В начале 1990-х Боб Бежан (Bob Bejan) после работы над относительно успешными центрами BattleTech для Virtual Worlds, Inc. организовал компанию Interfilm, Inc., занявшуюся созданием интерактивных фильмов. Для этого Бежан разработал следующую технологию: в кресла зала кинотеатра были вмонтированы джойстики с тремя цветными кнопками (зеленая, желтая и красная), одну из которых требовалось нажимать в определенные моменты фильма, вследствие чего выбирался вариант продолжения сюжета, набравший больше всего голосов. Исходя из таких условий, Interfilm создала свою первую работу - I'm Your Man, бюджет которой вышел в объеме почти 400 тысяч долларов (или 700 тысяч на конец 2020 года).
В начале киносеанса показывали вводное вступление, в котором профессор Боб (A. Whitney Brown) давал краткие пояснения по использованию джойстика и вводную для трех основных персонажей, от лица которых шла история. Последняя довольно проста: Джек (Kevin Seal, менеджер среднего звена), Лесли и Ричард (Colleen Quinn и Mark Metcalf, президенты двух конкурирующих строительных компаний) встречаются на вечеринке, - но если Джек оказался на ней, по всей видимости, случайно, то у соперников цель вовсе не развлечься, а передать (Лесли) или вернуть (Ричард) компрометирующие материалы, записанные на паре дискет.
Фрагменты, между которыми дается выбор, скомпонованы таким образом, что часть моментов или проходит за кадром, или же исключает иной видеоряд, хотя повествование по тону имеет в первую очередь комедийный оттенок, что подчеркивается китчем (это проявляется также и в некотором переигрывании актеров) и приемом четвертой стены, когда персонажи фильма обращаются к залу. Однако, несмотря на это, начало и конец остаются одинаковыми (в последнем случае можно выбрать любую из трех концовок за того или иного персонажа), отличия имеются лишь в непосредственной середине, которая в итоге может привести к разному возможному смысловому посылу (например, приторному хэппи-энду после всех мытарств или трате усилий понапрасну). С этой точки зрения I'm Your Man может быть рассмотрен как некоторое развитие в сравнении со чехословацким фильмом Kinoautomat 1967 года, бывшим чуть ли не уникальным для своего времени.
Непосредственно же выбор решения показан просто: когда происходит определенный момент в фильме, зрители начинают голосование и число голосов для каждого варианта показывается количеством столбиков соответствующих цветов на кнопках джойстика. Возможно ли было окончание или продолжение фильма при равном числе голосов за два разных сюжетных хода, к сожалению, достоверно неизвестно. При цене билета в три доллара и малой продолжительности зрителям разрешалось оставаться на столько просмотров, на сколько им хочется.
Успех был условный: возможность интерактива понравилась подростковой части аудитории, в то время как критики и обычные зрители называли основную особенность гиммиком, а момент голосования - отвлекающим от просмотра. Поэтому инженеры Interfilm начали разработку альтернативной технологии, чтобы зрители могли определять направление фильма до просмотра. Но формат относительно быстро потерпел крах, и права на I'm Your Man и другие произведения Interfilm стали ходить по рукам, пока в итоге не оказались у нескольких фирм сразу, которые совместно и сделали адаптацию как для DVD-плееров, так и Windows.
DVD-часть - за вычетом момента голосования и убранного пояснительного вступления (оно доступно в дополнениях) - практически полностью идентична оригинальной версии 1992 года для кинотеатров. Дополнительные материалы, помимо короткого фильма о создании и подборки неудачных дублей, содержат зарисовки новых сцен для перевыпуска в 1994 году (который, скорее всего, не состоялся), манифест компании Interfilm, аудиодорожку с комментариями режиссера и еще несколько мелочей. Из недостатков стоит отметить отсутствие субтитров (что странно), - поэтому воспринимать всё нужно на слух.
Но помимо прочего есть еще и часть, предназначенная для запуска в системах Windows, выполненная с помощью Macromedia Director как интерактивная карта. В этом варианте просмотр сделан в виде рут-схемы, где каждому фрагменту отведен свой видеофайл. Взаимодействовать с ней можно четырьмя способами: обычным (Regular Play, каждый фрагмент выбирается самостоятельно), настроенным (Choose Path, фрагменты выбираются заранее и далее проигрываются как целый фильм), случайным (Random Path, фрагменты выбираются случайным образом) и просмотром одной сцены (Watch Scene). Само видео показывается в небольшом окошке в левой части экрана, качество которого, само собой, уступает DVD-варианту (вместо 720х480 при 29,97 кадрах - 320х240 при 15 кадрах), но в то же время не так сильно распадается на артефакты и не требует специальной платы расширения для проигрывания. Windows-вариант, однако, сильнее обрезан в возможностях: нет начальных и заключительных титров и нельзя просматривать разные части трех вступлений (хотя места на диске еще хватало).
Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что I'm Your Man является в исторической перспективе интересным экспериментом, - но в то же время это черновик или прототип интерактивного фильма, который уже не чистое кино (из-за возможности интерактива), но еще и не вполне с игровыми элементами (коих тут кот наплакал: выпущенные в том же 1998 году переработанная для DVD версия Silent Steel и Mis-Adventures Of James Spawn имели более полноценную игровую составляющую). Что, впрочем, не умаляет его ценности как примера соприкосновения двух видов искусства, интересного для исследования и изучения с точки зрения как кино, так и электронных игр.
После I'm Your Man компания Interfilm создала еще несколько интерактивных фильмов, выпущенных в 1995 году: Bombmeister (группа спецназа против преступника-подрывника, окопавшегося в заброшенном особняке, полном ловушек), Ride for Your Life (на Землю напали инопланетяне и судьба человечества зависит от исхода велогонки) и Mr. Payback (сторонний проект Боба Гейла, одного из авторов Back to the Future, где андроид сражается с криминальными элементами, после чего последние принимают участие в игровом шоу, подвергаясь разным унижениям; участие принимал также Кристофер Ллойд), - после чего, скорее всего, обанкротилась. Ни одно из этих произведений так и не было адаптировано в DVD-формат. Боб Бежан перешел на работу в Warner Bros. Interactive Entertainment еще в 1994 году, где занимал должность вице-президента по креативным разработкам, а в 1996 году устроился в Microsoft Coroporation исполнительным продюсером сайта MSN, а потом - генеральным директором по монетизации рекламы и стратегическим альянсам до 2003 года. Он основал компанию Optimus Inc., ставшую после объединения с Insight Creative в 2006 году фирмой PBJS, Inc., занимавшейся консультациями в области рекламы и маркетинга, где и проработал до возвращения в Microsoft Coroporation, заняв там должность главы департамента по глобальным ивентам, производственным студиям и маркетинговым коммуникациям.
P.S. Любопытным моментом, который отмечают и авторы в дополнительных материалах, является участие известного в узких кругах актера Питера Грина (Peter Greene), который на момент создания I'm Your Man только начинал свою карьеру.
В начале киносеанса показывали вводное вступление, в котором профессор Боб (A. Whitney Brown) давал краткие пояснения по использованию джойстика и вводную для трех основных персонажей, от лица которых шла история. Последняя довольно проста: Джек (Kevin Seal, менеджер среднего звена), Лесли и Ричард (Colleen Quinn и Mark Metcalf, президенты двух конкурирующих строительных компаний) встречаются на вечеринке, - но если Джек оказался на ней, по всей видимости, случайно, то у соперников цель вовсе не развлечься, а передать (Лесли) или вернуть (Ричард) компрометирующие материалы, записанные на паре дискет.
Фрагменты, между которыми дается выбор, скомпонованы таким образом, что часть моментов или проходит за кадром, или же исключает иной видеоряд, хотя повествование по тону имеет в первую очередь комедийный оттенок, что подчеркивается китчем (это проявляется также и в некотором переигрывании актеров) и приемом четвертой стены, когда персонажи фильма обращаются к залу. Однако, несмотря на это, начало и конец остаются одинаковыми (в последнем случае можно выбрать любую из трех концовок за того или иного персонажа), отличия имеются лишь в непосредственной середине, которая в итоге может привести к разному возможному смысловому посылу (например, приторному хэппи-энду после всех мытарств или трате усилий понапрасну). С этой точки зрения I'm Your Man может быть рассмотрен как некоторое развитие в сравнении со чехословацким фильмом Kinoautomat 1967 года, бывшим чуть ли не уникальным для своего времени.
Непосредственно же выбор решения показан просто: когда происходит определенный момент в фильме, зрители начинают голосование и число голосов для каждого варианта показывается количеством столбиков соответствующих цветов на кнопках джойстика. Возможно ли было окончание или продолжение фильма при равном числе голосов за два разных сюжетных хода, к сожалению, достоверно неизвестно. При цене билета в три доллара и малой продолжительности зрителям разрешалось оставаться на столько просмотров, на сколько им хочется.
Успех был условный: возможность интерактива понравилась подростковой части аудитории, в то время как критики и обычные зрители называли основную особенность гиммиком, а момент голосования - отвлекающим от просмотра. Поэтому инженеры Interfilm начали разработку альтернативной технологии, чтобы зрители могли определять направление фильма до просмотра. Но формат относительно быстро потерпел крах, и права на I'm Your Man и другие произведения Interfilm стали ходить по рукам, пока в итоге не оказались у нескольких фирм сразу, которые совместно и сделали адаптацию как для DVD-плееров, так и Windows.
DVD-часть - за вычетом момента голосования и убранного пояснительного вступления (оно доступно в дополнениях) - практически полностью идентична оригинальной версии 1992 года для кинотеатров. Дополнительные материалы, помимо короткого фильма о создании и подборки неудачных дублей, содержат зарисовки новых сцен для перевыпуска в 1994 году (который, скорее всего, не состоялся), манифест компании Interfilm, аудиодорожку с комментариями режиссера и еще несколько мелочей. Из недостатков стоит отметить отсутствие субтитров (что странно), - поэтому воспринимать всё нужно на слух.
Но помимо прочего есть еще и часть, предназначенная для запуска в системах Windows, выполненная с помощью Macromedia Director как интерактивная карта. В этом варианте просмотр сделан в виде рут-схемы, где каждому фрагменту отведен свой видеофайл. Взаимодействовать с ней можно четырьмя способами: обычным (Regular Play, каждый фрагмент выбирается самостоятельно), настроенным (Choose Path, фрагменты выбираются заранее и далее проигрываются как целый фильм), случайным (Random Path, фрагменты выбираются случайным образом) и просмотром одной сцены (Watch Scene). Само видео показывается в небольшом окошке в левой части экрана, качество которого, само собой, уступает DVD-варианту (вместо 720х480 при 29,97 кадрах - 320х240 при 15 кадрах), но в то же время не так сильно распадается на артефакты и не требует специальной платы расширения для проигрывания. Windows-вариант, однако, сильнее обрезан в возможностях: нет начальных и заключительных титров и нельзя просматривать разные части трех вступлений (хотя места на диске еще хватало).
Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что I'm Your Man является в исторической перспективе интересным экспериментом, - но в то же время это черновик или прототип интерактивного фильма, который уже не чистое кино (из-за возможности интерактива), но еще и не вполне с игровыми элементами (коих тут кот наплакал: выпущенные в том же 1998 году переработанная для DVD версия Silent Steel и Mis-Adventures Of James Spawn имели более полноценную игровую составляющую). Что, впрочем, не умаляет его ценности как примера соприкосновения двух видов искусства, интересного для исследования и изучения с точки зрения как кино, так и электронных игр.
После I'm Your Man компания Interfilm создала еще несколько интерактивных фильмов, выпущенных в 1995 году: Bombmeister (группа спецназа против преступника-подрывника, окопавшегося в заброшенном особняке, полном ловушек), Ride for Your Life (на Землю напали инопланетяне и судьба человечества зависит от исхода велогонки) и Mr. Payback (сторонний проект Боба Гейла, одного из авторов Back to the Future, где андроид сражается с криминальными элементами, после чего последние принимают участие в игровом шоу, подвергаясь разным унижениям; участие принимал также Кристофер Ллойд), - после чего, скорее всего, обанкротилась. Ни одно из этих произведений так и не было адаптировано в DVD-формат. Боб Бежан перешел на работу в Warner Bros. Interactive Entertainment еще в 1994 году, где занимал должность вице-президента по креативным разработкам, а в 1996 году устроился в Microsoft Coroporation исполнительным продюсером сайта MSN, а потом - генеральным директором по монетизации рекламы и стратегическим альянсам до 2003 года. Он основал компанию Optimus Inc., ставшую после объединения с Insight Creative в 2006 году фирмой PBJS, Inc., занимавшейся консультациями в области рекламы и маркетинга, где и проработал до возвращения в Microsoft Coroporation, заняв там должность главы департамента по глобальным ивентам, производственным студиям и маркетинговым коммуникациям.
P.S. Любопытным моментом, который отмечают и авторы в дополнительных материалах, является участие известного в узких кругах актера Питера Грина (Peter Greene), который на момент создания I'm Your Man только начинал свою карьеру.
- Атмосфера:
Юмор - Аудио-/видео-стиль:
FMV - Элемент жанра:
Интерактивное кино - Язык:
English