Ogniem i Mieczem

Ogniem i Mieczem
Жанр: Strategy
Разработчик: Nekrosoft
Издатель: Zodiak Jerzy Hoffman Film Production
Год выхода: 2000
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 3
Словосочетание "Огнём и мечом" у большинства отечественных олдгеймеров, скорее всего, вызовет ассоциации с русской локализацией игры Tzar: The Burden of the Crown, сюжет в которой по сравнению с первоисточником был существенно изменён. При этом, разумеется, любой образованный человек, увлекающийся играми, знает о романе польского писателя Генрика Сенкевича "Огнём и мечом", написанном во второй половине XIX века и повествующем о первом периоде восстания Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой в 1648-1651 годах, - но едва ли многие способны допустить, что по этому произведению стали бы делать компьютерную игру (именно по нему, а не по соответствующему антуражу, ставшему основой для одноимённого дополнения к Mount and Blade, о котором автор этого описания ничего не знает). Но, как ни удивительно, она действительно существует - исполнена в поджанре походовой стратегии и была приурочена к выходу в 1999 году знаменитого в определённых кругах четырёхсерийного фильма по мотивам романа, который снял Ежи Гофман. К сожалению, по всей видимости, тираж у данной вещи был небольшой и исключительно на территории Польши, критика её приняла не слишком благосклонно (подтверждением чему служат обнаруживаемые в Интернете рецензии), а вскоре после появления на свет она оказалась и вовсе основательно забыта даже в стране происхождения - и обнаружилась вновь лишь в 2021 году.

Для начала по традиции стоит немного рассказать о фоне событий; соответствующая часть описания в основном находится под cut'ом.
Посмотреть.

Роман Генрика Сенкевича посвящён условной первой части восстания Хмельницкого - периоду 1648-1651 годов, то есть от первого столкновения на Днепре до победы поляков в Берестецкой битве 18 июня 1651 года, после чего, потерпев ещё ряд поражений, казаки были вынуждены подписать Белоцерковский мир, на деле оказавшийся перемирием, длившимся меньше года. Действующими лицами произведения являются как вымышленные персонажи, так и реальные исторические деятели, в том числе князь Иеремия Вишневецкий (по происхождению русский), польский военачальник, командовавший войсками Речи Посполитой на протяжении первого периода восстания и скончавшийся при невыясненных обстоятельствах 20 августа 1651 года, фактически через месяц после победы под Берестечком. Игра в целом старается следовать первоисточнику, - хотя необходимо отметить, что и там, и там, разумеется, есть определённые исторические неточности (и в компьютерном воплощении их куда больше, нежели в литературном оригинале). На всякий случай считаем необходимым предупредить всех читателей, особенно украинских: данная вещь сделана для польской аудитории, поэтому количество национально-патриотического пафоса в ней, скажем так, высокое. Играть за украинцев и союзных им крымских татар в режиме кампании не разрешается; формально это (кстати, "официально", то есть в руководстве пользователя) объясняется тем, что игра сделана по роману Сенкевича, изображающего события с польской точки зрения. Поэтому одна сторона здесь показывается героями, сражающимися за правое дело, а другая в значительной степени обезличена и "расчеловечена". Если вы активно придерживаетесь противоположных взглядов на те события, то лучше просто пройдите мимо.

Как уже отмечалось выше, Ogniem i Mieczem - походовая стратегия. Есть два основных режима: кампания, где, возглавляя польскую армию, требуется пройти десять миссий, и сценарии (общим числом девять штук), в которых уже допустимо брать командование и над противниками Речи Посполитой; также предусмотрен мультиплеер по локальной сети и Интернету. Интереснейшей особенностью является необходимость выиграть только в трёх определённых сражениях из десяти, входящих в кампанию, - тех, в которых поляки побеждали в реальности; перечень этих битв приведён в руководстве пользователя. Если мы проигрываем в любой из них, то действие заканчивается; поражение же в какой-либо иной формально будет согласовываться с исторической правдой, хотя если вдруг удастся победить, то нас пышно поздравят (но ход кампании от этого не изменится).

