В далёком 2009 году компания Ensemble Studios, находившаяся под крылом корпорации Microsoft, закрылась. Её последним проектом стала консольная стратегия Halo Wars, использующая сеттинг серии шутеров Halo. Однако студия «Ансамбль» прославилась отнюдь не этой игрой, а серией Age of Empires, которая была серьёзным конкурентом Warcraft и Starcraft. Многие из нас днями напролёт играли за египтян, греков или за другие национальности в Age of Empires 1 (1997). Однако автор этих строк сначала познакомился не с ней, а с Age of Mythology.


Баллада о греках​


«Эра мифологии» («Век мифологии», или «Эпоха мифологии») вышла в октябре 2002 года и представляет собой спин-офф серии Age of Empires. Империи тут есть, есть греки, есть египтяне, есть северные народы, но к ним добавили ещё героев, мифических существ и богов. Определённый сдвиг в эту сторону был ещё в первой «Эпохе империй», где жрецы умели прямо на поле боя лечить солдат.


Кампания начинается с того, что генерал Атлантиды, Аркантос, по воле правителей острова и его бога-покровителя Посейдона отправляется на Троянскую войну. Но перед этим ему приходится сразиться с пиратами, чтобы вернуть украденный ими трезубец, принадлежавший главной статуе царя морей. После падения Трои Аркантос с Аяксом уходят в Иоклос, чтобы там отремонтировать корабли. Но город захвачен и разграблен бандитами. Освобождение города и дальнейшая погоня за бандитами превращаются в длительное путешествие, которое в итоге ставит перед героями задачу по спасению мира от титанов.

При этом сюжет постоянно подогревает интерес к игре. В начале и конце каждой миссии нам показывают катсцены, в которых герои жестикулируют и действуют как настоящие актёры на сцене. Поначалу это приводит в изумление, но в какой-то момент приедается и выглядит действо просто забавным, пускай и отлично сделанным. Интересен сюжет ещё и тем, что он по-своему интерпретирует известные легенды: Троянская война, Одиссея, легенда о воскрешении Осириса. Во время своего путешествия герои даже восстанавливают Мьёлльнир, молот Тора.


Помимо кампании игра включает режим игры против компьютера и, само собой, мультиплеер. При этом игра может закончиться уничтожением врагов либо строительством Чуда — особо крупного здания, владением которым в течение 10 минут означает автоматическую победу. Но тут надо быть подготовленным. Да, на лёгком уровне сложности искусственный интеллект совершает глупости. Но уже на среднем уровне он прессует игрока чуть ли не с момента перехода в классическую эру.

При этом в игре сохранилась главная деталь AoE: внутриигровая база данных, которая рассказывает о богах, героях, солдатах, зданиях, кораблях, улучшениях и мифических созданиях. Местами не без иронии, но чаще информация подаётся на полном серьёзе, с цитированием древних текстов.

Тот же вид, но в профиль​


Механика AoM близка к AoE. Игрок строит базу, его крестьяне (и дварфы, если он играет на стороне скандинавов) добывают еду, золото и рубят лес, а солдаты защищают всё имущество от набегов соседей. Военное дело в игре развито до предела, ведь это наследие основной серии. Есть пехота, лучники и кавалерия. Каждый из этих типов войск имеет свои сильные и слабые стороны.

Формально тут срабатывает принцип «камень-ножницы-бумага»: пехота хорошо уничтожает кавалерию, кавалерия сильна против лучников, а те — против пехоты. Но у каждой фракции есть своя пехота, свои лучники и своя конница. И пехота не всегда сильна против кавалерии. Например, у греков есть гоплит, вооружённый копьём, который силён против всадников. При этом у них также есть гипаспист — пехотинец, мастерски уничтожающий других пехотинцев.


Фракции отличаются друг друга и имеют собственную политику. Греки могут и неплохо воевать, и спокойно жить в мире, но лучше им живётся в мирное время, при этом греческие крестьяне отличаются особой религиозностью. Египтяне, как представители страны с сильной экономической системой и домоседы, напирают на добычу золота и для ублажения богов строят монументы. Скандинавы, как жители земель с суровым и нестабильным климатом, привыкли не строить склады, а добывать ресурсы недалеко от повозок. При этом их боги радуются тому, что северяне с кем-нибудь воюют. Это отличие сильно завязано на новом ресурсе — благоволение богов, или почёт (Favor). Благоволение позволяет значительно усиливать людей, монстров и даже увеличивать добычу ресурсов.

