Жанр визуальных новелл, как ни крути, довольно-таки специфичен. В своём чистом варианте без примесей других жанров он являет собой книжку с картинками да интерактивными элементами в виде выборов из нескольких вариантов, способных повести сюжет в ту или иную сторону.
Отечественная Книга мертвых: Потерянные души, известная многим благодаря своему, кхм, качеству, будучи «первым российским аниме-хоррором», тоже принадлежит к вышеупомянутому жанру. Разумеется, при рассказе о вещах подобного толка первым делом стоит упомянуть о завязке местного сюжета.
Итак, на дворе двадцатые годы XX века. Место действия – США. Главный герой по имени Чарльз, по совместительству молодой разорившийся предприниматель, узнаёт, что его нелюдимый и неприятный во многих отношениях дядя Эбнер скончался, оставив племяннику в наследство огромный дом рядом с городишком Данвичем, что в штате Массачусетс. Но, как это часто бывает, есть один нюанс. Дом отойдёт в собственность племяннику только в том случае, если тот сможет прожить в нём месяц. Странно, но ничего удивительного: дядя и при жизни был с прибабахом. Чарльз решает ухватиться за эту возможность, ведь из-за крупного торнадо, прошедшегося по его родному городу, потерял и дело, и кров. Вместе с женой по имени Эмили главный герой въезжает в старый скрипящий и такой загадочный особняк. Но буквально вскоре супруги понимают, что хоть дом с виду и заброшен, но в нём явно есть ещё кто-то… или что-то.
Такова завязка местного сюжета, в котором внимательный читатель увидит несколько отсылок к творчеству Говарда Лавкрафта. Особенно любопытным на первый взгляд является персонаж покойного дяди, что явно отсылает к главному герою рассказа «Комната с заколоченными ставнями». Место действия - предместья Данвича - тоже ничего хорошего не предвещает.
Конечно, сценаристам данного творения с Лавкрафтом не сравниться. Местный сюжет пытается слишком много взять на себя, но ломается под столь огромной ношей. В истории есть всё: отсылки к рыболюдям, внушающий первобытный ужас Некрономикон, кощунственные жертвоприношения, история самого настоящего маньяка, таинственная болезнь жены, а также элементы, с позволения сказать, слэшера. Итоговый суповой набор мог бы по отдельности что-то из себя представлять, но в смеси вышло так себе. Как говорится, мух и котлет лучше всего подавать отдельно друг от друга. Сюжет здесь, стоит отметить, имеет какое-никакое ветвление. Оно реализуется подсовыванием игроку время от времени двух вариантов дальнейших действий. В подавляющем большинстве случаев неверный выбор приведёт к смерти протагониста. В остальных это будет обманкой, ведущей к огромной сюжетной дыре (сравните оба похода в Данвич – и поймёте). Странным на этом фоне выглядит то, что главные герои (их двое) вполне себе прописаны. Со второстепенными же вышло так себе, варьируясь от терпимого до паршивенького уровня. Книга мертвых: Потерянные души предлагает несколько концовок. Правда, «хорошей» из них является только одна. Остальные являются плохими, эдакими bad end'ами, резко заканчивающими сюжет и почти всегда приводящими к смерти. Впрочем, чтобы их не словить, достаточно проявлять хоть какие-нибудь зачатки здравомыслия.
Со звуком ситуация аховая. У нас имеются три однотипных композиции, одна из которых длится 30 секунд, а остальные - минуту. Простые же звуки, будь то таинственные скрипы, стуки или шаги, начисто отсутствуют. Откровенно огорчает то, что музыкальные композиции даже не закольцованы и при окончании остаётся незамутнённая тишина. Она и будет тут вашей самой частой спутницей, а не страх.
А теперь пора разобрать ту самую анимешность, о которой гордо говорится на обложке. Первый российский аниме-хоррор, – это звучит солидно! Но как оно на самом деле? Конечно, можно ограничиться обычной риторикой, просто всё в очередной раз обхаяв, – но вместо этого я пойду чуть иным путём. Это прозвучит неожиданно, но арт в игре Книга мертвых: Потерянные души не плох. И не отвратителен. Он на среднем уровне, причём некоторые сцены (не фоны, – о них замолвим слово позже) выполнены на первоклассном уровне с обилием деталей. Возникает чувство, что им не место в этой игре. Но вот спрайты персонажей, которые располагаются поверх фонов (и даже в главном меню), выглядят местами аляповато, в основном из-за странно посаженных глаз. Малое количество выражений лиц героев тоже ситуации не красит. Но всё в плане рисовки сцен и персонажей (художницей выступала кому-то, возможно, знакомая Elruu/Эльруу) гораздо лучше, чем можно ожидать. Качество фонов более постоянное, чуть выше среднего уровня (их рисовала уже другая девушка - VaLerka). Смущает лишь то, что они выполнены в не совсем анимешной стилистике… Но атмосфера запустения передана отменно. Подробности о художницах, включая ссылки на их уже (не) существующие сайты, можете увидеть в игровом ReadMe. Из любопытных моментов стоит отметить то, что при создании персонажей Эльруу явно вдохновлялась персонажами из других аниме/манги. Иначе лично мне, например, нелегко объяснить то, что Эмили как две капли воды похожа на Нару Нарусэгаву, главную героиню аниме (именно его, а не манги) Love Hina (закройте пальцем глаза и сразу поймёте, о чём речь). Хотя, возможно, таково было желание директора проекта… Вы также вряд ли поверите, но есть даже кое-что такое, в чём Книга мертвых: Потерянные души обходит некоторые японские полновесные визуальные новеллы того же года выпуска. Прозвучит странно, но это игровое разрешение. Целых 1024 на 768. И это не шутка. Да, пишу на полном серьёзе. И это удивляет больше всего, ведь в те времена подавляющее большинство визуальных новелл выходило в лучшем случае с разрешением 800x600…
В техническом плане Книга мёртвых: Потерянные души выполнена, конечно же, кривовато. Дело не в вылетах – уж с чем, а со стабильностью тут всё в полном порядке. Из ожидаемых и обыденных для жанра вещей напрочь отсутствует экран настроек: его роль отчасти выполняет менюшка, вызываемая при чтении правой кнопкой мыши. Там можно лишь поменять скорость появления текста на медленную и быструю (которая чуть выше, к слову), убрать его, чтобы рассмотреть картинку получше (к слову, если так сделать, а потом попытаться вернуть текст, то он не появится, окно под него будет, но без букв; к счастью, их следующая партия явится при клике левой кнопкой), сохранение (без загрузки! Для этого ступайте в главное меню) и выход на главный экран или в систему. Негусто. Как видите, тут явно не хватает возможности прокручивать уже прочитанный текст, режима авточтения, функции загрузки, а также изменения громкости музыки.
Управление осуществляется одной лишь мышью. А именно – её двумя клавишами. На колёсико никакой реакции нет. И это огорчает в тех случаях, когда есть потребность листания, например, списка тех же сейвов…
Местная система сохранений тоже способна удивить. Во-первых, сейвы, сделанные в одну минуту, перезаписывают друг друга. Более новый встаёт на место старого. Крайне странное решение. Но вот если сделаны в разные минуты, то никаких проблем – они займут разные слоты. Во-вторых, каждый из сейвов загружает не тот экран, где мы сохранялись, а за несколько реплик до него. Не сказать что это плохо, – как минимум необычно. Правда, при общей продолжительности игры в тридцать-сорок минут (это с учётом получения всех концовок) данный ход выглядит странно. Да и если вы сохранились на экране выбора, сделали его неверно, загрузились, то придётся читать несколько страниц предшествующих событий.
Разумеется, при описании любой визуальной новеллы, где герои чуть взрослее школьников, нельзя обойти вопрос эротики. И да, она тут есть. Правда, ничего откровеннее обнажённых женских грудей и поп вы тут не отыщете. Они, к слову, не играют никакой роли в сюжете. Описаний обнажения и прочих «актов» нет. Неужели дань уважения японскому жанру? Или были иные оригинальные планы на эту визуальную новеллу? Не исключено.
