Южнокорейский фильм "Zzang" ("짱"; условно это переводится как "Лучший" или "Крутой"; подробнее см. ниже), вышедший на экраны в конце ноября 1998 года, у себя на родине получил "культовый" (пусть и "продержавшийся" не так уж долго) статус и вызвал широкий общественный резонанс и самые настоящие споры, но за её пределами известен очень мало, в первую очередь из-за того, что никогда не переводился ни на какие другие языки. Сюжет этой картины, представляющей собой любопытный "коктейль" из различных жанров (среди которых боевик, комедия, психологическая драма и даже подобие мюзикла) и ориентированной в основном на детско-юношескую аудиторию, на первый взгляд кажется довольно обыденным. В старшей школе Ёнсэн (между прочим, реально существующее учебное заведение в городе Сувон, что в провинции Кёнгидо) среди третьих (выпускных) классов есть один своего рода "коррекционный", где учатся дети с различного рода проблемами, в первую очередь по части даже не успеваемости (хотя и её тоже), а поведения: многие из них склонны к самому настоящему хулиганству. Его существование сильно портит школе некие "рейтинги", в связи с чем директор принимает необычное решение - приглашает временно стать классным руководителем этой "компании" и одновременно учителем музыки молодого Хван Ги Пуна, десять лет назад бросившего эту же школу, имевшего репутацию отъявленного бедокура, впоследствии с трудом окончившего нечто вроде педагогического училища и ныне подрабатывающего "концертами" в барах. Первоначально ребята воспринимают нового преподавателя, который ненамного старше их, в штыки, однако своим, мягко говоря, нестандартным поведением он - в душе оставшийся всё тем же бунтарём - быстро завоёвывает всеобщее расположение, помогает некоторым ученикам решить их жизненные проблемы, а также начинает готовить класс к школьному музыкальному конкурсу, на котором подростки, преодолев различные трудности, в итоге пусть и необычно, но блестяще выступают, предварительно став настоящей "командой" и научившись ладить друг с другом. Хван Ги Пун же, отстранённый от работы с классом за некоторое время до этих событий, после концерта покидает школу, считая свою миссию в жизнях бывших подопечных выполненной.
Слово "Zzang" ("짱"), ставшее названием фильма, отсутствует в словарях корейского языка и является эрративом, образованным от "Zang" ("장"), что переводится как "начальник", "председатель" и так далее. Обстоятельства происхождения устоявшегося неологизма "Zzang" доподлинно неизвестны, однако установлено, что этот термин получил распространение в детской и отчасти молодёжной среде не позднее первой половины 1990-х годов: так традиционно именовали лучших драчунов классов или школ, пользовавшихся авторитетом у сверстников и бывших "заводилами"; пожалуй, именно данный вариант, а не те, что упоминались выше, можно признать самым удачным переводом "Zzang" на русский. Однако - и во многом, кстати, именно благодаря вышеупомянутому фильму - к концу того же десятилетия это слово стало употребляться в том числе в положительном ключе, ибо именно так благодарные ребята в финале кинокартины со сцены назвали своего учителя. Вместе с тем фильм, как уже говорилось, был принят общественностью неоднозначно: в нём без малейших прикрас показана если и не широкая, то как минимум "ёмкая" панорама нравов южнокорейских "кодынхаккё" (старших школ) 1990-х годов, где реальными отрицательными персонажами оказываются вовсе не "трудные подростки", а преподаватели, в лучшем случае совершенно равнодушные к подопечным, а порой - и самые настоящие садисты и изуверы, упивающиеся своей властью и безнаказанностью и не брезгующие ни психологическими унижениями, ни мучительными физическими наказаниями (как известно, разрешёнными в Южной Корее). На их фоне не слишком "педагогичные" воспитательные методы Хван Ги Пуна (вовсе не претендующего, к слову, на какую-то "святость") кажутся в буквальном смысле "лучом света в тёмном царстве". В итоге одни критики обоснованно говорили о "беспощадной правдивости" фильма, дающего реальное представление о том кошмаре, который творится в национальной системе образования, и оправдывали некоторые действия персонажей-подростков, в то время как другие видели в этой картине вызов не то что устоявшейся общественной, но даже конфуцианской морали, поскольку она якобы прославляет хулиганство и пренебрежение по отношению к авторитетам.