Ещё одной характерной для серии «Эра Империй» фичей является так называемый переход на уровни развития. В «Эре мифологии» уровни переименовались в эпохи, а при переходе на следующую эпоху игра спрашивает, какому богу вы хотите поклоняться. И тут проявляется главная изюминка игры: у каждой культуры (греки, египтяне, северяне) есть по три главных бога. У греков это Зевс, Посейдон и Аид (Гадес). У египтян — Ра, Исида и Сет. Северным народам с самого начала покровительствуют Один, Тор и Локи. Каждый главный бог имеет по несколько меньших богов. При этом каждый бог даёт те или иные бонусы и позволяет использовать глобальное заклинание, называемое божественной силой. Эта сила доступна только единожды, но другие бонусы останутся с игроком до самого конца игры.


Например, игрок взял фракцию египтян, которые поклоняются Исиде. Она способствует развитию экономики, удешевляет абсолютно все улучшения, а монументы в её честь и вовсе блокируют какую-либо вражескую порчу. Её божественная сила ускоряет добычу золота. И вот игрок переходит из архаической эпохи (первый уровень развития) в классическую (второй уровень). Игра даёт ему выбор — либо он продолжает получать плюшки для развития экономики, которые обещает богиня кошек Баст, либо усиливает военную мощь и получает больше почёта, пойдя за Анубисом.

При этом младшие божества дают игроку доступ к мифическим существам. Сфинксы, анубиты (отпрыски Анубиса), гидры, циклопы, великаны, тролли… все они имеют явные преимущества перед людьми-солдатами. В противоположность им ставятся герои. У каждой фракции они свои. Греческие герои по-своему уникальны, у каждого из них своё имя и своя история. Грекам даже доступен корабль-герой, трирема «Арго»! В число египетских героев входят жрецы, фараон и даже сын Осириса. А скандинавы давно свыклись с мыслью о том, что неведомое рядом, и помимо героев-хэрсиров у них есть элитная кавалерия, призванная убивать мифических существ — ярлы.

Первый блин​


Несмотря на год выпуска (2002) и на то, что игра сделана на первом полностью трёхмерном движке от «Ensemble Studios», она до сих пор выглядит приятно. При низкой детализации катсцены становятся уродливыми, зато это ускоряет игру. А высокая детализация полностью раскрывает всю красоту — от улучшений видоизменяются юниты и инструменты в руках крестьян, а в катсценах у персонажей можно разглядеть лица и даже пальцы на руках. С каждой эпохой меняется архитектура зданий. А уж когда с неба падают камни, можно даже видеть, как существа от них и вовсе разлетаются в стороны.

Вот картинка в высокой детализации:
А вот в низкой:

Саундтрек игры давно стал её достоянием. Медитативные мелодии, звучащие во время перемирия и относительного спокойствия, перетекают в пафосную и напряжённую музыку во время боёв или применения крупных божественных сил — землетрясения, метеоритов, торнадо, бури или даже чёрной дыры. Последняя появится в дополнении, о котором сказано ниже.

Последствия​


В сентябре 2003 года вышло дополнение к Age of Mythology под названием «Титаны». Аддон добавляет новую кампанию, фракцию, эпоху, новые улучшения, новых существ и богов. При этом фракция атлантов очень сильно отличается от остальных — их крестьяне носят с собой ящики для ресурсов, боги позволяют атлантам разыгрывать одну и ту же божественную силу несколько раз. Но их вполне реально уничтожить при игре за греков, египтян или скандинавов.


Сама игра не стала шедевром. Это просто хорошая игра, в которую не жалко поиграть и от которой фанаты RTS обязательно получат удовольствие. Причём она оказалась настолько хороша, что даже те, кто днями сидел в The Settlers, прилипали к ней на долгие ночи. Фанаты какое-то время надеялись, что разработчики сделают сиквел. Но их ожидания не оправдались. Ensemble Studios долго создавала и улучшала третью часть «Эпохи империй», а в 2009 году студия отдала богу душу.

P.S. Разработчики из этой студии убежали в разные стороны: кто в Robot Entertainment, кто в Zynga with Friends. «Робот» прославился серией Orcs Must Die! и попыткой перевести Age of Empires в онлайн. А «Зинга с друзьями» создаёт игры для iOS и Android.


Автор: Terronezov
Дата: 12.03.2014

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей