Egypt III: The Fate of Ramses

The Egyptian Prophecy
Egypte III: Le Destin de Ramsès
Египет III: Проклятие Рамсеса
Egypt III: The Fate of Ramses
Жанр: Quest
Разработчик: Kheops Studio
Издатель: Adventure Company, The
Год выхода: 2004
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 2
  • 1
  • 14
Третий и последний (по состоянию на 2023 г.) выпуск французского историко-приключенческого сериала в древнеегипетском антураже, никак не связанный с предыдущими частями и созданный совсем другими авторами.

Порядковый номер в заголовке всё же напоминает нам о славных традициях игростроения прекрасной Франции – и о нелёгком деле поддержания таковых. После банкротства Cryo Interactive, случившегося в 2002 году, все её активы были выкуплены канадской DreamCatcher Interactive (по иронии судьбы ранее находившейся под управлением самой Cryo – своего постоянного партнёра, контролировавшего бòльшую часть акций). К сожалению, новое руководство решило уволить всех разработчиков и сосредоточиться исключительно на издательской стороне вопроса: европейское подразделение получило вывеску DreamCatcher Europe, а игры приключенческого жанра (увы, переживавшего в те годы уже не самое звёздное своё время) стали выходить от имени торговой марки «The Adventure Company».

Бывшие сотрудники Cryo Interactive основали на руинах материнского предприятия сразу несколько мелких компаний; Kheops Studio суждено было оказаться наиболее известной и успешной из них: продержалась она в итоге почти десять лет (прямо как и Cryo). Как можно видеть, уже само название нового коллектива отсылало именно к «египетской» серии, – правда, фамилии его руководителей, Бенуа Хозжана и Стефана Пети, мало что могли сказать поклонникам «французского подхода» к приключенческому жанру: оба они хоть и успели в своё время потрудиться над «Egypte II», но выступали тогда всего лишь рядовыми программистами, а в разработке третьей части, которую вскоре заказала им DreamCatcher, непосредственного участия почти что не принимали. Так что очередной выпуск серии создавался людьми, с предыдущими адвенчурами никак не связанными: руководитель проекта Валентина Дельтомб отметилась в той же роли лишь в довольно спорной «Le Secret du Nautilus», а имя Лоры Нолле, отвечавшей за сценарий, дизайн и диалоги, и вовсе нигде более в истории индустрии не фигурирует.

И тем не менее «Egypte III: Le Destin de Ramsès» оказывается едва ли не лучшим представителем всей трилогии: технические возможности компьютеров начала XXI века значительно превосходили те, что были доступны художникам и программистам Cryo десятилетием ранее, а выступивший консультантом опытный архитектор и археолог Жан-Клод Гольвен из Национального центра научных исследований основательно помог прочим авторам с проработкой исторической и изобразительной составляющих проекта. При этом он не был собственно египтологом, а потому его советы нисколько не ограничивали полёт фантазии дизайнеров. В результате третий выпуск серии отличается от предшественников несоблюдением правила строгого следования реализму – и напоминает скорее французские же приключения «фантазийного» цикла. Например, «Атлантиду II» или «Атлантиду III», а то и «Одиссею»: в предлагаемой игре реальный мир очень тесно переплетён с потусторонним, как то, вероятно, имело место и в обыденном сознании самих древних египтян, – так что нам придётся как общаться лицом к лицу с божествами, так и овладевать целым арсеналом магических заклинаний!

Впрочем, историческая подоплёка всего происходящего более-менее реалистична и достоверна. События «Egypte III» разворачиваются где-то в районе 1240 г. до н. э. – примерно посередине между датировками первой и второй игр, чьи сюжеты по традиции Cryo никак не связаны ни между собой, ни с фабулой третьей части, отстоящей от них примерно на сотню лет в ту или иную сторону. На дворе у нас эпоха царствования едва ли не самого знаменитого фараона Древнего Египта – Рамсеса II. Который достиг уже весьма солидного по тому времени возраста в шестьдесят лет – и, ожидая скорой смерти, обратился к Амону-Ра с просьбой продлить его дни. Бог солнца предрёк правителю ещё двадцать лет жизни, но – при одном условии: до начала сезона засухи тот должен воздвигнуть высочайший обелиск, равного которому не было ещё на Земле. Работы по возведению монолита таки начались, однако на строительстве вскоре стали происходить странные и загадочные события, расследовать которые фараон и поручает нашей героине.

Да-да: как и во второй игре серии, нам предстоит играть за молодую женщину. И руководитель проекта «Egypte III», и сценарист, обе будучи дамами, пребывали в уверенности, что прекрасный пол составляет по меньшей мере половину всех поклонников адвенчур, а потому приключение следует делать как можно более дружественным по отношению именно к ним. Впрочем, если говорить по правде, то и для всех остальных оно от этого нисколько не становится менее интересным. Протагонистку нашу зовут не самым египетским именем Майя: она дочь верховного жреца и хеттеянки, известная самому фараону как искусная волшебница и прорицательница. Отправившись на строительство храма в новой столице Пи-Рамсесе, где и начинается игра, героиня вскоре обнаруживает, что единственный мастер, способный возвести нужный обелиск, пал жертвой загадочной болезни, более напоминающей собой магическое проклятие, – да и сама задача, поставленная Рамсесу Амоном-Ра, имеет целью не просто достижение одним отдельно взятым фараоном рекордного долголетия, но и благоденствие всего Египта.

Между прочим, гигантский этот монумент – отчасти реальный: он был обнаружен современными археологами в каменоломнях Асуана, где его в своё время были вынуждены бросить незавершённым из-за появившихся трещин. Да и образ архитектора, призванного его возвести, основан на историческом прототипе: его зовут Пасер – и это один из наиболее известных политических деятелей эпохи Рамсеса II, успевший до получения статуса главного архитектора побывать в ранге правителя Юга (чати или визиря). Правда, реальный Пасер скончался, будучи верховным жрецом Амона, лет за десять-двадцать до изображаемых в игре событий, – да и по возрасту он был явно старше самого фараона, успев послужить ещё его отцу, а то и деду (и, между прочим, построить гробницу Сети I – ту самую, с посещения которой начинается самая первая игра серии). А ведь на вид он кажется здесь совсем ещё молодым человеком! Возможно, на самом деле мы встречаемся с внуком или племянником знаменитого визиря, – или же авторы игры нарочно позволили себе некоторую вольность, вдохновляясь, к примеру, романами французского писателя-египтолога Кристиана Жака (Пасер был главным персонажем его трилогии «Судья Египта», выходившей в том числе и на русском языке). Ну, зато более исторически достоверной личностью выглядит другой персонаж тех событий, в которых нам предстоит принять непосредственное участие, – это Хамуасет (известный также как Хаэмуас), один из сыновей Рамсеса и верховный жрец бога Птаха. С его помощью мы будем спасать и Пасера, и весь Египет, путешествуя по Нилу из Пи-Рамсеса в Асуан, в Мемфис, а то и намного дальше – в потусторонние миры богов и даже в саму Книгу Мёртвых.

Технически игра реализована на хорошо знакомом всем любителям французских исторических приключений движке от Cryo Interactive, в различных инкарнациях именовавшемся то Omni3D, то Cryogen. Иными словами, нас ждут перспектива «из глаз» со свободным обзором на все 360 градусов и управление при помощи мыши; анимированных перемещений между дискретными локациями (которых автор этого описания насчитал аж 234) здесь нет, однако обычный игровой процесс нередко разбавляется вставками-роликами с видом уже от третьего лица, – так что свою Майю мы будем лицезреть на экране достаточно часто. Несмотря на единственное доступное не самое впечатляющее по меркам 2004 года разрешение 800×600, выглядит всё очень даже живописно, как в техническом, так и в художественном или историко-культурном отношении. Что касается звукового оформления, то музыка за авторством Оливье Лувеля и Бенуа де Месмея, знакомых любителям адвенчур по «Jerusalem» (а любителям джаза – вероятно, не только по ней), пусть и куда менее походит на аутентичные арабско-коптские мелодии, нежели сопровождение «Egypte» и «Egypte II», всё же оставляет по себе самые приятные впечатления.

