Одна из самых редких в PC-исполнении игр становится доступной человечеству, - Superleague Soccer, легендарный в предельно узких кругах гибрид футбольного менеджера средней (хотя для своего времени - вполне высокой) степени проработки и очень странной футбольной же аркады.
Большая часть игрового процесса, что вполне традиционно для поджанра спортивных менеджеров, реализована в виде всевозможных "подменю" с текстом. Перед стартом нужно выбрать себе одну из двадцати реально существующих команд английского чемпионата, - однако лицензии нет, поэтому имена их членов вымышленные. Набор доступных опций стандартен: есть возможность тренировать подопечных, выбирать тактические схемы (из шести вариантов) на матчи, продавать и приобретать игроков из других клубов (хотя финансовая составляющая продумана очень слабо).
У каждого из спортсменов имеется статистика выступлений (в скольких матчах в прошлом сезоне он участвовал и сколько голов забил), физические характеристики (рост и "рабочая" нога), а также выраженные в виде числовых значений семь показателей: умение отбирать мяч, умение удерживать его же, точность передач, ловкость во время "проходов" по полю, скорость, общее физическое и общее психологическое состояние. А вот раз и навсегда определённых амплуа, если не считать вратарей, нет: мы можем, изучив каждого из игроков, самостоятельно решить, в какой роли он окажется на поле (хотя "предустановленные" варианты позиций имеются). Предусмотрено также отслеживание получивших травмы футболистов, определение стартового состава перед каждой игрой (путём изучения доступного "резерва" нашего коллектива) и даже "разведка" (!) - то есть просмотр сведений по игрокам других клубов. К сожалению, увидеть данные по сформированной команде на одном экране нет никакой возможности: всех её членов требуется "рассматривать" по отдельности, щёлкая на соответствующие пункты в разделе "Tactics". Очень раздражает и то, что далеко не из каждого "подменю" можно легко выйти и перейти к другому.
По ходу прохождения доведётся - в случае успешных действий - поучаствовать в разных чемпионатах: изначально мы находимся в Кубке Англии (FA), но если повезёт, то дойдём и до Лиги Европы, и до Лиги чемпионов УЕФА. Матч может проходить в одном из трёх режимов по нашему выбору: автоматическом (то есть так, как и в большинстве менеджерских симуляторов: после выставления всех настроек просто нажимаем кнопку - и мгновенно получаем счёт завершившейся встречи), с управлением ключевыми моментами поединка ("short") и с так называемым "полным контролем" ("full"). Собственно говоря, именно последняя упомянутая опция и рекламировалась некогда как главное достоинство и нововведение Superleague Soccer, - но именно она вследствие чудовищной её реализации и стала, вероятнее всего, причиной того, что игра оказалась основательно забытой.
Дело в том, что в этом режиме необходимо лично управлять всеми действиями каждого из находящихся на поле спортсменов (включая вратаря) в реальном времени, как в "обычных" симуляторах футбола и аркадах на данную тему; когда кто-то из наших игроков получает мяч, в правой нижней части экрана появляется подобие "счётчика"с постепенно возрастающим значением силы удара. Однако проблема в том, что в данной игре ни один из подопечных самостоятельно не делает вообще (!!!) ни одного движения без вашего указания, не считая лишь подачи аутов (когда мяч выбивается за пределы поля). На момент начала встречи они просто стоят как вкопанные; вы щёлкаете по одной фигурке (всё управление осуществляется мышью) и приказываете ей переместиться туда-то, - она это делает и, добравшись до места, застывает, а остальные тем временем продолжают стоять.
