Мне всегда казалось странным желание людей налепить ярлык на очередной игровой продукт. Вот и в данном конкретном случае заявления разработчиков о том, что их игра есть не что иное как дитя любви Civilization и Warcraft, звучат, на мой взгляд, удивительно. А все потому, что речь идет о
Age of Empires.
Их никто не ждал
Они сами приплыли...
Я не ставлю перед собой задачу выдать вам всеобъемлющее описание AoE: в эту игру не играл, пожалуй, только ленивый или тот, кто родился много позже ее выхода, а теперь его банально «тошнит от плоской фигни», поэтому выскажу сугубо свое, личное мнение по этому, безусловно, хитовому проекту. Лично я отчетливо помню январь 1998 года, когда мне посчастливилось увидеть это чудо дизайнерской мысли в исполнении Ensemble Studios. Шикарный гоплит взирал на юного стратега с обложки «профессионально переведенного хита от Майкрософт», а надписи на обороте сулили райские блаженства на протяжении тысяч лет существования человечества. Про скриншоты в стиле «стенка на стенку» можно даже не вспоминать – их-то уж точно видели все.
Задумка разработчиков заключалась в том, чтобы предоставить игроку возможность возглавить первобытное племя, которое, собирая клюкву и охотясь на крокодилов, со временем достигнет технологических вершин железного века. По сути дела, нам предоставили возможность развиваться на протяжении нескольких условных периодов истории человечества. На деле же весь сыр-бор был затеян для того, чтобы не дать игроку отстроить все, что ему нужно, с самого начала игры. Такая мысль посетила меня, когда я обнаружил, что для «изобретения» стен надо производить отдельные научные изыскания, а, скажем, для несравненно более продвинутой инженерной мастерской – нет. Таким образом, получилось, что переход в очередную эпоху дарит игроку пакет обновлений и дополнительных плюшек моментального действия. Не особо реалистично, не так ли?
С другой стороны, на подобные рассуждения буквально не остается времени, когда приходится обращать свое внимание на подконтрольных игроку туземцев. Забот для лидера поселения каменного века, представьте себе, Ensemble придумала большое количество. Помимо непосредственно исследований, которые, на мой взгляд, весьма бестолково разбросаны по постройкам (кто-нибудь объяснит мне почему сторожевые вышки изобретают в амбарах, а улучшение брони происходит в хранилище?), надо заниматься сбором ресурсов. Для чистокровной RTS, коей без сомнений является AoE, 4 вида ресурсов, согласитесь, приличная цифра. С деревом все понятно – рубится, складируется. С золотом и камнем – то же самое. Но на продуктах питания разработчики решили оторваться по полной: тут вам и возможность собирать дары природы, и охота (на львов, слонов, крокодилов…), и рыболовство, земледелие… Приходится соизмерять рациональность, скажем, изведения поголовья антилоп со стоимостью строительства очередной фермы.
Кстати, в связи со строительством хочется отметить еще одну не самую приятную условность, которая почтила своим вниманием AoE. Указав место под будущую постройку и назначив строителя из числа городских жителей, мы становимся свидетелями того, как последний в одиночку, буквально не вставая с колен, одним лишь молотком построит какое угодно здание. Причем сам акт строительства выглядит весьма странно: строитель стучит в стороне по рамке здания, а здание строится. Я не могу сказать, что у меня есть идеи, как можно было бы это сделать более реалистично, но такие моменты, честно говоря, раздражают. Особенно когда авторы заявляют о всеобъемлющей историчности своего творения. Сюда же можно отнести и классическое возгорание подбитых топором врага зданий – кто мешал сделать вместо пожара, скажем, анимацию разрушения? За примерами далеко ходить не надо – те же городские стены именно рушатся, а не горят.
В брифингах часто рекомендуют применять "танковые" кулаки
Сам ИИ предпочитает атаковать одним юнитом.
До поры до времени.
