В 1970-е и 1980-е годы мало кто из людей, живущих в более-менее развитых странах, поверил бы, что к началу XXI века – а тем более к концу первой его четверти – человечество так и не продвинется в «космической гонке» далее высадки на Луну и запуска различного рода автоматических аппаратов и телескопов. В то время многим казалось, что если не межзвёздные и межгалактические путешествия, то полёты на другие планеты уж точно не за горами. Наиболее реальной выглядела (а отчасти и выглядит до сих пор) экспедиция на Марс – к самому близкому и самому изученному из наших соседей по Солнечной системе.
Американская компания Compu-Teach известна не самыми лучшими играми образовательного жанра для дошкольного и младшего школьного возраста, – однако «Destination: Mars!», представляющая собой симулятор такой пилотируемой миссии на Красную планету, определённо является её наиболее примечательным изданием, ориентированным при этом уже на подростков 11–17 лет. Которым предлагалось перенестись на несколько лет в будущее (для нас выступающее уже «альтернативной историей»): на дворе 1997 год и мы в роли подающего надежды выпускника колледжа, мечтающего о карьере пилота межпланетного корабля, устраиваемся на работу в одну из частных компаний, которым правительства всего мира передали эстафету в деле финансирования и организации освоения космоса.
Правда, до полёта на Марс ещё далеко: готовьтесь провести за учебными и исследовательскими миссиями лет так двадцать игрового времени (и как минимум часа два – реального). В этом плане творение Compu-Teach несколько напоминает такой же образовательный симулятор от Entrex Software – «Adventures in Astronomy», вышедший практически одновременно. Но если эта вещь от канадских авторов отличалась на удивление устаревшим как для 1991 года внешним видом, то «Destination: Mars!» выглядит более чем приемлемо: яркая и чёткая рисованная VGA-графика не может похвастаться особыми изысками, но глаз скорее радует. Из устройств воспроизведения звука поддерживаются и AdLib с Sound Blaster; обширного музыкального оформления ждать не стоит, однако звуковые эффекты тут вполне приличные, – имеется даже и немного оцифрованной речи (например, обратный отсчёт секунд до старта ракеты), которая ещё и умеет выводиться прямо на PC Speaker (благодаря прогрессивной технологии RealSound).
Первым делом необходимо ввести свои имя и фамилию, которые в дальнейшем послужат способом восстановить прогресс игрока при повторном запуске, а в конце (если всё пройдёт по плану) удостоятся и занесения в «Зал славы» ЦУП. В 1997 году мы начинаем свою службу в компании под названием NSA с «простого» полёта на орбиту – для выполнения кое-каких экспериментов, вывода спутника или космического телескопа и др. Каждая такая миссия состоит из нескольких этапов, весьма между собой отличающихся. Прежде всего – это запуск шаттла, который включает в себя полтора-два десятка процедур: управление двигателем, отделение той или иной ступени ракеты и т. п. Нюанс заключается в том, что большая часть таких операций осуществляется автоматически, но некоторое их количество (примерно от одной до четырёх включительно) всякий раз в случайном порядке необходимо выполнять вручную!
Такие действия сводятся к вводу четырёхзначного кода соответствующей процедуры, который необходимо выискивать в приложенных к игре «карточках задач»: держите данный документ под рукой, ибо на эти дела нам отводится лишь по десять секунд! Какая-либо ошибка пользователя, на первый взгляд, строго не наказывается: автоматика развита весьма хорошо, да и ЦУП в любом случае не позволит команде шаттла выполнить неверный приказ непутёвого командира (в нашем лице). Однако будьте готовы к снижению итогового рейтинга за каждое неправильное решение!
Помимо стандартных процедур запуска и тому подобных операций, всегда протекающих одинаково и в том же самом порядке, в любой момент – что при взлёте, что при посадке, что во время пребывания в космосе – может возникнуть внештатная ситуация, требующая немедленного реагирования. Описание проблемы появится у нас на экране, будучи снабжено тремя дополнительными кнопками: «Earth» и «Crew» (для запроса дополнительной информации), а также «Database» (для столь же опционального обращения за подробностями к небольшому справочному материалу соответствующей тематики). Заклинило ту или иную дверь, вышла из строя система автоматического управления полётом, член экипажа пожаловался на острую боль в животе – и т. д. и т. п. Всякий раз нам предоставляется выбор из трёх вариантов дальнейшего поведения, только один из которых оказывается оптимальным (так что его предпочтение опять-таки влияет на общий рейтинг успешности нашей деятельности в качестве командира экспедиции).
