Platoon Leader

プラトゥーンリーダー
Platoon Leader
Жанр: Strategy
Разработчик: Play Avenue
Издатель: SEGA Enterprises
Год выхода: 1997
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 6
1990-е по праву можно назвать эпохой расцвета жанра «тактических» игр про управление небольшими отрядами пехоты или боевой техники в антураже Второй мировой войны. Вспомним: Close Combat, Commandos, ворох тактик от Talon Soft, отечественное Противостояние… И это только то, что первым пришло в голову. Если начать «копать» каталоги и справочники, то таких игр за указанный период времени найдется несколько десятков. НО. Они будут в основном западного происхождения, а что нам может предложить Восток? Скажем, Япония? Много чего. Правда, большая часть их игр официально за пределами родной страны не выходила — за редким исключением, как, например, Operation Europe, поэтому для знакомства с ними придется приложить некоторые усилия. Одну из таких редкостей мы, Old-games.ru, хотим представить на данной страничке. Встречайте - Platoon Leader.

В 1995 году в Японии для игровой приставки Super Famicom (известной на Западе как Super NES) вышла «тактика» Sgt. Saunders’ Combat! по мотивам популярного там американского сериала из 1960-х Combat! (кстати, это далеко не первая игра про отряд сержанта Сандерса — самая ранняя датирована 1982 годом, и она есть в нашем каталоге). И хотя она практически не имела рекламы — одна заметка в Family Computer magazine не в счет, – всё же ей удалось добиться некоторой «народной любви». Достаточной, чтобы в 1997 году Sega уже для домашних компьютеров выпустила предмет нашего разговора — Platoon Leader. Этакий «ремейк» оригинальной приставочной игры с улучшенной графикой, но при этом не изменившимся игровым процессом. Почему название другое? Всё просто: кончилась лицензия на право использования наименования сериала и его персонажей.

Platoon Leader — пошаговая «тактика», в которой игрок, управляя отрядом (а иногда двумя) пехотинцев в количестве восьми единиц, должен по порядку проходить «миссии», объединенные в «тематические» сюжетные кампании, коих тут две штуки — Нормандия 1944-го и Северная Африка 1942-го. Играем на стороне Союзников, однако в третьем режиме — «отдельные сценарии» — можно переиграть любое задание, но уже за другую сторону. В каждой миссии нужно достичь одной из поставленных целей: довести отряд до определенной клетки; в течение некоторого количества ходов не допустить противника в определенный район карты; уничтожить какой-либо объект и т. д. Все миссии ограничены по количеству ходов, а некоторые для выполнения требуют наличия определенного снаряжения или оружия. «Порулить» танками и прочей бронетехникой не дадут, только пехотой, а встречающиеся машины контролируются ИИ союзника или противника. На первый взгляд незамысловато, но японцы не были бы японцами, если бы не снабдили игру каким-то запредельным количеством диалогов, как в брифинге между заданиями, так и во время их выполнения. И, как следствие, даже такие простецкие сценарии приобретают некоторый драматический окрас, а персонажам начинаешь натурально сопереживать. Ну и какая же «тактическая игра» без «мини-симулятора зампотеха»: бойцов набери, экипировку выдай, трофеи пристрой… Но обо всём по порядку чуть позже, а сначала отвечу на напрашивающийся сам собой вопрос — что такого есть в Platoon Leader, ради чего стоит «заморочиться» с установкой эмуляторов, словарями и переводчиками? Каковы особенности игры? Первое — «масштаб» событий и чувство причастности к чему-то большому. Достигается этот эффект с помощью просторных карт локаций, на которых действует не только ваш отряд, но и множество союзных, выполняющих свои задачи. Но при этом все, в том числе и игрок, «работают» для достижения одной общей цели. Ее объясняют на брифинге перед миссией — типа «Наш батальон должен выдвинуться в пункт А и там закрепиться...». Второе, проистекающее из первого, — провал задания не означает «откат» на последнюю точку сохранения. Всё как в реальной жизни: ошибся, не смог, — плохо, но время идет вперед, и игрок переходит к следующему заданию. Правда, с приличными «штрафами» наподобие уменьшенного количества доступного снаряжения и солдат для восполнения потерь. Третье — «реализм». То, что отпугивало неискушенных новичков и «подсаживало» на игру тех, кто проявил упорство в ее освоении. Например, в Platoon Leader отсутствуют такие понятия, как «очки здоровья» или «полоска ХэПэ», пехотинцы получают ранения — от легких до тяжелых, и с течением времени (то бишь ходов) их состояние ухудшается, если не оказать первую помощь. Причем применение аптечки не восстанавливает здоровье пострадавшего до уровня «как новый», и если раненый потерял сознание, то его придется выносить с поля боя, иначе он будет считаться «пропавшим без вести». И наконец, четвертое — в игре очень большое значение имеет ближний бой. Конечно, всегда есть шанс поразить цель с большой дистанции выстрелом из винтовки, но, скажем так, не очень большой. В основном в игре стрельба ведется «на подавление» частью отряда, пока остальные бойцы пытаются подобраться к противнику как можно ближе для гарантированного поражения.

