Mega-Yamb

Mega-Yamb
Жанр: Tabletop
Разработчик: Bradarich Software
Издатель: Bradarich Software
Год выхода: 1994
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 0
«Yamb» – это разновидность покера на костях, подобная североамериканскому «Yacht»/«Yahtzee» и скандинавскому «Yatzy», но отличающаяся от них уменьшенным числом «фигур» и увеличенным количеством колонок. Похоже, что особой популярностью данное развлечение для одного и более игроков пользуется в славянских странах Балканского полуострова, – по крайней мере, именно оттуда происходят несколько известных его компьютерных воплощений.

«Mega-Yamb» выпущена в качестве Shareware-издания автором-одиночкой из югославского (на то время) Врчина, пригорода Белграда. За полную версию разработчик просил 5 долларов США, но никаких ограничений на бесплатный вариант своего творения не накладывал – за исключением воззвания к совести пользователя и необходимости ожидать по нескольку секунд после запуска и перед выходом в систему, лицезря экран с уведомлением о незарегистрированном статусе программы. К сожалению, многопользовательского режима здесь не предусмотрено: кидать кубики (коих у нас пять) и заполнять табличку предстоит в гордом одиночестве, стремясь набрать как можно больше очков, – которые к тому же не получится даже занести в таблицу рекордов по причине отсутствия таковой. Впрочем, в остальном «Mega-Yamb» производит скорее приятное впечатление: визуальное решение единственного экрана пусть и скромное по меркам VGA-палитры, но очень симпатичное, с иллюстрациями и даже с анимацией.

Язык интерфейса здесь английский, однако правила нигде не излагаются, поэтому стоит посвятить несколько слов пояснению смысла и цели игры. В левой части экрана располагается табличка из пяти колонок, которую нам и предстоит заполнять. Первая из них содержит наименования полей; к стандартным для всех разновидностей покера тут относится лишь блок «школы» с ячейками от 1 до 6. Следующий раздел состоит всего из двух строк – «Max» и «Min», которые заменяют собой отсутствующий здесь «шанс» (с тем нюансом, что заполнять их желательно таким образом, чтобы первый показатель превосходил второй). Третья же группа, «фигуры», на первый взгляд огорчает своей малочисленностью – всего четыре варианта: «K» (или «кента», – разместить здесь можно как «малый» так и «большой стрит», то есть последовательности от 1 до 5 или от 2 до 6), «F» («фул», сочетание из трёх костей одной номинации и двух – другой), «P» («покер», или «каре», – четыре кубика с одним и тем же количеством выпавших на них очков) и «Y» (то бишь собственно «ямб», пять одинаковых цифр).

К счастью, как уже было замечено, недостаток рядов компенсируется в «Yamb» избытком колонок. Заполнению подлежат аж четыре таковых; в первую и третью, обозначенные стрелочками «вниз» и «вверх», заносить показатели дозволяется исключительно в указанном порядке (то есть сначала единицы, затем двойки и т.д. в одном случае – и от «ямба» назад до «1» в другом). Между ними располагается «свободная колонка», оперировать в которой можно с любым полем в произвольном порядке (как то и делается в обычных вариантах «Покера» или «Яхты»). Наконец, четвёртая – наиболее интересная: это «N», от слова «најава», что значит «объявление». Её также разрешается заполнять в какой бы то ни было последовательности по своему желанию, но при том условии, что после первого же броска игрок «объявит» (и пометит) ту ячейку, куда будет занесён его результат, каким бы он в итоге ни оказался. Всего кости кидают трижды на каждом ходу – с возможностью всякий раз отобрать те из кубиков, которые не подлежат перебрасыванию.