Во время пребывания в космосе нам предстоит выполнить для своей компании ещё и несколько научных экспериментов. Реализованы таковые в виде... мини-викторин по самым разным областям знания. Среди последних встречаются не только астрономия с физикой, но также и химия, микробиология, геометрия, даже геология с метеорологией, вулканологией и гляциологией! Скажем, необходимо определить тип наблюдаемой галактики (спиралевидная, эллиптическая или иррегулярная?), угадать природу наблюдаемого в атмосфере Земли природного явления (циклон, ураган или тайфун?), подсчитать гипотенузу треугольника, основываясь на знании длины его катетов, или вычислить нужное сопротивление (в омах) подлежащего замене резистора в какой-нибудь космической аппаратуре. Похвально и примечательно, что комплектное руководство к игре насчитывает страниц так сорок с кратким изложением школьных курсов сразу нескольких научных дисциплин, призванных стать немалым подспорьем в жизни космического экспериментатора!
Впрочем, ловкость рук космическому пилоту требуется ничуть не в меньшей мере, нежели острота ума и обилие знаний: будьте готовы и к некоторым аркадным упражнениям. Многие миссии включают в себя дистанционное управление различного рода механизмами, – правда, с этим вряд ли возникнут какие-либо сложности: всякий раз на экране будут появляться подробные инструкции, сводящиеся к необходимости нажимать в нужные моменты те или иные клавиши. А вот выход в открытый космос (скажем, для совершения каких-либо ремонтных работ) оказывается уже более сложной задачей: здесь требуется и управлять фигуркой человечка в скафандре при помощи стрелок (к примеру, отыскивая подходящее место для установки той балки, которую он держит в руках), и следить за демонстрирующимися на экране показателями оставшихся запасов топлива и кислорода.
Разобравшись со всеми заданиями, приступаем к процедуре посадки, – таковая практически аналогична запуску (иными словами, готовьте карточку с кодами). Если всё прошло сравнительно неплохо, т. е. если мы выполнили не менее 60% своих задач, приземление состоится успешно – и нас поздравят с удачным завершением миссии, а то и с присвоением нового звания («специалист» со временем становится «пилотом», затем «капитаном», а в завершение – «коммандером»). После этого нам продемонстрируют текущий рейтинг деятельности тех самых частных компаний: в 1997 году их всего пять, но конкуренция в этой сфере деятельности ужасная, так что остаться в итоге должен только кто-то один! Иными словами, продолжение игры зависит от попадания нашей собственной организации (напомним – NSA) на первое или хотя бы на второе место, что как раз и определяется уровнем успешности всех наших миссий, операций и экспериментов – и правильным подходом к решению нештатных ситуаций.
После пары-тройки эффективных орбитальных миссий мы переносимся в 2004, а затем и в 2008 год, где нам доверяют уже работу на космической станции. К набору процедур запуска и посадки шаттла благодаря такому повороту событий прибавляется ещё один их аналог (приближение к этой самой станции), а к аркадным мини-играм – собственно стыковка: необходимо при помощи стрелок клавиатуры передвинуть на экране прибора перекрестие двух линий в центр постоянно перемещающихся туда и сюда концентрических окружностей.
Счастливчик, продержавшийся на службе до 2010 года, наконец-то удостаивается чести стать первым человеком, ступившим на поверхность иной планеты Солнечной системы! Вместо наборов процедур запуска и приземления нас ждёт пара-тройка их аналогов по части полёта к Марсу: корабль стартует уже с орбиты, где мы пересаживаемся на него с нашего шаттла. После долгих месяцев путешествия (во время которого наверняка случится не одна нештатная ситуация) нас ждёт – помимо привычной уже стыковки – ещё и крохотная мини-игра в выбор точки посадки (тут всё просто: главное – указать более-менее ровную поверхность). Когда наступит тот самый исторический момент, игроку предоставят возможность набрать вручную текст первой марсианской фразы – приветствия землянам!
Ну а затем снова наступят рабочие будни: нештатные ситуации, научные эксперименты, управление базой (в виде такой же коллекции трёх вариантов доступных действий на выбор) и тому подобное. А наряду с «карточками задач» у нас под рукой должен будет находиться ещё и комплектный «Атлас Марса»: временами потребуется вручную набирать координаты той или иной достопримечательности, дабы отправиться туда на вездеходе. После первого возвращения домой и пары повторных миссий на Красную планету нас назначают руководителем марсианской колонии, где к тому времени уже вовсю налажена добыча редких и ценных ископаемых. Мы оказываемся один на один с конкурирующей компанией – и в итоге решаем покончить со всем этим соперничеством раз и навсегда посредством... состязания в подобие «Морского боя»! И мы, и наши соседи, невидимо друг для друга, наносим на карту размером 8 на 8 разрабатываемые месторождения молибдена (пять клеток), циркония (три клетки) и т. д., – после чего по очереди пытаемся угадать точки расположения ресурсов противника. Победитель получает всё!
В общем, несмотря на не самую высокую продолжительность и некоторую монотонность первых этапов игры, «Destination: Mars!» заслуженно удостаивается оценки, близкой к максимальной, и может быть смело рекомендована всем будущим космонавтам и любителям образовательных симуляторов, мечтающим о полёте на Красную планету.
Американская компания Compu-Teach известна не самыми лучшими играми образовательного жанра для дошкольного и младшего школьного возраста, – однако «Destination: Mars!», представляющая собой симулятор такой пилотируемой миссии на Красную планету, определённо является её наиболее примечательным изданием, ориентированным при этом уже на подростков 11–17 лет. Которым предлагалось перенестись на несколько лет в будущее (для нас выступающее уже «альтернативной историей»): на дворе 1997 год и мы в роли подающего надежды выпускника колледжа, мечтающего о карьере пилота межпланетного корабля, устраиваемся на работу в одну из частных компаний, которым правительства всего мира передали эстафету в деле финансирования и организации освоения космоса.
Правда, до полёта на Марс ещё далеко: готовьтесь провести за учебными и исследовательскими миссиями лет так двадцать игрового времени (и как минимум часа два – реального). В этом плане творение Compu-Teach несколько напоминает такой же образовательный симулятор от Entrex Software – «Adventures in Astronomy», вышедший практически одновременно. Но если эта вещь от канадских авторов отличалась на удивление устаревшим как для 1991 года внешним видом, то «Destination: Mars!» выглядит более чем приемлемо: яркая и чёткая рисованная VGA-графика не может похвастаться особыми изысками, но глаз скорее радует. Из устройств воспроизведения звука поддерживаются и AdLib с Sound Blaster; обширного музыкального оформления ждать не стоит, однако звуковые эффекты тут вполне приличные, – имеется даже и немного оцифрованной речи (например, обратный отсчёт секунд до старта ракеты), которая ещё и умеет выводиться прямо на PC Speaker (благодаря прогрессивной технологии RealSound).
Первым делом необходимо ввести свои имя и фамилию, которые в дальнейшем послужат способом восстановить прогресс игрока при повторном запуске, а в конце (если всё пройдёт по плану) удостоятся и занесения в «Зал славы» ЦУП. В 1997 году мы начинаем свою службу в компании под названием NSA с «простого» полёта на орбиту – для выполнения кое-каких экспериментов, вывода спутника или космического телескопа и др. Каждая такая миссия состоит из нескольких этапов, весьма между собой отличающихся. Прежде всего – это запуск шаттла, который включает в себя полтора-два десятка процедур: управление двигателем, отделение той или иной ступени ракеты и т. п. Нюанс заключается в том, что большая часть таких операций осуществляется автоматически, но некоторое их количество (примерно от одной до четырёх включительно) всякий раз в случайном порядке необходимо выполнять вручную!
Такие действия сводятся к вводу четырёхзначного кода соответствующей процедуры, который необходимо выискивать в приложенных к игре «карточках задач»: держите данный документ под рукой, ибо на эти дела нам отводится лишь по десять секунд! Какая-либо ошибка пользователя, на первый взгляд, строго не наказывается: автоматика развита весьма хорошо, да и ЦУП в любом случае не позволит команде шаттла выполнить неверный приказ непутёвого командира (в нашем лице). Однако будьте готовы к снижению итогового рейтинга за каждое неправильное решение!
Помимо стандартных процедур запуска и тому подобных операций, всегда протекающих одинаково и в том же самом порядке, в любой момент – что при взлёте, что при посадке, что во время пребывания в космосе – может возникнуть внештатная ситуация, требующая немедленного реагирования. Описание проблемы появится у нас на экране, будучи снабжено тремя дополнительными кнопками: «Earth» и «Crew» (для запроса дополнительной информации), а также «Database» (для столь же опционального обращения за подробностями к небольшому справочному материалу соответствующей тематики). Заклинило ту или иную дверь, вышла из строя система автоматического управления полётом, член экипажа пожаловался на острую боль в животе – и т. д. и т. п. Всякий раз нам предоставляется выбор из трёх вариантов дальнейшего поведения, только один из которых оказывается оптимальным (так что его предпочтение опять-таки влияет на общий рейтинг успешности нашей деятельности в качестве командира экспедиции).
Во время пребывания в космосе нам предстоит выполнить для своей компании ещё и несколько научных экспериментов. Реализованы таковые в виде... мини-викторин по самым разным областям знания. Среди последних встречаются не только астрономия с физикой, но также и химия, микробиология, геометрия, даже геология с метеорологией, вулканологией и гляциологией! Скажем, необходимо определить тип наблюдаемой галактики (спиралевидная, эллиптическая или иррегулярная?), угадать природу наблюдаемого в атмосфере Земли природного явления (циклон, ураган или тайфун?), подсчитать гипотенузу треугольника, основываясь на знании длины его катетов, или вычислить нужное сопротивление (в омах) подлежащего замене резистора в какой-нибудь космической аппаратуре. Похвально и примечательно, что комплектное руководство к игре насчитывает страниц так сорок с кратким изложением школьных курсов сразу нескольких научных дисциплин, призванных стать немалым подспорьем в жизни космического экспериментатора!