Если внимательно посмотреть на коробку с игрой, то в глаза бросается наличие некой режиссёрской версии. Не обманывайтесь, ничего нового она не приносит. Просто все изображения показываются с фильтром а-ля старая чёрно-белая плёнка. Так что никаких изменений в сюжете не будет. Да и открывается этот режим лишь после прохождения… Но пропадает из меню, если выйти из игры, а потом запустить заново. Для появления «режиссёрки» извольте снова дойти до конца (достаточно загрузить сейв в самом конце и немного прокликать). Что особенно странно, это даже не баг, а «фича». Разработчики в ReadMe пишут, что так и запланировано. Есть возможность и просматривать уже открытые картинки, причём они по какой-то причине дублируются в папку с игрой…
Как ни крути, «первый российский аниме-хоррор» плох. В нём странный, непоследовательный лавкрафтоподобный сюжет, но без развязки и окончания в стиле мастера. Скудное-скудное звуковое сопровождение. Ворох технических недоработок. Бессмысленная эротика, не играющая какой-либо роли. Но при этом неожиданно неплохая графическая составляющая (исключая пару спрайтов персонажей). Трудно сказать, что послужило причиной столь грустного итога. Наиболее вероятно, что причина лежит в низком бюджете и попытке быстро заработать как можно больше денег, а также непонимании жанра студией-разработчиком. Вполне вероятно, что в ней вообще трудился один человек, который даже качество не проверил до конца. Впрочем, во всём остальном издатель не слукавил. Это действительно первый официальный анимешный ужастик. Симпатичный снаружи (дизайн передней стороны джевела в расчёт не берём – там слишком много текста) и недоработанный внутри. Первый блин, который, как это часто бывает, вышел комом. Конечно, ожидания были высоки, но получившийся итог не так и ужасен, как можно было предполагать. Благодарить за это стоит малую продолжительность и арты. Но как визуальная новелла Книга мертвых: Потерянные души плоха. Впрочем, данный проект дал отечественным издателям и анимешникам понимание того, какой продукт они желают увидеть впоследствии. А уже одно это стоит многого.
И знаете, что забавнее всего? Год спустя игру портировали на телефоны в виде Java-приложения, а ещё через пару лет энтузиаст выпустил порт на ZX Spectrum...
Отечественная Книга мертвых: Потерянные души, известная многим благодаря своему, кхм, качеству, будучи «первым российским аниме-хоррором», тоже принадлежит к вышеупомянутому жанру. Разумеется, при рассказе о вещах подобного толка первым делом стоит упомянуть о завязке местного сюжета.
Итак, на дворе двадцатые годы XX века. Место действия – США. Главный герой по имени Чарльз, по совместительству молодой разорившийся предприниматель, узнаёт, что его нелюдимый и неприятный во многих отношениях дядя Эбнер скончался, оставив племяннику в наследство огромный дом рядом с городишком Данвичем, что в штате Массачусетс. Но, как это часто бывает, есть один нюанс. Дом отойдёт в собственность племяннику только в том случае, если тот сможет прожить в нём месяц. Странно, но ничего удивительного: дядя и при жизни был с прибабахом. Чарльз решает ухватиться за эту возможность, ведь из-за крупного торнадо, прошедшегося по его родному городу, потерял и дело, и кров. Вместе с женой по имени Эмили главный герой въезжает в старый скрипящий и такой загадочный особняк. Но буквально вскоре супруги понимают, что хоть дом с виду и заброшен, но в нём явно есть ещё кто-то… или что-то.
Такова завязка местного сюжета, в котором внимательный читатель увидит несколько отсылок к творчеству Говарда Лавкрафта. Особенно любопытным на первый взгляд является персонаж покойного дяди, что явно отсылает к главному герою рассказа «Комната с заколоченными ставнями». Место действия - предместья Данвича - тоже ничего хорошего не предвещает.