Перед стартом необходимо выбрать один из трёх уровней сложности будущего действия, а также, как бы это ни прозвучало, изучить (не просто ознакомиться, а изучить) большую часть обширного содержимого пункта меню "Leksykon", представляющего собой внутриигровую энциклопедию из нескольких разделов: читать о фоне событий и об оружии, используемом войсками, в принципе, не обязательно, а вот просмотреть информацию буквально о каждом полководце и типе боевых единиц необходимо, ибо все они (включая и военачальников) непосредственно задействованы в сражениях и, как можно видеть по этой базе данных, обладают множеством различных характеристик, которые важно учитывать во время боевых действий. Формально, конечно, эти сведения можно посмотреть и в полевых условиях, - но посредством меню это намного удобнее и спокойнее.

Перспектива обзора - изометрическая. Большую часть экрана, естественно, занимает карта местности (не разделённая на клетки); при этом одномоментно видна лишь небольшая её часть, - для осмотра других областей следует двигать манипулятором, а для просмотра всего поля боя целиком (разумеется, "в миниатюре") - воспользоваться клавишей "M". По центру в верхней части экрана расположен значок одного из двух национальных флагов, показывающий, кто из участников сражения в данный момент активен; завершение своего хода осуществляется нажатием клавиши "пробел".

Фигурки тех или иных солдат на карте в основном обозначают подразделения, состоящие из ста единиц. Исключениями являются некоторые особо мощные, в которых каждая моделька "содержит" лишь пятьдесят воинов; у поляков таким типом соединений является крылатая гусария. В целом разнообразие юнитов довольно велико: есть и несколько типов пехоты, и кавалерия, и артиллерия. Выбираются отряды левой кнопкой мыши; если нажать клавишу "Z", то под фигурками появятся горизонтальные полосы, условно отражающие их численность и убывающие (в том числе изменяющие цвет с зелёного на жёлтый и затем красный) по мере несения подразделением потерь. Единицы существенно разнятся по своей силе; одни могут сражаться лишь в ближнем бою, другие - только в дальнем, а третьи способны к обоим типам атаки. Несмотря на наличие элемента случайности, обычная пехота, например, практически со стопроцентной вероятностью не сможет противостоять тем же гусарам, а эффективность на расстоянии и в рукопашной у тех войск, которым доступны обе этих способности, может значительно различаться (при этом "ручного" выбора между вариантами атаки, похоже, нет).

В нижних углах экрана располагаются крупные "стяги": слева всегда вражеский, справа - наш. На этом знамени при выделении любого отряда появляется статистика с его важнейшими показателями, выраженными в числовой форме: количество входящих в него солдат (I), моральный дух (M), увеличивающийся или уменьшающийся по ходу битвы в зависимости от ваших успехов либо неудач (и в том числе от потерь, понесённых конкретно данным подразделением), очки опыта (D) и очки дополнительной защиты (O), которые могут быть только у пехотных подразделений (на момент начала боя всегда равны нулю, но увеличиваются с каждым ходом на два пункта, если этот отряд не перемещался, никого не атаковал и сам не оказывался под атакой). Если щёлкнуть по единице правой кнопкой мыши, то откроется отдельный экран, где будут приведены все её боевые характеристики (так же, как в рассматривавшейся выше энциклопедии). В отличие от множества подобных стратегий, очки движения в Ogniem i Mieczem отсутствуют: после щелчка по подразделению вокруг него показывается слегка затемнённая область (обычно замысловатой формы), в пределах которой оно может действовать (то есть двигаться или атаковать) в рамках текущего хода. Каждый отряд за один вышеназванный отрезок может единожды атаковать противника и единожды же переместиться на какое-либо расстояние, - претворять оба этих приказа в жизнь разрешается в произвольном порядке. Если полоска под какой-то фигуркой исчезла, то в этом ходу она исчерпала свой лимит действий. Результаты всех отдаваемых команд демонстрируются незамедлительно: то есть, например, если какая-то единица может убить вражескую, то гибель той будет показана сразу же.

