Как правило, такие игры называют средними или максимум неплохими. И для них есть только один шанс не утонуть в пучине других, более качественных проектов. Быть уникальными. Именно об одной из таких игр и рассказывается в этой статье.
Operation Flashpoint
После зарождения такого жанра, как 3D Action, появление на его основе другого жанра, названного Combat Sim, стало просто делом времени. Конечно динамичные, мясные бои с кучей монстров это хорошо, но кто не мечтал почувствовать себя солдатом на поле боя? Поэтому уже во времена дума появлялись игры, пытающиеся воплотить эту мечту. Начиная с примитивненького SEAL Team 1993 года выпуска, комбат симы шли по пути эволюции, целью которой было воссоздание на экранах мониторов, настоящих боевых действий. В этом обзоре будет рассказано, наверное, о самой проработанной и комплексной игре жанра Combat Sim - Operation Flashpoint, созданной чешской компанией Bohemia Interactive.
Главной особенностью данной игры, выделяющей ее из ряда других представителей этого жанра, является широта предоставляемых игрокам возможностей. Можно быть как простым солдатом, так и командиром или вовсе действовать в одиночку. Можно быть автоматчиком, пулеметчиком, гранатометчиком или санитаром, а можно и кем поинтереснее - например, снайпером или спецназовцем. Но не пехотой единой жив OFP, здесь также есть и техника: от простых джипов и грузовиков до БТРов, танков, самолетов и вертолетов. Конечно, лучше всего проработана игра за пехотинца, но и реализация техники (во всяком случае наземной) тоже достаточно хороша; естественно, ни о какой симуляции, скажем, управления танка речи не идет, но вместе с тем реалистичности хватает на то, чтобы все это хорошо смотрелось и не вызывало отторжения.
Еще одной важной особенностью Operation Flashpoint являются уровни, а если точнее острова. На четырех, а, начиная с дополнения Resistance, пяти островах и будут разворачиваться все военные действия. Игрок во время миссии может в принципе перемещаться по всему уровню-острову, хотя бывает, что за такие вольности в некоторых заданиях могут влепить проигрыш за дезертирство, но такое происходит далеко не всегда.
Сами же острова представляют собой довольно приятную картину. Леса и поля, равнины и холмы, тут и там виднеются деревья и кустарники, а, протянув свой взор вдоль ближайшей дороги, можно увидеть где-то вдалеке маленький поселочек, состоящий из донельзя аккуратных домиков. Смотря на все это, становится странно, что именно в таких идиллических местах идет война, хотя впрочем эффект контраста еще никто не отменял.
Ну а теперь, более-менее поняв, с чем мы имеем дело, настало время рассказать о сюжете данной игры. На данный момент Operation Flashpoint имеет 3 официальных кампании: первая и главная из них, Cold War Crisis, повествует нам о событиях 1985 года, когда некий советский генерал с говорящей фамилией Губа, недовольный горбачевскими реформами, решает взбунтоваться. Как и у любого другого сумасшедшего русского генерала, у Губы есть две вещи: куча преданных по самое не хочу солдат и ядерное оружие. Неизвестно, какой из этих факторов больше мешает Советскому Союзу самому расправиться с бунтарем, однако на такое дело, как всегда, отправляются американцы. Таков сюжет кампании, а что же касается ее самой, то в Cold War Crisis нам предстоит вдоволь повоевать - как в качестве подчиненного, так и в качестве командира, побыть как простым пехотинцем, так и вдоволь порулить разной техникой. В общем, данная кампания производит приятное впечатление, интересно, в меру сложно и разнообразно.
Вторая официальная кампания, Red Hammer, к сожалению, не так удалась. Сюжет на сей раз крутится вокруг тех же событий, но со стороны Русских, задания же стали на порядок сложнее и к тому же скучнее, некоторые из них, вроде уничтожения в одиночку нескольких высокопоставленных офицеров, скорее подошли бы какой-нибудь Medal of Honor, нежели OFP. Остальные миссии примерно такого же рода, как и в Cold War Crisis, только с учетом большей сложности и большего количества пеших миссий.
К счастью, последняя официальная кампания под названием Resistance не продолжает путь деградации, даже наоборот - по качеству ее можно сравнивать с оригинальной Cold War Crisis. Действие сюжета теперь разворачивается за несколько лет до событий, происходивших в первой кампании. Итак, в некоем прокоммунистическом государстве под названием Ноговия (Nogova), которое занимает лишь один одноименный остров, произошла смена власти. На смену ученикам товарищей Маркса и Ленина пришли последователи демократии и рыночной экономики. Однако старая верхушка не хотела оставлять насиженных мест и отправилась за помощью в Москву. Очень скоро, с целью освободить Ноговию от тлетворного влияния империализма, на остров был введен контингент советских войск под командованием тогда еще полковника Губы. Но народ Ноговии, видимо, уже попробовавший Кока-Колы и фастфуда, не только не согласился вновь вернуться к коммунизму, но и с оружием в руках принялся выгонять иноземных гостей со своего острова. В общем, этому самому процессу и посвящен Resistance. Коротко данную кампанию можно описать следующим образом: “сложно, но интересно”. Примерив на себя роль лидера сопротивления, нам придется вести настоящую партизанскую войну: устраивать засады, отбивать у противника технику и оружие, а потом для этой самой техники добывать топливо и боеприпасы, да и о людях забывать не стоит, ибо от миссии к миссии у них накапливается опыт, который выражается в точности бойцов, так что на мясо их лучше не пускать. Итак, с достоинствами Resistance мы разобрались, ну а недостатки данной кампании вряд ли можно считать таковыми, скорее это просто придирки. В общем, позволю себе придраться к следующему. Прежде всего, несколько разочаровывает тот факт, что за всю кампанию нам ни разу не дают полетать на вертолете или самолете, ну и еще неплохо было бы создать миссии, где надо играть в роли подчиненного, а то всю кампанию мы либо командуем отрядом, либо действуем в одиночку. Хотя, как я уже писал, это просто придирки, а так Resistance очень хорош, и мне его было проходить интереснее всего.
Теперь же, поговорив о кампаниях, думаю, пришло время также рассказать и о миссиях. Миссии представляют собой ряд не связанных друг с другом единым сюжетом, однако имеющих отношение к событиям какой-либо кампании сценариев. Сценарии эти могут быть самыми разнообразными, от танкового боя до диверсии в тылу врага, в целом миссии хороши для тех, кому не интересно следить за развитием сюжета, а просто хочется поиграть в войну.
Однако стоит признать, что, в отличие от большинства других представителей жанра Combat Sim, в Operation Flashpoint миссии и кампании это всего лишь половина всей игры, призванная продемонстрировать возможности геймплея. В целом описать игровой процесс OFP достаточно сложно из-за его разнообразных вариаций, поэтому я опишу его в общих чертах для каждого класса игрока.
Начнем с пехоты, быть простым солдатом может оказаться как легко, так и совсем наоборот, потому что от простого солдата здесь как, в общем, и в реальном мире, мало, что зависит. Впрочем, и на компьютерного командира полагаться тоже не стоит, ибо его дефолтное поведение в случае встречи с вражеским отрядом такой же численности приведет к тому, что-либо он будет перебит, а из наших выживут максимум трое, либо все будет с точностью наоборот, так что остается надеяться только на грамотность создателя данной миссии, который сможет грамотно соблюсти баланс наших и вражеских сил и правильно расставить все тригерры, ибо на разумность действий наших союзников полагаться нужно в последнюю очередь.
