Весьма необычный политический детектив, созданный сотрудником корпорации Cosmi из Калифорнии Полом Норманом и удостоившийся в своё время премии за новаторский игровой процесс. К жанру адвенчур его можно отнести лишь несколько условно и в первую очередь в силу тематики, – с точки зрения интерфейса «The President is Missing!» выглядит скорее как симулятор-«менеджер», напоминая не только давно уже представленную на нашем сайте «Presumed Guilty!» (выпущенную той же компанией годом позднее и развивающую те же самые идеи), но и шведскую «Polis» или американскую же «Reelect JFK». Хотя по части содержания здешнее расследование больше похоже уже на представителей не менее самобытного французского семейства детективов «Meurtres» от Бертрана Брокара. С ними её роднит как необходимость использовать для прохождения физические предметы из комплекта первого коробочного издания, так и вынесение некоторой доли геймплея в реальный мир: формально и полностью «завершить» доверенное нам дело де-юре просто невозможно.
События «The President is Missing!» разворачиваются в июне 1996 г., то есть в недалёком относительно даты выхода игры будущем, которое применительно к нашему времени оказывается уже «альтернативной историей» (скажем, СССР здесь всё ещё существует, да и Германия по-прежнему разделена). Где-то в Лихтенштейне террористы похищают сразу аж одиннадцать глав государств, собравшихся на какое-то сверхсекретное совещание; среди пропавших значится и президент США, из-за которого и разгорается весь сыр-бор (ибо играем мы, конечно же, за соотечественника разработчиков). Протагонист принимает на себя роль независимого исследователя, которому по представлению госсекретаря поручают разобраться в этом деле, установить личности похитителей, а главное – разыскать и вызволить заложников. Очевидно, обратиться именно к нам – никому не известному частному лицу – было решено по той причине, что штатные профессионалы из состава руководства ЦРУ сами оказываются под подозрением: именно эта организация обеспечивала безопасность того самого совещания, а стало быть – либо её сотрудники проявили преступную халатность, либо же в их ряды затесался коварный враг...
Необычным в здешнем игровом процессе является то, что всё своё расследование мы будем проводить за терминалом с установленным на нём особым программным комплексом под названием Special Investigation System (сокращённо – S.I.S.). Работа с которым начинается уже прямо во время инсталляции игры: не преминьте внимательно ознакомиться со сведениями, приводимыми в разделе «технической информации» на соседней вкладке (ну или в руководстве пользователя). Иметь дело предстоит по большей части с текстами, хотя придётся тщательно изучить и небольшое количество фотодокументов, пусть и чёрно-белых. Из графических адаптеров поддерживаются CGA и EGA; в последнем случае всё выглядит более-менее неплохо.
Звуковое оформление представлено редкими гудками в исполнении PC Speaker’а, – чаще всего мы будем сталкиваться с сигналами, намекающими на поступление нового сообщения. Зато отсутствие здесь более вменяемых эффектов и какой бы то ни было музыки отчасти компенсируется наличием в комплекте первого издания игры аудиокассеты с различными записями общей продолжительностью чуть менее получаса. Среди таких звуковых материалов – интервью некоторых политических деятелей, самая первая улика с места преступления, полученный прессой перечень требований террористов, результат прослушивания телефонных разговоров кое-каких подозрительных личностей (включая сотрудника советского консульства) – и многое другое. Внушительная часть содержимого плёнки представлена и прямо в нашей программной системе в виде текстовых транскрипций, – однако без бытового магнитофона и без внимательного изучения всех тех звуков, которым на электронном носителе места не нашлось, для успешного прохождения игры в своё время обойтись было просто невозможно!
