В России большинство любителей КИ – профессионалы, готовые часами вгрызаться в зубодробительный гранит неудобоиграемых произведений. Как хорошо, что некоторые отечественные издатели это понимают. И вот мы имеем Sudden Strike, Silent Storm, «В тылу врага». Во все это невозможно играть, лишь поигрывать время от времени часов по десять в сутки, потому что оторваться от игры, не закончив миссию, неблагородно, а за меньшее время пройти карту без единой потери нереально. И дело не в пижонстве, а в том, что графика и атмосферность находятся на запредельном уровне, из-за чего к каждому солдатику, обряженному в смешную каску, относишься как к родному. Как же его подставить под пули?

Первая часть рецензируемой игры с самого начала повергала в недоумение. Требовалось произвести над собой некоторое усилие, чтобы понять: по ту сторону зеркального стекла монитора не клон Commandos и не шутер, а самая что ни на есть стратегия в реальном времени с ужасающим уровнем реализма. Помните свои извращенные геймерские восторги, когда неудачно заехавшая на край воронки бронемашина падала на бок, и ее – неповрежденную, с полным боекомплектом – приходилось бросать в самый неподходящий момент? А мучения с ремкомплектом?

[​IMG]

«В тылу врага-2» («ВТВ2» в стране тучного жнивья и Faces of War у варягов) лишена многих недостатков первой части, которые и мешали, и добавляли реализма в процесс. Например, больше нет необходимости совать автомат прямо в руки новобранцу и пристраивать ремкомплект в окне снаряжения, теряя драгоценные секунды. Заодно подлечены acknowledgments, увеличена нотная линейка музыкальных фрагментов. Но прежде всего стоит отметить более простое управление, несмотря на непомерно разросшийся интерфейс (окно специальных действий теперь имеет три закладки). Поумнел курсор, поумнели и ваши подопечные, которые умеют теперь действовать сообща в рамках отряда с командиром во главе. Несколько кликов – и гранатометчик отправляется искать выгодную позицию, чтобы подорвать танк, а снайпер в это же время пристраивается на другом фланге, откуда удобнее всего снимать с брони расползающийся экипаж. При выборе места для наиболее удобного укрытия нам показываются обесцвеченные силуэты бойцов в тех позах, которые они примут, добравшись до места: кто-то прижмется спиной к стене полуразрушенной постройки, а кто-то присядет на одно колено за поленницей. В нужный момент солдат сам выглянет из-за угла и очередью уложит пару-тройку подбегающих врагов. Заметив подлетающую гранату, они присядут или отпрыгнут, зажав уши и прикрыв голову. Пока в режиме прямого управления двое долбят из пушки настырный танк, поливающий огнем ваших соратников, третий будет исполнять танец смерти, самостоятельно меняя позицию и цели.

[​IMG]

В итоге мы получаем тактический шутер с нетрадиционно подвешенной камерой. Вокруг кипит бой, солдаты одного с вами цвета действуют по своему усмотрению, а вы командуете небольшим подразделением и обязаны подчиняться скриптовым приказам. Если сказано – уничтожить минометный расчет, отправляйтесь на означенное рандеву, не обращая внимания на тактические расклады. Мне показалось более логичным обойти расположение противника с тыла. И вот мои молодцы вырастают за спиной ничего не подозревающего врага. Зенитчики получают прикладом в зубы, пулеметчики расстреливаются в упор. Ура! Теперь ничто не помешает моим ребятам добраться до миномета. Но увы, они уже наступили на неправильный триггер. Сценарный порядок миссии нарушен, и отовсюду начинают лезть баги вроде неубиваемого и равнодушного ко всему солдата, гордо торчащего посреди огненной вакханалии. Wrong checkpoint! Перезагружайтесь и лезьте под пули, ваши стратегические мозги здесь никому не нужны.

[​IMG]

Печально, но все это противоречит самой сути стратегической игрушки. Вот карта. Вот твои вооруженные силы. Вот противник. Первый ход сделан, часы пущены, партия началась. Время от времени в твоем тылу появляются фашистcкие самоходки, но в конечном итоге все зависит только от твоей способности видеть шахматную доску и от быстроты мышереакции. «ВТВ2» грубейшим и неинтереснейшим образом нарушает эти принципы. Нелепая необходимость соблюдения очередности выполняемых заданий раздражала еще в Sudden Strike: когда снайпер, проползший на брюхе по периметру всю карту, уничтожал-таки батарею дальнобойных гаубиц и ваши танки получали возможность отутюжить позиции врага, игра отказывала вам в праве заняться следующей миссией, потому что сначала надо было утюжить, а уж потом добираться до гаубиц. В «ВТВ2» к этой сомнительной находке прикрутили еще и совершенно шутерный геймплей. Мы радуемся и удивляемся прорисовке карт, честной физике, изобилию видов вооружения и тактических шедевров, исполняемых огромным количеством NPC здесь и там. Но стратегам здесь делать нечего, а поклонники WWII-шутеров с бОльшим удовольствием вернутся к своим аркадным забавам. По крайней мере, там сопровождаемые нами танки не лезут тупо на пушки и панцершреки, как в «ВТВ2».

[​IMG]

Нет никакого желания обсуждать реализм ТТХ и потребительских свойств боевых единиц. Игра есть игра. Того, что давала нам первая часть игры, было вполне достаточно для вознесения ее в сонм вечно живущих в винчестерном раю богов. И от сравнения с ней никуда не деться. Если бы «ВТВ2» была всего лишь немного улучшенной версией оригинальной игры, мы бы, как всегда, посетовали на недостаток фантазии разработчиков и их зависимость от жадного издателя, но тем не менее с удовольствием снова окунулись бы в знакомые стратегические воды, смакуя каждый нововведенный кусочек. Но «ВТВ2» предлагает – ни много ни мало – новый взгляд на тактические RTS. И взгляд этот, увы, скучен. Не удается ни потренировать стратегическую мышцу, ни получить адреналиновое наслаждение.

Автор: Мицунэ
Дата: 31.03.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей