Компания MECC (название которой представляет собой аббревиатуру от Minnesota Educational Computing Consortium) широко известна в качестве автора и издателя знаменитой «The Oregon Trail» и её многочисленных последователей. Однако ещё задолго до выхода этого исторического приключения-симулятора данное издательство было едва ли не основным поставщиком образовательного программного обеспечения для средних школ США, воспитанники которых могли таким образом изучать самые разные предметы в занимательной игровой форме. Подавляющее большинство подобных проектов предназначалось для Apple II, ибо компьютеры именно этой марки массово закупались окружными отделами народного образования североамериканских штатов; впрочем, некоторые вещи выходили и на других платформах, включая IBM PC, – как правило, весьма малыми тиражами, а потому на сегодняшний день чуть ли не все они являются внушительными редкостями.
Один из таких забытых раритетов представлен на этой страничке: как можно догадаться по названию, «The Market Place» призван воспитать в малолетних американских пользователях (целевая аудитория – школьники в возрасте 8–14 лет) качества и навыки, необходимые для того, чтобы превратиться со временем в настоящих акул капитализма, – иными словами, постичь в развлекательной форме основы пресловутой рыночной экономики (хотя формально проект и причислялся к образовательной категории «Математика»). Игра эта впервые появилась на свет в 1985 году, однако основные элементы её были воплощены сотрудником MECC Бобом Джеймисоном ещё в «Lemonade Stand», дебютировавшей в далёком 1979-м на Apple II, а спустя двадцать лет (!) зачем-то портированной и под DOS. Впрочем, исходный вариант 1985 г. пока что не найден в рабочем виде, и только в середине марта 2020 г. было обретено последовавшее семью годами позднее переиздание от Summit Educational Software (история собственно этой компании покрыта мраком неизвестности, – но судя по тому, что её почтовый адрес с точностью совпадал с координатами штаб-квартиры MECC, можно предположить, что она являлась каким-то подразделением или побочно-конспиративным ответвлением этой последней).
Вполне вероятно, что – за вычетом новой заставки с именем издателя – версия 1992 года практически тождественна оригиналу 1985-го, ибо в эпоху повсеместного господства VGA-графики мало кому могло прийти в голову выпускать в коммерческом виде игру для CGA (кроме разве что поставщиков школьного ПО). Впрочем, особого отвращения визуальная составляющая «The Market Place» не вызывает, – следует только переключиться в «композитный» режим, в котором игра и предназначалась к использованию: цвета здесь в меру яркие и хорошо различимые, но платить за их лицезрение приходится своего рода размытостью текста (при желании можно воспользоваться и эмуляторами PCjr или Tandy, однако вряд ли чёткий шрифт покажется вам предпочтительнее более богатой палитры).
Главное меню приглашает нас запустить – нажатием клавиш от «1» до «3», с последующим подтверждением «вводом», – одну из трёх отдельных мини-игр, из которых и состоит всё местное действо (и проходить которые настоятельно рекомендуется в порядке строгой очерёдности). Вызвав пункт за номером 4, можно познакомиться с их кратким описанием; цифра «5» позволит отключить звуковые эффекты (которые и без того крайне скудны и сводятся лишь к редким «бипам» PC Speaker’а), ну а «6» будет означать выход в систему. Для перемещения между экранами с информацией и инструкциями служит нажатие «пробела», а двойное «Esc» помогает быстро вернуться в предыдущее меню. Запустив же один из трёх игровых режимов, мы оказываемся на нашем скромном «рынке», расположившемся прямо посреди поля, у просёлочной дороги и под раскидистой яблоней.
Именно возле этой последней размещается один из трёх торговых лотков – и первая мини-игра, «Продай яблоки». На происхождение имеющегося у нас товара прозрачно намекает упомянутое выше ветвистое дерево, – однако с передовыми идеями трудовой теории стоимости авторы «The Market Place» знакомы явно не были, а потому, увы, весь процесс товарообмена сводится к банальной спекуляции. Задача предельно проста: подобрать опытным путём цену, назначаемую за аппетитные красные плоды, чтобы получить как можно большую прибыль. Если запросить слишком много, то мало кто захочет у нас покупать, – а если продавать яблоки по минимальной стоимости, то и доходы окажутся незначительными. На достижение баланса между этими двумя крайностями нам даётся условный месяц, хотя ничто не мешает выяснить секрет успешной рыночной деятельности намного раньше.
Процесс торговли строго разделён на отдельные дни, в начале каждого из которых мы указываем желаемую цену в пределах от 10 до 50 центов – и затем наблюдаем, как по небу слева направо движется солнышко, а с нашего лотка с той или иной скоростью начинают исчезать приобретаемые довольными покупателями плоды. После этого подводится итог: нам сообщают, сколько яблок продано и сколько денег мы заработали; поначалу эти данные придётся ещё и подтверждать ручным вводом с клавиатуры, а начиная со второго дня «контрольные вопросы» станут сводиться к указанию наибольшей стоимости, прогнозируемого увеличения или уменьшения доходов с ростом или падением цен и т.д. Для большей наглядности приводятся здесь и графики с демонстрацией зависимости прибыли от базовой стоимости единицы товара; после того как нам удастся установить наиболее выгодный показатель этой последней, игра закончится, – однако ничто не мешает повторить весь процесс снова, ибо в следующий раз положение дел на рынке обязательно изменится, так что и оптимальная цена окажется совсем другой.
Второе здешнее развлечение, «Продай растения», призвано продемонстрировать правоту расхожего лозунга «Реклама – двигатель торговли». Нам необходимо распространить за условные десять дней (или две рабочих недели) тысячу горшков с рассадой помидоров – ну или как можно большее число этих единиц товара, – опять-таки пытаясь заполучить при этом максимально возможный доход. Имеется на этот раз и какая-никакая сюжетная предыстория: выращивал эти саженцы весь класс (видимо, на уроке природоведения или биологии), который, назначив нас своим бизнес-менеджером, хочет выручить от их продажи достаточно денег (сколько именно – не сообщается), чтобы можно было всем вместе поехать куда-нибудь за город на экскурсию. Нюанс этого самого менеджмента заключается в том, что цена на сей раз строго фиксированная: 50 центов за штуку, – и единственное, что мы имеем возможность регулировать, это опциональные расходы на рекламу нашего торгового предприятия. Соответственно, с увеличением последних будет расти и приток покупателей, однако чрезмерные капиталовложения неминуемо обернутся и большими тратами, а потому и падением прибыли.
В начале каждого дня нужно будет решить, следует ли заказать рекламные объявления и в каком количестве (в понедельник первой недели потребуется ещё и утвердить их текст из трёх предложенных вариантов); после этого мы наблюдаем забавную анимацию с исчезновением горшков с нашего лотка, а по окончании рабочего дня получаем в качестве информации табличку с балансом расходов и доходов. Первые состоят из себестоимости товара (да, есть тут и такой показатель: горшки, удобрения и др. обходятся в два цента на каждое из тысячи растений) плюс собственно оплата рекламной кампании (по доллару за объявление); первые пару дней эти суммы нужно будет вводить вручную, а затем они демонстрируются нам уже сами по себе, – с подведением по истечении десяти дней общих итогов как в виде абстрактных цифр, так и на предмет того, сможет ли теперь наш класс осуществить свою мечту о загородной поездке благодаря успешно продемонстрированным игроком коммерческим талантам или не сможет.
Наконец, третья мини-игра, «Продай лимонад», представляет собой венец приобщения невинных школьников к основам (грязно-)торгашеской деятельности. Помимо возможностей выставлять ценник и заказывать в желаемом объёме рекламу, с которыми мы уже познакомились в двух предыдущих развлечениях, здесь юным негоциантам придётся ещё и самостоятельно определять количество производимого продукта, и даже иметь дело с форс-мажорными обстоятельствами (в лице, например, неожиданно начавшейся бури с грозой и громом), способными отчасти предсказуемым образом влиять на падение спроса. Глобальной цели на сей раз у нас нет, помимо возможности заработать астрономическую сумму в 100 долларов и стать тем самым магнатом лимонадного бизнеса (надо полагать, сугубо местного масштаба). Для облегчения этой задачи игру даже разрешается сохранить и при новом запуске продолжить (в двух прежних упражнениях, ограниченных виртуальным временем, такой роскоши не было).
В начале, помимо наименования своего предприятия, требуется выбрать и общее количество торговых точек под нашим управлением – в количестве от одной до трёх, – действующих совершенно независимо друг от друга. На руки нам изначально выдаётся всего четыре доллара; себестоимость «производства» стакана прохладительного напитка составляет пять центов, а печать одного экземпляра рекламного объявления – двадцать пять. В начале каждого рабочего дня требуется указать, какое количество того и другого мы в меру своих финансовых возможностей оплачиваем и какую цену на свой товар выставляем, попутно сверяясь с текущим прогнозом погоды («солнечно», «облачно», «тепло», «жарко» и т. д., с такой-то вероятностью дождя в процентах). Затем следует симпатичная анимация в лице облачка или солнышка, проплывающего над киоском с мальчиком или девочкой за прилавком и кувшином лимонада с запасом жидкости, убывающей с той или иной скоростью в зависимости от наших управленческих решений. Первое время результат расходов и доходов за день понадобится вводить вручную, после чего этот процесс традиционно автоматизируется, – вместе с тем никаких подсказок не будет: определять оптимальное количество производимого товара, затрат на рекламу и т. д. придётся исключительно самостоятельно, прикидывая также и закономерную связь роста или падения прибыли с погодными условиями и прочими случайными событиями! Зато по завершении игры (прекратить которую дозволяется в любой момент, при желании, как уже отмечалось, сохранив свой прогресс) можно будет удостоиться какой-нибудь грамоты за успехи на ниве коммерции.
Вердикт данному образовательному продукту стоит вынести скорее положительный: понятно, что на сопоставление с серьёзными экономическими стратегиями «немецкой школы» творение MECC нисколько не претендует, однако задачу ознакомления школьников с основами и некоторыми нюансами профессии рыночного торговца вполне себе выполняет. Особенно если закрыть глаза на формальный год выхода представленного на нашем сайте издания и считать «The Market Place» чудом выуженным из вод забвения артефактом эпохи начала-середины 1980-х.
Один из таких забытых раритетов представлен на этой страничке: как можно догадаться по названию, «The Market Place» призван воспитать в малолетних американских пользователях (целевая аудитория – школьники в возрасте 8–14 лет) качества и навыки, необходимые для того, чтобы превратиться со временем в настоящих акул капитализма, – иными словами, постичь в развлекательной форме основы пресловутой рыночной экономики (хотя формально проект и причислялся к образовательной категории «Математика»). Игра эта впервые появилась на свет в 1985 году, однако основные элементы её были воплощены сотрудником MECC Бобом Джеймисоном ещё в «Lemonade Stand», дебютировавшей в далёком 1979-м на Apple II, а спустя двадцать лет (!) зачем-то портированной и под DOS. Впрочем, исходный вариант 1985 г. пока что не найден в рабочем виде, и только в середине марта 2020 г. было обретено последовавшее семью годами позднее переиздание от Summit Educational Software (история собственно этой компании покрыта мраком неизвестности, – но судя по тому, что её почтовый адрес с точностью совпадал с координатами штаб-квартиры MECC, можно предположить, что она являлась каким-то подразделением или побочно-конспиративным ответвлением этой последней).
Вполне вероятно, что – за вычетом новой заставки с именем издателя – версия 1992 года практически тождественна оригиналу 1985-го, ибо в эпоху повсеместного господства VGA-графики мало кому могло прийти в голову выпускать в коммерческом виде игру для CGA (кроме разве что поставщиков школьного ПО). Впрочем, особого отвращения визуальная составляющая «The Market Place» не вызывает, – следует только переключиться в «композитный» режим, в котором игра и предназначалась к использованию: цвета здесь в меру яркие и хорошо различимые, но платить за их лицезрение приходится своего рода размытостью текста (при желании можно воспользоваться и эмуляторами PCjr или Tandy, однако вряд ли чёткий шрифт покажется вам предпочтительнее более богатой палитры).
Главное меню приглашает нас запустить – нажатием клавиш от «1» до «3», с последующим подтверждением «вводом», – одну из трёх отдельных мини-игр, из которых и состоит всё местное действо (и проходить которые настоятельно рекомендуется в порядке строгой очерёдности). Вызвав пункт за номером 4, можно познакомиться с их кратким описанием; цифра «5» позволит отключить звуковые эффекты (которые и без того крайне скудны и сводятся лишь к редким «бипам» PC Speaker’а), ну а «6» будет означать выход в систему. Для перемещения между экранами с информацией и инструкциями служит нажатие «пробела», а двойное «Esc» помогает быстро вернуться в предыдущее меню. Запустив же один из трёх игровых режимов, мы оказываемся на нашем скромном «рынке», расположившемся прямо посреди поля, у просёлочной дороги и под раскидистой яблоней.
Именно возле этой последней размещается один из трёх торговых лотков – и первая мини-игра, «Продай яблоки». На происхождение имеющегося у нас товара прозрачно намекает упомянутое выше ветвистое дерево, – однако с передовыми идеями трудовой теории стоимости авторы «The Market Place» знакомы явно не были, а потому, увы, весь процесс товарообмена сводится к банальной спекуляции. Задача предельно проста: подобрать опытным путём цену, назначаемую за аппетитные красные плоды, чтобы получить как можно большую прибыль. Если запросить слишком много, то мало кто захочет у нас покупать, – а если продавать яблоки по минимальной стоимости, то и доходы окажутся незначительными. На достижение баланса между этими двумя крайностями нам даётся условный месяц, хотя ничто не мешает выяснить секрет успешной рыночной деятельности намного раньше.
Процесс торговли строго разделён на отдельные дни, в начале каждого из которых мы указываем желаемую цену в пределах от 10 до 50 центов – и затем наблюдаем, как по небу слева направо движется солнышко, а с нашего лотка с той или иной скоростью начинают исчезать приобретаемые довольными покупателями плоды. После этого подводится итог: нам сообщают, сколько яблок продано и сколько денег мы заработали; поначалу эти данные придётся ещё и подтверждать ручным вводом с клавиатуры, а начиная со второго дня «контрольные вопросы» станут сводиться к указанию наибольшей стоимости, прогнозируемого увеличения или уменьшения доходов с ростом или падением цен и т.д. Для большей наглядности приводятся здесь и графики с демонстрацией зависимости прибыли от базовой стоимости единицы товара; после того как нам удастся установить наиболее выгодный показатель этой последней, игра закончится, – однако ничто не мешает повторить весь процесс снова, ибо в следующий раз положение дел на рынке обязательно изменится, так что и оптимальная цена окажется совсем другой.
Второе здешнее развлечение, «Продай растения», призвано продемонстрировать правоту расхожего лозунга «Реклама – двигатель торговли». Нам необходимо распространить за условные десять дней (или две рабочих недели) тысячу горшков с рассадой помидоров – ну или как можно большее число этих единиц товара, – опять-таки пытаясь заполучить при этом максимально возможный доход. Имеется на этот раз и какая-никакая сюжетная предыстория: выращивал эти саженцы весь класс (видимо, на уроке природоведения или биологии), который, назначив нас своим бизнес-менеджером, хочет выручить от их продажи достаточно денег (сколько именно – не сообщается), чтобы можно было всем вместе поехать куда-нибудь за город на экскурсию. Нюанс этого самого менеджмента заключается в том, что цена на сей раз строго фиксированная: 50 центов за штуку, – и единственное, что мы имеем возможность регулировать, это опциональные расходы на рекламу нашего торгового предприятия. Соответственно, с увеличением последних будет расти и приток покупателей, однако чрезмерные капиталовложения неминуемо обернутся и большими тратами, а потому и падением прибыли.
В начале каждого дня нужно будет решить, следует ли заказать рекламные объявления и в каком количестве (в понедельник первой недели потребуется ещё и утвердить их текст из трёх предложенных вариантов); после этого мы наблюдаем забавную анимацию с исчезновением горшков с нашего лотка, а по окончании рабочего дня получаем в качестве информации табличку с балансом расходов и доходов. Первые состоят из себестоимости товара (да, есть тут и такой показатель: горшки, удобрения и др. обходятся в два цента на каждое из тысячи растений) плюс собственно оплата рекламной кампании (по доллару за объявление); первые пару дней эти суммы нужно будет вводить вручную, а затем они демонстрируются нам уже сами по себе, – с подведением по истечении десяти дней общих итогов как в виде абстрактных цифр, так и на предмет того, сможет ли теперь наш класс осуществить свою мечту о загородной поездке благодаря успешно продемонстрированным игроком коммерческим талантам или не сможет.
Наконец, третья мини-игра, «Продай лимонад», представляет собой венец приобщения невинных школьников к основам (грязно-)торгашеской деятельности. Помимо возможностей выставлять ценник и заказывать в желаемом объёме рекламу, с которыми мы уже познакомились в двух предыдущих развлечениях, здесь юным негоциантам придётся ещё и самостоятельно определять количество производимого продукта, и даже иметь дело с форс-мажорными обстоятельствами (в лице, например, неожиданно начавшейся бури с грозой и громом), способными отчасти предсказуемым образом влиять на падение спроса. Глобальной цели на сей раз у нас нет, помимо возможности заработать астрономическую сумму в 100 долларов и стать тем самым магнатом лимонадного бизнеса (надо полагать, сугубо местного масштаба). Для облегчения этой задачи игру даже разрешается сохранить и при новом запуске продолжить (в двух прежних упражнениях, ограниченных виртуальным временем, такой роскоши не было).
В начале, помимо наименования своего предприятия, требуется выбрать и общее количество торговых точек под нашим управлением – в количестве от одной до трёх, – действующих совершенно независимо друг от друга. На руки нам изначально выдаётся всего четыре доллара; себестоимость «производства» стакана прохладительного напитка составляет пять центов, а печать одного экземпляра рекламного объявления – двадцать пять. В начале каждого рабочего дня требуется указать, какое количество того и другого мы в меру своих финансовых возможностей оплачиваем и какую цену на свой товар выставляем, попутно сверяясь с текущим прогнозом погоды («солнечно», «облачно», «тепло», «жарко» и т. д., с такой-то вероятностью дождя в процентах). Затем следует симпатичная анимация в лице облачка или солнышка, проплывающего над киоском с мальчиком или девочкой за прилавком и кувшином лимонада с запасом жидкости, убывающей с той или иной скоростью в зависимости от наших управленческих решений. Первое время результат расходов и доходов за день понадобится вводить вручную, после чего этот процесс традиционно автоматизируется, – вместе с тем никаких подсказок не будет: определять оптимальное количество производимого товара, затрат на рекламу и т. д. придётся исключительно самостоятельно, прикидывая также и закономерную связь роста или падения прибыли с погодными условиями и прочими случайными событиями! Зато по завершении игры (прекратить которую дозволяется в любой момент, при желании, как уже отмечалось, сохранив свой прогресс) можно будет удостоиться какой-нибудь грамоты за успехи на ниве коммерции.
Вердикт данному образовательному продукту стоит вынести скорее положительный: понятно, что на сопоставление с серьёзными экономическими стратегиями «немецкой школы» творение MECC нисколько не претендует, однако задачу ознакомления школьников с основами и некоторыми нюансами профессии рыночного торговца вполне себе выполняет. Особенно если закрыть глаза на формальный год выхода представленного на нашем сайте издания и считать «The Market Place» чудом выуженным из вод забвения артефактом эпохи начала-середины 1980-х.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
CGA composite
PCjr
Tandy - Элемент жанра:
Симуляторы деятельности - Язык:
English