино, которыми можно это сделать, нет, - необходимо «идти на базар» и брать кости оттуда до тех пор, пока не попадётся подходящая. Если же и на «базаре» ничего подходящего не найдётся, ход придётся пропустить. Все вышеперечисленные действия производятся нажатием клавиши «пробел».
Иногда возникает ситуация, когда на один из концов приходится слишком много костяшек и он перестаёт вмещаться в размеры экрана игры. В этом случае последнее домино, которое удалось отрисовать, будет окрашено в фиолетовый цвет, а все следующие кости, присоединённые к нему, запишутся рядом в текстовом виде.
Когда один из оппонентов выставляет все свои домино или когда игра блокируется (так называемая «рыба») – начинается подсчёт очков, находящихся на руках у противников: цифры на костях суммируются, округляются до кратного 5 (3 до 5) и делятся на 5. При «рыбе» из общей суммы вычитаются очки в руке победителя (это тот, кто имеет наименьшее число очков). Полученный результат добавляется выигравшему.
После того как счёт одного из игроков достигнет выбранной нами в самом начале отметки, партия будет сыграна. Игра предложит записать её в файл, для чего необходимо нажать клавишу «Y». Затем следует выбрать номер сохранения (от 1 до 9). После этого будет предложено сыграть ещё раз. Если ответ положителен (нажата клавиша «Y»), то следующая игра начнётся с теми же параметрами (уровнем сложности, количеством домино в руках, счётом игры и т. д.), что были в только что завершённой партии. Кроме того, Мак сохранит статистику побед и поражений в течение текущего сеанса и будет отображать эту информацию после окончания последней игры партии.
Графика проста и схематична. Имеются «цветной» (DOMINO.EXE) и чёрно-белый (DOMINO-M.EXE) варианты, почти не отличающиеся друг от друга. Звуковое сопровождение строго утилитарно и представлено одним-единственным писком, отмечающим попытку неправильного хода.
Компьютерный оппонент Мак очень хорошо считает и использует каждую нашу ошибку. Создатель игры в сопроводительной документации специально подчёркивает тот факт, что Мак абсолютно честен и использует информацию о домино в «руке» игрока только для того, чтобы определить, нужна ли пересдача из-за слишком большого числа дублей. Кроме того, он проверяет соответствие наших ходов правилам. Его решения относительно собственной игры основаны только на домино, находящихся в его «руке» и на столе, и исключительно на количестве костей, остающихся у игрока и на «базаре».
Всем претендентам на победу над Маком рекомендуется тщательно продумывать каждый свой ход, поскольку данный «искусственный интеллект» превосходен (если оценивать его в рамках поставленной перед ним задачи, естественно). Игра обязательно понравится любителям варианта домино под названием «пятёрка», а возможность переигрывать партии, да ещё и заняв сторону оппонента, послужит отличным тренажёром.
В начале игры нужно выбрать один из трёх её вариантов: на пять центов (Nickel Games), на 10 (Dime Games) или на 25 (Quarter Games). Так здесь обозначен уровень сложности – чем больше ставка, тем лучше играет противник. В «задней комнате» игра идёт на доллар, - но попасть туда можно только по приглашению. Чтобы его получить, нужно победить в десяти- или двадцатипятицентовой игре с большим отрывом. В руководстве сказано, что «персонажи задней комнаты как минимум не очень приятны, и вам, скорее всего, не захочется заходить туда более одного-двух раз, даже если вас пригласят».
Затем в загрузившемся меню следует указать, сколько костяшек домино будет роздано в «руки» игрокам. По умолчанию предлагается брать по 11 костей, - но это можно изменить, нажав клавишу 7 или 9 (при этом в первой строке ничего не изменится, однако в «руках» окажется именно указанное количество). Далее нужно определиться; до какого счёта разыгрывается партия (набрать число до 999 включительно во второй строке, а затем нажать «Enter»). В третьей строке нужно использовать любую клавишу кроме «Y», иначе игра прекратит работу с ошибкой в самом начале партии. Происходит так потому, что без принтера функция записи всех ходов неработоспособна (но можно попытаться использовать сборку DOSbox SVN Daum с виртуальным принтером). Четвёртая строка спросит нас, хотим ли мы переиграть одну из записанных партий. Если нажать клавишу «Y» - откроется список сохранённых игр и нужно будет выбрать одну из них. Затем будет задан вопрос о том, хотим ли мы «сменить руки». Здешнее сохранение содержит только информацию о розданных в руки костях (во всех играх записанной партии). Загрузка позволяет переиграть её, либо используя свои костяшки домино, либо поменяв их на те, что были сданы компьютерному оппоненту (это и есть «смена рук»). В случае нашего проигрыша система сохранений даёт отличную возможность проверить, зависит ли поражение только от розданных нам домино или же мы не способны победить программу, даже имея на руках её костяшки.
