Экономические симуляторы появились ещё на самой заре компьютерных игр - вспомним хотя бы симулятор продавца лимонада Lemonade Stad, созданный Бобом Джеймисоном в 1979 году для Apple II. С тех пор развивающееся направление оформилось в целый поджанр или даже жанр - магнаты. Столпы его вышли в 1990-х и начале 2000-х, а названия этих игр на слуху и сегодня: магнат автодорожной сети Transport Tycoon, магнат железных дорог Railroad Tycoon, магнат парка аттракционов RollerCoaster Tycoon, магнат зоопарка Zoo Tycoon... Но, конечно, этим дело не ограничилось. Семейство игр со словом "tycoon" в названии всё росло и росло, охватывая всё новые и новые темы. Появились магнат горнолыжного курорта, магнат ресторана (не путать с казуальной чертовщиной вроде Diner Dash), магнат отеля, магнат океанариума, магнат скейт-парка, магнат автомойки, магнат школы, магнат базы на Луне, магнат тюрьмы (!) и даже магнат сети общественных туалетов... Не верите - смотрите: Toilet Tycoon (2006, Windows).
Сегодня же экспонат будет тоже не самым обычным - магнат круизного лайнера.
Авторы Cruise Ship Tycoon весьма опытны в этом жанре - на их счету замечательный Ski Resort Tycoon (2000, Windows) и его сиквел, а ещё магнаты школы, гольф-клуба, торгового центра, скейт- и сноуборд-парка и другие. Так что мы вправе ожидать хорошо проработанного и интересного геймплея.
Организация круиза - штука непростая. Видите ли, пассажирам обычно недостаточно просто сидеть в своих каютах или стоять у леера, обозревая бескрайние морские глади, - нужна инфраструктура, развлечения, и чтобы всё это работало бесперебойно в условиях ограниченности ресурсов. Это ведь корабль, сюда нельзя заказать пиццу или вызвать мастеров по ремонту из соседнего города, - все планы разрабатываются и риски закладываются ещё до отплытия. По крайней мере - в реальной жизни. К тому же первостепенной важностью обладает проблема безопасности, обеспечение которой является сложной и ответственной задачей.
Так что эта игра - не только про непосредственное управление круизом. Игроку предлагается в самом прямом смысле "пустой" корабль. Там нет ничего, кроме пустых палуб, даже каюты отсутствуют. И перед тем, как появятся первые желающие прокатиться на нашем лайнере, предстоит заполнить его - хотя бы частично - различной инфраструктурой и базовым жильём для пассажиров. Для обеспечения всего этого нужно нанять экипаж и персонал, - правда, в этом аспекте Cruise Ship Tycoon проработан не очень подробно.
Количество всевозможных элементов для усовершенствования судна велико: множество кают от самых скромных до поистине роскошных, технические помещения, развлекательные объекты вроде баров, многочисленные декорации. Иногда можно наткнуться на ограничения: например, какой-то более дорогой объект нельзя добавить, пока не будет куплен более дешёвый аналог, - это вынуждает игрока развивать свои суда постепенно, но вот логике не поддаётся.
К сожалению, у игры есть одна странная особенность, которую легко понять с учётом жанра, но не с учётом тематики. Выше писалось, что для круиза нужно всё подготовить заранее. Но не здесь. В Cruise Ship Tycoon можно и нужно постоянно совершенствовать судно, добавляя новые элементы прямо во время плавания! Жанр магнатов именно это и предполагает - развиваться постоянно. И такая особенность не только добавляет в игровой процесс немало абсурда, но и делает игру вполне обычным "тайкуном". Жаль, что разработчики не решились на эксперименты и не сделали действительно незаурядную менеджерскую стратегию, где модернизация судна происходила бы только между круизами, а во время них возможности ограничивались бы текущей организационной деятельностью. Забыли что-то - обратной дороги нет, придётся выкручиваться, терять прибыль и тому подобное. Справедливости ради стоит сказать, что между строительством в порту и строительством во время плавания есть некоторая разница, но факт остаётся фактом - положение вещей здесь далеко от реального.
