Clone Ranger: Stolen DNA

Clone Ranger: Stolen DNA
Жанр: Adventure
Разработчик: CyberArts
Издатель: Virgin Interactive Entertainment
Год выхода: 1996
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 1
Эта японская игра демонстрирует странную сущность не столь распространённого подкласса приключений, в котором создатели внедрили обилие экшен-элементов в "мистоидную" статику с дискретным перемещением и постоянными видеороликами. Не так уж просто представить себе то, что принято называть adventure в оболочке типичного квеста от первого лица середины 90-х. Обычно при упоминании adventure тех лет воображение рисует свободу передвижения, как в DefCon 5, или навороченные боевые сцены, как в BioForge. Во всяком случае, механика игры должна предполагать более активное управление персонажем, чтобы не только решать головоломки, но и нередко вступать в конфронтации с противником, используя оружие или навыки рукопашного боя. Clone Ranger: Stolen DNA лишает геймера такой вовлечённости в процесс напрочь. Возможно, именно по этой причине продукт в своё время не слишком разошёлся на рынке, сохранившись в коллекциях, наверное, только самых заядлых любителей CGI, пока в 2010-х его образ не появился в интернете. Но даже после этого, видимо, не нашлось смельчаков, отважившихся пройти игру и опубликовать прохождение на канале какого-нибудь ретро-энтузиаста с YouTube, чтобы любители редкостей смогли составить наиболее полное представление.

Что действительно имеется на достойном уровне в Clone Ranger, так это вполне сносный научно-фантастический сюжет, причём он может развиваться по нескольким сценариям, в зависимости от которых история раскроется в конце самым неожиданным образом. Действие начинается с того, что на Земле где-то во второй половине 90-х годов произошла новая мировая война, начавшаяся в Югославии, но вовлёкшая в себя всё большее количество участников, таких как Китай, Россия и США. Пользуясь сложившейся нестабильностью, конгломерат "Земное братство" устроил по всей планете череду масштабных терактов, уничтожая крупнейшие залежи угля, нефти и железной руды. Затем последовали взрывы на атомных станциях во всех странах, производивших этот тип энергии. В довершение ко всем бедам кто-то испытал вирусную бомбу. Вырвавшийся вирус оказал смертоносное воздействие на любую органику, разъедая плоть, кости, мускулы — всё живое. ДНК человека была стёрто. Нетронутыми остались только мозги, которые были помещены в специальные защитные капсулы, а впоследствии клонированы. Они были соединены с внешним миром при помощи изощрённых электрических приспособлений, управляя тем, во что телесно "эволюционировал" человек, — в механическое существо, полностью состоящее из стали, проводов и плат.

В XXI веке учёные Земли не сидели сложа руки и непрерывно работали над восстановлением ДНК, чтобы вернуть прежний облик Homo sapiens. Кое-какие успехи были достигнуты, и появился шанс приступить к экспериментальной фазе, однако чип с важной информацией был украден киборгом-террористом по прозвищу Спайдер. По имеющимся данным, Спайдер укрылся где-то в бывшей Центральной Америке, в городе Экзорция — притоне металлических головорезов и отбросов со всей планеты. Вам, агенту правительства, возглавляемого учёными, предстоит найти Спайдера и чип, отправившись в указанный населённый пункт на сверхсовременном летательном средстве. В довершение ко всем неприятностям, в Экзорции происходит гражданская война. Против власти, контролируемой корпорацией "Голем", которая сосредоточила в своих руках все источники сырья и компьютерные разработки, восстали местные аборигены — киборги, наделённые клонированным сознанием и называющие себя движением "Ягуар 9". Вот в такой интересной среде окажется наш милый, несмотря на то что железный, протагонист с продолговатой головой, похожей на съёмочную камеру, по имени Джанк.

В самом начале мы оказываемся в кабине приземлившегося самолёта на верхнем этаже аэропорта Экзорции. Настало время осмотреться. Благо мы можем сделать это во все стороны на 360 градусов. Зажмите правую кнопку мыши (ПКМ) и оборачивайтесь вокруг своей оси. Обзор можно как увеличивать, так и уменьшать при помощи нажатия Ctrl и Shift соответственно. Чтобы исследовать местность привычным пиксельхантингом, отпустите ПКМ и водите курсором по экрану. Он приобретёт вид стрелки, если есть какой-то предмет для подбора или взаимодействия, а также если есть направление для перемещения вперёд. Клик ПКМ осуществляет любое действие в игре. В качестве вариантов для интеракции с окружающим миром в нижней части экрана у Джанка представлены четыре функции: Move, Speak, Fight, Use. Использовать их понадобится как в статичном режиме изучения, так и иногда непосредственно во время видеороликов. Move чаще всего означает какое-то движение самого героя, например, побег из опасного места; порой этот выбор может спасти жизнь. Speak — инициация диалога с другими персонажами. Fight — выбор оружия и последующий клик ПКМ для открытия огня. Use — инвентарь с применением подобранных предметов. Слева от указанных четырёх функций располагается индикатор вашей жизни. При 100% здоровья стрелка находится на синей отметке. После каждого урона эта стрелка постепенно движется вверх к красной зоне, символизирующей критическое состояние Джанка. Имейте в виду, что ряд повреждений убьют нашего героя с первого раза. В верхнем правом углу расположен экран для связи с компьютерной системой J3, которая, помимо общего руководства миссией, также даёт некоторые подсказки и ценные комментарии. Кликнув по этому окну в статичном режиме исследования, можно попасть в настройки игры, а также в сохранение, загрузку и выход.