Вообще искусственный интеллект оставляет двоякое впечатление. То, что здесь командир - это просто поводырь, ведущий свой отряд по заданному скриптами пути, мы уже поняли, но поведение каждого отдельного солдата тоже выглядит довольно странно. С одной стороны компьютерные бойцы действуют очень даже неплохо: они метко стреляют, умеют обнаруживать врага по вспышке от выстрела (так что лучше не стрелять долго с одной позиции) и заходить к нему с тыла или флангов. Они умеют неплохо использовать гранаты и используют их в подходящих ситуациях (еще бы - ведь количество боеприпасов у них, как и у игрока, ограничено); кроме того, искусственные солдаты обучены постоянно общаться между собой, если, конечно, они находятся в одном отряде, поэтому, например, если кто-либо увидит врага, то он тут же доложит об этом всему отряду. Однако есть у наших врагов и союзников также и недостатки, их немного, но они ощутимо влияют на игровой процесс в целом. Таких недостатков всего два: первый из них заключается в том, что компьютерные бойцы просто обожают воевать в полный рост, конечно если они почуют опасность, то лягут на землю, но полежав секунд десять снова встанут, эта оплошность искусственного интеллекта делает компьютерных солдат гораздо более уязвимыми для игрока. Второй же недостаток ИИ проявляется в том, что бойцы не умеют менять направление движения на ходу, то есть солдат, бежавший, скажем, на север и решивший побежать на восток, остановится, медленно повернется в нужную сторону и побежит дальше; благодаря этому недостатку врага становится гораздо легче победить, застав его врасплох.
Однако же вернемся к описанию геймплея, итак у нас на очереди игра за командира. Командиром можно быть, как с самого начала, так и стать им, например по воли специально заготовленного скрипта или в случае смерти предыдущего командира, о последнем расскажу по подробнее. Итак, суть в том, что каждый член отряда имеет свой порядковый номер, самый большой из которых равен количеству человек в отряде, командир всегда идет под номером 1, если командир погибает, то его власть переходит к солдату номер 2, от него - к номеру 3 и так далее; естественно, если игрок идет последним номером, то командиром ему никогда не стать. Обидно, особенно если учесть, что руководить гораздо интереснее, чем находиться в подчинении, а всё потому, что только играя за командира можно почувствовать всю ту свободу, которую предоставляет нам OFP. Свободу в том смысле, что, во-первых, у нас имеется очень комплексная и вместе с тем достаточно удобная система управления отрядом, позволяющая укротить своевольный нрав наших подчиненных и заставить их делать то, что нам нужно, а во вторых - мы больше не вынуждены следовать строго определенному маршруту, ведущему к нашей цели: никто, например, теперь не запрещает тихо подобраться к врагу с тыла и, застав врасплох, уничтожить его с наименьшими потерями. Итак, подводя итоги по игре за пехотинца, можно сказать, что главной характеризующей ее особенностью является скрытность. Пехота наиболее уязвима, но и наиболее универсальна, и благодаря своей незаметности и мобильности она с нужным вооружением способна вести борьбу против любого противника, будь то бронетехника, авиация или та же пехота.
Что же касается других родов войск, то тут дела обстоят несколько по-другому. Например, в случае с БТРами, танками и вертолетами, придется не только грамотно действовать самому, но и координировать свои действия с другими членами экипажа. У бронетехники экипаж состоит из водителя, стрелка и командира, а у вертолетов есть только стрелок и пилот он же командир. Тут опять возникает ситуация со значимостью игрока для всей команды в зависимости от его роли. Так, например, быть водителем или стрелком в танке не слишком сложно, но и шанс повлиять на ход сражения также очень незначителен, ибо как хорошо не стреляй, а если летишь прямиком в стан врага, то тут уж никакая стрельба не поможет. В тоже время, играя командиром, нам с одной стороны легче повлиять на итог боя, с другой сложнее выполнять свои собственные обязанности, особенно если командуешь не только экипажем своей машины, но и всем отрядом.
Однако кроме бронетехники и вертолетов в Operation Flashpoint есть еще и самолеты - два боевых и один гражданский, а так как игра у нас про войну, то и обсуждать будем только военные экземпляры. В целом, я склонен считать самолеты самой неудачной и не проработанной техникой в игре, конечно они хорошо выполняют свою роль в любой миссии, но вот играть за пилота самолета удовольствие сомнительное. Виной тому является, как кривое управление, так и полное отсутствие воздушных сражений; нет, их, конечно, можно создать, однако выглядеть это будет жалко. Ну вот собственно и все, что можно написать про технику в OFP. В принципе, несмотря на то, что наличие разнообразной техники и возможность ей управлять является одной из главных фишек данной игры, реализация этой самой техники всё равно сильно отстает от уровня симулятора. Так что если вы решили именно полетать на вертолете или поездить на танке, лучше возьмите настоящий симулятор, ибо в OFP техника - это прежде всего одна из тех деталей, которая как, например, и уровни-острова или переговоры по рации, призвана создать ощущение настоящих боевых действий, ну а также сделать геймплей игры более разнообразным.