После входа в S.I.S. мы оказываемся наедине с главным меню, насчитывающим всего пять пунктов. Начать их описание стоит с самого конца – с тех разделов, к которым нам придётся обращаться наименее часто. Так, последняя команда, «LOGOFF», означает выход из игры, – дабы плоды наших трудов не пропали зря, следует предпочесть именно этот вариант возвращения в реальный мир простому выключению компьютера (или эмулятора): иначе говоря, сохранение тут исключительно автоматическое. Предпоследний раздел называется «S.I.S. OPERATIONS GUIDE» и представляет собой внутриигровую справку, дублирующую соответствующую информацию из печатного руководства. Список используемых клавиш, временами изменяющийся сообразно ситуации, приводится не здесь, а в самом низу экрана, присутствуя там постоянно. Управление реализовано исключительно посредством клавиатуры, причём клавиатуры скорее оригинального IBM PC или XT. К примеру, во время пребывания в главном меню нажатие «F7» или «F8» позволит сменить цвет соответственно фона или рамки, обрамляющей перечень разделов; «F10» подтверждает выбор того или иного действия (и в большинстве случаев дублируется «вводом»); ну а «F9» обычно служит для возврата на предыдущий экран.
Во второй строке снизу выводится подсказка о назначении выделенного в данный момент пункта меню; в самом же верху, сразу под наименованием текущего раздела, отображаются электронные часы и сегодняшняя дата. Напомним, что описываемые события происходят в июне 1996 г., – для пущего реализма S.I.S. версии 2.2 (из первого издания игры для IBM PC) ещё и изменяет наше системное время, так что при запуске на реальном оборудовании после расследования не забудьте при желании вернуться в настоящее вручную. Третья же позиция сверху отведена под мерцающую строку сообщений: чаще всего здесь можно видеть надпись «No Messages», однако при поступлении в наш адрес каких-либо срочных уведомлений или просто последних новостей следует на всякий случай поскорее вернуться на основной экран – и прочесть электронное письмо при помощи клавиши «F1».
Самый верхний из пунктов главного меню озаглавлен «COMMUNICATIONS». Поскольку сами мы безвылазно сидим на одном месте и работаем исключительно дистанционно, в качестве наших рук и глаз выступают восемь спецагентов, фигурирующих в списке под кодовыми именами («Bulldog», «Rainbow», «Blue Moon» и т. д.). Между собой они абсолютно ничем не различаются: все работают под прикрытием и не ограничены в своей деятельности никакими официальными рамками, так что каждый из них одинаково успешно справится с любой миссией, требующей за кем-то проследить или что-то исследовать в каком-нибудь отдалённом (или не очень) уголке земного шара. Достаточно лишь зайти в подраздел «AGENT», выбрать команду «TRANSMIT», указать свободного специалиста (те из них, которые в данный момент уже заняты выполнением нашего поручения, помечены в списке звёздочкой) – и прописать задание: последнее формулируется исключительно в форме «ФАМИЛИЯ, ИМЯ» или «НОМЕР_ДОМА УЛИЦА, ГОРОД/СТРАНА» (именно с прописных).
А вот когда/если нам потребуется кого-либо допросить или задержать, тут уже придётся прибегать к официальным каналам: второй наш «связной» – это госдепартамент («STATE DEPARTMENT»), как раз и обладающий всей нужной компетенцией (и получающий задания в точно такой же форме). В обоих случаях в меню помимо команды «TRANSMIT» присутствуют ещё и «RECEIVE» (для ознакомления с отчётом о проделанной работе: о появлении такового оповещает уведомление в новостной строке) и «REVIEW» (для просмотра донесений о всех уже выполненных ранее миссиях). Наконец, третьим пунктом меню «COMMUNICATIONS» значится «RECEIVE CAD MESSAGE»: здесь мы получаем ответы на запросы о помощи, отправляемые (совсем из другого места, о чём будет сказано ниже) в лабораторию ЦРУ.
Серьёзная проблема здешнего игрового процесса заключается в том, что выдаваемые им задания наши агенты – как официальные, так и не очень – выполняют в самом что ни на есть реальном времени. Руководство пользователя уверяет, что таковое зависит от сложности операции, от местонахождения оперативника и т. д., – увы, это не так: абсолютно любое поручение в разделах «AGENT» и «STATE DEPARTMENT» отнимает ровно час. В начале расследования, пока нам есть чем заняться и без этого, а миссии бесперебойно выдаются агентам одному за другим, данная особенность «The President is Missing!» не очень-то напрягает, – но вот ближе к концу, когда всё остальное уже давно проделано, ожидать возвращения людей с заданий становится несколько скучновато.