Конечно, сценаристам данного творения с Лавкрафтом не сравниться. Местный сюжет пытается слишком много взять на себя, но ломается под столь огромной ношей. В истории есть всё: отсылки к рыболюдям, внушающий первобытный ужас Некрономикон, кощунственные жертвоприношения, история самого настоящего маньяка, таинственная болезнь жены, а также элементы, с позволения сказать, слэшера. Итоговый суповой набор мог бы по отдельности что-то из себя представлять, но в смеси вышло так себе. Как говорится, мух и котлет лучше всего подавать отдельно друг от друга. Сюжет здесь, стоит отметить, имеет какое-никакое ветвление. Оно реализуется подсовыванием игроку время от времени двух вариантов дальнейших действий. В подавляющем большинстве случаев неверный выбор приведёт к смерти протагониста. В остальных это будет обманкой, ведущей к огромной сюжетной дыре (сравните оба похода в Данвич – и поймёте). Странным на этом фоне выглядит то, что главные герои (их двое) вполне себе прописаны. Со второстепенными же вышло так себе, варьируясь от терпимого до паршивенького уровня. Книга мертвых: Потерянные души предлагает несколько концовок. Правда, «хорошей» из них является только одна. Остальные являются плохими, эдакими bad end'ами, резко заканчивающими сюжет и почти всегда приводящими к смерти. Впрочем, чтобы их не словить, достаточно проявлять хоть какие-нибудь зачатки здравомыслия.
Со звуком ситуация аховая. У нас имеются три однотипных композиции, одна из которых длится 30 секунд, а остальные - минуту. Простые же звуки, будь то таинственные скрипы, стуки или шаги, начисто отсутствуют. Откровенно огорчает то, что музыкальные композиции даже не закольцованы и при окончании остаётся незамутнённая тишина. Она и будет тут вашей самой частой спутницей, а не страх.
А теперь пора разобрать ту самую анимешность, о которой гордо говорится на обложке. Первый российский аниме-хоррор, – это звучит солидно! Но как оно на самом деле? Конечно, можно ограничиться обычной риторикой, просто всё в очередной раз обхаяв, – но вместо этого я пойду чуть иным путём. Это прозвучит неожиданно, но арт в игре Книга мертвых: Потерянные души не плох. И не отвратителен. Он на среднем уровне, причём некоторые сцены (не фоны, – о них замолвим слово позже) выполнены на первоклассном уровне с обилием деталей. Возникает чувство, что им не место в этой игре. Но вот спрайты персонажей, которые располагаются поверх фонов (и даже в главном меню), выглядят местами аляповато, в основном из-за странно посаженных глаз. Малое количество выражений лиц героев тоже ситуации не красит. Но всё в плане рисовки сцен и персонажей (художницей выступала кому-то, возможно, знакомая Elruu/Эльруу) гораздо лучше, чем можно ожидать. Качество фонов более постоянное, чуть выше среднего уровня (их рисовала уже другая девушка - VaLerka). Смущает лишь то, что они выполнены в не совсем анимешной стилистике… Но атмосфера запустения передана отменно. Подробности о художницах, включая ссылки на их уже (не) существующие сайты, можете увидеть в игровом ReadMe. Из любопытных моментов стоит отметить то, что при создании персонажей Эльруу явно вдохновлялась персонажами из других аниме/манги. Иначе лично мне, например, нелегко объяснить то, что Эмили как две капли воды похожа на Нару Нарусэгаву, главную героиню аниме (именно его, а не манги) Love Hina (закройте пальцем глаза и сразу поймёте, о чём речь). Хотя, возможно, таково было желание директора проекта… Вы также вряд ли поверите, но есть даже кое-что такое, в чём Книга мертвых: Потерянные души обходит некоторые японские полновесные визуальные новеллы того же года выпуска. Прозвучит странно, но это игровое разрешение. Целых 1024 на 768. И это не шутка. Да, пишу на полном серьёзе. И это удивляет больше всего, ведь в те времена подавляющее большинство визуальных новелл выходило в лучшем случае с разрешением 800x600…
В техническом плане Книга мёртвых: Потерянные души выполнена, конечно же, кривовато. Дело не в вылетах – уж с чем, а со стабильностью тут всё в полном порядке. Из ожидаемых и обыденных для жанра вещей напрочь отсутствует экран настроек: его роль отчасти выполняет менюшка, вызываемая при чтении правой кнопкой мыши. Там можно лишь поменять скорость появления текста на медленную и быструю (которая чуть выше, к слову), убрать его, чтобы рассмотреть картинку получше (к слову, если так сделать, а потом попытаться вернуть текст, то он не появится, окно под него будет, но без букв; к счастью, их следующая партия явится при клике левой кнопкой), сохранение (без загрузки! Для этого ступайте в главное меню) и выход на главный экран или в систему. Негусто. Как видите, тут явно не хватает возможности прокручивать уже прочитанный текст, режима авточтения, функции загрузки, а также изменения громкости музыки.