Первым делом после запуска следует – как и во многих играх от Cryo и практически во всех от Kheops – выбрать один из пяти доступных «профилей». Главное меню позволяет начать новую игру (а в дальнейшем – сохранить, продолжить или загрузить своё прохождение), выйти в систему или посмотреть список разработчиков, заглянуть в «Дневник», куда Майя заносит для памяти краткие сведения об этапах своего большого пути, отрегулировать настройки (среди которых – скорость вращения камеры, отображение субтитров и громкость звука), а также обратиться к традиционной для поджанра «Энциклопедии». Содержание последней чуть более тесно связано именно с сюжетными перипетиями «Проклятия Рамсеса», нежели аналогичные элементы в прочих адвенчурах французской школы с соответствующими им игровыми реалиями. Поэтому названия местных тематических разделов отчасти условны, – однако, скажем, именно заглянув в «Обет Рамсеса Амону-Ра», можно узнать много нового и интересного о ниломере или о египетских обрядах и головоломках, – а практические сведения из области «Магии» наверняка будут полезны и познавательны как любителям этнографии, так и всем пользователям, столкнувшимся с какими-либо затруднениями по части применения заклинаний в деле спасения Египта.

В самой игре «умный курсор» при наведении на ту или иную точку интереса принимает различные интуитивно ясные формы: «идти», «взять», «использовать» и «говорить», а также «увеличить» (для более подробного изучения особо примечательных фрагментов реальности) и «уменьшить» (для возврата на основную панорамную локацию). Любые диалоги и видеоролики дозволяется пропускать нажатием «пробела» или правой кнопки мыши, – в обычных же ситуациях последняя вызывает появление (а затем и исчезновение) в нижней части экрана инвентаря, а точнее – панели действий. Ибо собственно содержимое нашего вещмешка занимает лишь одну, левую часть этого пространства, – аналогичное место справа отведено под находящийся в распоряжении игрока арсенал магических заклинаний. Всего таковых восемь, но появляются они далеко не сразу, а по ходу развития событий: изначально у нас под рукой одно лишь ясновидение, но к концу всей истории Майя сможет, кроме прочего, вызвать волшебный дождь и провести обряд очищения или сеанс гипноза.

Прямо по центру упомянутой панели – между двумя декоративными фигурками змей – расположены четыре дополнительных управляющих элемента интерфейса. Значок лупы слева можно активировать и навести на тот или иной предмет из содержимого как инвентаря, так и «книги заклинаний», чтобы получить о нём более подробные сведения. Нижняя кнопка с символом «Х» возвращает в главное меню, тогда как свиток слева и фолиант сверху позволяют обратиться к соответственно встроенной энциклопедии и дневнику, не покидая игры. Собственно же процесс прохождения «Egypte III» включает в себя как традиционные для всего жанра сбор и применение предметов (а в данном случае – ещё и заклинаний) и диалоги с персонажами, так и некоторые отдельно стоящие головоломки и даже мини-игры, вошедшие в моду уже в XXI веке. Так, нам придётся складывать картинку из перепутанных фрагментов и смешивать чудодейственные снадобья, вскрывать хитроумный замок и блуждать по магическому лабиринту, толковать сны и разгадывать более традиционные логические загадки... В конце нас ждёт даже некоторое сочетание оригинальной настольной игры с аркадной «Змейкой», – вероятно, подобный ассортимент забав выглядит куда менее аутентично и познавательно, нежели партия в сенет из «Egypte 1156 av. J.-C.: L’énigme de la tombe royale», однако всё же оказывается вполне интересным и разнообразным в плане развлечения.

В итоге «Egypte III: Le Destin de Ramsès» можно смело порекомендовать всем любителям что древнеегипетской тематики, что французских адвенчур, что point-and-click жанра в целом. Тем более что к услугам современных пользователей имеются как официальная русская версия в традиционно качественном и полном переводе от Nival Interactive, так и вышедшее в 2005 году «коллекционное» издание игры на DVD. Особенностями последнего оказываются наличие сразу пяти языков на выбор (русский в их число как раз не входит) и дополнительный раздел главного меню, позволяющий познакомиться с несколькими альбомами иллюстраций, наборами видеороликов и музыкальных тем, а также с почти получасовым фильмом о создании игры. В комплекте поставлялся ещё и отдельный диск DVD Video, однако его содержимое всего лишь зачем-то дублировало все перечисленные уже бонусы. Конечно, это далеко не так впечатляет, как, скажем, текстуры высокого разрешения, скрывавшиеся в недрах DVD-версий «Атлантиды III» или «Версаль II», – однако, по правде говоря, «Egypte III» и без того выглядит вполне себе привлекательно. Наши рекомендации!
Автор обзора: Uka
Egypt 1156 B.C.: Tomb of the Pharaoh, Egypt II: The Heliopolis Prophecy
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.