Однако помимо данного аспекта "Zzang" является (или как минимум являлся) культовым ещё по двум причинам: во-первых, он стал своеобразной "кузницей кадров" местного кино, так как многие актёры, дебютировавшие или замеченные после съёмок в нём, впоследствии получили на родине широкую известность; во-вторых, после выхода фильма в массовой культуре Страны утренней свежести получил большую популярность романтизированный образ "юного бандита", основанный на одном из персонажей картины - Лим Се Бине, лучшем бойце класса, первоначально как раз носившем прозвище "Zzang" и состоявшем в молодёжной банде, исполняющей приказы одной из групп кканпхэ - корейской мафии. Здесь нужно отметить, что на всё экранное время приходятся только пять драк, и лишь три из них - все с участием Се Бина - "серьёзные". "Культовый" статус приобрела короткая и, в принципе, не имеющая критического значения для развития сюжетной линии сцена боя упомянутого героя на ночном мосту с подростком из конкурирующей банды, которого Се Бин, пусть и не без труда, одолевает, после чего уходит вместе со своими товарищами: последний кадр даже имеет некоторое распространение и статус "мема" в корейском Интернете. При этом необходимо обязательно отметить, что авторы фильма явно не планировали популяризации этого персонажа именно в таком виде: в кинокартине Се Бин, после того как Хван Ги Пун спас его от гибели во время разборок с конкурирующей бандой, а затем избил (да, вот так), решил порвать с преступной жизнью (что сильно не понравилось его "кураторам"). Но "запросы аудитории" в условиях рынка - это, как известно, "святое", а потому на протяжении нескольких лет после выхода "Zzang" выпускалась разнообразная "сопутствующая продукция", так или иначе связанная с ним, - в том числе целых три игры. Но если присутствующие в нашей коллекции Tteotda Cheolgabang! и Jjang: The Young Boss, увидевшие свет уже в 2002 году, лишь отдалённо базировались на образе вышеописанного персонажа и не имели никаких "лицензий", то отсутствовавшая в Интернете вплоть до августа 2022 года и представленная на данной странице Zzang 1999 года - это самая что ни на есть "официальная" игра по одноимённому фильму. Правда, сразу отметим, что к его сюжету она имеет довольно опосредованное отношение и эксплуатирует всё ту же тематику "уличных молодёжных банд", что и определяет её поджанр - более-менее классический восточноазиатский "beat 'em up" (с возможностью "отходить" в глубину экрана), он же "файтинг на прохождение", противниками в котором будут выступать различные "подтипы" местных бандитов - в основном подростки, но в том числе и взрослые дяденьки, подчас выглядящие довольно колоритно.
На выбор даются трое персонажей; играть можно за любого из них, при этом прохождение будет частично отличаться: локации предстоит посетить одни и те же, но в разном порядке; "наборы" противников и очерёдность их появления также часто разнятся. Среди возможных альтер эго есть и сам Хван Ги Пун (почему-то названный в игре "классным руководителем", а не по имени, - последнее, причём без фамилии "Хван", вроде бы упоминается лишь на задней обложке), а также присутствуют двое из тех четырёх ребят, коих можно - наряду с учителем - назвать условными "главными героями" фильма-первоисточника. Один из них - это, естественно, Лим Се Бин, о котором выше рассказано уже достаточно. Вторая - Ю Хэ Ри, в кинокартине играющая всё-таки роль более или менее второго плана: она влюблена в Се Бина и очень переживает за его будущее, под влиянием Хван Ги Пуна решается признаться юноше в своих чувствах, а вставший на путь исправления хулиган затем защищает (увы, не слишком удачно для себя) её от кканпхэ, нагрянувших в школу для "разборки" с "предателем". Сюжет игры представляет собой то ли "альтернативное" продолжение фильма, то ли своеобразное "ответвление" от происходивших в нём событий. Се Бин в игре показан музыкально одарённым подростком (хотя и в первоисточнике он умел играть на саксофоне), изначально вовсе не злым, но вступившим на "скользкую дорожку" после развода родителей; его мать, дабы заработать денег, вынуждена петь в злачном баре, а сам он для той же цели ранее выполнял различные поручения гангстеров. Но к моменту старта игровых событий молодой человек уже полон решимости начать новую жизнь, однако для этого нужно покончить со всеми членами его бывшей уличной банды, жаждущими с ним разделаться. Ю Хэ Ри, как и в фильме, беспокоится за Се Бина, но, в отличие от первоисточника, вовсе не является хрупкой девушкой, а великолепно дерётся и готова истреблять бандитов вместе с возлюбленным. Правда, вскоре она понимает, что вдвоём им не справиться, и поэтому обращается за помощью к Хван Ги Пуну, всё ещё (или снова?..) исполняющему обязанности классного руководителя, в кино напрямую с бандитами так и не столкнувшегося. При этом во время прохождения, что традиционно для азиатских beat 'em up'ов, присутствуют кое-какие неинтерактивные диалоги в текстовом виде (без озвучки и, естественно, на корейском языке), которые герои ведут с противниками, а иногда и между собой (когда встречаются), - формально эти разговоры представляют собой "развитие сюжета", но на деле не несут никакой особенной нагрузки (пропускать их нельзя, но можно ускорять ход "беседы" нажатием клавиши "Enter"), а изложенного выше для обоснования происходящего на экране более чем достаточно.
Главное меню состоит из четырёх пунктов. Левый верхний отвечает за выбор протагониста и начало игры; левый нижний - за доступ к опциям, где, в частности, можно указать одну из трёх "скоростей" процесса, по совместительству, вероятно, являющихся местными вариантами уровней сложности. При обращении к правому верхнему предоставляется возможность ознакомиться с управлением и комбинациями клавиш, которыми следует пользоваться для исполнения всевозможных специфических движений, в основном, разумеется, являющихся ударами, - увы, "уникальных" для того или иного персонажа среди них нет; наконец, правый нижний пункт - это, как наверняка нетрудно догадаться, выход из программы. Несмотря на сказанное выше, небольшая разница в прохождении в зависимости от выбора героя всё же есть, ибо у каждого из них имеются две характеристики: запас здоровья и сила удара, выраженные на стартовом экране соответственно жёлтой и красной шкалами. Се Бин - наиболее "сбалансированный" персонаж; у Ю Хэ Ри, как это ни странно, больше жизненных сил, чем у остальных (поэтому для первого раза выбрать в качестве альтер эго лучше всего её), но бьёт она всё же послабее мужчин; ну а "возрастной" Хван Ги Пун (согласно данным из игры, ему 24 года, тогда как обоим ребятам - по 19) несколько уступает "молодёжи" в выносливости, но зато однозначно превосходит по мощи атаки.