Platoon Leader издавался исключительно на территории Японии, а это значит, что весь интерфейс и документация тут на японском языке. Так что давайте разбираться. Но прежде всего хочется пояснить один момент, связанный с интерфейсом: игра выходила в эпоху Windows, и она вовсю использует возможности стандартных «виндосовских» окошек. То есть каждый элемент, будь то мини-карта или карточка персонажа, можно открыть, закрыть, свернуть, перетащить в любое место экрана независимо друг от друга. Начнем «разбор» с главного меню — оно имеет три кнопки: «Продолжить» — игра загрузится с последнего автосохранения, которые она делает каждый ход; «Загрузить» — а эта кнопка позволяет загружать уже «ручные» сохранения; «Новая игра» — надеюсь, тут всё понятно и без пояснений: она активирует новое окно с выбором кампаний и отдельных миссий, также тут можно установить один из двух уровней сложности. Представим, что мы еще ни разу не играли в Platoon Leader, поэтому жмем последнюю кнопку и выбираем приглянувшийся режим. Если это «отдельные миссии», то игра еще попросит дополнительно определиться со стороной — Союзники или Ось. После весьма продолжительного видеоролика с кадрами военной кинохроники откроется окно брифинга: на фоне географической карты региона подается информация об обстановке на фронте и целях на текущую миссию в форме текстовых диалогов между портретами персонажей. Кроме того, этот поток текста иллюстрируется двигающимися квадратиками и стрелочками на карте, обозначающими различные подразделения войск Союзников и Германии.

В правом нижнем углу экрана можно заметить четыре кнопки: первая из них перезапускает инструктаж, вторая показывает цель миссии, третья отображает экипировку, требуемую для выполнения поставленной задачи. И наконец, четвертая, мигающая синей надписью, отправит вас в следующее меню — набор и снаряжение отряда. Здесь прежде всего обращает на себя внимание большое поле «в клетку» с левой стороны экрана, — это своего рода «казарма», где находятся доступные для рекрутирования бойцы. Оно имеет четыре подраздела (см. вкладки в верхней части): «солдаты в отпуске», «раненые» и «отбывающие наказание»; юниты, находящиеся на этих вкладках, будут недоступны для участия в миссии. Справа от «казармы» есть еще два похожих на нее прямоугольника, но поменьше, — это «отделения»: размещенные в них пехотинцы и отправятся на текущее задание. Обратите внимание, что один из прямоугольников может быть заполнен красными крестами, — это значит, что данную миссию придется выполнять одним отрядом. В нижней части экрана расположена «плашка» с изображением различного оружия, — это «склад». Всё его содержимое отсортировано по типу экипировки и переключается при помощи вкладок в верхней части. Над этим «окном» есть два чекбокса, меняющих отображение снаряжения с «родного» на «трофейное» — при условии, что таковое было вынесено с задания и сдано на хранение.

Для того чтобы включить в состав группы солдата, нужно изображающий его «спрайт» перенести из «казармы» в прямоугольник «отделение». Для этого наведите на него курсор и зажмите левую кнопку «мыши». Учтите: первым всегда устанавливается командир отделения, и им должен быть солдат с самым высоким званием в текущем наборе. Кроме того, в правой части экрана автоматически откроется окно, содержащее характеристики выбранного юнита. Они разделены на две колонки: слева — «очки действия», «скорость», «мобильность», «сила» и «мораль»; справа в процентах выражены меткость стрельбы, метания ножей и гранат и шанс поражения противника в рукопашном бою. Что вся эта «цифирь» означает? «Скорость» — сколько гексов может пройти солдат за фазу (не ход), но при этом общая их сумма в течение одного хода не может превысить количества, указанного в параметре «мобильность» (также он определяет и очередность действия среди юнитов). «Очки действия», соответственно, указывают на то, сколько таковых — стрельба, прицеливание, смена положения и т. д. — может совершить солдат за ход. «Сила» определяет грузоподъемность пехотинца; «в килограммах» ее можно посмотреть внизу карточки юнита, там будут две цифры: одна показывает текущую нагрузку, вторая — ее максимальный предел. «Мораль» — параметр, отвечающий за стойкость бойца к психологическим нагрузкам и показывающий, насколько быстро юнит выйдет из-под контроля игрока под обстрелом противника. Эти характеристики растут со временем, а точнее, после успешного выполнения миссий. И еще — все солдаты делятся на специальности: пехотинец, инженер, медик и радист; об их различии вы узнаете чуть ниже.