Впрочем, ловкость рук космическому пилоту требуется ничуть не в меньшей мере, нежели острота ума и обилие знаний: будьте готовы и к некоторым аркадным упражнениям. Многие миссии включают в себя дистанционное управление различного рода механизмами, – правда, с этим вряд ли возникнут какие-либо сложности: всякий раз на экране будут появляться подробные инструкции, сводящиеся к необходимости нажимать в нужные моменты те или иные клавиши. А вот выход в открытый космос (скажем, для совершения каких-либо ремонтных работ) оказывается уже более сложной задачей: здесь требуется и управлять фигуркой человечка в скафандре при помощи стрелок (к примеру, отыскивая подходящее место для установки той балки, которую он держит в руках), и следить за демонстрирующимися на экране показателями оставшихся запасов топлива и кислорода.
Разобравшись со всеми заданиями, приступаем к процедуре посадки, – таковая практически аналогична запуску (иными словами, готовьте карточку с кодами). Если всё прошло сравнительно неплохо, т. е. если мы выполнили не менее 60% своих задач, приземление состоится успешно – и нас поздравят с удачным завершением миссии, а то и с присвоением нового звания («специалист» со временем становится «пилотом», затем «капитаном», а в завершение – «коммандером»). После этого нам продемонстрируют текущий рейтинг деятельности тех самых частных компаний: в 1997 году их всего пять, но конкуренция в этой сфере деятельности ужасная, так что остаться в итоге должен только кто-то один! Иными словами, продолжение игры зависит от попадания нашей собственной организации (напомним – NSA) на первое или хотя бы на второе место, что как раз и определяется уровнем успешности всех наших миссий, операций и экспериментов – и правильным подходом к решению нештатных ситуаций.
После пары-тройки эффективных орбитальных миссий мы переносимся в 2004, а затем и в 2008 год, где нам доверяют уже работу на космической станции. К набору процедур запуска и посадки шаттла благодаря такому повороту событий прибавляется ещё один их аналог (приближение к этой самой станции), а к аркадным мини-играм – собственно стыковка: необходимо при помощи стрелок клавиатуры передвинуть на экране прибора перекрестие двух линий в центр постоянно перемещающихся туда и сюда концентрических окружностей.
Счастливчик, продержавшийся на службе до 2010 года, наконец-то удостаивается чести стать первым человеком, ступившим на поверхность иной планеты Солнечной системы! Вместо наборов процедур запуска и приземления нас ждёт пара-тройка их аналогов по части полёта к Марсу: корабль стартует уже с орбиты, где мы пересаживаемся на него с нашего шаттла. После долгих месяцев путешествия (во время которого наверняка случится не одна нештатная ситуация) нас ждёт – помимо привычной уже стыковки – ещё и крохотная мини-игра в выбор точки посадки (тут всё просто: главное – указать более-менее ровную поверхность). Когда наступит тот самый исторический момент, игроку предоставят возможность набрать вручную текст первой марсианской фразы – приветствия землянам!
Ну а затем снова наступят рабочие будни: нештатные ситуации, научные эксперименты, управление базой (в виде такой же коллекции трёх вариантов доступных действий на выбор) и тому подобное. А наряду с «карточками задач» у нас под рукой должен будет находиться ещё и комплектный «Атлас Марса»: временами потребуется вручную набирать координаты той или иной достопримечательности, дабы отправиться туда на вездеходе. После первого возвращения домой и пары повторных миссий на Красную планету нас назначают руководителем марсианской колонии, где к тому времени уже вовсю налажена добыча редких и ценных ископаемых. Мы оказываемся один на один с конкурирующей компанией – и в итоге решаем покончить со всем этим соперничеством раз и навсегда посредством... состязания в подобие «Морского боя»! И мы, и наши соседи, невидимо друг для друга, наносим на карту размером 8 на 8 разрабатываемые месторождения молибдена (пять клеток), циркония (три клетки) и т. д., – после чего по очереди пытаемся угадать точки расположения ресурсов противника. Победитель получает всё!
В общем, несмотря на не самую высокую продолжительность и некоторую монотонность первых этапов игры, «Destination: Mars!» заслуженно удостаивается оценки, близкой к максимальной, и может быть смело рекомендована всем будущим космонавтам и любителям образовательных симуляторов, мечтающим о полёте на Красную планету.
- Аудитория:
Детская - Время и место:
Открытый космос
Солнечная система - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
Викторина - Язык:
English