Но самое главное, за что можно обожать AoE, – графика. Красочный рельеф с неким подобием трехмерности (которой, конечно, нет, но попытка создать холмы и пригорки, безусловно, похвальна) украшен различного вида деревьями и дикими зверями. Анимация всего и вся превосходна (пусть меня и смущает стрела, пущенная лучником, – летит она явно не из лука), но в некоторых случаях несколько… прерывиста. Синее море радует глаз телодвижениями своих обитателей, на сторожевой вышке горит огонь, а крестьяне покорно пропалывают грядки вблизи городского центра. Впрочем, и тут есть к чему придраться. Габариты зданий явно не соответствуют размерам подразделений, которые они производят. Последние появляются из, условно, «казарм» моментально, что также не добавляет игре реализма. Что помешало художникам нарисовать хижину крестьян так, чтобы она оказалась *хотя бы* не меньше своего хозяина? Большой вопрос. Еще больший вопрос, почему в игре нет ни одного персонажа женского пола. Нет, абстрактные персонажи имеются (например, повод для начала осады Трои), но юнитов женского пола в игре, судя по всему, нет…
Большой вопрос встает и тогда, когда приходит время начать боевые действия. Помните эти прекрасные скриншоты, в которых одна сбалансированная армия стоит против другой, столь же разноплановой орды? Величественные слоны, подпираемые с флангов колесницами, за спинами которых расположились лучники и тяжелая конница в три шеренги… В реальности дела обстоят куда проще. Глобальные стычки случаются только в трех случаях: при штурме города, при его обороне и в случае борьбы за последнее месторождение какого-то ресурса. Давать генеральное сражение с обязательным построением своих войск в стройные ряды ИИ категорически отказывается. Да и сами сражения зачастую сводятся к куче мала, в которой побеждает та сторона, у которой больше юнитов с высокими показателями атаки и защиты. Сверху все это безобразие поливается стрелами и ядрами катапульт, причем последним, в общем случае, абсолютно все равно, кого крушить: своих или чужих. С морскими сражениями дела обстоят несколько иначе. Так, последний апгрейд для галеры превращает ее немощные стрелы в смертоносные снаряды, которые, правда, заметно уступают своим предшественникам в точности.
В целом, ИИ действует более-менее прилично, но некоторые его шаги не поддаются никакой логике. Так, в «греческой» кампании многие сценарии происходят на островах. Не обращайте внимания на советы во время брифинга: залогом победы является скорейшее строительство боеспособного флота, которому необходимо уничтожить доки противника. Все. Как правило, ИИ предпринимает одну попытку построить еще одну верфь, причем после ее разрушения компьютер решает, что жить можно, в принципе, и без еды, да и запасы золота на удаленных островах – ерунда. Также компьютер обожает рушить защищенный башнями участок стены, не решаясь почему-то пойти в обход. Ах, да, вы не забыли – в AoE нет ворот. Вы тоже удивлены? И таких примеров не так уж мало.
Вернемся к тому, с чего, собственно, начали. AoE никак нельзя назвать преемником Civilization. Хитрый ход дизайнеров по включению в игру чудес света, эпох и изобретений не превращает эту 100%-ную RTS в TBS и уж точно не придает ей глобальности, коей славится Civilization. Думаю, мало кому придет в голову играть в AoE потому, что кто-то сказал, что она похожа на Civilization. Помнится, в конце 90-х доблестные отечественные пираты обожали писать на коробках с Baldur’s Gate и Fallout 2 фразы вроде «в лучших традициях Diablo», так что, как говорится, на заборе тоже написано.
Кстати, о них, пиратах. Я извлек на свет божий тот самый диск (10 лет выдержки, между прочим) и уж было хотел похвалить переводчиков, но… Начнем с того, что особо-то в AoE переводить нечего, ну, а за обзывание «гоплита» «хопником» надо сразу гнать в шею. К счастью, спустя столько лет «Новый Диск» выдал-таки официальную локализацию AoE. Тут бы нам и обрадоваться, да вот только в «золотом издании» чудесная музыка променяла свой формат на гораздо менее качественный. А что выбирать – хопника или неоригинальную звуковую дорожку – решать, как обычно, покупателям.
Кучу мала заказывали?
Игра, безусловно, великолепна, но едва ли ее можно назвать прорывом в стратегическом жанре. Взлет Age of Empires и последующее воцарение на троне RTS Age of Empires 2 сошло на нет с выходом Age of Empires 3 и большого количества конкурентов. Тут вам и великолепный Warcraft 3, и долгожданный Starcraft 2 (пока только в проекте), и, похоже, бесконечный C&C – Ensemble занялась самокопированием, и Age of Empires 4 сейчас, на мой взгляд, никто не ждет. «Современным» игрокам она не нужна потому, что AoE3, извините, не блещет, а поклонникам шедевров десятилетней давности она не нужна потому, что у них есть Age of Empires.
Age of Empires.
Их никто не ждал
Они сами приплыли...
Я не ставлю перед собой задачу выдать вам всеобъемлющее описание AoE: в эту игру не играл, пожалуй, только ленивый или тот, кто родился много позже ее выхода, а теперь его банально «тошнит от плоской фигни», поэтому выскажу сугубо свое, личное мнение по этому, безусловно, хитовому проекту. Лично я отчетливо помню январь 1998 года, когда мне посчастливилось увидеть это чудо дизайнерской мысли в исполнении Ensemble Studios. Шикарный гоплит взирал на юного стратега с обложки «профессионально переведенного хита от Майкрософт», а надписи на обороте сулили райские блаженства на протяжении тысяч лет существования человечества. Про скриншоты в стиле «стенка на стенку» можно даже не вспоминать – их-то уж точно видели все.
Задумка разработчиков заключалась в том, чтобы предоставить игроку возможность возглавить первобытное племя, которое, собирая клюкву и охотясь на крокодилов, со временем достигнет технологических вершин железного века. По сути дела, нам предоставили возможность развиваться на протяжении нескольких условных периодов истории человечества. На деле же весь сыр-бор был затеян для того, чтобы не дать игроку отстроить все, что ему нужно, с самого начала игры. Такая мысль посетила меня, когда я обнаружил, что для «изобретения» стен надо производить отдельные научные изыскания, а, скажем, для несравненно более продвинутой инженерной мастерской – нет. Таким образом, получилось, что переход в очередную эпоху дарит игроку пакет обновлений и дополнительных плюшек моментального действия. Не особо реалистично, не так ли?
С другой стороны, на подобные рассуждения буквально не остается времени, когда приходится обращать свое внимание на подконтрольных игроку туземцев. Забот для лидера поселения каменного века, представьте себе, Ensemble придумала большое количество. Помимо непосредственно исследований, которые, на мой взгляд, весьма бестолково разбросаны по постройкам (кто-нибудь объяснит мне почему сторожевые вышки изобретают в амбарах, а улучшение брони происходит в хранилище?), надо заниматься сбором ресурсов. Для чистокровной RTS, коей без сомнений является AoE, 4 вида ресурсов, согласитесь, приличная цифра. С деревом все понятно – рубится, складируется. С золотом и камнем – то же самое. Но на продуктах питания разработчики решили оторваться по полной: тут вам и возможность собирать дары природы, и охота (на львов, слонов, крокодилов…), и рыболовство, земледелие… Приходится соизмерять рациональность, скажем, изведения поголовья антилоп со стоимостью строительства очередной фермы.
Кстати, в связи со строительством хочется отметить еще одну не самую приятную условность, которая почтила своим вниманием AoE. Указав место под будущую постройку и назначив строителя из числа городских жителей, мы становимся свидетелями того, как последний в одиночку, буквально не вставая с колен, одним лишь молотком построит какое угодно здание. Причем сам акт строительства выглядит весьма странно: строитель стучит в стороне по рамке здания, а здание строится. Я не могу сказать, что у меня есть идеи, как можно было бы это сделать более реалистично, но такие моменты, честно говоря, раздражают. Особенно когда авторы заявляют о всеобъемлющей историчности своего творения. Сюда же можно отнести и классическое возгорание подбитых топором врага зданий – кто мешал сделать вместо пожара, скажем, анимацию разрушения? За примерами далеко ходить не надо – те же городские стены именно рушатся, а не горят.
В брифингах часто рекомендуют применять "танковые" кулаки
Сам ИИ предпочитает атаковать одним юнитом.
До поры до времени.
Но самое главное, за что можно обожать AoE, – графика. Красочный рельеф с неким подобием трехмерности (которой, конечно, нет, но попытка создать холмы и пригорки, безусловно, похвальна) украшен различного вида деревьями и дикими зверями. Анимация всего и вся превосходна (пусть меня и смущает стрела, пущенная лучником, – летит она явно не из лука), но в некоторых случаях несколько… прерывиста. Синее море радует глаз телодвижениями своих обитателей, на сторожевой вышке горит огонь, а крестьяне покорно пропалывают грядки вблизи городского центра. Впрочем, и тут есть к чему придраться. Габариты зданий явно не соответствуют размерам подразделений, которые они производят. Последние появляются из, условно, «казарм» моментально, что также не добавляет игре реализма. Что помешало художникам нарисовать хижину крестьян так, чтобы она оказалась *хотя бы* не меньше своего хозяина? Большой вопрос. Еще больший вопрос, почему в игре нет ни одного персонажа женского пола. Нет, абстрактные персонажи имеются (например, повод для начала осады Трои), но юнитов женского пола в игре, судя по всему, нет…
Большой вопрос встает и тогда, когда приходит время начать боевые действия. Помните эти прекрасные скриншоты, в которых одна сбалансированная армия стоит против другой, столь же разноплановой орды? Величественные слоны, подпираемые с флангов колесницами, за спинами которых расположились лучники и тяжелая конница в три шеренги… В реальности дела обстоят куда проще. Глобальные стычки случаются только в трех случаях: при штурме города, при его обороне и в случае борьбы за последнее месторождение какого-то ресурса. Давать генеральное сражение с обязательным построением своих войск в стройные ряды ИИ категорически отказывается. Да и сами сражения зачастую сводятся к куче мала, в которой побеждает та сторона, у которой больше юнитов с высокими показателями атаки и защиты. Сверху все это безобразие поливается стрелами и ядрами катапульт, причем последним, в общем случае, абсолютно все равно, кого крушить: своих или чужих. С морскими сражениями дела обстоят несколько иначе. Так, последний апгрейд для галеры превращает ее немощные стрелы в смертоносные снаряды, которые, правда, заметно уступают своим предшественникам в точности.
В целом, ИИ действует более-менее прилично, но некоторые его шаги не поддаются никакой логике. Так, в «греческой» кампании многие сценарии происходят на островах. Не обращайте внимания на советы во время брифинга: залогом победы является скорейшее строительство боеспособного флота, которому необходимо уничтожить доки противника. Все. Как правило, ИИ предпринимает одну попытку построить еще одну верфь, причем после ее разрушения компьютер решает, что жить можно, в принципе, и без еды, да и запасы золота на удаленных островах – ерунда. Также компьютер обожает рушить защищенный башнями участок стены, не решаясь почему-то пойти в обход. Ах, да, вы не забыли – в AoE нет ворот. Вы тоже удивлены? И таких примеров не так уж мало.
Вернемся к тому, с чего, собственно, начали. AoE никак нельзя назвать преемником Civilization. Хитрый ход дизайнеров по включению в игру чудес света, эпох и изобретений не превращает эту 100%-ную RTS в TBS и уж точно не придает ей глобальности, коей славится Civilization. Думаю, мало кому придет в голову играть в AoE потому, что кто-то сказал, что она похожа на Civilization. Помнится, в конце 90-х доблестные отечественные пираты обожали писать на коробках с Baldur’s Gate и Fallout 2 фразы вроде «в лучших традициях Diablo», так что, как говорится, на заборе тоже написано.
Кстати, о них, пиратах. Я извлек на свет божий тот самый диск (10 лет выдержки, между прочим) и уж было хотел похвалить переводчиков, но… Начнем с того, что особо-то в AoE переводить нечего, ну, а за обзывание «гоплита» «хопником» надо сразу гнать в шею. К счастью, спустя столько лет «Новый Диск» выдал-таки официальную локализацию AoE. Тут бы нам и обрадоваться, да вот только в «золотом издании» чудесная музыка променяла свой формат на гораздо менее качественный. А что выбирать – хопника или неоригинальную звуковую дорожку – решать, как обычно, покупателям.
Кучу мала заказывали?
Игра, безусловно, великолепна, но едва ли ее можно назвать прорывом в стратегическом жанре. Взлет Age of Empires и последующее воцарение на троне RTS Age of Empires 2 сошло на нет с выходом Age of Empires 3 и большого количества конкурентов. Тут вам и великолепный Warcraft 3, и долгожданный Starcraft 2 (пока только в проекте), и, похоже, бесконечный C&C – Ensemble занялась самокопированием, и Age of Empires 4 сейчас, на мой взгляд, никто не ждет. «Современным» игрокам она не нужна потому, что AoE3, извините, не блещет, а поклонникам шедевров десятилетней давности она не нужна потому, что у них есть Age of Empires.
Автор: katarn
Дата: 09.08.2008