Весьма необычный и в меру игровой продукт, выходивший не в качестве самостоятельной сущности, а как неожиданное и совсем даже не очевидное дополнение к музыкальному альбому «Eden» за авторством французского поп-артиста, автора и исполнителя Этьена Дао. То есть нечто вроде позднейшей «A Glimpse of Tir», поставлявшейся в приложении к литературному художественному произведению для визуализации некоторых его эпизодов в виде виртуальной прогулки по описанному в книге миру. С тем только отличием, что присутствие на компакт-диске ещё и программного приложения для ПК практически никак не рекламировалось и могло запросто пройти незамеченным – если только не вчитываться в комплектный вкладыш-руководство и не вглядываться в приводимые мелким шрифтом на задней обложке системные требования (к тому же ещё и некорректные: зачем-то Windows 95 вместо DOS). Неудивительно поэтому, что вплоть до марта 2019 года широкая олдгеймерская общественность и не подозревала о существовании в дикой природе проекта под названием «Eden Daho», пока его чуть ли не случайно переоткрыл французский журналист и обозреватель Пьер Корбинэ при помощи нескольких своих друзей (включая даже кого-то из разработчиков).
Между тем речь идёт не просто о старой игре, но о неизвестном творении легендарной студии Cryo Interactive (как бы вы ни относились к поздним её работам, в 1990-х годах эта компания находилась ещё в полном расцвете сил). Основным дизайнером – помимо самого Этьена Дао, чей вклад в создание проекта явно ограничивался скорее формулировкой общих установок по части сюжета, – выступил Фабрис Бернар, за два года до того выпустивший оригинальную адвенчуру «Dragon Lore», а в 1998 году разработавший не менее самобытную стратегию в реальном времени «Riverworld» (к сожалению, в дальнейшем его участие в развитии игроиндустрии свелось к роли программиста в чужих проектах). В результате «Eden Daho» оказывается не столько полноценной игрой, сколько, с одной стороны, чем-то вроде испытательного полигона для создаваемого в недрах Cryo движка, а с другой – таким себе сувениром-безделушкой для поклонников творчества автора музыкального альбома (а то и вовсе лично для него самого и для узкого круга его родных и близких).
Официально проект этот позиционируется как «интерактивная прогулка» по миру детства Этьена Дао, родившегося во французском Алжире в 1956 году. Встретившись с героем в возрасте десяти лет, мы переживаем вместе с ним целую серию незамысловатых – и чисто «квестовых» – испытаний, по идее позволяющих мальчику лучше узнать окружающий мир и благополучно повзрослеть: по мере успешного завершения каждой из пяти здешних глав (сразу скажем, предельно миниатюрных) протагонист становится на два-три года старше, так что к финалу ему будет уже лет так двадцать. Впрочем, искать особо точные параллели между сюжетом игры и фактами биографии артиста не стоит: «Eden Daho» погружает нас скорее в мир его грёз, нежели подлинных воспоминаний, – и демонстрирует мирную субтропическую идиллию, имеющую мало общего с бурными и трагическими событиями, происходившими в Алжире в начале 1960-х годов. Такой вот себе «личный рай Этьена Дао», на что и намекают названия как музыкального диска, так и игрового к нему приложения.
Всё действие разворачивается на некоем острове, окружённом ласковым и тёплым морем (видимо, таки Средиземным), изобилующем пальмами, песчаными дюнами и даже верблюдами с гигантскими черепахами, а заодно и населённом различными разумными обитателями. Среди последних встречаются и берберы (или арабы?), и европейские поселенцы, и французские солдаты, а кроме того – наши мама, сёстры и тётя, а также и отец (как раз среди тех самых солдат: семью Этьена он давно уже бросил, а потому является персонажем третьестепенным и скорее отрицательным); можно прогуляться к высоченному маяку на северо-востоке, заглянуть в кафе на южном пляже, пройтись по городку в центре – с его виллами, школой, казармами и даже сценой для оркестра... Выглядит это всё живописно лишь в той мере, в какой здешние красоты удаётся передать предельно пикселизированному псевдо3D-движку, использованному затем в упомянутой уже «Riverworld». Иначе говоря, перспектива у нас тут от первого лица, а все декорации и действующие лица смотрятся не очень-то презентабельно: подобный ракурс и уровень детализации вполне терпимы по меркам стратегии, но для адвенчуры выглядят, откровенно говоря, малопривлекательно (особенно если сравнивать с выпущенной той же самой компанией и в том же самом году «Versailles 1685»).