Скоротать время можно (и нужно) при помощи второго по счёту пункта меню – «DATA BASE». Именно здесь нашему вниманию предлагаются все доступные в системе материалы, сгруппированные в семь подразделов. Самые простые из них (и самые первые в числе кандидатов на ознакомление) – «DOCUMENT» (в единственном числе: это подробный и официальный рапорт о том самом похищении, имевшем место в Лихтенштейне) и «AUDIO» (транскрипция большей части содержимого аудиокассеты). «PHOTOGRAPHIC» содержит в себе восемь оцифрованных фотографий, способных пролить некоторый свет на случившийся инцидент; чёрно-белые снимки дозволяется рассматривать в увеличении, обращая внимание на нарочито выделенные детали, а также и выводить на экран короткие комментарии на тему изображённого.
В подразделе «RECORDS» скрывается ещё десяток документов – уже чисто текстовых, но зато весьма разнообразных и полезных (от перечня кое-какого оружия, находящегося в международном розыске, до списка основных террористических группировок мирового масштаба). Однако наиболее насыщенным оказывается собрание под заголовком «DOSIERS», в котором скрываются тридцать восемь «личных дел» основных фигурантов нашего расследования – с фотопортретами, перечислением особых примет, краткими биографиями и т. д. Здесь можно встретить и представителей руководства США и ЦРУ, и знаменитых международных террористов, и крупных коммерсантов, – причём дозволяется как просматривать весь список целиком, так и организовывать поиск по имени или фамилии, а то и отображать лишь одних обладателей, скажем, голубых глаз или каштановых шевелюр.
Следующий по счёту обитатель здешней «базы данных» – особый пункт «TOP SECRET – LIMITED ACCESS». Как нетрудно догадаться, это наиболее секретные документы, к которым у нас по умолчанию нет доступа! Для их просмотра требуется вводить кодовые символы, – заполучить таковые можно будет уже ближе к условному концу нашего расследования. Ну а то, почему такое завершение дела является именно что «условным», явствует из содержания последнего из подразделов «DATA BASE»: «PROSECUTORIAL SUMMARY». Здесь можно лишний раз ознакомиться с целью всей игры, изложенной в виде списка из аж двенадцати пунктов и дополняющей листок под названием «Epilogue» из комплектной документации. Дело в том, что никакого экрана «Game Over» и финальных фанфар в «The President is Missing!» не предусмотрено: путём анализа улик и обработки полученной информации мы должны составить себе картину всего произошедшего – в своей собственной голове! Ну а заодно и на бумаге: письменный отчёт о проделанной работе следовало отправлять прямо по обычной почте прокурору (читай: в офис Cosmi Corporation)...
Однако от счастливого (или не очень) финала нас отделяет ещё один раздел главного меню. Вопреки уверениям руководства пользователя, он называется «CRYPTOGRAPHICS» – и полностью посвящён расшифровке различных кодовых сообщений. В ходе расследования в наши руки может попасть около десятка таковых – самого разного объёма и характера. Большинство из них дозволяется набирать вручную прямо здесь (разумеется, предварительно выписав их из отчёта агента или госдепартамента), – после чего к нашим услугам оказываются несколько инструментов по их обработке. Если после ввода текста нажать клавишу «F10», появится мини-меню из двух пунктов. «CAD» позволит отправить всю шифровку специалистам из ЦРУ, – вот только люди это пусть и умелые, но очень занятые: ответа от них получится дождаться лишь через четыре (!) часа реального времени...
Если же предпочесть вариант «ONLINE», то можно будет попытаться обойтись своими собственными силами – и помощью встроенных в наш программный комплекс утилит. Так, в подразделе «TRANSPOSITIONS» представлены аж семь вариантов автоматической конвертации текста: отобразить буквы каждого слова в обратном порядке; удалить каждый N-й символ (потребуется указать, какой именно); повернуть всю строку задом наперёд – и т. д. А под вывеской «ENIGMA MACHINE» скрывается простой и удобный способ расшифровки «кода Цезаря»: достаточно ввести одну букву взамен другой – и все соответствующие случаи в тексте последуют её примеру. Третий же инструмент – особенный: это «MORSE CODE». Применяется он не с сообщениями из донесений агентов, а с той самой комплектной аудиокассетой – точнее, с наиболее примечательной её частью, оставшейся неотражённой во внутриигровой базе данных. В качестве телеграфного ключа здесь используется правый «Shift», а нажатие «пробела» символизирует паузы между словами: задача оказывается далеко не простой (с учётом того, что качество записи перехваченного радиосообщения, мягко говоря, далеко от идеального) – и едва ли не уникальной для всей отрасли компьютерных игр (разве что в «Murder on the Atlantic» имелась такая же загадка – впрочем, без подобного удобного встроенного инструмента для её решения).
