Один из представителей семейства детских образовательных проектов, выпускавшихся мультимедийным подразделением крупного британского издательства Dorling Kindersley в середине 1990-х. Вероятно, отечественным пользователям лучше знакома русская версия «Castle Explorer», изданная «Новым Диском» под названием «Замки Средневековья» спустя аж двенадцать (!) лет после появления оригинала, в 2008 году от Р. Х. В отличие от других подобного рода вещей того же авторства, выходивших под общей вывеской «My First Amazing...» (в переводе – «Занимательная наука») и представлявших собой пусть и разбавленные мини-забавами, но всё же учебные пособия на различные полезные темы («Science Explorer», «History Explorer», «World Explorer» и т. д.), «замковый» выпуск, несмотря на присутствие в заголовке всё того же «исследования», на поверку оказывается ничуть не набором уроков и даже не просто интерактивной энциклопедией, а практически полноценной приключенческой игрой.
Изучать устройство европейского рыцарского замка образца XIV века DK Multimedia предлагает пользователям младшего и среднего школьного возраста, примерно девяти-одиннадцати лет от роду. В качестве непосредственного источника вдохновения для программного продукта выступила книга материнского издательства – «Castle» 1994 года выпуска за авторством британского иллюстратора Стивена Бисти, как раз и знаменитого своей серией «Incredible Cross-sections», отличавшейся красочными изображениями разнообразных сооружений и созданий в фирменной перспективе вида «в разрезе». В комплекте с первым британским изданием «Castle Explorer» поставлялась настоящая самоделка, позволявшая сконструировать из бумаги целую диораму с моделью замка и даже рыцарским турниром; к сожалению, сайт Old-Games.ru в настоящее время не в состоянии порадовать своих посетителей этим приятным бонусом, – однако можно не сомневаться, что и на экранах мониторов нам предстоит лицезреть всё такие же детализированные и исторически выверенные «разрезы» самых разных замковых помещений. Правда, при этом следует сделать поправку на технические возможности эпохи появления игры на свет: живописные картинки могут похвастаться лишь 256-цветной палитрой с разрешением 640×480, а в качестве последнего писка моды середины 1990-х здесь широко задействованы ещё и технологии FMV – с загримированными актёрами и воссозданными средневековыми интерьерами, но силами не самого мощного формата QuickTime и в окошках размером всего-то 416×312 пикселей. Музыкального оформления тут практически нет, звуковые эффекты немногочисленны, а озвучка пусть и вполне недурна, но субтитрами не сопровождается (так что в случае недостаточно высокого уровня восприятия на слух языка Чосера смотрите скорее в сторону упомянутой выше поздней русской локализации).
Сюжетная составляющая местной истории, как и сам игровой процесс, на удивление напоминают древнего (по меркам игроиндустрии) французского предшественника – «Au Nom de l’Hermine». Нашим протагонистом оказывается безымянный и невидимый (ибо перспектива тут – от первого лица) юный паж, которого сам король отправляет... шпионом в замок некоего барона Мортимера, подозреваемого в измене. В ходе тщательного изучения помещений и бесед с их обитателями игроку предстоит выяснить кое-какие детали по части особенностей здешнего быта, а главное – раздобыть план-схему подземного хода, позволяющего быстро и тайно выбраться за пределы крепостных стен: без этой важной информации монарх не сможет приступить к осаде обители своего непокорного вассала (как видно, доказывать факт этой самой измены от нас вовсе не требуется).
В отличие от исторических приключений французской школы, британское куда более серьёзно и на первый план ставит именно образовательный элемент: «Castle Explorer» – не столько адвенчура со встроенной энциклопедией, сколько интерактивная виртуальная диорама с обилием познавательной справочной информации и комплектной игрой (хотя эпитет «мини» к этой последней применить никак не удастся). Главное меню, в котором мы оказываемся после запуска и краткого вступительного ролика, именуется здесь «Castle Guide» (или «Путеводитель»): по центру отображается вид на замок с высоты птичьего полёта, а по бокам – десять наименований отдельных частей этого комплекса, открытых для подробного изучения (воротная башня и помещения гарнизона, ближайшие окрестные земли и банкетный зал, нижний, средний и верхний дворы и т. д.). В принципе, ничто не мешает посетителю остаться в роли того самого пажа и просто «гулять» по этим достопримечательностям в своё удовольствие, осматривая интерактивные иллюстрации «в разрезе» вкупе с познавательными текстовыми к ним комментариями, – однако для полноценной игры необходимо, как нам и советуют во вступительном ролике, предварительно заглянуть в одно из сооружений, доступных не из пунктов меню по бокам, а по щелчку на его изображение на схеме по центру, – в «секретную хижину».
Здесь взору шпиона поневоле предстают золотая книга слева, подробно (и посредством уже исключительно текста) поясняющая стоящую перед нами «разведывательную» задачу, а также два наряда: рыцаря и служанки. Один из них, на выбор, необходимо будет надеть, дабы иметь возможность безнаказанно выполнять свою миссию в замке Мортимера; в комплекте с экипировкой идёт и сундук, куда мы будем складывать найденные полезные предметы. Его изображение появляется в левом нижнем углу экрана, тогда как кнопка «Explore» (или «Меню») на аналогичном месте справа служит для вызова прочих элементов интерфейса. С её помощью можно отрегулировать настройки, сохранить или загрузить свой прогресс, вызвать экран помощи и посетить весьма обширную библиотеку (с материалами на тему общества XIV века, местного правосудия, ремёсел, здравоохранения и др.), ознакомиться с глоссарием терминов и вернуться к «путеводителю», а равно и отследить свой маршрут перемещения (т.е. освежить в памяти перечень посещённых ранее помещений и разделов с возможностью сразу же туда переместиться).
Особое место среди здешних интерактивных иллюстраций с комментариями, вызываемыми щелчком по ним левой кнопкой мыши, занимают четыре помещения замка, реконструированные в трёхмерном виде в формате FMV, с теми самыми наряженные в исторические костюмы актёрами. Это кухня (и, соответственно, кухарка), мастерская оружейника с её хозяином, лаборатория алхимика с обитающим в ней магистром тайного знания и, конечно же, роскошные господские покои – с бароном Мортимером собственной персоной. Каждая такая локация насчитывает несколько точек с панорамным обзором, а то и по две-три комнаты: все их можно и нужно посещать, осматриваясь посредством передвижения курсора и выискивая, не без некоторого пиксельхантинга, наиболее интересные и интерактивные достопримечательности. Дело в том, что требуемая карта с указанием местонахождения потайного хода оказалась разорвана на пять кусочков, которые, в свою очередь, были спрятаны где-то в этих самых помещениях. Временами комнаты будут пусты, и тогда их можно исследовать практически безбоязненно; в других случаях хозяева – прежде всего сам владелец феода – потребуют от нас при встрече ответить на какой-нибудь вопрос на тему здешнего быта (например, «Что позволяет отличать рыцарей друг от друга?» или «Какой напиток чаще всего готовят в замке?»). Вся нужная для такой «викторины» информация при желании черпается из библиотеки, глоссария и подписей к иллюстрациям; если же ответить неверно, то можно будет запросто попасть за решётку в подземелья!
Та же малоприятная судьба ожидает и тех, кто попытается самым наглым образом, скажем, стащить фрагмент карты из покоев барона прямо у него под носом, не потрудившись предварительно войти к хозяину в доверие – путём разнообразных опциональных занятий. Последние несколько различаются для рыцаря и для служанки (так, у барышни под прикрытием имеется возможность собирать в свой сундук разные полезные предметы – прежде всего, в качестве предлога для посещения тех или иных помещений), но, как правило, сводятся всё же к одинакового рода действиям: развести огонь в камине, отполировать доспех в оружейной и др. Между прочим, о нашей миссии в замке осведомлён один-единственный здешний обитатель – тюремщик: именно он – невидимый, как и мы сами, – временами делится с игроком ценными советами (чаще всего – как раз по части того, что при посещении комнат следует, во избежание ненужных подозрений, постоянно создавать видимость полезной деятельности, а не просто стоять на месте да глазеть по сторонам), а если нам не посчастливилось оказаться в темнице – поможет оттуда выбраться в обмен на три золотых.
Звонкие монеты являются одной из составляющих нашего инвентаря (того самого сундука): в самом начале юному шпиону как раз выдаётся ровно та сумма, которая нужна для одного успешного побега из казематов, – а благодаря дальнейшему тщательному изучению помещений и окрестностей замка можно при желании собрать ещё целых полсотни плохо лежащих золотых кругляшей (хотя в каждый отдельный момент их у игрока не может быть более шестнадцати). Наконец, на самом видном месте среди наших пожитков лежит свиток – перечень упоминавшихся уже вопросов, что не дают покоя королю и ответы на которые мы должны отыскать наряду с фрагментами карты (если четыре таковых находятся где-то в «панорамных» помещениях замка, то пятый нам предоставляет тюремщик – как раз после правильного ввода информации на свитке). Вопрошания монарха также касаются особенностей здешнего быта и всякий раз выдаются в случайном порядке: «Сколько человек находится в яме под подъёмным мостом?», «Из чего делают самые дорогие свечи?» и т. д. Ответы на них, как и на аналогичные вопросы барона Мортимера при входе в его покои, необходимо набирать вручную с клавиатуры, – это единственные исключения среди чисто «мышиного» управления «Castle Explorer». Игровая часть завершается после сбора всех пяти кусочков карты: при её активации мы выбираемся из замка через потайной подземный ход, король успешно осуществляет осаду, мятежного и коварного Мортимера сажают в ту самую темницу, – ну а игрок торжественно награждается именной грамотой с собственным гербом! Можно распечатать и повесить в рамочке на стену.
Пожалуй, «Castle Explorer» и сегодня вполне стоит порекомендовать как её изначальной целевой аудитории, так и всем любителям образовательных игр, особенно на тему Средневековья.
Изучать устройство европейского рыцарского замка образца XIV века DK Multimedia предлагает пользователям младшего и среднего школьного возраста, примерно девяти-одиннадцати лет от роду. В качестве непосредственного источника вдохновения для программного продукта выступила книга материнского издательства – «Castle» 1994 года выпуска за авторством британского иллюстратора Стивена Бисти, как раз и знаменитого своей серией «Incredible Cross-sections», отличавшейся красочными изображениями разнообразных сооружений и созданий в фирменной перспективе вида «в разрезе». В комплекте с первым британским изданием «Castle Explorer» поставлялась настоящая самоделка, позволявшая сконструировать из бумаги целую диораму с моделью замка и даже рыцарским турниром; к сожалению, сайт Old-Games.ru в настоящее время не в состоянии порадовать своих посетителей этим приятным бонусом, – однако можно не сомневаться, что и на экранах мониторов нам предстоит лицезреть всё такие же детализированные и исторически выверенные «разрезы» самых разных замковых помещений. Правда, при этом следует сделать поправку на технические возможности эпохи появления игры на свет: живописные картинки могут похвастаться лишь 256-цветной палитрой с разрешением 640×480, а в качестве последнего писка моды середины 1990-х здесь широко задействованы ещё и технологии FMV – с загримированными актёрами и воссозданными средневековыми интерьерами, но силами не самого мощного формата QuickTime и в окошках размером всего-то 416×312 пикселей. Музыкального оформления тут практически нет, звуковые эффекты немногочисленны, а озвучка пусть и вполне недурна, но субтитрами не сопровождается (так что в случае недостаточно высокого уровня восприятия на слух языка Чосера смотрите скорее в сторону упомянутой выше поздней русской локализации).