После того как все вышеперечисленные выборы будут сделаны, начнётся сама партия. Для начала Мак (так зовут нашего компьютерного оппонента) определит, кому будет принадлежать право сделать первый ход. Затем после нажатия клавиши «пробел» либо «Enter» начнётся игра. Внизу в рамке будут находиться розданные нам костяшки; справа в меньшей рамке отмечается количество набранных игроками очков (наш оппонент обозначен как «Me», а мы – это «You»). Ход делается посредством ввода цифр, соответствующих тем, что находятся на домино, которым мы хотим сыграть. Если, например, мы собираемся ходить костяшкой с двойкой и тройкой – следует набрать 23 (присоединится к концу с двойкой), если с единичкой и пятёркой – то 15 (прицепится к 1), если дублем с парой троек – 33. После набора нужных цифр необходимо нажать «пробел» или «Enter». До нажатия этих клавиш набранные цифры можно отменить с помощью «Backspace».
Следует помнить, что первая набранная цифра должна соответствовать концам; даже если костяшка с 2 и 3 совпадает с лежащим на столе домино с 3 и 2, у которой открыта двойка, ввод 32 не позволит сделать ход. Нужно набрать именно 23. Далее, если для присоединения двойки есть только один конец или все они эквивалентны, ход будет сделан после нажатия клавиши «пробел» или «Enter». Но если открыты два (или более) неравнозначных места для игры двойкой, то программа попросит указать конец (написав «END?»), на который нужно положить кость. Концы пронумерованы цифрами 1, 2, 3, 4 (против часовой стрелки и начиная справа).
Если наш ход позволил набрать сколько-то очков – в появившейся строке «Count» отобразится их число; если заработать ничего не удалось, там будет написано «No count». После этого опять надо нажать «пробел» или «Enter», чтобы передать ход компьютерному игроку.
Поскольку мы играем в «пятёрку», следует стремиться к тому, чтобы по результатам нашего хода сумма цифр на концах была кратна пяти. Пример: если на столе находятся концы с 2 и 4, то, выставив костяшку 43 или 21, мы заработаем пять очков, а если у нас найдётся 26 – то десять. Дубли считаются как сумма находящихся на них цифр.
После хода Мака (нашего оппонента) отчёт о его действиях появится над находящейся справа рамочкой с количеством набранных очков. Снова нажимаем «пробел» или «Enter», чтобы получить возможность сделать свой ход. На месте отчёта будет выведена информация о количестве домино, находящихся в «руке» у Мака и на «базаре» (строки «My hand» и «Boneyard» соответственно).
Первый разыгранный дубль станет основой креста. Следует помнить, что как верхний, так и нижний его концы (номера 2 и 4) станут учитываться в расчёте суммы цифр только тогда, когда будут закрыты (когда к ним присоединится какая-нибудь кость домино).
Если настала наша очередь ходить, но домино, которыми можно это сделать, нет, - необходимо «идти на базар» и брать кости оттуда до тех пор, пока не попадётся подходящая. Если же и на «базаре» ничего подходящего не найдётся, ход придётся пропустить. Все вышеперечисленные действия производятся нажатием клавиши «пробел».
Иногда возникает ситуация, когда на один из концов приходится слишком много костяшек и он перестаёт вмещаться в размеры экрана игры. В этом случае последнее домино, которое удалось отрисовать, будет окрашено в фиолетовый цвет, а все следующие кости, присоединённые к нему, запишутся рядом в текстовом виде.
Когда один из оппонентов выставляет все свои домино или когда игра блокируется (так называемая «рыба») – начинается подсчёт очков, находящихся на руках у противников: цифры на костях суммируются, округляются до кратного 5 (3 до 5) и делятся на 5. При «рыбе» из общей суммы вычитаются очки в руке победителя (это тот, кто имеет наименьшее число очков). Полученный результат добавляется выигравшему.
После того как счёт одного из игроков достигнет выбранной нами в самом начале отметки, партия будет сыграна. Игра предложит записать её в файл, для чего необходимо нажать клавишу «Y». Затем следует выбрать номер сохранения (от 1 до 9). После этого будет предложено сыграть ещё раз. Если ответ положителен (нажата клавиша «Y»), то следующая игра начнётся с теми же параметрами (уровнем сложности, количеством домино в руках, счётом игры и т. д.), что были в только что завершённой партии. Кроме того, Мак сохранит статистику побед и поражений в течение текущего сеанса и будет отображать эту информацию после окончания последней игры партии.
Графика проста и схематична. Имеются «цветной» (DOMINO.EXE) и чёрно-белый (DOMINO-M.EXE) варианты, почти не отличающиеся друг от друга. Звуковое сопровождение строго утилитарно и представлено одним-единственным писком, отмечающим попытку неправильного хода.
Компьютерный оппонент Мак очень хорошо считает и использует каждую нашу ошибку. Создатель игры в сопроводительной документации специально подчёркивает тот факт, что Мак абсолютно честен и использует информацию о домино в «руке» игрока только для того, чтобы определить, нужна ли пересдача из-за слишком большого числа дублей. Кроме того, он проверяет соответствие наших ходов правилам. Его решения относительно собственной игры основаны только на домино, находящихся в его «руке» и на столе, и исключительно на количестве костей, остающихся у игрока и на «базаре».
Всем претендентам на победу над Маком рекомендуется тщательно продумывать каждый свой ход, поскольку данный «искусственный интеллект» превосходен (если оценивать его в рамках поставленной перед ним задачи, естественно). Игра обязательно понравится любителям варианта домино под названием «пятёрка», а возможность переигрывать партии, да ещё и заняв сторону оппонента, послужит отличным тренажёром.