На первый взгляд может даже показаться, что «The President is Missing!» представляет собой уникальный шедевр, в котором мы действительно выступаем в роли настоящего детектива – не следуя линейным образом по сюжету сообразно присущей разработчикам логике, а на самом деле добывая и анализируя информацию из донесений агентов, доступных фотоснимков и даже звуковых сигналов с аудиокассеты. Увы, в действительности всё оказывается куда менее радужным, а реализация однозначно уступает задумке. Наши оперативники умеют искать только тех людей и те сущности, которые предусмотрены сценарием. С одной стороны, не все имена и явки, способные встретиться нам на тех же фотографиях или просто в ходе расследования, оказываются рабочими зацепками, даже со всей очевидностью вроде бы будучи таковыми; с другой – при наличии определённого количества свободного времени можно просто-напросто перебрать одно за другим имена всех тридцати восьми фигурантов раздела «досье» даже до того, как таковые всплывут в донесениях и показаниях свидетелей.
Правда, таким нехитрым образом можно лишь более-менее разобраться в деле и вскрыть истинную (и несколько неожиданную) подоплёку всего происходящего, – спасти хотя бы кого-то из заложников без расшифровки аудиокассеты (а то и без профессиональной обработки звукозаписи фильтром шумоподавления!) и без обращения к внешним источникам (например, к карте Ближнего Востока) вряд ли получится. Хотя это как раз можно отнести и на счёт достоинств игры, – а вот что однозначно раздражает (помимо уже упоминавшегося долгого времени ожидания результатов работы агентов, особенно ближе к концу игры), так это те самые новостные сообщения. Содержательных и уникальных среди них – раз, два и обчёлся: чаще всего мы будем получать бессмысленные «меморандумы» (на тему какой-нибудь очередной корпоративной вечеринки) и бесполезные «подсказки» (уровня «для выхода не забудьте использовать LOGOFF»), которые... поступают каждые две-три минуты реального времени, а спустя час-другой начинают безбожно повторяться! Иначе как «багом» такое поведение программы назвать сложно.
Наконец, условным недостатком оказывается и отсутствие вменяемого финала. В играх серии «Meurtres», отличающихся похожим «открытым» игровым процессом в стиле «дополненной реальности», присутствуют по крайней мере отдельные «тесты», позволяющие хоть как-то оценить свои успехи в расследовании. В «The President is Missing!» не только такого нет и в помине, но не получится даже и отыскать во Всемирной сети какие бы то ни было сведения об «официальном» решении местных загадок. Несмотря на то что Cosmi Corporation по-прежнему существует и по состоянию на 2023 г., уже вскоре после выхода игры те самые «письма прокурору», в ответ на которые успешные исследователи должны были, по идее, получить если и не призы, то хотя бы оценку их деятельности, возвращались их отправителям как недоставленные, – да и сам автор признавался, что уже мало что помнит об этой игре.
Зато стоит отметить, что Пол Норман всегда подчёркивал предельную реалистичность изображённых в его проекте событий, – изменены до неузнаваемости были лишь имена персонажей. Кстати, добавим, что «гроздьев клюквы», нередко развесисто цветущих в американских играх на тему политики, опасаться не стоит: «плохих русских» здесь не будет. Схватиться за голову возможность представится разве что от тех самых имён: к примеру, единственного агента КГБ, с которым нас сведёт судьба, зовут «Красни Медвед» (да, это именно имя и фамилия, а не просто подпольная кличка), – ну а Генсеком СССР по состоянию на 1996 год тоже оказывается некий представитель, видимо, этноса апачей или команчей – по прозванию «Устали Старизмея»... Ну, зато хотя бы первую леди США зовут Ниной.