Перемещение осуществляется либо нажатием левой кнопки мыши, либо посредством клавиши со стрелкой «вверх»; за повороты камеры отвечают всё тот же манипулятор и стрелки «влево» и «вправо», – при этом посмотреть вверх или вниз можно только первым из указанных способов, а вот, скажем, отступить назад получится лишь у пользователей клавиатуры – стрелкой «вниз». Перенастраивать управление нельзя, да и удобным его никак не назовёшь, – скорее такой интерфейс подошёл бы какому-нибудь динамичному боевику, но опять-таки не мирной адвенчуре, требующей неторопливого и вдумчивого осмотра окрестностей: слишком уж быстрые и резкие движения камеры покажутся комфортными далеко не всем. На стартовом экране «Eden Daho» помимо возможности начать игру (F1) и вернуться в систему (F4) присутствуют также выбор уровня сложности (F2: «facile» или «difficile»; отвечает он исключительно за способ взаимодействия с картой, о которой будет сказано ниже) и переключение между различными вариантами подачи информации (F3: только текст, только озвучка или и то и другое вместе). Разумеется, все они тут исключительно французские, – а потому в любом случае для успешного решения местных загадок знание языка Мольера, Дюма и Этьена Дао оказывается очень даже небесполезным. Для общения с кем-то из персонажей достаточно подойти к нему вплотную (с любой стороны) и нажать левую кнопку мыши или пробел; реплики (выбирать которые нам не позволят: разговор всегда будет проходить автоматически) сменяются тем же способом, – если же встречный молчит и даже не здоровается, то, значит, в данный момент ему правда пока что нечего нам сказать.
Несмотря на крайне невысокую продолжительность игры в целом, остров, по которому нам предстоит разгуливать, нельзя назвать таким уж маленьким, – а потому без полноценной карты при ориентации на местности не обойтись. Вызывается таковая клавишей «ввод» или правой кнопкой мыши; посредством «+» и «-» на малой цифровой клавиатуре можно изменять масштаб отображения, – то же самое достигается и перемещением хвостатого манипулятора вверх или вниз с зажатием левой кнопки. Но самое интересное происходит здесь на лёгком уровне сложности, если в главном меню вы выбрали именно его (ну или просто не меняли, ибо «facile» как раз и установлен по умолчанию): в этом случае перемещаться по острову разрешается прямо в режиме карты, управляя белой точкой под названием «ETIENNE» и как бы «телепортируясь», – что делает и без того небольшую и несложную игру совсем уже коротенькой и незамысловатой, ибо позволяет моментально преодолевать самые внушительные расстояния, а заодно и находить всех персонажей, доступных в данный момент для взаимодействия (их имена подписаны на схеме красным цветом).
Помимо простых разговоров имеется и возможность подбирать и использовать различные предметы, пусть и всего два, три или четыре – сообразно количеству посадочных мест на полоске инвентаря, которая отображается в самом низу экрана и изменяется в зависимости от стоящей перед нами задачи. Для взятия предмета следует стать прямо перед ним и нажать «пробел» или левую кнопку мыши, а вот применение реализовано более хитрым способом: нажимать следует одну из функциональных клавиш, соответствующую ячейке используемой вещи из наших пожитков. То есть крайняя левая активируется при помощи F1, следующая за ней (при условии, что там что-то лежит) – F2 и так далее. Наконец, для выхода в меню в любой момент следует обращаться к ESC, – будьте только внимательны и осторожны: никакой возможности сохранить и загрузить свой игровой прогресс здесь не предусмотрено, – а потому в следующий раз начинать всё придётся с самого начала.
Ну а начало это весьма своеобразно: маленький Этьен встречает на пляже самую настоящую русалку (в натуральном виде, естественно, – так что рекомендовать «Eden Daho» к использованию в детских образовательных учреждениях вряд ли получится), которая предлагает ему поиграть в интересную игру. По мнению этого фольклорного существа, нам необходимо – дабы успешно повзрослеть и достичь совершеннолетия – освободиться от внутренних конфликтов и открыть свою истинную чувственность, постепенно узнавая мир, состоящий из запретов и удовольствий – и испытывая одно за другим ряд этих последних... Постановка вопроса, стоит заметить, несколько странная, особенно для десятилетнего мальчика, – возможно, Этьен Дао пытался таким образом компенсировать свои не самые приятные воспоминания о безрадостном детстве и, возможно, подобной же юности и визуализировать собственные представления о рае. Для открытия каждого такого «удовольствия» требуется, в свою очередь, решить соответствующую загадку, задаваемую нам необычной ведущей; сообразно поставленным задачам игра чётко разделена на пять глав, названных скорее по именам каких-то пороков, нежели вещей, приятных во всех отношениях («Чревоугодие», «Лень», «Пьянство» и др.). В любом случае, к счастью, никакой откровенной пошлости здесь не будет, даже в главе «L’Amour» (обнажённая русалка – не в счёт). После успешного обретения искомой цели (представленной, как правило, некоторым материальным предметом, который требуется раздобыть и добавить себе в инвентарь, а затем использовать по назначению) протагонист, как уже замечалось, взрослеет на несколько лет – и получает от русалки новую задачку.
Все такие головоломки выглядят скорее примитивно с точки зрения классики приключенческого жанра: едва ли не весь процесс сводится к схеме «поговори с персонажем и узнай, что ему нужно» – «отыщи на острове искомый предмет» – «обменяй его на то, что требуется нам самим для ответа на загадку русалки». Стоит учесть ещё и законную возможность получения внутриигровой помощи: в самом же начале сказочная собеседница выдаёт нам особую ракушку, навсегда прописывающуюся в крайней левой ячейке инвентаря и при нажатии F1 мгновенно перемещающую Этьена из любого места в исходное – с выслушиванием краткой, но более-менее понятной подсказки. Правда, телепортировать после этого назад нас никто не станет, да и отыскать что-либо на сравнительно крупном и очень пиксельном острове не всегда просто, особенно на «сложном» уровне, – но всё равно: прохождение каждой из местных глав может занять буквально несколько минут. Если добавить к этому ещё и сочетание чисто квестового игрового процесса с не самым удобным управлением и движком, подходящими скорее «стрелялке», нежели адвенчуре, то получится в итоге несколько спорный проект очень уж «на любителя»... Впрочем, «Eden Daho» никогда и не позиционировалась как полноценная игра, а в качестве своеобразной «технической демоверсии» от Cryo и визуализации мира детских грёз известного поп-артиста она достаточно уникальна и заслуживает как сравнительно высокой оценки, так и особого внимания со стороны коллекционеров и поклонников французской школы игростроения.
Между тем речь идёт не просто о старой игре, но о неизвестном творении легендарной студии Cryo Interactive (как бы вы ни относились к поздним её работам, в 1990-х годах эта компания находилась ещё в полном расцвете сил). Основным дизайнером – помимо самого Этьена Дао, чей вклад в создание проекта явно ограничивался скорее формулировкой общих установок по части сюжета, – выступил Фабрис Бернар, за два года до того выпустивший оригинальную адвенчуру «Dragon Lore», а в 1998 году разработавший не менее самобытную стратегию в реальном времени «Riverworld» (к сожалению, в дальнейшем его участие в развитии игроиндустрии свелось к роли программиста в чужих проектах). В результате «Eden Daho» оказывается не столько полноценной игрой, сколько, с одной стороны, чем-то вроде испытательного полигона для создаваемого в недрах Cryo движка, а с другой – таким себе сувениром-безделушкой для поклонников творчества автора музыкального альбома (а то и вовсе лично для него самого и для узкого круга его родных и близких).
Официально проект этот позиционируется как «интерактивная прогулка» по миру детства Этьена Дао, родившегося во французском Алжире в 1956 году. Встретившись с героем в возрасте десяти лет, мы переживаем вместе с ним целую серию незамысловатых – и чисто «квестовых» – испытаний, по идее позволяющих мальчику лучше узнать окружающий мир и благополучно повзрослеть: по мере успешного завершения каждой из пяти здешних глав (сразу скажем, предельно миниатюрных) протагонист становится на два-три года старше, так что к финалу ему будет уже лет так двадцать. Впрочем, искать особо точные параллели между сюжетом игры и фактами биографии артиста не стоит: «Eden Daho» погружает нас скорее в мир его грёз, нежели подлинных воспоминаний, – и демонстрирует мирную субтропическую идиллию, имеющую мало общего с бурными и трагическими событиями, происходившими в Алжире в начале 1960-х годов. Такой вот себе «личный рай Этьена Дао», на что и намекают названия как музыкального диска, так и игрового к нему приложения.
Всё действие разворачивается на некоем острове, окружённом ласковым и тёплым морем (видимо, таки Средиземным), изобилующем пальмами, песчаными дюнами и даже верблюдами с гигантскими черепахами, а заодно и населённом различными разумными обитателями. Среди последних встречаются и берберы (или арабы?), и европейские поселенцы, и французские солдаты, а кроме того – наши мама, сёстры и тётя, а также и отец (как раз среди тех самых солдат: семью Этьена он давно уже бросил, а потому является персонажем третьестепенным и скорее отрицательным); можно прогуляться к высоченному маяку на северо-востоке, заглянуть в кафе на южном пляже, пройтись по городку в центре – с его виллами, школой, казармами и даже сценой для оркестра... Выглядит это всё живописно лишь в той мере, в какой здешние красоты удаётся передать предельно пикселизированному псевдо3D-движку, использованному затем в упомянутой уже «Riverworld». Иначе говоря, перспектива у нас тут от первого лица, а все декорации и действующие лица смотрятся не очень-то презентабельно: подобный ракурс и уровень детализации вполне терпимы по меркам стратегии, но для адвенчуры выглядят, откровенно говоря, малопривлекательно (особенно если сравнивать с выпущенной той же самой компанией и в том же самом году «Versailles 1685»).
Перемещение осуществляется либо нажатием левой кнопки мыши, либо посредством клавиши со стрелкой «вверх»; за повороты камеры отвечают всё тот же манипулятор и стрелки «влево» и «вправо», – при этом посмотреть вверх или вниз можно только первым из указанных способов, а вот, скажем, отступить назад получится лишь у пользователей клавиатуры – стрелкой «вниз». Перенастраивать управление нельзя, да и удобным его никак не назовёшь, – скорее такой интерфейс подошёл бы какому-нибудь динамичному боевику, но опять-таки не мирной адвенчуре, требующей неторопливого и вдумчивого осмотра окрестностей: слишком уж быстрые и резкие движения камеры покажутся комфортными далеко не всем. На стартовом экране «Eden Daho» помимо возможности начать игру (F1) и вернуться в систему (F4) присутствуют также выбор уровня сложности (F2: «facile» или «difficile»; отвечает он исключительно за способ взаимодействия с картой, о которой будет сказано ниже) и переключение между различными вариантами подачи информации (F3: только текст, только озвучка или и то и другое вместе). Разумеется, все они тут исключительно французские, – а потому в любом случае для успешного решения местных загадок знание языка Мольера, Дюма и Этьена Дао оказывается очень даже небесполезным. Для общения с кем-то из персонажей достаточно подойти к нему вплотную (с любой стороны) и нажать левую кнопку мыши или пробел; реплики (выбирать которые нам не позволят: разговор всегда будет проходить автоматически) сменяются тем же способом, – если же встречный молчит и даже не здоровается, то, значит, в данный момент ему правда пока что нечего нам сказать.
Несмотря на крайне невысокую продолжительность игры в целом, остров, по которому нам предстоит разгуливать, нельзя назвать таким уж маленьким, – а потому без полноценной карты при ориентации на местности не обойтись. Вызывается таковая клавишей «ввод» или правой кнопкой мыши; посредством «+» и «-» на малой цифровой клавиатуре можно изменять масштаб отображения, – то же самое достигается и перемещением хвостатого манипулятора вверх или вниз с зажатием левой кнопки. Но самое интересное происходит здесь на лёгком уровне сложности, если в главном меню вы выбрали именно его (ну или просто не меняли, ибо «facile» как раз и установлен по умолчанию): в этом случае перемещаться по острову разрешается прямо в режиме карты, управляя белой точкой под названием «ETIENNE» и как бы «телепортируясь», – что делает и без того небольшую и несложную игру совсем уже коротенькой и незамысловатой, ибо позволяет моментально преодолевать самые внушительные расстояния, а заодно и находить всех персонажей, доступных в данный момент для взаимодействия (их имена подписаны на схеме красным цветом).
Помимо простых разговоров имеется и возможность подбирать и использовать различные предметы, пусть и всего два, три или четыре – сообразно количеству посадочных мест на полоске инвентаря, которая отображается в самом низу экрана и изменяется в зависимости от стоящей перед нами задачи. Для взятия предмета следует стать прямо перед ним и нажать «пробел» или левую кнопку мыши, а вот применение реализовано более хитрым способом: нажимать следует одну из функциональных клавиш, соответствующую ячейке используемой вещи из наших пожитков. То есть крайняя левая активируется при помощи F1, следующая за ней (при условии, что там что-то лежит) – F2 и так далее. Наконец, для выхода в меню в любой момент следует обращаться к ESC, – будьте только внимательны и осторожны: никакой возможности сохранить и загрузить свой игровой прогресс здесь не предусмотрено, – а потому в следующий раз начинать всё придётся с самого начала.
Ну а начало это весьма своеобразно: маленький Этьен встречает на пляже самую настоящую русалку (в натуральном виде, естественно, – так что рекомендовать «Eden Daho» к использованию в детских образовательных учреждениях вряд ли получится), которая предлагает ему поиграть в интересную игру. По мнению этого фольклорного существа, нам необходимо – дабы успешно повзрослеть и достичь совершеннолетия – освободиться от внутренних конфликтов и открыть свою истинную чувственность, постепенно узнавая мир, состоящий из запретов и удовольствий – и испытывая одно за другим ряд этих последних... Постановка вопроса, стоит заметить, несколько странная, особенно для десятилетнего мальчика, – возможно, Этьен Дао пытался таким образом компенсировать свои не самые приятные воспоминания о безрадостном детстве и, возможно, подобной же юности и визуализировать собственные представления о рае. Для открытия каждого такого «удовольствия» требуется, в свою очередь, решить соответствующую загадку, задаваемую нам необычной ведущей; сообразно поставленным задачам игра чётко разделена на пять глав, названных скорее по именам каких-то пороков, нежели вещей, приятных во всех отношениях («Чревоугодие», «Лень», «Пьянство» и др.). В любом случае, к счастью, никакой откровенной пошлости здесь не будет, даже в главе «L’Amour» (обнажённая русалка – не в счёт). После успешного обретения искомой цели (представленной, как правило, некоторым материальным предметом, который требуется раздобыть и добавить себе в инвентарь, а затем использовать по назначению) протагонист, как уже замечалось, взрослеет на несколько лет – и получает от русалки новую задачку.
Все такие головоломки выглядят скорее примитивно с точки зрения классики приключенческого жанра: едва ли не весь процесс сводится к схеме «поговори с персонажем и узнай, что ему нужно» – «отыщи на острове искомый предмет» – «обменяй его на то, что требуется нам самим для ответа на загадку русалки». Стоит учесть ещё и законную возможность получения внутриигровой помощи: в самом же начале сказочная собеседница выдаёт нам особую ракушку, навсегда прописывающуюся в крайней левой ячейке инвентаря и при нажатии F1 мгновенно перемещающую Этьена из любого места в исходное – с выслушиванием краткой, но более-менее понятной подсказки. Правда, телепортировать после этого назад нас никто не станет, да и отыскать что-либо на сравнительно крупном и очень пиксельном острове не всегда просто, особенно на «сложном» уровне, – но всё равно: прохождение каждой из местных глав может занять буквально несколько минут. Если добавить к этому ещё и сочетание чисто квестового игрового процесса с не самым удобным управлением и движком, подходящими скорее «стрелялке», нежели адвенчуре, то получится в итоге несколько спорный проект очень уж «на любителя»... Впрочем, «Eden Daho» никогда и не позиционировалась как полноценная игра, а в качестве своеобразной «технической демоверсии» от Cryo и визуализации мира детских грёз известного поп-артиста она достаточно уникальна и заслуживает как сравнительно высокой оценки, так и особого внимания со стороны коллекционеров и поклонников французской школы игростроения.
- Атмосфера:
Сюрреализм - Аудитория:
Эротика - Время и место:
Африка - Главный герой:
Ребёнок - Перспектива:
Вид от первого лица - Способ распространения:
Бесплатное приложение - Страна или регион происхождения:
Франция - Технические детали:
Полная озвучка - Язык:
Français