В конце 1980-х – начале 1990-х годов французские компании произвели на свет немало диковинок, отличающихся игровым процессом, с трудом поддающимся жанровой классификации, и сюжетом, выходящим за рамки полёта самой смелой фантазии. Но даже в этом модельном ряду творение Янника Шосса из Coktel Vision выделяется оригинальностью и самобытностью: «Inca» сочетает в себе элементы адвенчуры, космического симулятора, гонки-«шмапа» и «коридорного шутера», а играть мы будем за персонажа со звучным именем Эль-Дорадо, «Золотой», который возродился в XXI веке, чтобы спасти империю инков и победить злобных испанских конкистадоров (в боях в открытом космосе и на поверхности других планет, ага).
Всё началось с того, что 21 июня 1525 года последний из обладавших реальной властью Сапа Инка, Уайна Капак, предвидя приход бородатых белокожих завоевателей на земли Тавантинсуйю, спрятал в потайных местах пространства-времени три настоящих сокровища своей цивилизации: артефакты Времени, Материи и Энергии, – в надежде на исполнение пророчества о приходе Избранного, способного спасти и возродить империю инков. Стоит ли пояснять, что эту последнюю роль мы и должны взять на себя – в перспективе от первого лица и под чутким руководством духа Уайна Капака, беседующего с нами на чистом кечуа (а точнее, стилизованном, – причём лишь в заставке и в дискетных версиях). Некоторую, пусть и далеко не преобладающую часть игрового процесса составляет пассивный просмотр кадров с чтением (или – в CD-версии – прослушиванием, почему-то уже на современном английском, – увы, субтитры при этом будут отображаться лишь на одном из других европейских языков, в случае выбора такового при инсталляции) реплик нашего гида и прочих персонажей, коих здесь всего двое: союзница, Солнечная Дева по имени Аклла, и главный противник – предводитель конкистадоров Агуирре, зачем-то облачённый в монашеское одеяние. Кстати сказать, их изображения представляют собой оцифрованные фотографии и выглядят очень даже неплохо; остальная графика отличается уже не столь выдающимся уровнем, лишь немного улучшившимся в CD-издании, зато музыка здесь просто великолепна даже в дискетной версии и ожидаемо радует слух фольклорными южноамериканскими мотивами.
Разумеется, несмотря на официальное отнесение «Inca» к псевдожанру «интерактивного фильма», одними беседами, сводящимися к монологам встречных лиц без права ответных реплик протагониста, дело не ограничивается: с самого начала и постоянно на протяжении прохождения нас ждёт тяжёлый и беспросветный Action. Впрочем, перед тем как после встречи с духом Уайна Капака проследовать к расположенной левее шара с изображением нашего руководителя двери, можно ещё нажать на значок правее от выхода, открывающий такую себе мини-энциклопедию с прояснением используемых имён и терминов: как раз очень даже полезное добавление. Местное действие при всём его многообразии управляется при помощи мыши; из клавиатурных сокращений задействованы лишь команды включения и выключения звука, музыки и эффектов сражения (соответственно Ctrl-F1, Ctrl-F2 и Ctrl-F3), а также выход из игры (Ctrl-F10) и загрузка сохранения по Ctrl-F9 (если вы планируете пользоваться этой функцией при запуске посредством DOSBox, не забудьте перенастроить клавиши управления эмулятора!). О последнем стоит упомянуть особо: прогресс записывается исключительно автоматически и весьма древним способом – при помощи кодов, которые выдаются нам строго по мере успешно пройденного этапа приключений Эль-Дорадо (всего таких здесь будет где-то десяток-полтора) и которые по большей части уникальны для конкретной конфигурации (то есть для другого компьютера могут и не подойти). В американской или CD-версии требуется просто запомнить последовательность из восьми (к счастью, пронумерованных) цветных квадратиков, чтобы затем воспроизвести её для возвращения к данному игровому моменту; в европейской же дискетной два последних цвета зашифрованы: обращайтесь к традиционной для Coktel Vision табличке кодов защиты от копирования. Стоит также отметить, что в более поздних изданиях было добавлено ещё и особое меню, вызываемое нажатием F5 и позволяющее настроить, в частности, чувствительность курсора и даже тип используемого оружия.
Интерфейс «Inca» существенным образом отличается для каждого из аж четырёх игровых режимов, но общим для большинства из них является наличие на экране изображения золотого головного убора с двумя рядами инкрустированных драгоценных камней. Ряд пониже и покрупнее – это находящиеся в нашем запасе «жизни», изначально предоставленные в количестве пяти штук; камни выше и помельче – это девять «очков здоровья» в рамках каждой из них. Пополнить запасы прочности во время боя нельзя, но по его завершении они, как правило, восстанавливаются автоматически; при исчерпании же верхнего ряда драгоценностей мы погибаем – но возрождаемся на момент начала сражения с уменьшением камней нижнего ряда на один (понятное дело, не более пять раз). Кроме того, в самом низу во всех случаях отображается ещё и наш запас энергии: он исчерпывается по мере стрельбы, но в состоянии покоя восстанавливается крайне быстро сам по себе.
Первым из режимов перед нами предстаёт «космический симулятор»: Эль-Дорадо пилотирует священный инкский летательный аппарат на ядерной энергии под названием Туми, странствуя с одной планеты на другую (разумеется, исключительно линейным образом, сообразно предписанному сценарием маршруту: возможности свободно бороздить просторы Вселенной никто и не обещал). Для начала здесь требуется просто уклоняться от астероидов, столкновение с которыми наносит вред нашему судну; в дальнейшем в этом режиме мы будем воевать с боевыми кораблями конкистадоров. Левая кнопка мыши означает стрельбу, нажатие и удерживание правой – ускорение, а перемещение курсора – повороты; текущая скорость отображается двумя шкалами полосок по бокам вверху экрана, в центре же присутствуют два окна радара, вполне удобно показывающих расположение достойных внимания объектов впереди (правый индикатор) и сзади (соответственно, левый). Красной точкой обозначена здесь конечная цель нашего путешествия (планета или спутник, которую и так трудно не заметить в основном окне); белые точки – вражеские корабли: в большинстве своём они вылетают эскадрами по пять боевых единиц, и лишь особо мощные космические галеоны (серьёзно) встретятся нам в количестве максимум трёх; наконец, зелёная точка – это тот противник, который в настоящий момент выделен для нанесения автоматической атаки (ибо помимо оружия, активируемого левой кнопкой мыши, у Туми есть ещё какое-то иное, срабатывающее само по себе, но только на небольшом расстоянии). Такой «избранный» корабль выделяется на основном экране зелёной рамкой с указанием числа оставшихся у него очков здоровья; изначально у «обычных» неприятелей их от 20 («красные») до 80 (некоторые из «зелёных»), – напомним, что у нас таковых всего лишь девять, так что простыми бои вряд ли могут показаться.
После того как мы победим в космическом сражении и приблизимся к поверхности планеты, перед нами может открыться второй из боевых режимов: гонка-преследование в антураже узких каньонов прямо над поверхностью. В этом случае вверху экрана будет наглядно отображаться прогресс нашего (красная точка) и вражеских (белые точки) кораблей в движении к конечной цели (слева направо). Управление при помощи мыши аналогично здесь таковому в открытом космосе: требуется не только истребить всех противников, при этом избегая и уничтожая испускаемые ими по нашему адресу бомбы, но и не допустить достижения ими пункта назначения. Третий из вариантов сражения представляет собой уже наземную борьбу непосредственно между людьми, прямо как в каком-нибудь третьесортном «шутере от первого лица». Как правило, такие события будут разворачиваться в лабиринтах – клаустрофобных помещениях с многочисленными и одинаковыми дверями, которых в «Inca» насчитывается целых три (причём второй из них придётся проходить ещё и повторно – в крайне напряжённом «последнем бою» с Агуирре). Навигацию очень упрощает наличие аналога компаса внизу экрана; шарики же вверху, справа и слева символизируют количество оставшихся на данной локации врагов. Передвижение мышки поворачивает камеру, правая кнопка выводит план-схему лабиринта (автоматически дорисовывающуюся по мере исследования нами здешних комнат), левая же отвечает либо за перемещение вперёд (включая открывание расположенной прямо по курсу двери), либо – в случае присутствия в данном помещении одного или более противников – за выстрелы. Конкистадоры имеют нехорошую привычку прятаться за колоннами (иногда даже сзади) и время от времени стрелять по нам сгустками энергии; целиться следует прежде всего в эти последние (ибо каждый из них в случае попадания отберёт у нас одно из девяти очков здоровья), а после устранения этой угрозы – в выглядывающих для стрельбы противников (чем краснее становятся их фигурки, тем ближе они к дезинтеграции).