И всё же «The President is Missing!» заслуженно получает балл, близкий к наивысшему: это и правда крайне самобытная и интересная приключенческая игра в редком жанре симулятора детектива, с неплохим сюжетом и с обилием материалов для исследования и изучения. Вот только тратить часы и дни реального времени на это дело захотят явно не все – пожалуй, лишь самые преданные поклонники жанра или просто заядлые коллекционеры.
События «The President is Missing!» разворачиваются в июне 1996 г., то есть в недалёком относительно даты выхода игры будущем, которое применительно к нашему времени оказывается уже «альтернативной историей» (скажем, СССР здесь всё ещё существует, да и Германия по-прежнему разделена). Где-то в Лихтенштейне террористы похищают сразу аж одиннадцать глав государств, собравшихся на какое-то сверхсекретное совещание; среди пропавших значится и президент США, из-за которого и разгорается весь сыр-бор (ибо играем мы, конечно же, за соотечественника разработчиков). Протагонист принимает на себя роль независимого исследователя, которому по представлению госсекретаря поручают разобраться в этом деле, установить личности похитителей, а главное – разыскать и вызволить заложников. Очевидно, обратиться именно к нам – никому не известному частному лицу – было решено по той причине, что штатные профессионалы из состава руководства ЦРУ сами оказываются под подозрением: именно эта организация обеспечивала безопасность того самого совещания, а стало быть – либо её сотрудники проявили преступную халатность, либо же в их ряды затесался коварный враг...
Необычным в здешнем игровом процессе является то, что всё своё расследование мы будем проводить за терминалом с установленным на нём особым программным комплексом под названием Special Investigation System (сокращённо – S.I.S.). Работа с которым начинается уже прямо во время инсталляции игры: не преминьте внимательно ознакомиться со сведениями, приводимыми в разделе «технической информации» на соседней вкладке (ну или в руководстве пользователя). Иметь дело предстоит по большей части с текстами, хотя придётся тщательно изучить и небольшое количество фотодокументов, пусть и чёрно-белых. Из графических адаптеров поддерживаются CGA и EGA; в последнем случае всё выглядит более-менее неплохо.
Звуковое оформление представлено редкими гудками в исполнении PC Speaker’а, – чаще всего мы будем сталкиваться с сигналами, намекающими на поступление нового сообщения. Зато отсутствие здесь более вменяемых эффектов и какой бы то ни было музыки отчасти компенсируется наличием в комплекте первого издания игры аудиокассеты с различными записями общей продолжительностью чуть менее получаса. Среди таких звуковых материалов – интервью некоторых политических деятелей, самая первая улика с места преступления, полученный прессой перечень требований террористов, результат прослушивания телефонных разговоров кое-каких подозрительных личностей (включая сотрудника советского консульства) – и многое другое. Внушительная часть содержимого плёнки представлена и прямо в нашей программной системе в виде текстовых транскрипций, – однако без бытового магнитофона и без внимательного изучения всех тех звуков, которым на электронном носителе места не нашлось, для успешного прохождения игры в своё время обойтись было просто невозможно!
После входа в S.I.S. мы оказываемся наедине с главным меню, насчитывающим всего пять пунктов. Начать их описание стоит с самого конца – с тех разделов, к которым нам придётся обращаться наименее часто. Так, последняя команда, «LOGOFF», означает выход из игры, – дабы плоды наших трудов не пропали зря, следует предпочесть именно этот вариант возвращения в реальный мир простому выключению компьютера (или эмулятора): иначе говоря, сохранение тут исключительно автоматическое. Предпоследний раздел называется «S.I.S. OPERATIONS GUIDE» и представляет собой внутриигровую справку, дублирующую соответствующую информацию из печатного руководства. Список используемых клавиш, временами изменяющийся сообразно ситуации, приводится не здесь, а в самом низу экрана, присутствуя там постоянно. Управление реализовано исключительно посредством клавиатуры, причём клавиатуры скорее оригинального IBM PC или XT. К примеру, во время пребывания в главном меню нажатие «F7» или «F8» позволит сменить цвет соответственно фона или рамки, обрамляющей перечень разделов; «F10» подтверждает выбор того или иного действия (и в большинстве случаев дублируется «вводом»); ну а «F9» обычно служит для возврата на предыдущий экран.