Управление осуществляется одной лишь мышью. А именно – её двумя клавишами. На колёсико никакой реакции нет. И это огорчает в тех случаях, когда есть потребность листания, например, списка тех же сейвов…
Местная система сохранений тоже способна удивить. Во-первых, сейвы, сделанные в одну минуту, перезаписывают друг друга. Более новый встаёт на место старого. Крайне странное решение. Но вот если сделаны в разные минуты, то никаких проблем – они займут разные слоты. Во-вторых, каждый из сейвов загружает не тот экран, где мы сохранялись, а за несколько реплик до него. Не сказать что это плохо, – как минимум необычно. Правда, при общей продолжительности игры в тридцать-сорок минут (это с учётом получения всех концовок) данный ход выглядит странно. Да и если вы сохранились на экране выбора, сделали его неверно, загрузились, то придётся читать несколько страниц предшествующих событий.
Разумеется, при описании любой визуальной новеллы, где герои чуть взрослее школьников, нельзя обойти вопрос эротики. И да, она тут есть. Правда, ничего откровеннее обнажённых женских грудей и поп вы тут не отыщете. Они, к слову, не играют никакой роли в сюжете. Описаний обнажения и прочих «актов» нет. Неужели дань уважения японскому жанру? Или были иные оригинальные планы на эту визуальную новеллу? Не исключено.
Если внимательно посмотреть на коробку с игрой, то в глаза бросается наличие некой режиссёрской версии. Не обманывайтесь, ничего нового она не приносит. Просто все изображения показываются с фильтром а-ля старая чёрно-белая плёнка. Так что никаких изменений в сюжете не будет. Да и открывается этот режим лишь после прохождения… Но пропадает из меню, если выйти из игры, а потом запустить заново. Для появления «режиссёрки» извольте снова дойти до конца (достаточно загрузить сейв в самом конце и немного прокликать). Что особенно странно, это даже не баг, а «фича». Разработчики в ReadMe пишут, что так и запланировано. Есть возможность и просматривать уже открытые картинки, причём они по какой-то причине дублируются в папку с игрой…
Как ни крути, «первый российский аниме-хоррор» плох. В нём странный, непоследовательный лавкрафтоподобный сюжет, но без развязки и окончания в стиле мастера. Скудное-скудное звуковое сопровождение. Ворох технических недоработок. Бессмысленная эротика, не играющая какой-либо роли. Но при этом неожиданно неплохая графическая составляющая (исключая пару спрайтов персонажей). Трудно сказать, что послужило причиной столь грустного итога. Наиболее вероятно, что причина лежит в низком бюджете и попытке быстро заработать как можно больше денег, а также непонимании жанра студией-разработчиком. Вполне вероятно, что в ней вообще трудился один человек, который даже качество не проверил до конца. Впрочем, во всём остальном издатель не слукавил. Это действительно первый официальный анимешный ужастик. Симпатичный снаружи (дизайн передней стороны джевела в расчёт не берём – там слишком много текста) и недоработанный внутри. Первый блин, который, как это часто бывает, вышел комом. Конечно, ожидания были высоки, но получившийся итог не так и ужасен, как можно было предполагать. Благодарить за это стоит малую продолжительность и арты. Но как визуальная новелла Книга мертвых: Потерянные души плоха. Впрочем, данный проект дал отечественным издателям и анимешникам понимание того, какой продукт они желают увидеть впоследствии. А уже одно это стоит многого.
И знаете, что забавнее всего? Год спустя игру портировали на телефоны в виде Java-приложения, а ещё через пару лет энтузиаст выпустил порт на ZX Spectrum...
- Атмосфера:
Ужасы - Аудио-/видео-стиль:
Аниме - Время и место:
Межвоенный период - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Элемент жанра:
Визуальные новеллы - Язык:
Русский