Необязательное вступление
Hey, clank, just give me a reason!
Deus Ex: Mankind Divided – игра о фриках, но не для них. А главный герой, хоть по-прежнему и плывёт по сюжету, как кусок пенопласта по пересыхающему болоту, - даже среди фриков – фрик.
Он не просил о такой жизни, но выгребает теперь полной лопатой: будучи свежеиспечённым сотрудником TaskForce 29 - сверхсекретного подразделения Интерпола, ему вновь предстоит ввязаться в мировое закулисье, да так, что позади останутся только горы трупов или спящие тела, большинство которых будет принадлежать игрокам, ведь DXMD – не только о фриках и немножечко о вечном, но и скука смертная.
Не успел Адам (.|.) Дженсен позабыть Меган (о) Рид и проработать себе плешь в густых чёрных волосах, как тут же вляпывается сначала в засаду, а потом и вовсе в теракт на Пражском вокзале. Он как магнит для несчастий: всё то плохое, что есть в мире, тут же валится на Дженсена, а всё хорошее, включая печально умную красавицу-подругу, бежит от него подальше. И кажется - неспроста.
Теракт же, как водится, вышибает из Адама все предыдущие улучшения и полностью перезагружает нежные имплантаты, потому действие начинается с глюков. К счастью, глюков Дженсена, а не самой игры, которых и без того хватает. Да настолько хватает, что она может оказаться и вовсе непроходимой, – так что сохраняться нужно почаще, желательно в разные слоты.
Но есть и плюсы: пытаясь починить свой интерфейс, Дженсен обращается к локальному пражскому Кулибину, – а тот нечаянно узнаёт об Адаме немного больше, чем сам Адам. Оказывается (ТМ), со времен финала Human Revolution он носит в себе помимо аугментаций из первой части (все на месте) ещё пачку сверхсовременных, экспериментальных, но сокрытых от лишних глаз. Таким образом, уникальный Адам с уникальным геномом стал ещё уникальнее, а напряжение между геймдизайнерами и лентяями-сценаристами сдулось, поскольку новые аугментации (вторая часть же всё-таки!) неаккуратно вписаны в сюжет: это, видите ли, не новые аугментации, – это старые аугментации, просто Адам о них не знал. Плохая тавтология и хороший ход, развязывающий руки разработчикам и руку читателя, стремительно летящую в собственное лицо...
Но горечь в том, что ни эти новые безделушки, ни большинство старых для прохождения не нужны вовсе; даже на максимальной сложности, хотя любителям ножа и топора, мясища и кровища будет посложнее - ведь им опыта отсыпают не столь прямо щедро, как адептам того самого Гаррета, а не того Гаррета, которого попытались в Монреале, но не смогли.
И если коротко охарактеризовать DXMD, то это – короткий, но симпатичный симулятор ходьбы с поднадоевшим "металлическим" рендерингом . И дубовой анимацией, которую хочется развидеть, а уже нельзя.
Beware the dawn of the Metal Age!
Изменений по сравнению с HR настолько ничтожно мало, что, поменяй их местами, непривередливый игрок не заметил бы подвоха. Впрочем, движок, доставшийся первой части от волосатой Лары , заменили новым, а хабы, коих до обидного мало (аж один, по сути), существенно увеличили в размерах и проработали до последнего куска мятой газеты в подворотне. На этом, пожалуй, всё.
Свеженький ДаунИнджин, возведённый на костях Лысого киллера, на который разработчики перескочили, с печальным визгом провалившись на UE3, способен выдавать как иллюстрации к тому самому кибербанку, которые тут же хочется распечатать – и вместо стены, так и отвратительную мазню. Но чёрт бы с ней, с мазнёй, - всё-таки текстур отгрузили на 60 ГБ и большая их часть вполне смотрится, - но упомянутая анимация и мерзкий липсинк заставляют нервно вздрагивать во время чуть ли ни каждого диалога. А бездыханные или уснувшие тела ведут себя ничуть не лучше, чем в 2004-м, вытворяя порою столь невиданные кульбиты, что ностальгия прямо сердце останавливает - в самом что ни на есть плохом смысле. И если кто-то где-то когда-то как-то журил за плохую лицевую или просто анимацию то же Metro буратин 2033 или Mass Effect: Andromeda, то вот – практически эталон убожества с биркой ААА.