Во второй строке снизу выводится подсказка о назначении выделенного в данный момент пункта меню; в самом же верху, сразу под наименованием текущего раздела, отображаются электронные часы и сегодняшняя дата. Напомним, что описываемые события происходят в июне 1996 г., – для пущего реализма S.I.S. версии 2.2 (из первого издания игры для IBM PC) ещё и изменяет наше системное время, так что при запуске на реальном оборудовании после расследования не забудьте при желании вернуться в настоящее вручную. Третья же позиция сверху отведена под мерцающую строку сообщений: чаще всего здесь можно видеть надпись «No Messages», однако при поступлении в наш адрес каких-либо срочных уведомлений или просто последних новостей следует на всякий случай поскорее вернуться на основной экран – и прочесть электронное письмо при помощи клавиши «F1».
Самый верхний из пунктов главного меню озаглавлен «COMMUNICATIONS». Поскольку сами мы безвылазно сидим на одном месте и работаем исключительно дистанционно, в качестве наших рук и глаз выступают восемь спецагентов, фигурирующих в списке под кодовыми именами («Bulldog», «Rainbow», «Blue Moon» и т. д.). Между собой они абсолютно ничем не различаются: все работают под прикрытием и не ограничены в своей деятельности никакими официальными рамками, так что каждый из них одинаково успешно справится с любой миссией, требующей за кем-то проследить или что-то исследовать в каком-нибудь отдалённом (или не очень) уголке земного шара. Достаточно лишь зайти в подраздел «AGENT», выбрать команду «TRANSMIT», указать свободного специалиста (те из них, которые в данный момент уже заняты выполнением нашего поручения, помечены в списке звёздочкой) – и прописать задание: последнее формулируется исключительно в форме «ФАМИЛИЯ, ИМЯ» или «НОМЕР_ДОМА УЛИЦА, ГОРОД/СТРАНА» (именно с прописных).
А вот когда/если нам потребуется кого-либо допросить или задержать, тут уже придётся прибегать к официальным каналам: второй наш «связной» – это госдепартамент («STATE DEPARTMENT»), как раз и обладающий всей нужной компетенцией (и получающий задания в точно такой же форме). В обоих случаях в меню помимо команды «TRANSMIT» присутствуют ещё и «RECEIVE» (для ознакомления с отчётом о проделанной работе: о появлении такового оповещает уведомление в новостной строке) и «REVIEW» (для просмотра донесений о всех уже выполненных ранее миссиях). Наконец, третьим пунктом меню «COMMUNICATIONS» значится «RECEIVE CAD MESSAGE»: здесь мы получаем ответы на запросы о помощи, отправляемые (совсем из другого места, о чём будет сказано ниже) в лабораторию ЦРУ.
Серьёзная проблема здешнего игрового процесса заключается в том, что выдаваемые им задания наши агенты – как официальные, так и не очень – выполняют в самом что ни на есть реальном времени. Руководство пользователя уверяет, что таковое зависит от сложности операции, от местонахождения оперативника и т. д., – увы, это не так: абсолютно любое поручение в разделах «AGENT» и «STATE DEPARTMENT» отнимает ровно час. В начале расследования, пока нам есть чем заняться и без этого, а миссии бесперебойно выдаются агентам одному за другим, данная особенность «The President is Missing!» не очень-то напрягает, – но вот ближе к концу, когда всё остальное уже давно проделано, ожидать возвращения людей с заданий становится несколько скучновато.
Скоротать время можно (и нужно) при помощи второго по счёту пункта меню – «DATA BASE». Именно здесь нашему вниманию предлагаются все доступные в системе материалы, сгруппированные в семь подразделов. Самые простые из них (и самые первые в числе кандидатов на ознакомление) – «DOCUMENT» (в единственном числе: это подробный и официальный рапорт о том самом похищении, имевшем место в Лихтенштейне) и «AUDIO» (транскрипция большей части содержимого аудиокассеты). «PHOTOGRAPHIC» содержит в себе восемь оцифрованных фотографий, способных пролить некоторый свет на случившийся инцидент; чёрно-белые снимки дозволяется рассматривать в увеличении, обращая внимание на нарочито выделенные детали, а также и выводить на экран короткие комментарии на тему изображённого.