Команда соперника же, управляемая компьютером, действует активно - но, к счастью, не особенно грамотно, так что голы здесь являются событием относительно редким (однако вам их практически гарантированно рано или поздно забьют). Для достижения реального успеха приходится настолько интенсивно (и одновременно внимательно) щёлкать клавишей несчастного манипулятора, что многие старые аркады просто побледнеют перед здешней фантасмагорией. Более того: матчи при "полном контроле" продолжаются столько же, сколько в реальной жизни, - то есть минимум два тайма по сорок пять минут реального (!) времени в каждом. Встреча проходит в целом по правилам футбола, но до предела упрощённым (нет судьи на поле и нарушений правил, фолов, офсайдов, угловых, пенальти), - а кроме того, затягивать подачу можно сколь угодно долго, за это никак не наказывают. И это радует, - потому что обнаружить на экране крошечный чёрный пиксель, являющийся мячом, весьма непросто.
Одержать победу, если играть матчи в "полном контроле", если и возможно, то, мягко говоря, проблематично, - и редкие рецензенты конца 1980-х, писавшие о Superleague Soccer, порой даже просили "ради всего святого" не запускать этот злосчастный режим вовсе, а ограничиваться автоматическим или хотя бы вторым: там управление формально реализовано точно так же, но отдать приказ паре находящихся перед воротами спортсменов или одному вратарю всё же несравненно проще, чем на протяжении длительного времени руководить действиями всех одиннадцати игроков. Однако если просто выводить результаты поединков, то игра станет совершенно обычным футбольным менеджером, каковых даже на момент её выхода уже было достаточно, - а по масштабности и детализации она всё же объективно уступает тому же Football Manager.
Графика Superleague Soccer для своего времени, надо признать, неплохая, пусть она и ограничена лишь видом поля в случае выбора второго или третьего режимов прохождения матчей; фигурки футболистов мелкие, абсолютно одинаковые (естественно, в пределах одной команды) и толком не анимированные, однако исполнены аккуратно. Перспектива обзора - нечто вроде вида сверху под углом; трибун на стадионе не видно. К сожалению, шрифт подобран не самый удачный, а поскольку текста здесь имеется не совсем уж мало, то это иногда раздражает.
Задумка у данной вещи в общем и целом действительно поразительная, но её реализация, к сожалению, ужасная: делать так игры просто нельзя. Поэтому, как ни прискорбно, ценность у Superleague Soccer в первую очередь коллекционная: это действительно архираритет мирового масштаба.
Большая часть игрового процесса, что вполне традиционно для поджанра спортивных менеджеров, реализована в виде всевозможных "подменю" с текстом. Перед стартом нужно выбрать себе одну из двадцати реально существующих команд английского чемпионата, - однако лицензии нет, поэтому имена их членов вымышленные. Набор доступных опций стандартен: есть возможность тренировать подопечных, выбирать тактические схемы (из шести вариантов) на матчи, продавать и приобретать игроков из других клубов (хотя финансовая составляющая продумана очень слабо).
У каждого из спортсменов имеется статистика выступлений (в скольких матчах в прошлом сезоне он участвовал и сколько голов забил), физические характеристики (рост и "рабочая" нога), а также выраженные в виде числовых значений семь показателей: умение отбирать мяч, умение удерживать его же, точность передач, ловкость во время "проходов" по полю, скорость, общее физическое и общее психологическое состояние. А вот раз и навсегда определённых амплуа, если не считать вратарей, нет: мы можем, изучив каждого из игроков, самостоятельно решить, в какой роли он окажется на поле (хотя "предустановленные" варианты позиций имеются). Предусмотрено также отслеживание получивших травмы футболистов, определение стартового состава перед каждой игрой (путём изучения доступного "резерва" нашего коллектива) и даже "разведка" (!) - то есть просмотр сведений по игрокам других клубов. К сожалению, увидеть данные по сформированной команде на одном экране нет никакой возможности: всех её членов требуется "рассматривать" по отдельности, щёлкая на соответствующие пункты в разделе "Tactics". Очень раздражает и то, что далеко не из каждого "подменю" можно легко выйти и перейти к другому.