Диалоги с ключевыми персонажами, как это было в HR, требуют некоторой внимательности от игрока – ведь в Адама встроен C.A.S.I.E. модуль, а по сути, мини-игра для низших приматов: нужно запомнить, какая из трёх лампочек загорается чаще, и таким образом заболтать любого негодяя на какие угодно добрые дела, лишь бы Дженсену угодить, он ведь такой душка. Добавляет ли это чего-то существенного? Не особо, поскольку – не L.A. Noir.
При всём при этом нововозведённая махина ДаунИнджин крайне неповоротлива: хоть патчи и подлатали фреймрейт, сделав DXMD доступной даже для бесконечно устаревших тазиков, но скорость загрузки вызывает чувства негодования и печали, а внезапные фризы, не зависящие, кажется, вообще ни от чего, - обескураженность. Зато во время длииииииииинных загрузок нынче можно почитать скупой синопсис пройденных миссий под страшными картинками. Передвижение по Праге на метро выполнено в виде зацикленной и бедной анимации, а после закрытия города (нет, не спойлер!) Дженсен в тоннелях поиграется с рукой...
Прокачивание осталось прежним: Адам аккумулирует опыт после любой активности, а по достижении нового уровня выдаются праксисы. Опыта достаётся много, "растёт" Адам быстро, к финалу становясь традиционно неуязвимым. Праксисы позволяют включать и в последующем улучшать те или иные приращения Адама. Да и если хорошенько осмотреться по сторонам, то этих чудо-предохранителей имеется в избытке и повсюду, потому прокачать всё необходимое (желаемое) - более чем реально.
Но самое ценное, что есть во вселенной DX, - это, конечно же, нейропозин (а не праксисы). Он настолько ценен, дорог и редок, что валяется буквально в каждом закутке, - и можно смело раздавать его страждущим направо и налево (за какие-никакие плюшки), ведь дальше будет ещё и даже больше! В разных частях Праги и Голем-Сити (крохотный второй хаб) есть торговцы, у которых можно купить необходимое или продать ненужное, - так вот: лучше продать. Продать вообще всё, оставив пару стволов, немного патронов к ним и софта для взлома компьютеров, терминалов и компьютерных терминалов. К слову, о взломе: мини-игра "взломай компьютер" приобрела изометрию, но не новые правила; что забавно, за ввод найденного пароля опыта отсыпают больше, чем собственно за взлом. То есть активное действие, отнимающее больше времени, оценивается разработчиками меньше, чем. А потому: либо искать пароли, вычитывая в целом однообразные тексты, либо использовать мультитул и не мучить ни себя, ни Дженсена.
Ещё Адам - любитель ковыряться в часовых механизмах - умеет на коленке из стандартных запчастей собирать для своих нужд батарейки, мультитулы и прочую красоту, – даже покупать не нужно, только лом собирать, коего, конечно же, навалом. И даже – это уже сверх меры и просто возмутительно! – шоколадки Адаму больше не нужны.
Несмотря на чудно проработанные локации со множеством обходных и прямых путей, как шутер DX - в лучших традициях оригинала - не очень хорош; не хорош он и как стелс: виной всему - мёртвый ИИ, не просто дающий заскучать, но и прямо-таки заставляющий сладенько зевнуть. Вычистить подчистую самый укреплённый банк во всей прекрасной Чехии будущего? Плёвое дело! Зачистить базу самых опасных наёмников в мире? Как два пальца об асфальт! Выказать признаки хоть зачатков логики и перестать быть неумным бревном? Категорически нельзя! В особо массовых скоплениях недругов они умеют будить усыплённых коллег. А трупы вот оживлять не умеют, как и тушку играющего.
Прислушавшись к вытью и неиссякаемому потоку критики по поводу корявеньких боссов в DXHR, в Eidos Montreal совершили ход конём по старой борозде – и убрали боссов вообще, оставив только финального - но такого символического, для галочки. Зря, конечно, Тираны были по-своему ламповыми, а здесь и вовсе можно было бы изгаляться интереснее, но - нет. Боссы - это прошлое тысячелетие, а вот ползком на брюхе, да по канализации, – это да, так намного современнее.
This is Eliza Cassan, reporting to you live, from Picus
Персонажи, как старые, так и новые, прописаны плохо. Это, впрочем, справедливо по отношению ко всему целому сценарию. Да, отдельные ветки и записки, щедро разбросанные где попало, попадаются вовсе и неплохие, но они только подчёркивают общую карикатурность, невозможность происходящего.
Мало того что все обитатели этого мирка до абсурда инфантильны и Дженсен со своим чудо-модулем верит на слово каждому встречному-поперечному , так мотивация персонажей - что там, главных героев! - фундамент любой терпимой книги, кино или игры – туманна, если и вовсе не отсутствует: они поступают так, как поступают, не из-за внутренних побуждений и установок, а потому, что так приказал сценарист(-ка), – Mary DeMarle, сумевшая немного в HR, в MD уже подгуляла. И эта банальная, в общем-то, вещь, обрушивает всю шаткую конструкцию на обнадёженную годными скриншотами голову игрока - с летальным исходом:
- Хоспадибоже, Дженсен, зачем ты поубивал полицейских, охранявших место преступления?! - в ужасе вопрошает мягкотелый и плохо нарисованный (здесь все, к слову, нарисованы плохо) глава TF29 по фамилии Мюллер Миллер.
- Так это, слышь, чо они, это вот, затевают вот это вот всё, охрану затевают, улики прячут эти. Мешаются там, вот. Чо? - спокойно отвечает Дженсен.
- А, ну ок, - соглашается начальник.
Или вот, например:
- О странный мужик-модификация, блестящий, словно новогодняя ёлочная игрушка под пламенными софитами, я канализационный отброс, которого ты видишь первый и последний раз в своей жизни, поможешь ли ты мне, горемыке, в моём бесконечном горе?
- Конечно! Расследование теракта и очередной козни недобрых иллюминатов, из-за которой погибнут миллионы, миллиарды, прямо погибнут, может и подождать; вонючая канализация превыше всего, и нет, не нужно мне награды, я опыта нахапаю, так как, видишь ли, неопытный.
Но, как ни странно, действия или бездействие главного героя практически никак не влияют на окружающий неживой мир, и более того - иногда игра и сама забывает, какие принимались решения, и один и тот же третьестепенный персонаж может одновременно находиться в двух разных местах с двумя разными судьбами, прямо как тот злополучный кот, который Шрёдингера.
В довесок ко всему нехорошему Mankind Divided не стал прочным мостом или ветхим мостиком между уникальным геномом Адама Дженсена (его тело всё так же не отторгает имплантаты) и уникальным ГМО-солдатом – JC Denton'ом. Единственная ниточка, сшивающая так себе тетралогию DX воедино, – Боб Пейдж (да, тот самый), – был показан ещё во вступлении HR, а тут – и вовсе с напором.
Tahne pritahne
За каждым поворотом, в каждой урне и не отражающем отражении виднеются виноватые физиономии разработчиков. Они виновато взирают на потребителя и как бы своим только виноватым видом просят прощения. Нет гордости в их лицах за хорошо проделанную работу. Потому что хорошо проделанной работы нет: есть задел, есть ощущение, что DXMD должна была стать чем-то грандиозным, но не стала и никогда уже не станет, - "талантливую" студию швырнули на растерзание модно уплотнённой Ларе и Марвелу, а последующие злоключения Адама, которые наконец могли бы привести жаждущих к JC Denton’у, задвинули в долгий ящик до лучших времён. И вероятно, когда времена эти настанут, мало кто вообще вспомнит, кто такой JC Denton. Тут уж в самую пору признать, конечно, что Deus Ex (как, собственно, и System Shock 2) – переоценённая игра, в которой многое было не так уж и радужно, а вторая часть, ещё чаще пестрящая виноватыми лицами разработчиков, и вовсе пробила дно игростроения типа ААА. Так что, по-хорошему, не сильно-то DXMD и выпирает в любую сторону на фоне своих предшественников.
После окончания DXMD хочется выписать кому-то из Square Enix сочную рукалицо: финал, в принципе, стандартный, обыкновенный (хоть не харизматичный и откровенно глупый злодей и побеждается за 30 секунд), но разочаровывает оборванностью, недосказанностью. Да, ставится точка разной жирности в основной истории с этими засадами, взрывами и (не)принятием акта восстановления человечества, но всё остальное? Остальное-то всё?! Модификации Адама, судьбы Меган о Рид и Сарифа, город аугментированных, Интерпол, новое биологическое оружие? Ждите следующую часть, верно? OH SHI~
Всё это уже было, и не столько в The Simpsons, сколько в Deus Ex: The Fail, вторую часть которого обещали, обещали, обещали (и три года уже прошло, ведь обещанного столько и ждут), но воз и ныне где-то там. В итоге киберпанк, который мы с оговорками заслужили, - это Observer с прекрасным Рутгером Nexus 6 Хауэром. А DXMD – это какой-то позор.
Деньги. Деньги никогда не пахнут.
То, что Square Enix по-человечески неадекватны, - это понятно. Особо ярко неадекватность по отношению к карманной Вселенной Спектора начала проявляться, когда был анонсирован, а затем зачем-то и выпущен упомянутый всуе Deus Ex: The Fail.
Но то, что творилось затем с разработкой DXMD, - явный перегиб. DX должна была стать явлением, миром, ВСЕЛЕННОЙ, всеобъемлющим парком аттракционов, покрывающим каждую доходную группу. А стала тем, за что стыдно. Все эти журналы, мультфильмы, DX Go, треугольники - QR-коды, которые нужно сканировать телефоном через специальное приложение... И DLC.
Помимо основной кое-как притёртой и исполосованной кампании, в довесок (и за отдельную плату) идут "Истории Дженсена" - три штуки "сюжетных" миссий. Такого же убогого и недоделанного вида. И ладно бы, если миссии стали бы чем-то вроде послесловия, дающего хоть какие-то ответы, - но нет. Это не интересно ни издателю, ни самим разработчикам: не будет ни новых ситуаций, ни нового игрового опыта, ни новых откровений – одна или несколько серостей, в зависимости от щедрости покупателя. А ещё за реальные деньги, за которые в реальном мире можно приобрести реальные вещи, издатель предлагает купить внутриигровые шапочки патронташ, оружие и праксисы. Тяжело представить, насколько нужно быть ленивой и богатой задницей, чтобы покупать в примитивном и несложном изделии стоимостью 60$ что-то, облегчающие его ещё сильнее... По 10$ за набор.
Бесплатно же можно "насладиться" режимом BREACH - скучным минималистичным платформером от первого лица, кусочек которого, к сожалению, втолкнули в основную игру в качестве демонстрации.
А мультиплеера, что невыносимо хорошо, нет, потому что если бы был, то, вероятно, был бы отвратительным и медленным, а и без того кривая DXMD стала бы ещё кривее.
В очередной раз благие намерения загнали разработчиков в ад, как производственный, так и финансовый. Хорошая статичная картинка, всё ещё замечательная музыка и некоторые прекрасные локации – это полный перечень того, чем может похвастаться наследник той самой ИГРЫ, взбудоражившей почему-то многих.
А как же всё хорошо начиналось...
Автор: Жук
Дата: 17.05.2018