Тех же смельчаков и мастеров, которые успешно осилят три боевых режима (по секрету скажем, что в сети можно обнаружить и пару несколько упрощающих это дело «кодов нечестности»), ожидает четвёртый и собственно «квестовый», ибо между нами и сокровищами инков располагаются отнюдь не только испанские солдаты, но и более традиционные головоломки. В этом случае вверху экрана оказывается привычная панель инвентаря: иконка Уайны Капака справа при запросе выдаст пусть и туманную, но всё же подсказку, а левее отводится место для собираемых нами полезных предметов. Впрочем, особого изобилия не ждите: в распоряжение Эль-Дорадо попадёт от силы несколько объектов за раз, да и загадки в большинстве случаев ограничены пределами одного-единственного экрана. Сложность их заключается отнюдь не в пиксельхантинге (активные точки при подведении к ним курсора отмечаются крупными буквами внизу), а в не самой привычной логике использования предметов и работы местных механизмов (как вы уже поняли из описания сюжета и прочих игровых режимов, в недостатке фантазии Янника Шосса упрекнуть трудно). Впрочем, даже тогда, когда нужные манипуляции требуется совершить за ограниченный промежуток времени, желаемый результат всегда можно получить и банальным перебором вариантов, хотя бы ввиду немногочисленности таковых.
Однозначно рекомендовать «Inca» никак нельзя: любителей адвенчур вряд ли привлечёт необходимость добираться до привычных жанру загадок через сравнительно сложные боевые эпизоды, а для поклонников стрельбы и действий на рефлексы последние, напротив, скорее всего, не представят желаемого обилия и разнообразия. Но если вы можете похвастаться как ловкостью в сражениях, так и сообразительностью в головоломках, обязательно обратите на этот проект от Coktel Vision самое пристальное внимание. В конце концов, где ещё можно будет побороться за возрождение империи инков, состязаясь с конкистадорами в аркадных космических боях?
Всё началось с того, что 21 июня 1525 года последний из обладавших реальной властью Сапа Инка, Уайна Капак, предвидя приход бородатых белокожих завоевателей на земли Тавантинсуйю, спрятал в потайных местах пространства-времени три настоящих сокровища своей цивилизации: артефакты Времени, Материи и Энергии, – в надежде на исполнение пророчества о приходе Избранного, способного спасти и возродить империю инков. Стоит ли пояснять, что эту последнюю роль мы и должны взять на себя – в перспективе от первого лица и под чутким руководством духа Уайна Капака, беседующего с нами на чистом кечуа (а точнее, стилизованном, – причём лишь в заставке и в дискетных версиях). Некоторую, пусть и далеко не преобладающую часть игрового процесса составляет пассивный просмотр кадров с чтением (или – в CD-версии – прослушиванием, почему-то уже на современном английском, – увы, субтитры при этом будут отображаться лишь на одном из других европейских языков, в случае выбора такового при инсталляции) реплик нашего гида и прочих персонажей, коих здесь всего двое: союзница, Солнечная Дева по имени Аклла, и главный противник – предводитель конкистадоров Агуирре, зачем-то облачённый в монашеское одеяние. Кстати сказать, их изображения представляют собой оцифрованные фотографии и выглядят очень даже неплохо; остальная графика отличается уже не столь выдающимся уровнем, лишь немного улучшившимся в CD-издании, зато музыка здесь просто великолепна даже в дискетной версии и ожидаемо радует слух фольклорными южноамериканскими мотивами.
Разумеется, несмотря на официальное отнесение «Inca» к псевдожанру «интерактивного фильма», одними беседами, сводящимися к монологам встречных лиц без права ответных реплик протагониста, дело не ограничивается: с самого начала и постоянно на протяжении прохождения нас ждёт тяжёлый и беспросветный Action. Впрочем, перед тем как после встречи с духом Уайна Капака проследовать к расположенной левее шара с изображением нашего руководителя двери, можно ещё нажать на значок правее от выхода, открывающий такую себе мини-энциклопедию с прояснением используемых имён и терминов: как раз очень даже полезное добавление. Местное действие при всём его многообразии управляется при помощи мыши; из клавиатурных сокращений задействованы лишь команды включения и выключения звука, музыки и эффектов сражения (соответственно Ctrl-F1, Ctrl-F2 и Ctrl-F3), а также выход из игры (Ctrl-F10) и загрузка сохранения по Ctrl-F9 (если вы планируете пользоваться этой функцией при запуске посредством DOSBox, не забудьте перенастроить клавиши управления эмулятора!). О последнем стоит упомянуть особо: прогресс записывается исключительно автоматически и весьма древним способом – при помощи кодов, которые выдаются нам строго по мере успешно пройденного этапа приключений Эль-Дорадо (всего таких здесь будет где-то десяток-полтора) и которые по большей части уникальны для конкретной конфигурации (то есть для другого компьютера могут и не подойти). В американской или CD-версии требуется просто запомнить последовательность из восьми (к счастью, пронумерованных) цветных квадратиков, чтобы затем воспроизвести её для возвращения к данному игровому моменту; в европейской же дискетной два последних цвета зашифрованы: обращайтесь к традиционной для Coktel Vision табличке кодов защиты от копирования. Стоит также отметить, что в более поздних изданиях было добавлено ещё и особое меню, вызываемое нажатием F5 и позволяющее настроить, в частности, чувствительность курсора и даже тип используемого оружия.
Интерфейс «Inca» существенным образом отличается для каждого из аж четырёх игровых режимов, но общим для большинства из них является наличие на экране изображения золотого головного убора с двумя рядами инкрустированных драгоценных камней. Ряд пониже и покрупнее – это находящиеся в нашем запасе «жизни», изначально предоставленные в количестве пяти штук; камни выше и помельче – это девять «очков здоровья» в рамках каждой из них. Пополнить запасы прочности во время боя нельзя, но по его завершении они, как правило, восстанавливаются автоматически; при исчерпании же верхнего ряда драгоценностей мы погибаем – но возрождаемся на момент начала сражения с уменьшением камней нижнего ряда на один (понятное дело, не более пять раз). Кроме того, в самом низу во всех случаях отображается ещё и наш запас энергии: он исчерпывается по мере стрельбы, но в состоянии покоя восстанавливается крайне быстро сам по себе.
Первым из режимов перед нами предстаёт «космический симулятор»: Эль-Дорадо пилотирует священный инкский летательный аппарат на ядерной энергии под названием Туми, странствуя с одной планеты на другую (разумеется, исключительно линейным образом, сообразно предписанному сценарием маршруту: возможности свободно бороздить просторы Вселенной никто и не обещал). Для начала здесь требуется просто уклоняться от астероидов, столкновение с которыми наносит вред нашему судну; в дальнейшем в этом режиме мы будем воевать с боевыми кораблями конкистадоров. Левая кнопка мыши означает стрельбу, нажатие и удерживание правой – ускорение, а перемещение курсора – повороты; текущая скорость отображается двумя шкалами полосок по бокам вверху экрана, в центре же присутствуют два окна радара, вполне удобно показывающих расположение достойных внимания объектов впереди (правый индикатор) и сзади (соответственно, левый). Красной точкой обозначена здесь конечная цель нашего путешествия (планета или спутник, которую и так трудно не заметить в основном окне); белые точки – вражеские корабли: в большинстве своём они вылетают эскадрами по пять боевых единиц, и лишь особо мощные космические галеоны (серьёзно) встретятся нам в количестве максимум трёх; наконец, зелёная точка – это тот противник, который в настоящий момент выделен для нанесения автоматической атаки (ибо помимо оружия, активируемого левой кнопкой мыши, у Туми есть ещё какое-то иное, срабатывающее само по себе, но только на небольшом расстоянии). Такой «избранный» корабль выделяется на основном экране зелёной рамкой с указанием числа оставшихся у него очков здоровья; изначально у «обычных» неприятелей их от 20 («красные») до 80 (некоторые из «зелёных»), – напомним, что у нас таковых всего лишь девять, так что простыми бои вряд ли могут показаться.
