На серию игр «Space Empires» стоит обратить внимание хотя бы потому, что она была самой живучей серией космических 4X-стратегий. Она родилась вместе с Master of Orion и пережила её на целых семь лет. Причём скончались «империй» не от внезапного банкротства разработчика, а оттого, что он сам начал делать игры на другие тематики.

Так выглядит почти что любая система. Иногда систему одолевает хворь (это надо видеть!), иногда вместо звёзд натыкаешься на чёрную дыру или красного гиганта.
Вместо пролога
Речь здесь пойдёт о Space Empires 4. Потому стоит упомянуть о предыдущей части. Хотя бы затем, чтобы объяснить: третья часть, вышедшая в 1997 году, произвела просто небывалый фурор среди англоязычных игроков. Тогда студия Malfador Machinations состояла из двух человек (Аарон Холл и его друг Рассел Сейто). Через год они начали работу над четвёртой частью. Со временем к ним присоединились фанаты третьей части, и в июле 2000 года они выпустили «кульминацию семи лет прогресса»: Space Empires IV…
Closer to the stars
Чтобы иметь представление, что такое Space Empires, достаточно сыграть в Master of Orion и Civilization. От первой SE достался размах (строим, ни много ни мало, галактическую империю), от второй – простота освоения. Хотя сказать, что это «плагиат», нельзя при всём желании.
Империя начинается с одной планеты в одной из многочисленных систем. Системы построены на манер Pax Imperia: между ними нельзя перемещаться просто так, для этого используются точки перехода – Warp Points. Кроме них в системах всё стандартно, разве что астероиды не образуют пояса вокруг солнца, а планеты не двигаются по орбитам.

Колонизатор летит вперёд, навстречу новым мирам...
Начало начал
Итак, начинается игра, вы отдаёте приказ в планете соорудить колонизатор или разведывательный корабль с лёгким вооружением. Если вы нажали на Quick Start в главном меню и выбрали расу, то всё в порядке. Но если вы решили соорудить свою империю, предварительно накидав ей перки и разные особенности, то выясняется, что она строить не может. Совсем! Причина в том, что для того, чтобы начать массовое производство корабля, нужен чертёж. Чертежи создаются в отдельном меню во время игры. То есть в первом же ходу лезьте в меню «Designs» и создавайте свой начальный флот, благо игра пошаговая.
Когда речь заходит про империи, то тут есть выбор: либо берёте одну расу «по умолчанию», либо создаёте свою. При последнем решении идеи лезут из игры как из рога изобилия: твори что хочешь! Можно создать расу роботов, можно сделать своеобразных протоссов, можно вовсе взять и переделать людей, дав им минус к интеллекту и плюс к плодовитости... Конечно, не «Stars!», где все расы внешне обезличены, но отличия были заметны чуть ли не невооруженным глазом. Но уже что-то!
Что касается колонизации, то тут такое же раздолье, как в Master of Orion. Каждая планета обладает своим типом, размерами, атмосферой и запасами ресурсов. Однако в начале вы не можете колонизировать, к примеру, газовые гиганты, если изначально ваша раса живёт на планетах каменного типа. Процветание расы и размер колонии зависит от атмосферы. Люди могут спокойно жить и с большим успехом застраивать планеты, у которых в графе "атмосфера" указан "кислород", но жить в планетах с большой концентрацией водорода не могут. Точнее, могут, но они создают на подобных планетах колонию из биокуполов, что не даёт особо разгуляться.
Однако, к сожалению, нельзя строить колонии на астероидах, как это было в третьей части. Но можно собирать с них ресурсы, предварительно создав такой корабль. Вообще, в игре очень много деталей, которые могут повлиять на развитие империи, но здесь их перечислить невозможно!

Неожиданная встреча! Но этот протекторат нас трогать не станет - он из той разновидности инопланетян, которые в другие системы не лезут принципиально.
Первый контакт
Когда ваша империя оказывается не единственным государством в секторе, начинается политика и прочие радости, которые возможны лишь в мультиплеере. Поскольку компьютер порой действует случайно и может от балды объявить вам войну. Ладно если преимущество на его стороне, но когда это делает нейтральная империя, которая вовсе не вылезает из своей родной системы, и при этом выдавая на каждую просьбу о капитуляции отказ.… Да, порой здешние боты ведут себя как галлы – умирают, но не сдаются. А если и сдаются, то только в тот момент, когда потеряют последнюю планету. Кстати, капитуляция тут гораздо более выгодна, ибо уничтожение империи не приносит новых технологий.
Если нейтральная империя не суёт носу дальше своей родной системы, то империя другого игрока – это другой зверь. Хотя бы потому, что во время войны будет посылать против вас как минимум один корабль. При этом на контакт он идёт, только если ему снести три колонии.
Впрочем, одной войной дело не ограничивается. Иногда ИИ может требовать от вас дань, иногда просто предложить союз и при этом угрожать, чтобы вы аннулировали союз с другими империями.

Окно политики: ну и физиономии...
Конструкторский просчёт
Оружие в игре сбалансировано своеобразно. Вот пример: каждой империи доступны ядерные ракеты, которые на расстоянии 8 клеток могут снести любую цель, если та не вздумает уклоняться. Единственный способ как-то защитить корабли от такого вооружения – изучить технологию точечных комплексов (Point Defense Cannons), которые сбивают ракету при её приближении к кораблю. И все это из-за того, что урановые пушки, тоже доступные изначально, ничего не могут сделать против ракет в силу своей дальности и другой направленности. Они предназначены для «ближнего боя» и уничтожения мелких аппаратов, не являющихся снарядами: истребители и спутники. В итоге если вы понаклепали корабли эскорта с пушками и тут к вам подлетает фрегат с двумя ракетными отсеками, то всё, что вы можете делать, – это давить один фрегат десятью или двадцатью эскортами, ибо ракеты уверенно сносят 1 корабль за раз. Или вручную командовать всеми флотами, поскольку компьютер не думает об уклонениях.
Однако если вы поставили урановые пушки на орбитальную станцию или на защитную платформу, то жечь она будет как раз на расстоянии 8 клеток.
Впрочем, есть и другие типы вооружения, но их применение – дело вкуса игрока. Искусственный интеллект тут скуп на военное разнообразие. Он активно применяет корабли, истребители, спутники, при этом не использует наземные войска. Он предпочитает уничтожать всё население вражеских планет, а не захватывать их.

Хотя мы и сами тоже красавцы.
Кастомизация
В графическом плане Space Empires IV уступает Master of Orion 2. Ещё бы, «Космические империи» - не Crysis, в них иная начинка. Впрочем, у серии с третьей части была главная особенность: кастомизация!
Что это значит? Это значит, что вы в четвёртой части можете:
-поменять портреты лидеров имеющихся империй;
-создать свою империю, чьим лидером будет полуголая анимешная баба;
-поставить в качестве музыкального сопровождения музыку Linkin Park;
-переделать внешний вид игры: заставку в главном меню, внешний вид зданий;
-сделать компьютер более агрессивным;
-сварганить для игры отдельную модификацию, посвящённую «Стар Треку» или «Звездным войнам»!
Если в третьей части всё ограничивалось заменой исходных файлов с изображениями наборов кораблей (английское «Ship set» - это ещё и внешний вид империи), то в четвёртой можно творить всё вышеперечисленное, просто поменяв картинки в формате BMP или добавив их в одну из директорий внутри папки Pictures.
Другое дело, что подобные финты требуют прямых рук, нормального графического редактора и знания того, что и в каком файле надо менять. Но можно просто скачать модификацию вместе со специальной программой, позволяющей запускать моды, не ломая базовую игру, и изучать то, что соорудили другие игроки из других концов планеты.

Скриншот из модификации Dark Nova. Она примечательна тем, что на планете можно основать кучу таких городов. Жаль, что нет таких городов, которые отвечают не только за исследования и добычу ресурсов, но и за разведку.
Эндшпиль
С одной вещью не поспоришь – эта игра действительно представляет собой кульминацию. В ней были собрано, доведено до ума и даже дополнено новыми деталями всё то, что доводилось видеть в третьей части. Правда, искусственный интеллект пострадал - он стал менее разговорчив.
Именно поэтому четвёртую часть любят чуть ли не больше, чем пятую. Пятая часть стала сложнее, пускай и в чём-то более интересной. Игра классная, даром что ей с издателем в России не повезло! Издательство «Акелла» выпустила и четвёртую, и пятую части, при этом лишила россиян и жителей стран СНГ возможности пропатчить эти игры до последней версии и нормально играть с людьми из-за рубежа. А уж перевод у них, мягко говоря, не литературный.
Стоит ли играть в четвёртую «Space Empires»? Стоит, но с одним условием: если вы готовы эту игру изучать! В ней много разных деталей, каждая из которых позволяет создать свою стратегию или просто впечатляет.

Автор: Terronezov
Дата: 27.06.2013

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей