Образовательная программа по закреплению у детей от пяти до двенадцати лет знаний и навыков в области арифметики, которая на деле оказывается своеобразной компьютерной разновидностью настольной игры-«ходилки», очень напоминающей модифицированный вариант знаменитых «Змей и лестниц».
Подобно уже представленной на нашем сайте «The Market Place», «Path Tactics» вышла для IBM PC ещё в середине 1980-х, практически сразу же после дебюта на Apple II, – однако на данный момент доступно лишь её переиздание 1992 года от Summit Educational Software (бывшей, судя по всему, либо псевдонимом, либо каким-то подразделением именитой компании из Миннесоты). Возможно, что причина редкости оригиналов заключается как в их мизерном тираже, так и во внушительной изначальной цене в 55 долларов (что по ценам начала 2021 года составляет уже более 133...). Как бы то ни было, имеющееся переиздание, видимо, мало чем отличается от исходного варианта, если не считать нового экрана заставки.
«Path Tactics» встречает нас CGA-графикой, по состоянию на начало 1990-х выглядевшей уже очевидным анахронизмом; как и во всех аналогичных случаях, современному пользователю приходится выбирать между какой-никакой цветастостью палитры в «композитном режиме» и чёткостью текста в RGB-версии (напомним, что для их переключения в эмуляторе DOSBox задействована клавиша F12 – при условии выставления в настройках «machine=CGA»). Главное меню представлено аж семью пунктами, активировать которые предстоит посредством набора вручную соответствующей цифры с клавиатуры (с последующим её подтверждением «вводом»). Первое из местных блюд – «Введение»: своего рода демоверсия начала партии с подробными пояснениями правил игры и сути процесса. Для запуска собственно состязания нужно отдавать команду «2»; «тройка» помогает познакомиться со списками победителей-рекордсменов, – таковых перечней здесь сразу несколько сообразно имеющимся режимам, о которых будет рассказано позднее. Цифра «4» выводит на экран общее текстовое руководство; «пятёрка» включает и отключает звуковые эффекты – выполненные, разумеется, силами PC Speaker; «6» зачем-то демонстрирует полосы четырёх различных цветов (смысл этого действия, одинакового и для RGB, и для «композитного выхода», остаётся полной загадкой); ну а последний пункт меню означает выход в систему.
При выборе второго из указанных вариантов потребуется сначала определиться с довольно-таки внушительным количеством настроек новой партии. Прежде всего – с числом одушевлённых участников: играют здесь всегда двое, но соревноваться можно как с компьютером, так и с товарищем за одним ПК; для каждого пользователя-человека понадобится ещё и ввести имя собственное. После этого следует выбор «уровня», представляющего собой один из семи режимов игры на выбор, от простого «счёта» до весьма изощрённого способа «вычитания» (подробности – чуть ниже). Если «живых» партнёров двое, то для них разрешается указывать разные варианты, тогда как при игре против искусственного интеллекта последний всегда присоединяется к нашему собственному выбору. При желании любой из участников может после этого запросить ещё и отображение на экране текстовой инструкции по особенностям предпочтённого им режима. Следующий выбор относится к фигурке робота, которая будет представлять в ходе соревнования того или иного игрока: всего имеется семь вариантов таких механизированных протагонистов; при состязании с компьютером придётся указать желаемый «аватар» и за своего соперника. Далее имеются настройки скорости передвижения этих самых фигурок по экрану: три варианта, от медленного до быстрого. Но и это ещё не всё: последним действом перед запуском собственно игры выступит случайный выбор того из двух соперников, который удостаивается права первого хода, – исполнено таковое в виде забавной анимации.
Экран партии представляет собой пять горизонтальных полосок-платформ, расположенных одна над другой и разделённых каждая на двадцать ячеек: вообразите себе, что это не что иное, как ряды поля «Snakes and Ladders» с клетками, – и получите примерное представление о сути здешнего игрового процесса. Задача заключается в том, чтобы провести своего робота-фишку из левого верхнего угла в правый нижний раньше, чем это сделает соперник; по самой верхней из платформ фигурки движутся слева направо, по второй, находящейся прямо под ней, – справа налево, ну и так далее: направление перемещения указывают стрелки, выглядывающие из декоративной рамки по краям экрана. Вынесенные в заголовок элементы тактики заключаются в том, что при начале партии на каждом из рядов, кроме самого последнего, по две ячейки в случайном порядке помечаются «крестиком»: попадание на них означает моментальное падение на ту же самую позицию, но уже платформой ниже (подобно «лестницам» в настольном аналоге). Зловредных «змей» здесь нет, но зато «приземление» одного из роботов на ячейку, на которой уже находится оппонент, автоматически отбрасывает эту последнюю жертву коварного хода на десять клеток назад.
Специфика и собственно образовательный элемент «Path Tactics» заключается в отсутствии привычного для жанра кубика: вместо него на каждом ходу любого из участников внизу в особых окошках появляются три случайные цифры, – количество очков хода зависит от тех операций, которые мы с ними произведём. На самом первом и лёгком «уровне», в режиме под названием «счёт», требуется всего лишь выбрать одно из этих трёх чисел – и ввести его вручную с клавиатуры в ячейке «Move»; «ввод» подтверждает это действие, а «backspace» позволяет при желании изменить уже набранный результат. В итоге именно на столько клеток и продвинется вперёд наш робот: стратегия заключается в правильном выборе количества ходов, которые могут позволить попасть либо на ячейку с крестиком, тем самым укорачивая себе путь к финишу, либо на голову соперника, подстроив тому нехорошую пакость. Два следующих здешних уровня – «сложение» и «вычитание»: прописывать тут потребуется уже два числа из трёх приведённых, причём второе из них помещается как раз в то самое окошко «Move» и будет символизировать число клеток для перемещения. Однако теперь для активации такого действия одного лишь нажатия «ввода» оказывается недостаточно: набирать необходимо искомую сумму или разность; ошибка в подсчётах означает пропуск хода (а вот искусственный интеллект, похоже, практически не ошибается...).
Четвёртый режим ещё более сложный – «сложение и вычитание»: в нём задействованы уже все три числа, с которыми предстоит, таким образом, совершить оба указанных математических действия (с «ключевым» числом «Move» по-прежнему на втором месте). То же самое относится и к «умножению» и «делению», отличающимся от второго и третьего «уровней» игры лишь знаком операции над двумя аргументами. А вот седьмой и последний режим стоит несколько особняком, – название у него весьма длинное: «Вычитание с допущением отрицательных результатов». В отличие от пяти предыдущих, «активным», то бишь заносящимся в окно «Move», здесь является не второе, а последнее число – результат указанной операции, который запросто может оказаться меньшим нуля. В таком случае перед ним необходимо будет прописать знак «минус», а робот передвинется на соответствующее количество клеток не вперёд, а назад. Это может быть весьма полезно для попадания на местные аналоги «лестниц» или для отбрасывания соперника ещё дальше к старту, – смотрите только, чтобы подобная же «лестница» не оказалась десятью ячейками ранее оппонента, иначе задуманная вами «пакость» обернётся для него немалым благодеянием!
Оценивать «Path Tactics» стоит как продукт именно середины 1980-х, а не как игру, вышедшую в 1992 году. Благодаря разнообразию посвящённых математическим операциям местных режимов, а также подробнейшему изложению всех правил и – традиционной уже для MECC – общей дружелюбности интерфейса по отношению к пользователю данная образовательно-настольная вещь определённо выглядела очень даже привлекательной по меркам своего времени. Передвижения роботов-фигурок, несмотря на скудость палитры, вполне мило анимированы, – достаточно хотя бы обратить внимание на то, как один из них пригибается, чтобы пропустить вперёд фишку соперника. Или на анимированный же экран с чествованием выигравшего: игрок, добравшийся до финиша ранее оппонента, получает звание «Path Master» и заносится в таблицу рекордов с тем количеством ходов, которое потребовалось ему для победы.
Вероятно, и сегодня, невзирая на неказистый внешний вид, «Path Tactics» сможет заинтересовать пользователей далеко не только из круга своей целевой аудитории. Вот только при всей той значимости, которую имеют для победы в состязании тактико-математические способности юного игрока, слишком уж велика здесь доля банального везения – как от выпадения тех цифр, из которых нам предстоит комбинировать ответ, так и от того, кто именно смог заполучить право первого хода, при полном отсутствии на поле «змей» оборачивающегося немалым преимуществом. А потому – всего восемь баллов из десяти.
Подобно уже представленной на нашем сайте «The Market Place», «Path Tactics» вышла для IBM PC ещё в середине 1980-х, практически сразу же после дебюта на Apple II, – однако на данный момент доступно лишь её переиздание 1992 года от Summit Educational Software (бывшей, судя по всему, либо псевдонимом, либо каким-то подразделением именитой компании из Миннесоты). Возможно, что причина редкости оригиналов заключается как в их мизерном тираже, так и во внушительной изначальной цене в 55 долларов (что по ценам начала 2021 года составляет уже более 133...). Как бы то ни было, имеющееся переиздание, видимо, мало чем отличается от исходного варианта, если не считать нового экрана заставки.
«Path Tactics» встречает нас CGA-графикой, по состоянию на начало 1990-х выглядевшей уже очевидным анахронизмом; как и во всех аналогичных случаях, современному пользователю приходится выбирать между какой-никакой цветастостью палитры в «композитном режиме» и чёткостью текста в RGB-версии (напомним, что для их переключения в эмуляторе DOSBox задействована клавиша F12 – при условии выставления в настройках «machine=CGA»). Главное меню представлено аж семью пунктами, активировать которые предстоит посредством набора вручную соответствующей цифры с клавиатуры (с последующим её подтверждением «вводом»). Первое из местных блюд – «Введение»: своего рода демоверсия начала партии с подробными пояснениями правил игры и сути процесса. Для запуска собственно состязания нужно отдавать команду «2»; «тройка» помогает познакомиться со списками победителей-рекордсменов, – таковых перечней здесь сразу несколько сообразно имеющимся режимам, о которых будет рассказано позднее. Цифра «4» выводит на экран общее текстовое руководство; «пятёрка» включает и отключает звуковые эффекты – выполненные, разумеется, силами PC Speaker; «6» зачем-то демонстрирует полосы четырёх различных цветов (смысл этого действия, одинакового и для RGB, и для «композитного выхода», остаётся полной загадкой); ну а последний пункт меню означает выход в систему.
При выборе второго из указанных вариантов потребуется сначала определиться с довольно-таки внушительным количеством настроек новой партии. Прежде всего – с числом одушевлённых участников: играют здесь всегда двое, но соревноваться можно как с компьютером, так и с товарищем за одним ПК; для каждого пользователя-человека понадобится ещё и ввести имя собственное. После этого следует выбор «уровня», представляющего собой один из семи режимов игры на выбор, от простого «счёта» до весьма изощрённого способа «вычитания» (подробности – чуть ниже). Если «живых» партнёров двое, то для них разрешается указывать разные варианты, тогда как при игре против искусственного интеллекта последний всегда присоединяется к нашему собственному выбору. При желании любой из участников может после этого запросить ещё и отображение на экране текстовой инструкции по особенностям предпочтённого им режима. Следующий выбор относится к фигурке робота, которая будет представлять в ходе соревнования того или иного игрока: всего имеется семь вариантов таких механизированных протагонистов; при состязании с компьютером придётся указать желаемый «аватар» и за своего соперника. Далее имеются настройки скорости передвижения этих самых фигурок по экрану: три варианта, от медленного до быстрого. Но и это ещё не всё: последним действом перед запуском собственно игры выступит случайный выбор того из двух соперников, который удостаивается права первого хода, – исполнено таковое в виде забавной анимации.
Экран партии представляет собой пять горизонтальных полосок-платформ, расположенных одна над другой и разделённых каждая на двадцать ячеек: вообразите себе, что это не что иное, как ряды поля «Snakes and Ladders» с клетками, – и получите примерное представление о сути здешнего игрового процесса. Задача заключается в том, чтобы провести своего робота-фишку из левого верхнего угла в правый нижний раньше, чем это сделает соперник; по самой верхней из платформ фигурки движутся слева направо, по второй, находящейся прямо под ней, – справа налево, ну и так далее: направление перемещения указывают стрелки, выглядывающие из декоративной рамки по краям экрана. Вынесенные в заголовок элементы тактики заключаются в том, что при начале партии на каждом из рядов, кроме самого последнего, по две ячейки в случайном порядке помечаются «крестиком»: попадание на них означает моментальное падение на ту же самую позицию, но уже платформой ниже (подобно «лестницам» в настольном аналоге). Зловредных «змей» здесь нет, но зато «приземление» одного из роботов на ячейку, на которой уже находится оппонент, автоматически отбрасывает эту последнюю жертву коварного хода на десять клеток назад.
Специфика и собственно образовательный элемент «Path Tactics» заключается в отсутствии привычного для жанра кубика: вместо него на каждом ходу любого из участников внизу в особых окошках появляются три случайные цифры, – количество очков хода зависит от тех операций, которые мы с ними произведём. На самом первом и лёгком «уровне», в режиме под названием «счёт», требуется всего лишь выбрать одно из этих трёх чисел – и ввести его вручную с клавиатуры в ячейке «Move»; «ввод» подтверждает это действие, а «backspace» позволяет при желании изменить уже набранный результат. В итоге именно на столько клеток и продвинется вперёд наш робот: стратегия заключается в правильном выборе количества ходов, которые могут позволить попасть либо на ячейку с крестиком, тем самым укорачивая себе путь к финишу, либо на голову соперника, подстроив тому нехорошую пакость. Два следующих здешних уровня – «сложение» и «вычитание»: прописывать тут потребуется уже два числа из трёх приведённых, причём второе из них помещается как раз в то самое окошко «Move» и будет символизировать число клеток для перемещения. Однако теперь для активации такого действия одного лишь нажатия «ввода» оказывается недостаточно: набирать необходимо искомую сумму или разность; ошибка в подсчётах означает пропуск хода (а вот искусственный интеллект, похоже, практически не ошибается...).
Четвёртый режим ещё более сложный – «сложение и вычитание»: в нём задействованы уже все три числа, с которыми предстоит, таким образом, совершить оба указанных математических действия (с «ключевым» числом «Move» по-прежнему на втором месте). То же самое относится и к «умножению» и «делению», отличающимся от второго и третьего «уровней» игры лишь знаком операции над двумя аргументами. А вот седьмой и последний режим стоит несколько особняком, – название у него весьма длинное: «Вычитание с допущением отрицательных результатов». В отличие от пяти предыдущих, «активным», то бишь заносящимся в окно «Move», здесь является не второе, а последнее число – результат указанной операции, который запросто может оказаться меньшим нуля. В таком случае перед ним необходимо будет прописать знак «минус», а робот передвинется на соответствующее количество клеток не вперёд, а назад. Это может быть весьма полезно для попадания на местные аналоги «лестниц» или для отбрасывания соперника ещё дальше к старту, – смотрите только, чтобы подобная же «лестница» не оказалась десятью ячейками ранее оппонента, иначе задуманная вами «пакость» обернётся для него немалым благодеянием!
Оценивать «Path Tactics» стоит как продукт именно середины 1980-х, а не как игру, вышедшую в 1992 году. Благодаря разнообразию посвящённых математическим операциям местных режимов, а также подробнейшему изложению всех правил и – традиционной уже для MECC – общей дружелюбности интерфейса по отношению к пользователю данная образовательно-настольная вещь определённо выглядела очень даже привлекательной по меркам своего времени. Передвижения роботов-фигурок, несмотря на скудость палитры, вполне мило анимированы, – достаточно хотя бы обратить внимание на то, как один из них пригибается, чтобы пропустить вперёд фишку соперника. Или на анимированный же экран с чествованием выигравшего: игрок, добравшийся до финиша ранее оппонента, получает звание «Path Master» и заносится в таблицу рекордов с тем количеством ходов, которое потребовалось ему для победы.
Вероятно, и сегодня, невзирая на неказистый внешний вид, «Path Tactics» сможет заинтересовать пользователей далеко не только из круга своей целевой аудитории. Вот только при всей той значимости, которую имеют для победы в состязании тактико-математические способности юного игрока, слишком уж велика здесь доля банального везения – как от выпадения тех цифр, из которых нам предстоит комбинировать ответ, так и от того, кто именно смог заполучить право первого хода, при полном отсутствии на поле «змей» оборачивающегося немалым преимуществом. А потому – всего восемь баллов из десяти.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
CGA composite
PCjr
Tandy - Элемент жанра:
Ходилки - Язык:
English