Переходим к вооружению отряда: для начала в карточке солдата необходимо нажать на квадратик в правом верхнем углу, — это действие откроет его инвентарь. В нём имеются три больших прямоугольника и четыре маленьких квадрата. В прямоугольники «перетаскиванием» мышкой устанавливается экипировка со «склада». Первый слот считается основным, и то оружие, что в нём установлено, и будет использовано юнитом во время выполнения задания. Остальные прямоугольники вспомогательные: если в них поместить какое-либо снаряжение, то для его применения придется непосредственно во время миссии заходить в инвентарь и переставлять его в основной слот. Следует учитывать специализацию юнитов: медику вместо оружия в первую ячейку выдается аптечка (ибо никто другой ею пользоваться не может), рация — радисту, взрывчатка — инженеру. Маленькие квадраты справа предназначены для обойм с патронами, ножей и гранат. Для того чтобы их заполнить, дважды кликните по оружию в инвентаре, и на экране появится еще одно окошко с различными «обвесами» для него. Тут и разные виды магазинов, штык-ножи, винтовочные гранаты и т. д. После чего необходимая вещь перетаскивается в квадратик, а количество устанавливается с помощью кнопок справа от слота. Учтите: все вещи имеют вес, а солдат, как говорилось выше, — определенную грузоподъемность; при небольшом перегрузе он станет медленней передвигаться (то бишь на меньшее количество гексов), а при экстремальном вовсе потеряет мобильность. И вот с этим фактом связан один нюанс: тяжелое вооружение, а именно станковые пулеметы и минометы. Это оружие состоит из трех частей: «ствол», станина и боекомплект. Все вместе они дают неподъемный для одного человека вес, поэтому эти части следует распределять по нескольким членам импровизированного расчета. Стрелок тащит «ствол» в основном слоте, а остальные — станину и боеприпасы, но уже в дополнительных ячейках. Экипировка не бесплатная, а за условные «очки снаряжения» (см. их количество на маленькой плашке между «складом» и «отрядами»). Они зарабатываются путем выполнения целей миссий и за счет сдачи трофеев. Захваченное оружие противника, кстати, тоже можно выдавать в дальнейшем подопечным, но патроны к нему придется добывать в бою.

Что ж, отряд собрали, экипировку выдали, — осталось нажать на самую нижнюю кнопку в правом нижнем углу, которая «отправит» вас непосредственно на миссию. Остальные в этом меню отвечают за выход на начальный экран игры, возврат к брифингу и запись файла сохранения. Но сначала пара слов о графике. Стиль картинки Platoon Leader очень похож на тот, что был у его консольного прародителя, разве что разрешение экрана тут используют побольше. Вид — изометрия, игровое поле разбито на шестиугольники — гексы, которые, в свою очередь, покрыты текстурой, обозначающей какой-либо вид поверхности: трава, песок, распаханное поле... Изображения солдат имеют анимации ходьбы, бега, смены положения, стрельбы и рукопашного боя, но при этом нет вариантов их изображений с различным оружием. Поэтому сидящий в кустах пехотинец может оказаться как стрелком с винтовкой, так и пулеметчиком, — визуально их не отличишь. Отдельными «спрайтами» выполнены различные дополнительные объекты, такие как домики и деревья, но они не блещут разнообразием и отображаются не в «масштабе», то бишь по отношению к изображению обычного пехотинца какой-нибудь сарайчик выглядит слишком маленьким. О том, что перед нами поле боя, напоминают редкая колючая проволока да окопы; изредка попадаются полуразрушенные бункеры и воронки от артиллерийских обстрелов. Основную работу по сотворению «атмосферы боя» здесь выполняет фоновая звуковая смесь далекой перестрелки, взрывов и рева моторов.

Как я уже писал в начале, Platoon Leader — пошаговая «тактика», в которой каждый ход делится на фазы; их количество может достигать 16 штук. Все они относятся к двум видам: «основные», где выполняются команды типа «движения» или «стрельбы», и «вспомогательные» — для ввода в игру подкреплений, расчета результатов артиллерийских обстрелов, ближнего боя и прочих важных действий. Количество «основных» фаз для каждого юнита индивидуально и зависит от его параметра «очки действия». Команды отдаются посредством нажатия кнопок в отдельном окошке, которое появится в момент наступления вашей очереди «ходить». Эти кнопки обозначены пиктограммами, изображающими совершаемые действия, так что разобраться в них у игрока не составит труда. Сделаю лишь несколько замечаний: один гекс могут занимать до восьми пехотинцев; если там уже был солдат противника, то они не смогут больше действовать, так как считаются вступившими в «ближний бой», который заканчивается только с поражением одной из сторон. Это первое. Второе — если вы нажали кнопку стрельбы (она помечена изображением винтовки), то вам будут предложены три варианта дальнейших действий: огонь «на подавление», «прицельная стрельба» (в обоих случаях будет указана вероятность успеха в процентах) и «взятие на мушку». Последнее увеличит шансы попадания по цели на указанное значение, но в следующей фазе. И наконец, третье замечание: для рации и аптечки нет отдельных команд на панели управления, они активируются непосредственно из инвентаря, — и для лечения раненых, равно как и для сбора трофеев, подконтрольный юнит должен находиться в одной клетке с союзником/противником.

А на этом всё. Игра хорошая, поэтому предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с Platoon Leader.
Автор обзора: Skud
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.