Сказать о самой данной игре можно не так много, ибо она не просто сущностно примитивна, а даже "превосходит" в этом отношении среднестатистический южнокорейский beat 'em up. Перемещение персонажа осуществляется при помощи "боковых" курсорных стрелок; за атаку отвечают "Z" (по умолчанию прыжок), "X" (по умолчанию удар ногой) и "C" (по умолчанию удар рукой). В сочетании друг с другом, а также со всеми четырьмя курсорными стрелками и с клавишей "Shift" (которая сама по себе ничего не делает) они, как уже отмечалось выше, позволяют осуществлять различные специфические движения, в первую очередь удары или целые их серии, порой наносящие врагам очень существенный урон. Запас здоровья персонажа визуализирован в виде жёлтой шкалы в левом верхнем углу экрана, краснеющей по мере получения повреждений. Меньшая по размеру голубая шкала под нею отвечает за возможность применения отдельных "составных" (и формально особо мощных) ударов: когда она целиком заполнена, данное действие разрешается произвести, после чего полоска обнуляется - и повторно воспользоваться данной способностью удастся лишь после её восстановления, что всегда занимает некоторое время. Цифра ещё ниже означает количество оставшихся "жизней", не считая "текущей", - по умолчанию таковых четыре. Возрождение в случае гибели происходит мгновенно и с учётом достигнутых результатов в виде убитых и раненых противников. Бонусов, увы, всего две группы, причём они всегда спрятаны под различными объектами (деревянные контейнеры, почтовые ящики, стенды и так далее, включая даже бюсты композиторов на колоннах...), которые, дабы взять скрываемое ими, необходимо разрушать ударами ноги. Первая разновидность - это местные аналоги аптечек, представляющие собой различные продукты питания, восстанавливающие то или иное количество здоровья в зависимости от типа: замечено, что они улучшают самочувствие по-разному и что, например, йогурт делает это явно лучше, нежели батон или яблоко. Вторая категория представлена лишь одним бонусом, встречающимся чрезвычайно редко, - это голубоватый кристаллик, дающий дополнительную "жизнь". Подбор полезностей происходит автоматически, - для этого достаточно просто приблизиться к ним. Разрушаемых объектов в игре относительно немного (хотя и не совсем мало), но зато можно не сомневаться, что каждый из них что-то в себе таит.
Прохождение разделено на уровни, состоящие подчас из сравнительно большого количества "отрезков", действие во многих из которых разворачивается не просто в одних и тех же местах, но и, по сути, даже на одних и тех же экранах. Выглядит это более-менее привычно для поклонников поджанра: мы делаем сколько-то шагов слева направо - туда, куда указывает стрелочка; затем последняя исчезает, а персонаж не может идти дальше, так как спустя мгновение появляются (чаще всего у него за спиной) группы недругов. Последних обычно немало, поскольку от уровня сложности зависит лишь их интеллект, но не количество; нередко новые "партии" прибывают на "поле боя" прямо во время схватки. Как только все "предусмотренные" на текущем этапе бандиты уничтожены (показывается это, если что, бескровно, а трупы поверженных противников сразу же после их гибели исчезают), вновь возникает стрелочка, дающая возможность продвигаться вперёд, - но не так уж редко удаётся сделать буквально несколько шагов (!), после чего она опять исчезает, а сзади возникают очередные супостаты. Это не только несколько снижает темп игры и затягивает прохождение, но и делает его очень однообразным. Тем более что, увы, количество локаций здесь в целом не слишком велико: действие разворачивается в основном на ночных городских улицах, хотя встретятся и более атмосферные места, такие как ночной клуб, школа, железнодорожная станция с периодически проносящимися на фоне поездами и так далее, включая даже небольшое кладбище. Плюс, повторим, порядок прохождения этих локаций различается в зависимости от персонажа: на старте любой герой должен зачем-то уничтожить автомобиль (видимо, это такой "реверанс" в сторону фильма-первоисточника, где начальная сцена была посвящена тому же самому занятию), но далее их пути различаются: Се Бин и Хэ Ри, действующие формально "вместе" (однако играть можно только за кого-то одного, а второй персонаж присутствует лишь в "межбоевых" неинтерактивных сценах, на время боёв исчезая), действуют на тех самых улицах (хотя потом их дороги расходятся), тогда как Хван Ги Пун сначала оказывается в ночном клубе. Определённое "пересечение" сюжетных линий тоже имеет место: приходя в ту или иную локацию в роли конкретного героя, иногда можно наблюдать там результаты деятельности другого, достичь которых реально самостоятельно, если играть за него. В принципе, это несколько "разбавляет" упомянутое выше однообразие, но всё-таки не "вытягивает" игру как таковую.