По ходу прохождения доведётся - в случае успешных действий - поучаствовать в разных чемпионатах: изначально мы находимся в Кубке Англии (FA), но если повезёт, то дойдём и до Лиги Европы, и до Лиги чемпионов УЕФА. Матч может проходить в одном из трёх режимов по нашему выбору: автоматическом (то есть так, как и в большинстве менеджерских симуляторов: после выставления всех настроек просто нажимаем кнопку - и мгновенно получаем счёт завершившейся встречи), с управлением ключевыми моментами поединка ("short") и с так называемым "полным контролем" ("full"). Собственно говоря, именно последняя упомянутая опция и рекламировалась некогда как главное достоинство и нововведение Superleague Soccer, - но именно она вследствие чудовищной её реализации и стала, вероятнее всего, причиной того, что игра оказалась основательно забытой.
Дело в том, что в этом режиме необходимо лично управлять всеми действиями каждого из находящихся на поле спортсменов (включая вратаря) в реальном времени, как в "обычных" симуляторах футбола и аркадах на данную тему; когда кто-то из наших игроков получает мяч, в правой нижней части экрана появляется подобие "счётчика"с постепенно возрастающим значением силы удара. Однако проблема в том, что в данной игре ни один из подопечных самостоятельно не делает вообще (!!!) ни одного движения без вашего указания, не считая лишь подачи аутов (когда мяч выбивается за пределы поля). На момент начала встречи они просто стоят как вкопанные; вы щёлкаете по одной фигурке (всё управление осуществляется мышью) и приказываете ей переместиться туда-то, - она это делает и, добравшись до места, застывает, а остальные тем временем продолжают стоять.
Команда соперника же, управляемая компьютером, действует активно - но, к счастью, не особенно грамотно, так что голы здесь являются событием относительно редким (однако вам их практически гарантированно рано или поздно забьют). Для достижения реального успеха приходится настолько интенсивно (и одновременно внимательно) щёлкать клавишей несчастного манипулятора, что многие старые аркады просто побледнеют перед здешней фантасмагорией. Более того: матчи при "полном контроле" продолжаются столько же, сколько в реальной жизни, - то есть минимум два тайма по сорок пять минут реального (!) времени в каждом. Встреча проходит в целом по правилам футбола, но до предела упрощённым (нет судьи на поле и нарушений правил, фолов, офсайдов, угловых, пенальти), - а кроме того, затягивать подачу можно сколь угодно долго, за это никак не наказывают. И это радует, - потому что обнаружить на экране крошечный чёрный пиксель, являющийся мячом, весьма непросто.
Одержать победу, если играть матчи в "полном контроле", если и возможно, то, мягко говоря, проблематично, - и редкие рецензенты конца 1980-х, писавшие о Superleague Soccer, порой даже просили "ради всего святого" не запускать этот злосчастный режим вовсе, а ограничиваться автоматическим или хотя бы вторым: там управление формально реализовано точно так же, но отдать приказ паре находящихся перед воротами спортсменов или одному вратарю всё же несравненно проще, чем на протяжении длительного времени руководить действиями всех одиннадцати игроков. Однако если просто выводить результаты поединков, то игра станет совершенно обычным футбольным менеджером, каковых даже на момент её выхода уже было достаточно, - а по масштабности и детализации она всё же объективно уступает тому же Football Manager.
Графика Superleague Soccer для своего времени, надо признать, неплохая, пусть она и ограничена лишь видом поля в случае выбора второго или третьего режимов прохождения матчей; фигурки футболистов мелкие, абсолютно одинаковые (естественно, в пределах одной команды) и толком не анимированные, однако исполнены аккуратно. Перспектива обзора - нечто вроде вида сверху под углом; трибун на стадионе не видно. К сожалению, шрифт подобран не самый удачный, а поскольку текста здесь имеется не совсем уж мало, то это иногда раздражает.
Задумка у данной вещи в общем и целом действительно поразительная, но её реализация, к сожалению, ужасная: делать так игры просто нельзя. Поэтому, как ни прискорбно, ценность у Superleague Soccer в первую очередь коллекционная: это действительно архираритет мирового масштаба.