Итак, как мы видим, игровой процесс Operation Flashpoint действительно очень интересен и разнообразен, а также действительно существенно отличается от геймплея других комбат симов. Ясно видно, что у игры большой потенциал, но не всегда этот потенциал можно правильно реализовать. Поэтому я считаю, что разработчики поступили очень хорошо, введя в OFP редактор. Я бы даже сказал, что этим они если и не обессмертили, то, по крайней мере, надолго продлили жизнь своему творению. Ибо такому геймплею, как в OFP, явно тесновато в рамках официальных миссий и кампаний, а благодаря редактору любой геймер сможет сделать простенькую миссию чисто для себя. А если же есть желание - то и вполне профессиональную, ведь редактор и есть тот самый инструмент, при помощи которого сами авторы игры создавали все миссии. Кстати, если уж мы заговорили об OFP Community, то стоит упомянуть, что Operation Flashpoint еще и очень хорошо модифицируется, при этом новое оружие, техника и так далее не заменяет оригинальную, а лишь добавляется к ней. Поэтому нет ничего удивительного в том, какое огромное количество любительских модов, миссий кампаний и т.п. можно найти на сайтах посвященных Operation Flashpoint. Кстати, вы, наверное, уже заметили, что я до сих пор не упомянул такую вкусную добавку к игре, как мультиплеер. Не спешите пугаться: мультиплеер здесь есть, ведь было бы по крайней мере, странно если бы его не было. Ибо создать игру, наиболее реалистично симулирующую боевые действия, и вместе с тем не дать возможности помериться силами с реальными людьми - это просто верх безрассудства. В целом, думаю, что подробное описание этого аспекта игры будет уже лишним, скажу только, что поиграть в мультик стоит хотя бы для того, чтобы ощутить разницу между живыми людьми и искусственным интеллектом. Ведь сражаться с реальным соперником в любом случае интереснее чем с виртуальным, а если еще и сами условия приближены к реальным, то интереснее в двойне. В общем, из всего выше сказанного отлично видно, что в деле реализации заложенного в игре потенциала, Operation Flashpoint заслуженно можно ставить твердую пятерку.
А тем временем эта статья уже подходит к концу и пора подводить итоги. Как уже говорилось в самом начале обзора, Operation Flashpoint несомненно игра уникальная, и уже сам этот факт добавляет ей баллы. Но вместе с тем она еще и достаточно специфическая и ее вряд ли можно порекомендовать всем и каждому. Ведь, несмотря на все свои достоинства OFP имеет также и немало недостатков, начиная от кривоватого и не очень оптимизированного движка и заканчивая глюками и недочетами искусственного интеллекта, да и чрезмерная хардкорность тоже придется не всем по душе, и это не считая мелочей вроде Русских говорящих по-английски (хотя и с акцентом) или отсутствия нормальной анимации при посадке в технику (и в грузовик и в самолет все залезают одинаково). Однако придется признать, что Operation Flashpoint единственная игра в своем роде, к сожалению другие студии не стали развивать заложенные в ней идеи, и аналогичных игр-конкурентов так и не появилось. Поэтому приходится принимать OFP такой, какая есть, со всеми ее достоинствами и недостатками, но ведь, с другой стороны, всё не так уж и мрачно, и, на мой взгляд, хоть OFP далеко не идеальна, однако ее отрицательные стороны полностью бледнеют на фоне положительных.
P.S. К слову, Operation Flashpoint, по моему мнению, как ни одна другая игра передает атмосферу военных действий и ощущение присутствия на поле боя.
Автор: unreal doom
Дата: 25.12.2007