Чем лучше обстоят дела с организацией круиза и круизного лайнера, тем больше пассажиров захотят на нём прокатиться, что ставит перед игроком сразу две задачи. Во-первых, пусть число кают нельзя довести до бесконечности, их всё же должно по возможности хватать для всех желающих. Во-вторых, собрать изначальную клиентуру - ещё ползадачи. Люди должны остаться довольными поездкой, в противном случае велика вероятность, что они решат сойти в следующем порту. География игры велика и простирается от тропических островов до северных портов (есть Санкт-Петербург).
Чтобы узнать потребности пассажиров, необходимо обращаться к статистике. Она тут по традиции магнатов Cat Daddy Games очень подробная и на каждого (!) человека. Нужны бары - строим бары, нужны уборные - строим уборные и так далее. Увы, с интерактивностью всех этих объектов есть проблемы, так что некоторые любители поджанра будут разочарованы.
В Cruise Ship Tycoon имеются несколько режимов. Первый представляет то, что в гонках называется "одиночный заезд". Игрок выбирает судно (есть несколько доступных размеров) и самостоятельно прокладывает маршрут (!) по карте. Режим карьеры совсем иной. Здесь придётся, как предписывает традиция, начать с малого и добиться великого, а именно заработать миллион долларов за как можно меньшее число круизов. Наконец, присутствуют сценарии с заданиями, в которых ограничены время, ресурсы и возможности обустройства судна.
Разумеется, организуя круиз, нужно думать не только об увеселении и жизнеобеспечении пассажиров, но и о безопасности. А море в игре, как и в жизни, таит свои угрозы. Судно может сбиться с курса, налететь на айсберги или скалы, сесть на мель и даже - внимание! - подвергнуться атаке гигантского кальмара, который не прочь утащить корабль и всех его обитателей на дно. Удивляться не стоит, - присутствие таких фантастических угроз является изюминкой игр Cat Daddy Games. Например, в уже упоминавшемся Ski Resort Tycoon помимо лавин и других традиционных невзгод будет досаждать живущий в лесу снежный человек. Чтобы не допустить кораблекрушения, нужно избегать опасных ситуаций заблаговременно.
Графика хороша для своего времени и жанра. Игра выглядит как вполне типичный магнат, если не считать того, что сама карта представляет собой корабль, а не участок земли. Порты, в которые заходит судно, очень разнообразные, но во многом бутафорские - вокруг лишь несколько зданий и декорации.
Итог - необычный внешне, но довольно стандартный "внутри" магнат. Самый первый из магнатов лайнеров, которых в последующие годы набралось несколько штук.
Сегодня же экспонат будет тоже не самым обычным - магнат круизного лайнера.
Авторы Cruise Ship Tycoon весьма опытны в этом жанре - на их счету замечательный Ski Resort Tycoon (2000, Windows) и его сиквел, а ещё магнаты школы, гольф-клуба, торгового центра, скейт- и сноуборд-парка и другие. Так что мы вправе ожидать хорошо проработанного и интересного геймплея.
Организация круиза - штука непростая. Видите ли, пассажирам обычно недостаточно просто сидеть в своих каютах или стоять у леера, обозревая бескрайние морские глади, - нужна инфраструктура, развлечения, и чтобы всё это работало бесперебойно в условиях ограниченности ресурсов. Это ведь корабль, сюда нельзя заказать пиццу или вызвать мастеров по ремонту из соседнего города, - все планы разрабатываются и риски закладываются ещё до отплытия. По крайней мере - в реальной жизни. К тому же первостепенной важностью обладает проблема безопасности, обеспечение которой является сложной и ответственной задачей.
Так что эта игра - не только про непосредственное управление круизом. Игроку предлагается в самом прямом смысле "пустой" корабль. Там нет ничего, кроме пустых палуб, даже каюты отсутствуют. И перед тем, как появятся первые желающие прокатиться на нашем лайнере, предстоит заполнить его - хотя бы частично - различной инфраструктурой и базовым жильём для пассажиров. Для обеспечения всего этого нужно нанять экипаж и персонал, - правда, в этом аспекте Cruise Ship Tycoon проработан не очень подробно.