Сюжетная составляющая местной истории, как и сам игровой процесс, на удивление напоминают древнего (по меркам игроиндустрии) французского предшественника – «Au Nom de l’Hermine». Нашим протагонистом оказывается безымянный и невидимый (ибо перспектива тут – от первого лица) юный паж, которого сам король отправляет... шпионом в замок некоего барона Мортимера, подозреваемого в измене. В ходе тщательного изучения помещений и бесед с их обитателями игроку предстоит выяснить кое-какие детали по части особенностей здешнего быта, а главное – раздобыть план-схему подземного хода, позволяющего быстро и тайно выбраться за пределы крепостных стен: без этой важной информации монарх не сможет приступить к осаде обители своего непокорного вассала (как видно, доказывать факт этой самой измены от нас вовсе не требуется).
В отличие от исторических приключений французской школы, британское куда более серьёзно и на первый план ставит именно образовательный элемент: «Castle Explorer» – не столько адвенчура со встроенной энциклопедией, сколько интерактивная виртуальная диорама с обилием познавательной справочной информации и комплектной игрой (хотя эпитет «мини» к этой последней применить никак не удастся). Главное меню, в котором мы оказываемся после запуска и краткого вступительного ролика, именуется здесь «Castle Guide» (или «Путеводитель»): по центру отображается вид на замок с высоты птичьего полёта, а по бокам – десять наименований отдельных частей этого комплекса, открытых для подробного изучения (воротная башня и помещения гарнизона, ближайшие окрестные земли и банкетный зал, нижний, средний и верхний дворы и т. д.). В принципе, ничто не мешает посетителю остаться в роли того самого пажа и просто «гулять» по этим достопримечательностям в своё удовольствие, осматривая интерактивные иллюстрации «в разрезе» вкупе с познавательными текстовыми к ним комментариями, – однако для полноценной игры необходимо, как нам и советуют во вступительном ролике, предварительно заглянуть в одно из сооружений, доступных не из пунктов меню по бокам, а по щелчку на его изображение на схеме по центру, – в «секретную хижину».
Здесь взору шпиона поневоле предстают золотая книга слева, подробно (и посредством уже исключительно текста) поясняющая стоящую перед нами «разведывательную» задачу, а также два наряда: рыцаря и служанки. Один из них, на выбор, необходимо будет надеть, дабы иметь возможность безнаказанно выполнять свою миссию в замке Мортимера; в комплекте с экипировкой идёт и сундук, куда мы будем складывать найденные полезные предметы. Его изображение появляется в левом нижнем углу экрана, тогда как кнопка «Explore» (или «Меню») на аналогичном месте справа служит для вызова прочих элементов интерфейса. С её помощью можно отрегулировать настройки, сохранить или загрузить свой прогресс, вызвать экран помощи и посетить весьма обширную библиотеку (с материалами на тему общества XIV века, местного правосудия, ремёсел, здравоохранения и др.), ознакомиться с глоссарием терминов и вернуться к «путеводителю», а равно и отследить свой маршрут перемещения (т.е. освежить в памяти перечень посещённых ранее помещений и разделов с возможностью сразу же туда переместиться).