Кроме обычных юнитов имеются полководцы (также обозначаемые фигурками), представляющие собой каких-либо военных деятелей - персонажей романа-первоисточника. Их присоединение к отрядам повышает боевые характеристики и моральный дух последних, увеличивая их силу в наступлении и обороне, но не давая дополнительной защиты от дистанционных атак. Важно обратить внимание на то, что конкретный "герой" может особенно усилить те подразделения, к войскам которых непосредственно относится (то есть, например, Скшетуского лучше назначать командовать кавалерией, тогда как Корицкого - артиллерией), - именно для этого и стоит изучать их параметры в энциклопедии. Для того чтобы присоединить военачальника к группе солдат, на нём нужно щёлкнуть левой кнопкой мыши, после чего вокруг его фигурки появится всё та же затемнённая область, - отряд, который в неё попадает, может быть подчинён этому военачальнику.

Формально нашим протагонистом в игре является упоминавшийся выше князь Иеремия Вишневецкий. В части миссий он непосредственно присутствует на поле боя (в качестве полководца) и имеет возможность использовать собственную частную армию. Эти единицы, как и все прочие, способны увеличивать свой опыт во время сражения, но, в отличие от остальных, могут использоваться в последующих схватках (ввиду чего тех из них, что существенно усилились, следует беречь), - для их призыва нужно задействовать клавишу "E" и затем выбрать желаемые отряды из появившегося в нижней части экрана списка. В миссиях, где есть Иеремия, мы также можем привлекать в данную армию новые войска, - это делается за деньги, количество которых увеличивается в зависимости от результатов предыдущих боёв (в том числе тех, где сам князь на карте отсутствует): чем быстрее они были выиграны и чем больше противников оказалось убито, тем существеннее пополнится наша казна. Ознакомиться с текущим уровнем финансового благополучия можно в любой момент, щёлкнув на находящуюся в правом верхнем углу иконку в виде стопки золотых монет. Под нею расположена литера, обозначающая выбранный нами перед стартом уровень сложности. Найм новых "рекрутов" осуществляется при помощи расположенного прямо на карте (обычно в самой гуще сражения) флажка: по этому объекту нужно щёлкнуть левой кнопкой мыши, после чего в нижней части экрана появятся доступные для вербовки подразделения; стоимость их привлечения варьируется от типа.

Одним из главных недостатков игры польские рецензенты назвали "хаос, творящийся на карте во время битвы": единицы расположены близко друг к другу, в конкретный момент, как уже отмечалось выше, видно далеко не всё поле, а подразделения противника всегда ходят сразу все одновременно, что хоть и выглядит со стороны "впечатляюще", но сильно дезориентирует; упоминавшиеся выше характеристики разных типов войск более-менее адекватны, но всё же сюрпризов (в основном неприятных) по этой части хватает (в частности, наёмная немецкая пехота показывает себя очень уж плохо). С точки зрения графики всё, напротив, хорошо (не отлично, но добротно): фигурки спрайтовые (что радует) и прорисованы относительно качественно; ландшафты в основном однообразные, но более-менее интересные; иногда начинает идти дождь. Между битвами периодически показывают FMV-видеоролики - фрагменты из фильма Гофмана. Если не считать криков солдат во время сражений, то вся озвучка, выполненная одним человеком, заключается в начитке вводных и подытоживающих текстов (к счастью, непосредственно приводимых на экране, то есть за речью можно следить) перед миссиями и после них; диктор вряд ли является актёром, но старается и повествует о событиях более-менее эмоционально. Вердикт - хорошо, кто бы что ни говорил: да, эта игра не очень удобная, ни разу не шедевральная, одновременно сложная и простая (причём то и другое раздражает), - но вместе с тем, даже если забыть о её колоссальной коллекционной ценности, она наверняка способна увлечь любителей походовых стратегий, нейтрально относящихся к Польше, как минимум на пару вечеров.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.