Переходим к испытаниям игры. Их для в общем-то непродолжительной адвенчуры многочисленное количество, и это по большей части не пазлы, хотя включить сообразительность всё же потребуется, и не раз. В Clone Ranger просто тьма различных способов погибнуть. Чего только мне не довелось пережить, управляя бедным Джанком. Протагониста переезжал БМП, расстреливали из всех видов огнестрельного оружия, взрывали, пробивали стальную черепушку "утренней звездой", били электромагнитным импульсом и многое другое. Естественно, что каждая смерть сопровождалась крутой кат-сценой, показывающей вариант наступления Game Over. Далеко не везде можно заранее понять, что такое-то действие или последовательность действий, скорее всего, приведёт к летальному исходу. Метод проб и ошибок вам в помощь. Сохраняться стоит при любом возможном случае. Не экономьте слоты. Более того, игра имеет шесть концовок. Просмотреть их действительно стоит все. Кое-какие принятые вами решения бесповоротно направят сюжет в одно русло, и сойти с него на параллельную ветку можно лишь, переиграв с записанного ранее состояния. Я, конечно, не буду рассказывать про этот судьбоносный момент из игры, чтобы не портить прохождение тем, кто захочет одолеть Clone Ranger самостоятельно. Чтобы выжить, часто недостаточно применить лишь одну функцию. И этот момент скорее радует. Программа предоставляет пользователю возможность комбинировать. К примеру, не сразу атаковать кого-то оружием, а сперва совершить манёвр. Быстрота принятия решения спасёт жизнь Джанку. Промедление погубит его. Все опасные эпизоды основаны на внимании и быстрой реакции.

Немаловажным, но значительно меньшим компонентом геймплея является пресловутый пиксельхантинг. Как уже было замечено выше, "умный" курсор не настолько умен, в том смысле, что он приобретает одну и ту же форму на любой интерактивной области. Можно запросто спутать направление движения с предметом для подбора или с недвижимым объектом для воздействия. Не самый удачный ход дизайнеров игры, откровенно говоря. К счастью, в силу относительной непродолжительности Clone Ranger, искать здесь понадобится не так уж и много. В вашем арсенале за раз никогда не будет более четырёх вещей. Не обошлось в этом adventure и без по крайней мере одного пазла, правда, хотя бы не такого банального, как я ожидал. Джанк должен будет воспроизвести верную последовательность звуков в киберпространстве, выполненном в стиле музея, а до этого набрать с терминала ряд команд, чтобы взаимодействовать с системой защиты. Все поклонники киберпанка наверняка оценят. Участие в диалогах требует обязательного понимания японского языка. Это необходимо для успешного прохождения, а не только для погружения в детали сюжета. Субтитров, разумеется, нет, что скорее правило для подобных игр от первого лица тех лет, а не исключение. Возможно, именно этот аспект станет самым тяжёлым испытанием для игрока, не владеющего японским. Хотя, впрочем, и для владеющего тоже может быть трудновато разобрать искажённое кибернетическое произношение, порой переходящее в какое-то нечленораздельное мычание и скрежет. Что ж, так принято говорить роботам в играх. Ничего с этим не поделаешь.

Что касается графической стороны, то всё выдержано в духе своего времени, когда игры с красивыми и по сей день CGI-сценами создавались повсеместно, и часто это преподносилось именно как "наличие 3D" в кратком описании на обратной стороне коробки с диском. Роликов с применением компьютерных трёхмерных технологий в Clone Ranger действительно очень много. Почти как в интерактивном фильме, где каждое действие (выбор) обязательно сулит продолжение кино. Вот только без настоящих актёров и декораций, что, конечно, в данном случае только к лучшему. Такое ощущение, что по меньшей мере треть времени прохождения мы смотрим полноценный мультфильм в 3D с шикарными экшен-сценами, не проседающими в кадрах при воспроизведении. Сцены проигрываются плавно, а элементы на заднем плане высокодетализированы и чётко различимы. Персонажи выполнены искусно, их движения реалистичны, а мрачный фон, наполненный разрухой вперемешку с футуризмом, передаёт технологическую антиутопию во всей красе. Правда, одна из главных локаций Экзорции под названием "Монументо" похожа скорее на средневековый замок-крепость где-то в Испании периода Реконкисты, чем на кибер-город будущего. А вот каждый переход с экрана на экран, увы, не анимирован.

Игра, к сожалению, в силу ряда причин, среди которых не только языковой барьер, может представлять сегодня в основном лишь музейный интерес. Большинство геймеров, в том числе и я, справедливо считают, что приключение должно включать в себя некоторую открытость игрового процесса, широту управления своим героем, больше возможностей и, конечно, совсем не такую ограниченную интерактивность, как в FMV с непрерывно воспроизводящимся кино. Дайте возможность прямого контроля в боевых сценах, позвольте перемещаться по локациям, как в Azrael's Tear, пусть часть происходящих событий наступает в реальном времени, а не пошагово. Чего-то из этого ждёшь от adventure 1995–2000 годов. В Clone Ranger же игрок может влиять на что-то лишь весьма "квестовым" путём, при том что игра совсем не является квестом à la Myst и даже не более приключенческим подобием Journeyman. Большинство геймеров также огорчит тот факт, что прийти к хорошей концовке с первого раза почти невозможно. Дело в том, что разработчики совсем не намекают и не дают никаких указаний к логическому выводу о правильном пути прохождения. Многие игровые ситуации решаются наугад, методом тыка, простым опробованием всевозможных вариантов. Это отпугнёт от игры любителей головоломок, возможно, позарившихся на пререндерный внешний облик Clone Ranger с видом от первого лица. Общее впечатление таково: хорошо, что тайтл всплыл; хорошо, что установил и с некоторыми мучениями прошёл; отличный сюжет и радость для глаз, а вот от непосредственно игры ожидал гораздо большего.
Автор обзора: Farooq
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.