Особое место среди здешних интерактивных иллюстраций с комментариями, вызываемыми щелчком по ним левой кнопкой мыши, занимают четыре помещения замка, реконструированные в трёхмерном виде в формате FMV, с теми самыми наряженные в исторические костюмы актёрами. Это кухня (и, соответственно, кухарка), мастерская оружейника с её хозяином, лаборатория алхимика с обитающим в ней магистром тайного знания и, конечно же, роскошные господские покои – с бароном Мортимером собственной персоной. Каждая такая локация насчитывает несколько точек с панорамным обзором, а то и по две-три комнаты: все их можно и нужно посещать, осматриваясь посредством передвижения курсора и выискивая, не без некоторого пиксельхантинга, наиболее интересные и интерактивные достопримечательности. Дело в том, что требуемая карта с указанием местонахождения потайного хода оказалась разорвана на пять кусочков, которые, в свою очередь, были спрятаны где-то в этих самых помещениях. Временами комнаты будут пусты, и тогда их можно исследовать практически безбоязненно; в других случаях хозяева – прежде всего сам владелец феода – потребуют от нас при встрече ответить на какой-нибудь вопрос на тему здешнего быта (например, «Что позволяет отличать рыцарей друг от друга?» или «Какой напиток чаще всего готовят в замке?»). Вся нужная для такой «викторины» информация при желании черпается из библиотеки, глоссария и подписей к иллюстрациям; если же ответить неверно, то можно будет запросто попасть за решётку в подземелья!
Та же малоприятная судьба ожидает и тех, кто попытается самым наглым образом, скажем, стащить фрагмент карты из покоев барона прямо у него под носом, не потрудившись предварительно войти к хозяину в доверие – путём разнообразных опциональных занятий. Последние несколько различаются для рыцаря и для служанки (так, у барышни под прикрытием имеется возможность собирать в свой сундук разные полезные предметы – прежде всего, в качестве предлога для посещения тех или иных помещений), но, как правило, сводятся всё же к одинакового рода действиям: развести огонь в камине, отполировать доспех в оружейной и др. Между прочим, о нашей миссии в замке осведомлён один-единственный здешний обитатель – тюремщик: именно он – невидимый, как и мы сами, – временами делится с игроком ценными советами (чаще всего – как раз по части того, что при посещении комнат следует, во избежание ненужных подозрений, постоянно создавать видимость полезной деятельности, а не просто стоять на месте да глазеть по сторонам), а если нам не посчастливилось оказаться в темнице – поможет оттуда выбраться в обмен на три золотых.
Звонкие монеты являются одной из составляющих нашего инвентаря (того самого сундука): в самом начале юному шпиону как раз выдаётся ровно та сумма, которая нужна для одного успешного побега из казематов, – а благодаря дальнейшему тщательному изучению помещений и окрестностей замка можно при желании собрать ещё целых полсотни плохо лежащих золотых кругляшей (хотя в каждый отдельный момент их у игрока не может быть более шестнадцати). Наконец, на самом видном месте среди наших пожитков лежит свиток – перечень упоминавшихся уже вопросов, что не дают покоя королю и ответы на которые мы должны отыскать наряду с фрагментами карты (если четыре таковых находятся где-то в «панорамных» помещениях замка, то пятый нам предоставляет тюремщик – как раз после правильного ввода информации на свитке). Вопрошания монарха также касаются особенностей здешнего быта и всякий раз выдаются в случайном порядке: «Сколько человек находится в яме под подъёмным мостом?», «Из чего делают самые дорогие свечи?» и т. д. Ответы на них, как и на аналогичные вопросы барона Мортимера при входе в его покои, необходимо набирать вручную с клавиатуры, – это единственные исключения среди чисто «мышиного» управления «Castle Explorer». Игровая часть завершается после сбора всех пяти кусочков карты: при её активации мы выбираемся из замка через потайной подземный ход, король успешно осуществляет осаду, мятежного и коварного Мортимера сажают в ту самую темницу, – ну а игрок торжественно награждается именной грамотой с собственным гербом! Можно распечатать и повесить в рамочке на стену.
Пожалуй, «Castle Explorer» и сегодня вполне стоит порекомендовать как её изначальной целевой аудитории, так и всем любителям образовательных игр, особенно на тему Средневековья.
- Аудитория:
Детская - Время и место:
Средневековье - Особенность геймплея:
Образовательная
Встроенная энциклопедия - Перспектива:
Вид от первого лица - Происхождение:
Книги - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Технические детали:
Оцифрованные персонажи
PC-Mac - Язык:
Русский
English