Типов противников в Zzang не очень много - порядка одиннадцати (точно не меньше, но, вероятно, и не больше); все они, как уже было сказано выше, представляют собой уличных бандитов, среди которых есть личности разного возраста; в основном встречаются уголовники мужского пола, но есть и одна разновидность женщин (к слову, довольно опасные враги). Описывать этот "зоопарк" вряд ли стоит, - достаточно лишь повторить, что более-менее интересно выглядящие индивидуумы попадаются, но никого действительно примечательного нет: несколько разновидностей "шпаны" в толстовках, пара вариантов накачанных "спортсменов", своим видом более всего, как ни странно, напоминающих серфингистов, бойцы в перчатках для смешанных единоборств, почему-то носящие "офисную" одежду, парни в чёрных жилетках с крашеными волосами и так далее. Примечательно, что корректно сравнить эти типы между собой по выносливости и силе удара невозможно, так как все они "эволюционируют" в этом отношении по мере прохождения: в первых локациях любые противники, которые встретятся герою, погибают очень быстро и сражаются совсем неумело, тогда как в скором времени каждый из них становится как минимум относительно выносливым; во время схватки в правом верхнем углу экрана показывается шкала здоровья избиваемого в данный момент супостата, по своему виду аналогичная таковой у альтер эго. Однако в целом всё-таки допустимо сделать вывод, что более "взрослые" представители уличной преступности обычно сильнее и выносливее тех, кто кажется моложе. Отдельно стоит отметить "боссов": судя по всему, они не уникальны, то есть один и тот же может встретиться несколько раз за прохождение, - но зато отличаются наиболее примечательным внешним видом (например, очень высокий бородатый мужчина в красной жилетке или, напротив, приземистый толстяк в широких штанах, заляпанных краской...), огромным запасом жизненных сил, мощными ударами и - внимание - дистанционной атакой, реализованной в виде метания в протагониста неких энергетических сгустков. Поединки с ними имеют место в конце уровней и проходят вовсе не в формате "один на один": "главарь" действует против нас в одном ряду со своими подчинёнными, однако если его убить, то уровень сразу же окажется завершён, независимо от количества оставшихся в живых "рядовых" бандитов. Очерёдность появления боссов опять-таки отличается в зависимости от выбранного в качестве протагониста персонажа.
К сожалению, главный недостаток Zzang - это неудобное управление вкупе с подчас раздражающей простотой. Искусственный интеллект противников не слишком высок на каком угодно уровне сложности: на лёгком они и вовсе атакуют крайне редко (хотя если уж начнут, то всегда проведут целую серию ударов), а действовать "в команде" не умеют в любом случае, - однако из-за упоминавшейся выше возможности перемещаться "вглубь" экрана (грубо говоря - "вверх" и "вниз") и необходимости нахождения строго на одной условной "линии" с противником для успешного попадания по нему не так редко возникают ситуации, когда герой вроде бы стоит совсем рядом с супостатом, но достать его банально не может. Последнее порой усугубляется ещё и тем, что враг может быть долгое время неподвижен и не подходить к протагонисту, располагаясь от него буквально на расстоянии шага. Что касается тактики, то лучше всего использовать следующую схему: приблизиться вплотную к группе противников, нанести удар ногой при помощи "X", затем задействовать и отпустить "Z", отвечающую за прыжок, а после одновременно зажать "X" и левую либо правую (в зависимости от того, с какой стороны стоят супостаты) или же верхнюю (независимо от их местоположения) курсорную стрелку. Это приведёт к тому, что персонаж будет "скользить" вверх-вниз с выставленной вперёд ногой и очень быстро убивать всех, кто осмелится к нему приблизиться, причём не только спереди, но нередко даже и сзади. Чтобы прекратить данный "танец", нужно отпустить "X", плюс спустя какое-то (но не самое маленькое) время герой останавливается сам (и на пару мгновений становится уязвимым), - но в целом такой подход позволяет убивать большое количество недругов почти или даже совсем без потери здоровья и работает в большинстве ситуаций. Есть также и другие полезные комбинации: например, одновременное нажатие левой и правой курсорных стрелок позволяет осуществлять удары ногами в прыжке с разворота, также есть удары кулаками в прыжке, удары локтями и так далее, - способы осуществления всего этого можно посмотреть в упоминавшемся выше разделе меню или открыть самостоятельно, тем более что на деле приёмов вроде бы больше, чем представлено в "учебнике", - другое дело, что многие из них банально не нужны, хотя и могут смотреться в некотором смысле зрелищно.
Графика спрайтовая и довольно приятная; модельки что персонажей, что врагов крупные, относительно детализированные и в целом прорисованы качественно. Лим Се Бин и Ю Хэ Ри даже несколько похожи на актёров, исполнивших их роли в первоисточнике (соответственно Чан Хюк и дебютировавшая в той картине Пак Ын Хе, ныне достаточно известная на родине), - в отличие от Хван Ги Пуна, не похожего на свой прототип, сыгранный Чха Ин Пхё (возможно, он не дал разрешение на использование своего образа?). Каких-либо эффектов не так много, но во время нанесения ударов появляются "огненные всполохи" (заменяющие кровь), равно как и минимальный "декор" в ряде локаций - наподобие упоминавшихся выше поездов, проносящихся мимо платформы, - встречается. К минусам по визуальной части можно отнести минимальный "эротизированный" (в кавычках) элемент: при игре за Се Бина в сценках с Хэ Ри у последней под воздействием ветра периодически приподнимается юбка, открывая взору зрителей трусы (при этом, что любопытно, во время игры за данную героиню, активно орудующую ногами, ничего подобного наблюдать не удастся), - но что поделаешь: видимо, в Стране утренней свежести без "этого" не могут... Звуковое оформление минимально, а вот музыкальное наверняка порадует поклонников фильма-первоисточника, если среди них есть читающие эти строки: в качестве него выступают все или почти все песни, звучавшие в фильме, включая "фристайл-рэп" в исполнении одной из учениц класса и ту самую необычную "финальную" композицию, исполнявшуюся ребятами на школьном конкурсе.