Для управления указанным процессом служат три панели в правой части экрана. По центру расположены четыре кнопки, снабжённые как подписями, так и наглядно иллюстрирующими их назначение миниатюрами. «Throw» запускает бросок, «Write» указывает на желание игрока досрочно занести результат в табличку (потребуется указать курсором, куда именно), «Assign» также выбирает нужное поле, но только в колонке «N» (и только в промежутке между первой и второй попытками). Четвёртый элемент, «Delete», размещён тут исключительно в декоративных целях и в игре не задействован: «вычёркивание» одной из клеток, доступных нам для использования, но не соответствующих полученной комбинации, происходит тем же способом, что и обычное заполнение таблички в конце хода (с тем, естественно, отличием, что вместо баллов там будет красоваться нолик). Кстати сказать, по этой же причине обращение к пункту «Write» является полностью опциональным: после третьего броска эта кнопка активируется автоматически – и вписывать результат в табличку придётся в добровольно-принудительном порядке; в качестве же альтернативы для выражения желания игрока отказаться от повторных попыток служит возможность переместить все кубики из положения «Throw» в статус «Keep». Две этих строки виднеются на панели справа вверху; кости передвигаются с одной на другую посредством нажатия на них левой кнопкой мыши. Бросок их анимирован и даже снабжён звуковыми эффектами в исполнении PC Speaker, – вот только визуально кубики кидаются почему-то по отдельности, а не все сразу, что несколько затягивает и без того не самый динамичный из-за величины таблички игровой процесс (впрочем, это мелкое замечание). Наконец, третья, нижняя панель демонстрирует всевозможные сообщения и комментарии: от указания на необходимость нажать кнопку «Throw» до предупреждения о недопустимости размещения результата в выбранной ячейке; здесь же после окончания партии выводится набранное нами итоговое количество очков. Кроме того, в интерфейсе задействованы три функциональных клавиши, о чём напоминает строка в самом низу экрана: «F5» позволяет начать новую игру, «F6» включает и выключает звук, а «F10» и «Esc» помогают выйти в систему.

Подсчёт баллов в «Ямбе» отличается некоторыми особенностями, о которых также стоит упомянуть. Ниже любого из трёх блоков ячеек в каждой колонке красными цифрами выводится предварительный итог. Для «школы» он характеризуется возможной «премией» в 30 очков в том случае, если достигнутый нами результат в «дисциплинах» от 1 до 6 равен или превосходит 60. Для раздела «Max» и «Min» подводится собственная сумма, равная разнице между первым и вторым здешними показателями, умноженной на количество единиц «первого класса школы». Иными словами, если ранее мы обманулись в своих расчётах или ожиданиях и случайно занесли в «минимальный» «шанс» результат больший, нежели в «максимальный», то получим в данном блоке ячеек отрицательный счёт, который будет вычтен из общего количества набранных нами баллов! Наконец, плоды последних четырёх полей каждой колонки просто плюсуются – с той лишь особенностью, что в «фигурах» заносимое в ячейку число не является простой суммой цифр, выпавших на составляющих его кубиках. В частности, «кента» даёт фиксированную величину в 66, 56 или 46 баллов, в зависимости от того, с какой именно попытки – первой, второй или третьей – удалось достичь данного результата, ну а «фулу», «покеру» и «ямбу» полагается простая прибавка – в 30, 40 и 50 очков соответственно. В конце каждой из четырёх колонок выводится сумма за три её блока, а общий показатель всей таблички как раз и является итоговым результатом нашей игры.

Можно заметить, что если бы автор потрудился добавить к «Mega-Yamb» какой-никакой режим для двух или более игроков (хотя бы простейший «хотсит») и возможность сохранять свои показатели в «таблице рекордов», перед нами был бы едва ли не идеальный вариант «Ямба». Но и без этого творение Bradarich Software представляет собой вполне симпатичный «солитер», позволяющий скоротать вечер одинокому любителю игры в кости и тем более примечательный, что до появления на нашем сайте в середине лета 2020 года познакомиться с ним было не так уж и просто.
Автор обзора: Uka
Professional Yamb, Yumb
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.