В подразделе «RECORDS» скрывается ещё десяток документов – уже чисто текстовых, но зато весьма разнообразных и полезных (от перечня кое-какого оружия, находящегося в международном розыске, до списка основных террористических группировок мирового масштаба). Однако наиболее насыщенным оказывается собрание под заголовком «DOSIERS», в котором скрываются тридцать восемь «личных дел» основных фигурантов нашего расследования – с фотопортретами, перечислением особых примет, краткими биографиями и т. д. Здесь можно встретить и представителей руководства США и ЦРУ, и знаменитых международных террористов, и крупных коммерсантов, – причём дозволяется как просматривать весь список целиком, так и организовывать поиск по имени или фамилии, а то и отображать лишь одних обладателей, скажем, голубых глаз или каштановых шевелюр.
Следующий по счёту обитатель здешней «базы данных» – особый пункт «TOP SECRET – LIMITED ACCESS». Как нетрудно догадаться, это наиболее секретные документы, к которым у нас по умолчанию нет доступа! Для их просмотра требуется вводить кодовые символы, – заполучить таковые можно будет уже ближе к условному концу нашего расследования. Ну а то, почему такое завершение дела является именно что «условным», явствует из содержания последнего из подразделов «DATA BASE»: «PROSECUTORIAL SUMMARY». Здесь можно лишний раз ознакомиться с целью всей игры, изложенной в виде списка из аж двенадцати пунктов и дополняющей листок под названием «Epilogue» из комплектной документации. Дело в том, что никакого экрана «Game Over» и финальных фанфар в «The President is Missing!» не предусмотрено: путём анализа улик и обработки полученной информации мы должны составить себе картину всего произошедшего – в своей собственной голове! Ну а заодно и на бумаге: письменный отчёт о проделанной работе следовало отправлять прямо по обычной почте прокурору (читай: в офис Cosmi Corporation)...
Однако от счастливого (или не очень) финала нас отделяет ещё один раздел главного меню. Вопреки уверениям руководства пользователя, он называется «CRYPTOGRAPHICS» – и полностью посвящён расшифровке различных кодовых сообщений. В ходе расследования в наши руки может попасть около десятка таковых – самого разного объёма и характера. Большинство из них дозволяется набирать вручную прямо здесь (разумеется, предварительно выписав их из отчёта агента или госдепартамента), – после чего к нашим услугам оказываются несколько инструментов по их обработке. Если после ввода текста нажать клавишу «F10», появится мини-меню из двух пунктов. «CAD» позволит отправить всю шифровку специалистам из ЦРУ, – вот только люди это пусть и умелые, но очень занятые: ответа от них получится дождаться лишь через четыре (!) часа реального времени...
Если же предпочесть вариант «ONLINE», то можно будет попытаться обойтись своими собственными силами – и помощью встроенных в наш программный комплекс утилит. Так, в подразделе «TRANSPOSITIONS» представлены аж семь вариантов автоматической конвертации текста: отобразить буквы каждого слова в обратном порядке; удалить каждый N-й символ (потребуется указать, какой именно); повернуть всю строку задом наперёд – и т. д. А под вывеской «ENIGMA MACHINE» скрывается простой и удобный способ расшифровки «кода Цезаря»: достаточно ввести одну букву взамен другой – и все соответствующие случаи в тексте последуют её примеру. Третий же инструмент – особенный: это «MORSE CODE». Применяется он не с сообщениями из донесений агентов, а с той самой комплектной аудиокассетой – точнее, с наиболее примечательной её частью, оставшейся неотражённой во внутриигровой базе данных. В качестве телеграфного ключа здесь используется правый «Shift», а нажатие «пробела» символизирует паузы между словами: задача оказывается далеко не простой (с учётом того, что качество записи перехваченного радиосообщения, мягко говоря, далеко от идеального) – и едва ли не уникальной для всей отрасли компьютерных игр (разве что в «Murder on the Atlantic» имелась такая же загадка – впрочем, без подобного удобного встроенного инструмента для её решения).