Вердикт, как это нередко бывает в таких случаях, вынести трудно. Если попытаться взглянуть на игру "трезво и объективно", то, конечно, стоит признать, что она ни в коей мере не "хватает звёзд с неба" и заслуживает максимум оценки "чуть ниже среднего" - в первую очередь из-за плохого управления, утомительного однообразия происходящего и фактического отсутствия чего-то, что могло бы удержать аудиторию у экрана или тем более подвигнуть её на увлечённое продвижение вперёд. Но если вспомнить "контекст", то ситуация становится совершенно иной. Во-первых, это игроизация культового (пусть даже в отдельно взятой стране и только на протяжении определённого периода времени) фильма, ориентированная на определённую аудиторию, для которой в конце 1990-х она наверняка стала самым настоящим подарком. Во-вторых, какое-никакое удовольствие от данной вещи получить можно, - ввиду своей относительной простоты она особенно подойдёт тем, кто не слишком хорошо умеет играть в подобные вещи и вообще не очень их "жалует", но из любопытства хочет получить какое-то представление о данном направлении. Ну и в-третьих, разумеется, это очередная фантастическая редкость, предположительно отсутствующая даже в коллекциях наиболее известных южнокорейских жадин, любящих хвастаться фотографиями своих закромов в местных блогах, отныне и навсегда доступная всем желающим. Это ли не повод хотя бы обратить на неё внимание, а то даже и пройти, попробовав, каково это - быть самым настоящим дальневосточным "заводилой"?..
Слово "Zzang" ("짱"), ставшее названием фильма, отсутствует в словарях корейского языка и является эрративом, образованным от "Zang" ("장"), что переводится как "начальник", "председатель" и так далее. Обстоятельства происхождения устоявшегося неологизма "Zzang" доподлинно неизвестны, однако установлено, что этот термин получил распространение в детской и отчасти молодёжной среде не позднее первой половины 1990-х годов: так традиционно именовали лучших драчунов классов или школ, пользовавшихся авторитетом у сверстников и бывших "заводилами"; пожалуй, именно данный вариант, а не те, что упоминались выше, можно признать самым удачным переводом "Zzang" на русский. Однако - и во многом, кстати, именно благодаря вышеупомянутому фильму - к концу того же десятилетия это слово стало употребляться в том числе в положительном ключе, ибо именно так благодарные ребята в финале кинокартины со сцены назвали своего учителя. Вместе с тем фильм, как уже говорилось, был принят общественностью неоднозначно: в нём без малейших прикрас показана если и не широкая, то как минимум "ёмкая" панорама нравов южнокорейских "кодынхаккё" (старших школ) 1990-х годов, где реальными отрицательными персонажами оказываются вовсе не "трудные подростки", а преподаватели, в лучшем случае совершенно равнодушные к подопечным, а порой - и самые настоящие садисты и изуверы, упивающиеся своей властью и безнаказанностью и не брезгующие ни психологическими унижениями, ни мучительными физическими наказаниями (как известно, разрешёнными в Южной Корее). На их фоне не слишком "педагогичные" воспитательные методы Хван Ги Пуна (вовсе не претендующего, к слову, на какую-то "святость") кажутся в буквальном смысле "лучом света в тёмном царстве". В итоге одни критики обоснованно говорили о "беспощадной правдивости" фильма, дающего реальное представление о том кошмаре, который творится в национальной системе образования, и оправдывали некоторые действия персонажей-подростков, в то время как другие видели в этой картине вызов не то что устоявшейся общественной, но даже конфуцианской морали, поскольку она якобы прославляет хулиганство и пренебрежение по отношению к авторитетам.
Однако помимо данного аспекта "Zzang" является (или как минимум являлся) культовым ещё по двум причинам: во-первых, он стал своеобразной "кузницей кадров" местного кино, так как многие актёры, дебютировавшие или замеченные после съёмок в нём, впоследствии получили на родине широкую известность; во-вторых, после выхода фильма в массовой культуре Страны утренней свежести получил большую популярность романтизированный образ "юного бандита", основанный на одном из персонажей картины - Лим Се Бине, лучшем бойце класса, первоначально как раз носившем прозвище "Zzang" и состоявшем в молодёжной банде, исполняющей приказы одной из групп кканпхэ - корейской мафии. Здесь нужно отметить, что на всё экранное время приходятся только пять драк, и лишь три из них - все с участием Се Бина - "серьёзные". "Культовый" статус приобрела короткая и, в принципе, не имеющая критического значения для развития сюжетной линии сцена боя упомянутого героя на ночном мосту с подростком из конкурирующей банды, которого Се Бин, пусть и не без труда, одолевает, после чего уходит вместе со своими товарищами: последний кадр даже имеет некоторое распространение и статус "мема" в корейском Интернете. При этом необходимо обязательно отметить, что авторы фильма явно не планировали популяризации этого персонажа именно в таком виде: в кинокартине Се Бин, после того как Хван Ги Пун спас его от гибели во время разборок с конкурирующей бандой, а затем избил (да, вот так), решил порвать с преступной жизнью (что сильно не понравилось его "кураторам"). Но "запросы аудитории" в условиях рынка - это, как известно, "святое", а потому на протяжении нескольких лет после выхода "Zzang" выпускалась разнообразная "сопутствующая продукция", так или иначе связанная с ним, - в том числе целых три игры. Но если присутствующие в нашей коллекции Tteotda Cheolgabang! и Jjang: The Young Boss, увидевшие свет уже в 2002 году, лишь отдалённо базировались на образе вышеописанного персонажа и не имели никаких "лицензий", то отсутствовавшая в Интернете вплоть до августа 2022 года и представленная на данной странице Zzang 1999 года - это самая что ни на есть "официальная" игра по одноимённому фильму. Правда, сразу отметим, что к его сюжету она имеет довольно опосредованное отношение и эксплуатирует всё ту же тематику "уличных молодёжных банд", что и определяет её поджанр - более-менее классический восточноазиатский "beat 'em up" (с возможностью "отходить" в глубину экрана), он же "файтинг на прохождение", противниками в котором будут выступать различные "подтипы" местных бандитов - в основном подростки, но в том числе и взрослые дяденьки, подчас выглядящие довольно колоритно.
На выбор даются трое персонажей; играть можно за любого из них, при этом прохождение будет частично отличаться: локации предстоит посетить одни и те же, но в разном порядке; "наборы" противников и очерёдность их появления также часто разнятся. Среди возможных альтер эго есть и сам Хван Ги Пун (почему-то названный в игре "классным руководителем", а не по имени, - последнее, причём без фамилии "Хван", вроде бы упоминается лишь на задней обложке), а также присутствуют двое из тех четырёх ребят, коих можно - наряду с учителем - назвать условными "главными героями" фильма-первоисточника. Один из них - это, естественно, Лим Се Бин, о котором выше рассказано уже достаточно. Вторая - Ю Хэ Ри, в кинокартине играющая всё-таки роль более или менее второго плана: она влюблена в Се Бина и очень переживает за его будущее, под влиянием Хван Ги Пуна решается признаться юноше в своих чувствах, а вставший на путь исправления хулиган затем защищает (увы, не слишком удачно для себя) её от кканпхэ, нагрянувших в школу для "разборки" с "предателем". Сюжет игры представляет собой то ли "альтернативное" продолжение фильма, то ли своеобразное "ответвление" от происходивших в нём событий. Се Бин в игре показан музыкально одарённым подростком (хотя и в первоисточнике он умел играть на саксофоне), изначально вовсе не злым, но вступившим на "скользкую дорожку" после развода родителей; его мать, дабы заработать денег, вынуждена петь в злачном баре, а сам он для той же цели ранее выполнял различные поручения гангстеров. Но к моменту старта игровых событий молодой человек уже полон решимости начать новую жизнь, однако для этого нужно покончить со всеми членами его бывшей уличной банды, жаждущими с ним разделаться. Ю Хэ Ри, как и в фильме, беспокоится за Се Бина, но, в отличие от первоисточника, вовсе не является хрупкой девушкой, а великолепно дерётся и готова истреблять бандитов вместе с возлюбленным. Правда, вскоре она понимает, что вдвоём им не справиться, и поэтому обращается за помощью к Хван Ги Пуну, всё ещё (или снова?..) исполняющему обязанности классного руководителя, в кино напрямую с бандитами так и не столкнувшегося. При этом во время прохождения, что традиционно для азиатских beat 'em up'ов, присутствуют кое-какие неинтерактивные диалоги в текстовом виде (без озвучки и, естественно, на корейском языке), которые герои ведут с противниками, а иногда и между собой (когда встречаются), - формально эти разговоры представляют собой "развитие сюжета", но на деле не несут никакой особенной нагрузки (пропускать их нельзя, но можно ускорять ход "беседы" нажатием клавиши "Enter"), а изложенного выше для обоснования происходящего на экране более чем достаточно.
Главное меню состоит из четырёх пунктов. Левый верхний отвечает за выбор протагониста и начало игры; левый нижний - за доступ к опциям, где, в частности, можно указать одну из трёх "скоростей" процесса, по совместительству, вероятно, являющихся местными вариантами уровней сложности. При обращении к правому верхнему предоставляется возможность ознакомиться с управлением и комбинациями клавиш, которыми следует пользоваться для исполнения всевозможных специфических движений, в основном, разумеется, являющихся ударами, - увы, "уникальных" для того или иного персонажа среди них нет; наконец, правый нижний пункт - это, как наверняка нетрудно догадаться, выход из программы. Несмотря на сказанное выше, небольшая разница в прохождении в зависимости от выбора героя всё же есть, ибо у каждого из них имеются две характеристики: запас здоровья и сила удара, выраженные на стартовом экране соответственно жёлтой и красной шкалами. Се Бин - наиболее "сбалансированный" персонаж; у Ю Хэ Ри, как это ни странно, больше жизненных сил, чем у остальных (поэтому для первого раза выбрать в качестве альтер эго лучше всего её), но бьёт она всё же послабее мужчин; ну а "возрастной" Хван Ги Пун (согласно данным из игры, ему 24 года, тогда как обоим ребятам - по 19) несколько уступает "молодёжи" в выносливости, но зато однозначно превосходит по мощи атаки.
Сказать о самой данной игре можно не так много, ибо она не просто сущностно примитивна, а даже "превосходит" в этом отношении среднестатистический южнокорейский beat 'em up. Перемещение персонажа осуществляется при помощи "боковых" курсорных стрелок; за атаку отвечают "Z" (по умолчанию прыжок), "X" (по умолчанию удар ногой) и "C" (по умолчанию удар рукой). В сочетании друг с другом, а также со всеми четырьмя курсорными стрелками и с клавишей "Shift" (которая сама по себе ничего не делает) они, как уже отмечалось выше, позволяют осуществлять различные специфические движения, в первую очередь удары или целые их серии, порой наносящие врагам очень существенный урон. Запас здоровья персонажа визуализирован в виде жёлтой шкалы в левом верхнем углу экрана, краснеющей по мере получения повреждений. Меньшая по размеру голубая шкала под нею отвечает за возможность применения отдельных "составных" (и формально особо мощных) ударов: когда она целиком заполнена, данное действие разрешается произвести, после чего полоска обнуляется - и повторно воспользоваться данной способностью удастся лишь после её восстановления, что всегда занимает некоторое время. Цифра ещё ниже означает количество оставшихся "жизней", не считая "текущей", - по умолчанию таковых четыре. Возрождение в случае гибели происходит мгновенно и с учётом достигнутых результатов в виде убитых и раненых противников. Бонусов, увы, всего две группы, причём они всегда спрятаны под различными объектами (деревянные контейнеры, почтовые ящики, стенды и так далее, включая даже бюсты композиторов на колоннах...), которые, дабы взять скрываемое ими, необходимо разрушать ударами ноги. Первая разновидность - это местные аналоги аптечек, представляющие собой различные продукты питания, восстанавливающие то или иное количество здоровья в зависимости от типа: замечено, что они улучшают самочувствие по-разному и что, например, йогурт делает это явно лучше, нежели батон или яблоко. Вторая категория представлена лишь одним бонусом, встречающимся чрезвычайно редко, - это голубоватый кристаллик, дающий дополнительную "жизнь". Подбор полезностей происходит автоматически, - для этого достаточно просто приблизиться к ним. Разрушаемых объектов в игре относительно немного (хотя и не совсем мало), но зато можно не сомневаться, что каждый из них что-то в себе таит.
Прохождение разделено на уровни, состоящие подчас из сравнительно большого количества "отрезков", действие во многих из которых разворачивается не просто в одних и тех же местах, но и, по сути, даже на одних и тех же экранах. Выглядит это более-менее привычно для поклонников поджанра: мы делаем сколько-то шагов слева направо - туда, куда указывает стрелочка; затем последняя исчезает, а персонаж не может идти дальше, так как спустя мгновение появляются (чаще всего у него за спиной) группы недругов. Последних обычно немало, поскольку от уровня сложности зависит лишь их интеллект, но не количество; нередко новые "партии" прибывают на "поле боя" прямо во время схватки. Как только все "предусмотренные" на текущем этапе бандиты уничтожены (показывается это, если что, бескровно, а трупы поверженных противников сразу же после их гибели исчезают), вновь возникает стрелочка, дающая возможность продвигаться вперёд, - но не так уж редко удаётся сделать буквально несколько шагов (!), после чего она опять исчезает, а сзади возникают очередные супостаты. Это не только несколько снижает темп игры и затягивает прохождение, но и делает его очень однообразным. Тем более что, увы, количество локаций здесь в целом не слишком велико: действие разворачивается в основном на ночных городских улицах, хотя встретятся и более атмосферные места, такие как ночной клуб, школа, железнодорожная станция с периодически проносящимися на фоне поездами и так далее, включая даже небольшое кладбище. Плюс, повторим, порядок прохождения этих локаций различается в зависимости от персонажа: на старте любой герой должен зачем-то уничтожить автомобиль (видимо, это такой "реверанс" в сторону фильма-первоисточника, где начальная сцена была посвящена тому же самому занятию), но далее их пути различаются: Се Бин и Хэ Ри, действующие формально "вместе" (однако играть можно только за кого-то одного, а второй персонаж присутствует лишь в "межбоевых" неинтерактивных сценах, на время боёв исчезая), действуют на тех самых улицах (хотя потом их дороги расходятся), тогда как Хван Ги Пун сначала оказывается в ночном клубе. Определённое "пересечение" сюжетных линий тоже имеет место: приходя в ту или иную локацию в роли конкретного героя, иногда можно наблюдать там результаты деятельности другого, достичь которых реально самостоятельно, если играть за него. В принципе, это несколько "разбавляет" упомянутое выше однообразие, но всё-таки не "вытягивает" игру как таковую.
Типов противников в Zzang не очень много - порядка одиннадцати (точно не меньше, но, вероятно, и не больше); все они, как уже было сказано выше, представляют собой уличных бандитов, среди которых есть личности разного возраста; в основном встречаются уголовники мужского пола, но есть и одна разновидность женщин (к слову, довольно опасные враги). Описывать этот "зоопарк" вряд ли стоит, - достаточно лишь повторить, что более-менее интересно выглядящие индивидуумы попадаются, но никого действительно примечательного нет: несколько разновидностей "шпаны" в толстовках, пара вариантов накачанных "спортсменов", своим видом более всего, как ни странно, напоминающих серфингистов, бойцы в перчатках для смешанных единоборств, почему-то носящие "офисную" одежду, парни в чёрных жилетках с крашеными волосами и так далее. Примечательно, что корректно сравнить эти типы между собой по выносливости и силе удара невозможно, так как все они "эволюционируют" в этом отношении по мере прохождения: в первых локациях любые противники, которые встретятся герою, погибают очень быстро и сражаются совсем неумело, тогда как в скором времени каждый из них становится как минимум относительно выносливым; во время схватки в правом верхнем углу экрана показывается шкала здоровья избиваемого в данный момент супостата, по своему виду аналогичная таковой у альтер эго. Однако в целом всё-таки допустимо сделать вывод, что более "взрослые" представители уличной преступности обычно сильнее и выносливее тех, кто кажется моложе. Отдельно стоит отметить "боссов": судя по всему, они не уникальны, то есть один и тот же может встретиться несколько раз за прохождение, - но зато отличаются наиболее примечательным внешним видом (например, очень высокий бородатый мужчина в красной жилетке или, напротив, приземистый толстяк в широких штанах, заляпанных краской...), огромным запасом жизненных сил, мощными ударами и - внимание - дистанционной атакой, реализованной в виде метания в протагониста неких энергетических сгустков. Поединки с ними имеют место в конце уровней и проходят вовсе не в формате "один на один": "главарь" действует против нас в одном ряду со своими подчинёнными, однако если его убить, то уровень сразу же окажется завершён, независимо от количества оставшихся в живых "рядовых" бандитов. Очерёдность появления боссов опять-таки отличается в зависимости от выбранного в качестве протагониста персонажа.