После того как мы победим в космическом сражении и приблизимся к поверхности планеты, перед нами может открыться второй из боевых режимов: гонка-преследование в антураже узких каньонов прямо над поверхностью. В этом случае вверху экрана будет наглядно отображаться прогресс нашего (красная точка) и вражеских (белые точки) кораблей в движении к конечной цели (слева направо). Управление при помощи мыши аналогично здесь таковому в открытом космосе: требуется не только истребить всех противников, при этом избегая и уничтожая испускаемые ими по нашему адресу бомбы, но и не допустить достижения ими пункта назначения. Третий из вариантов сражения представляет собой уже наземную борьбу непосредственно между людьми, прямо как в каком-нибудь третьесортном «шутере от первого лица». Как правило, такие события будут разворачиваться в лабиринтах – клаустрофобных помещениях с многочисленными и одинаковыми дверями, которых в «Inca» насчитывается целых три (причём второй из них придётся проходить ещё и повторно – в крайне напряжённом «последнем бою» с Агуирре). Навигацию очень упрощает наличие аналога компаса внизу экрана; шарики же вверху, справа и слева символизируют количество оставшихся на данной локации врагов. Передвижение мышки поворачивает камеру, правая кнопка выводит план-схему лабиринта (автоматически дорисовывающуюся по мере исследования нами здешних комнат), левая же отвечает либо за перемещение вперёд (включая открывание расположенной прямо по курсу двери), либо – в случае присутствия в данном помещении одного или более противников – за выстрелы. Конкистадоры имеют нехорошую привычку прятаться за колоннами (иногда даже сзади) и время от времени стрелять по нам сгустками энергии; целиться следует прежде всего в эти последние (ибо каждый из них в случае попадания отберёт у нас одно из девяти очков здоровья), а после устранения этой угрозы – в выглядывающих для стрельбы противников (чем краснее становятся их фигурки, тем ближе они к дезинтеграции).
Тех же смельчаков и мастеров, которые успешно осилят три боевых режима (по секрету скажем, что в сети можно обнаружить и пару несколько упрощающих это дело «кодов нечестности»), ожидает четвёртый и собственно «квестовый», ибо между нами и сокровищами инков располагаются отнюдь не только испанские солдаты, но и более традиционные головоломки. В этом случае вверху экрана оказывается привычная панель инвентаря: иконка Уайны Капака справа при запросе выдаст пусть и туманную, но всё же подсказку, а левее отводится место для собираемых нами полезных предметов. Впрочем, особого изобилия не ждите: в распоряжение Эль-Дорадо попадёт от силы несколько объектов за раз, да и загадки в большинстве случаев ограничены пределами одного-единственного экрана. Сложность их заключается отнюдь не в пиксельхантинге (активные точки при подведении к ним курсора отмечаются крупными буквами внизу), а в не самой привычной логике использования предметов и работы местных механизмов (как вы уже поняли из описания сюжета и прочих игровых режимов, в недостатке фантазии Янника Шосса упрекнуть трудно). Впрочем, даже тогда, когда нужные манипуляции требуется совершить за ограниченный промежуток времени, желаемый результат всегда можно получить и банальным перебором вариантов, хотя бы ввиду немногочисленности таковых.
Однозначно рекомендовать «Inca» никак нельзя: любителей адвенчур вряд ли привлечёт необходимость добираться до привычных жанру загадок через сравнительно сложные боевые эпизоды, а для поклонников стрельбы и действий на рефлексы последние, напротив, скорее всего, не представят желаемого обилия и разнообразия. Но если вы можете похвастаться как ловкостью в сражениях, так и сообразительностью в головоломках, обязательно обратите на этот проект от Coktel Vision самое пристальное внимание. В конце концов, где ещё можно будет побороться за возрождение империи инков, состязаясь с конкистадорами в аркадных космических боях?
- Время и место:
Открытый космос - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Франция - Тематика:
Научная фантастика
Индейцы - Технические детали:
CD-audio
Оцифрованные персонажи - Элемент жанра:
Мультижанровая - Язык:
Deutsch
Français
Italiano
Español
English