Количество всевозможных элементов для усовершенствования судна велико: множество кают от самых скромных до поистине роскошных, технические помещения, развлекательные объекты вроде баров, многочисленные декорации. Иногда можно наткнуться на ограничения: например, какой-то более дорогой объект нельзя добавить, пока не будет куплен более дешёвый аналог, - это вынуждает игрока развивать свои суда постепенно, но вот логике не поддаётся.
К сожалению, у игры есть одна странная особенность, которую легко понять с учётом жанра, но не с учётом тематики. Выше писалось, что для круиза нужно всё подготовить заранее. Но не здесь. В Cruise Ship Tycoon можно и нужно постоянно совершенствовать судно, добавляя новые элементы прямо во время плавания! Жанр магнатов именно это и предполагает - развиваться постоянно. И такая особенность не только добавляет в игровой процесс немало абсурда, но и делает игру вполне обычным "тайкуном". Жаль, что разработчики не решились на эксперименты и не сделали действительно незаурядную менеджерскую стратегию, где модернизация судна происходила бы только между круизами, а во время них возможности ограничивались бы текущей организационной деятельностью. Забыли что-то - обратной дороги нет, придётся выкручиваться, терять прибыль и тому подобное. Справедливости ради стоит сказать, что между строительством в порту и строительством во время плавания есть некоторая разница, но факт остаётся фактом - положение вещей здесь далеко от реального.
Чем лучше обстоят дела с организацией круиза и круизного лайнера, тем больше пассажиров захотят на нём прокатиться, что ставит перед игроком сразу две задачи. Во-первых, пусть число кают нельзя довести до бесконечности, их всё же должно по возможности хватать для всех желающих. Во-вторых, собрать изначальную клиентуру - ещё ползадачи. Люди должны остаться довольными поездкой, в противном случае велика вероятность, что они решат сойти в следующем порту. География игры велика и простирается от тропических островов до северных портов (есть Санкт-Петербург).
Чтобы узнать потребности пассажиров, необходимо обращаться к статистике. Она тут по традиции магнатов Cat Daddy Games очень подробная и на каждого (!) человека. Нужны бары - строим бары, нужны уборные - строим уборные и так далее. Увы, с интерактивностью всех этих объектов есть проблемы, так что некоторые любители поджанра будут разочарованы.
В Cruise Ship Tycoon имеются несколько режимов. Первый представляет то, что в гонках называется "одиночный заезд". Игрок выбирает судно (есть несколько доступных размеров) и самостоятельно прокладывает маршрут (!) по карте. Режим карьеры совсем иной. Здесь придётся, как предписывает традиция, начать с малого и добиться великого, а именно заработать миллион долларов за как можно меньшее число круизов. Наконец, присутствуют сценарии с заданиями, в которых ограничены время, ресурсы и возможности обустройства судна.
Разумеется, организуя круиз, нужно думать не только об увеселении и жизнеобеспечении пассажиров, но и о безопасности. А море в игре, как и в жизни, таит свои угрозы. Судно может сбиться с курса, налететь на айсберги или скалы, сесть на мель и даже - внимание! - подвергнуться атаке гигантского кальмара, который не прочь утащить корабль и всех его обитателей на дно. Удивляться не стоит, - присутствие таких фантастических угроз является изюминкой игр Cat Daddy Games. Например, в уже упоминавшемся Ski Resort Tycoon помимо лавин и других традиционных невзгод будет досаждать живущий в лесу снежный человек. Чтобы не допустить кораблекрушения, нужно избегать опасных ситуаций заблаговременно.
Графика хороша для своего времени и жанра. Игра выглядит как вполне типичный магнат, если не считать того, что сама карта представляет собой корабль, а не участок земли. Порты, в которые заходит судно, очень разнообразные, но во многом бутафорские - вокруг лишь несколько зданий и декорации.
Итог - необычный внешне, но довольно стандартный "внутри" магнат. Самый первый из магнатов лайнеров, которых в последующие годы набралось несколько штук.