К сожалению, главный недостаток Zzang - это неудобное управление вкупе с подчас раздражающей простотой. Искусственный интеллект противников не слишком высок на каком угодно уровне сложности: на лёгком они и вовсе атакуют крайне редко (хотя если уж начнут, то всегда проведут целую серию ударов), а действовать "в команде" не умеют в любом случае, - однако из-за упоминавшейся выше возможности перемещаться "вглубь" экрана (грубо говоря - "вверх" и "вниз") и необходимости нахождения строго на одной условной "линии" с противником для успешного попадания по нему не так редко возникают ситуации, когда герой вроде бы стоит совсем рядом с супостатом, но достать его банально не может. Последнее порой усугубляется ещё и тем, что враг может быть долгое время неподвижен и не подходить к протагонисту, располагаясь от него буквально на расстоянии шага. Что касается тактики, то лучше всего использовать следующую схему: приблизиться вплотную к группе противников, нанести удар ногой при помощи "X", затем задействовать и отпустить "Z", отвечающую за прыжок, а после одновременно зажать "X" и левую либо правую (в зависимости от того, с какой стороны стоят супостаты) или же верхнюю (независимо от их местоположения) курсорную стрелку. Это приведёт к тому, что персонаж будет "скользить" вверх-вниз с выставленной вперёд ногой и очень быстро убивать всех, кто осмелится к нему приблизиться, причём не только спереди, но нередко даже и сзади. Чтобы прекратить данный "танец", нужно отпустить "X", плюс спустя какое-то (но не самое маленькое) время герой останавливается сам (и на пару мгновений становится уязвимым), - но в целом такой подход позволяет убивать большое количество недругов почти или даже совсем без потери здоровья и работает в большинстве ситуаций. Есть также и другие полезные комбинации: например, одновременное нажатие левой и правой курсорных стрелок позволяет осуществлять удары ногами в прыжке с разворота, также есть удары кулаками в прыжке, удары локтями и так далее, - способы осуществления всего этого можно посмотреть в упоминавшемся выше разделе меню или открыть самостоятельно, тем более что на деле приёмов вроде бы больше, чем представлено в "учебнике", - другое дело, что многие из них банально не нужны, хотя и могут смотреться в некотором смысле зрелищно.
Графика спрайтовая и довольно приятная; модельки что персонажей, что врагов крупные, относительно детализированные и в целом прорисованы качественно. Лим Се Бин и Ю Хэ Ри даже несколько похожи на актёров, исполнивших их роли в первоисточнике (соответственно Чан Хюк и дебютировавшая в той картине Пак Ын Хе, ныне достаточно известная на родине), - в отличие от Хван Ги Пуна, не похожего на свой прототип, сыгранный Чха Ин Пхё (возможно, он не дал разрешение на использование своего образа?). Каких-либо эффектов не так много, но во время нанесения ударов появляются "огненные всполохи" (заменяющие кровь), равно как и минимальный "декор" в ряде локаций - наподобие упоминавшихся выше поездов, проносящихся мимо платформы, - встречается. К минусам по визуальной части можно отнести минимальный "эротизированный" (в кавычках) элемент: при игре за Се Бина в сценках с Хэ Ри у последней под воздействием ветра периодически приподнимается юбка, открывая взору зрителей трусы (при этом, что любопытно, во время игры за данную героиню, активно орудующую ногами, ничего подобного наблюдать не удастся), - но что поделаешь: видимо, в Стране утренней свежести без "этого" не могут... Звуковое оформление минимально, а вот музыкальное наверняка порадует поклонников фильма-первоисточника, если среди них есть читающие эти строки: в качестве него выступают все или почти все песни, звучавшие в фильме, включая "фристайл-рэп" в исполнении одной из учениц класса и ту самую необычную "финальную" композицию, исполнявшуюся ребятами на школьном конкурсе.
Вердикт, как это нередко бывает в таких случаях, вынести трудно. Если попытаться взглянуть на игру "трезво и объективно", то, конечно, стоит признать, что она ни в коей мере не "хватает звёзд с неба" и заслуживает максимум оценки "чуть ниже среднего" - в первую очередь из-за плохого управления, утомительного однообразия происходящего и фактического отсутствия чего-то, что могло бы удержать аудиторию у экрана или тем более подвигнуть её на увлечённое продвижение вперёд. Но если вспомнить "контекст", то ситуация становится совершенно иной. Во-первых, это игроизация культового (пусть даже в отдельно взятой стране и только на протяжении определённого периода времени) фильма, ориентированная на определённую аудиторию, для которой в конце 1990-х она наверняка стала самым настоящим подарком. Во-вторых, какое-никакое удовольствие от данной вещи получить можно, - ввиду своей относительной простоты она особенно подойдёт тем, кто не слишком хорошо умеет играть в подобные вещи и вообще не очень их "жалует", но из любопытства хочет получить какое-то представление о данном направлении. Ну и в-третьих, разумеется, это очередная фантастическая редкость, предположительно отсутствующая даже в коллекциях наиболее известных южнокорейских жадин, любящих хвастаться фотографиями своих закромов в местных блогах, отныне и навсегда доступная всем желающим. Это ли не повод хотя бы обратить на неё внимание, а то даже и пройти, попробовав, каково это - быть самым настоящим дальневосточным "заводилой"?..
- Время и место:
Современность - Главный герой:
Женский персонаж - Перспектива:
Вид сбоку - Происхождение:
Фильмы - Страна или регион происхождения:
Южная Корея - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
Beat ’em up - Язык:
한국어