На первый взгляд может даже показаться, что «The President is Missing!» представляет собой уникальный шедевр, в котором мы действительно выступаем в роли настоящего детектива – не следуя линейным образом по сюжету сообразно присущей разработчикам логике, а на самом деле добывая и анализируя информацию из донесений агентов, доступных фотоснимков и даже звуковых сигналов с аудиокассеты. Увы, в действительности всё оказывается куда менее радужным, а реализация однозначно уступает задумке. Наши оперативники умеют искать только тех людей и те сущности, которые предусмотрены сценарием. С одной стороны, не все имена и явки, способные встретиться нам на тех же фотографиях или просто в ходе расследования, оказываются рабочими зацепками, даже со всей очевидностью вроде бы будучи таковыми; с другой – при наличии определённого количества свободного времени можно просто-напросто перебрать одно за другим имена всех тридцати восьми фигурантов раздела «досье» даже до того, как таковые всплывут в донесениях и показаниях свидетелей.
Правда, таким нехитрым образом можно лишь более-менее разобраться в деле и вскрыть истинную (и несколько неожиданную) подоплёку всего происходящего, – спасти хотя бы кого-то из заложников без расшифровки аудиокассеты (а то и без профессиональной обработки звукозаписи фильтром шумоподавления!) и без обращения к внешним источникам (например, к карте Ближнего Востока) вряд ли получится. Хотя это как раз можно отнести и на счёт достоинств игры, – а вот что однозначно раздражает (помимо уже упоминавшегося долгого времени ожидания результатов работы агентов, особенно ближе к концу игры), так это те самые новостные сообщения. Содержательных и уникальных среди них – раз, два и обчёлся: чаще всего мы будем получать бессмысленные «меморандумы» (на тему какой-нибудь очередной корпоративной вечеринки) и бесполезные «подсказки» (уровня «для выхода не забудьте использовать LOGOFF»), которые... поступают каждые две-три минуты реального времени, а спустя час-другой начинают безбожно повторяться! Иначе как «багом» такое поведение программы назвать сложно.
Наконец, условным недостатком оказывается и отсутствие вменяемого финала. В играх серии «Meurtres», отличающихся похожим «открытым» игровым процессом в стиле «дополненной реальности», присутствуют по крайней мере отдельные «тесты», позволяющие хоть как-то оценить свои успехи в расследовании. В «The President is Missing!» не только такого нет и в помине, но не получится даже и отыскать во Всемирной сети какие бы то ни было сведения об «официальном» решении местных загадок. Несмотря на то что Cosmi Corporation по-прежнему существует и по состоянию на 2023 г., уже вскоре после выхода игры те самые «письма прокурору», в ответ на которые успешные исследователи должны были, по идее, получить если и не призы, то хотя бы оценку их деятельности, возвращались их отправителям как недоставленные, – да и сам автор признавался, что уже мало что помнит об этой игре.
Зато стоит отметить, что Пол Норман всегда подчёркивал предельную реалистичность изображённых в его проекте событий, – изменены до неузнаваемости были лишь имена персонажей. Кстати, добавим, что «гроздьев клюквы», нередко развесисто цветущих в американских играх на тему политики, опасаться не стоит: «плохих русских» здесь не будет. Схватиться за голову возможность представится разве что от тех самых имён: к примеру, единственного агента КГБ, с которым нас сведёт судьба, зовут «Красни Медвед» (да, это именно имя и фамилия, а не просто подпольная кличка), – ну а Генсеком СССР по состоянию на 1996 год тоже оказывается некий представитель, видимо, этноса апачей или команчей – по прозванию «Устали Старизмея»... Ну, зато хотя бы первую леди США зовут Ниной.
И всё же «The President is Missing!» заслуженно получает балл, близкий к наивысшему: это и правда крайне самобытная и интересная приключенческая игра в редком жанре симулятора детектива, с неплохим сюжетом и с обилием материалов для исследования и изучения. Вот только тратить часы и дни реального времени на это дело захотят явно не все – пожалуй, лишь самые преданные поклонники жанра или просто заядлые коллекционеры.
- Особенность геймплея:
Парсерный ввод - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Шпионы
Детектив
Альтернативная история
Политика - Элемент жанра:
В реальном времени - Язык:
English