Игра от известной практически каждому любителю «олдгеймов» студии Apogee Software. Изначально данный шутер планировался как продолжение легендарной Wolfenstein 3D (1992 - DOS). Однако, как это часто бывает, большие боссы не смогли договориться об использовании громкого имени, распределении прибыли и других животрепещущих вопросах, в результате чего проект стал «самостоятельной единицей» и получил название Rise of the Triad: Dark War.
А также обзавелся собственной историей, никак не связанной с истреблением фашистов и их демонических союзников. Вместо них «под раздачу» попал жестокий военизированный культ, возглавляемый таинственным Эль Оскуро (El Oscuro). Для ликвидации вышеозначенной организации властями был задействован элитный отряд, именуемый «H.U.N.T.» (High-risk United Nations Task-force), управление одним из участников которого игроку предстоит взять на себя.
Причем протагониста игры можно выбрать из числа нескольких кандидатов в самом начале прохождения кампании. Всего в отряде состоят пять человек (три парня и две девушки), и взять «под свое крыло» можно любого из них. Правда, на количество доступных уровней и порядок их посещения этот выбор не повлияет. Да и эксклюзивных этапов для различных персонажей не предусмотрено. Однако и простой формальностью возможность выбора героя тоже не является. Дело в том, что каждый боец отряда обладает собственными уникальными показателями таких характеристик, как, например, скорость или живучесть. В результате выбор того или иного члена группы пускай и не кардинально, но повлияет на геймплей. Который, надо сказать, способен удивить не только этим моментом.
Да, на первый взгляд игровой процесс Dark War «скроен» по классическим лекалам «лабиринтных» шутеров a la DOOM (1993 - DOS). Герой последовательно проходит череду запутанных этапов, отыскивая разноцветные ключи, необходимые для открытия соответствующих дверей, параллельно собирая арсенал разнообразного оружия, подбирая восстанавливающие здоровье и боезапас бонусы, а также отстреливая многочисленных врагов. Однако эта ставшая классикой формула была дополнена создателями игры рядом любопытных (а для кого-то неоднозначных) моментов.
Возьмем, например, способ построения местных этапов. Конечно, в целом это те самые старые добрые лабиринты, которые мы видели в том же «Вольфе». Однако выполнены они уже не так схематично и даже могут похвастаться этакой «многоэтажностью». Да, достигается она за счет своего рода «костылей» - металлических заборов разной высоты, по которым можно бегать, парящих в воздухе платформ и подбрасывающих протагониста вверх «батутов». Однако даже такие решения весьма неплохо разнообразят геймплей.
Кроме того, целые «куски» местных этапов нередко подвергаются различным «трансформациям». Так, активировав соответствующий «триггер», игрок сможет понаблюдать за тем, как локация претерпит кардинальные изменения, - стены раздвинутся/сомкнутся, колонны переместятся, поднимутся/опустятся платформы… Хотя нередко изменения не столь глобальны и заключаются, например, в открытии малозаметной ниши с лежащим внутри ключом…
В общем, заскучать местные лабиринты не дадут. Да и память вместе с умением ориентироваться в пространстве потренируют на славу. Как и рефлексы игрока. Ведь не меньшую (а местами даже большую) опасность, чем многочисленные противники, представляют различные смертоносные объекты окружения. Коих авторы предусмотрели великое множество: «плюющиеся» огнем турели, гигантские булыжники, выдвигающиеся из пола и потолка колья, стационарные и перемещающиеся по определенным траекториям лезвия… В результате игроку придется не только ломать голову над такими извечными вопросами, как «где же лежит этот чертов ключ?» и «как открыть этот дурацкий тайник?», но и размышлять над тем, как преодолеть очередную «полосу препятствий», подготовленную разработчиками.
Завершая же разговор о построении местных этапов, не могу не отметить обилие различных тайников и секретов, запрятанных в их недрах. В игре даже есть специальный красный ключ, который чаще всего оказывается надежно спрятан и дает доступ к специальным локациям. При этом просто «простукиванием» стен отыскать все «нычки» вряд ли удастся: в то время как одни секреты скрываются за «обычными» подвижными стенами, реагирующими на нажатие кнопки «действие», другие становятся доступны лишь после активации специальных «триггеров», выполненных в виде мерцающих на полу «пятен». Самые же хитро спрятанные тайники потребуют выполнения нескольких действий или даже применения специальных бонусов (о них поговорим позже). Но и награда за все эти «мучения» может быть весьма солидной, начиная с особо мощных «пушек» и заканчивая секретными уровнями.
Собственно, арсенал игрока и помогающие ему в прохождении бонусы являются следующей отличительной чертой игры. И, надо сказать, весьма оригинальной. Начнем с того, что одновременно геймеру будут доступны четыре варианта вооружения: пистолет, парные пистолеты, автомат и какая-либо «тяжелая пушка». И вот последних в проекте довольно много. Однако условно их можно разделить на три категории.
К первой из них относятся всевозможные ракетницы, в числе которых присутствуют обычная, с тепловым наведением и даже кластерная (запускающая целый «рой» снарядов). Во вторую входят местные огнеметы, обладающие весьма интересными способами атаки. Так, один из них при правильном использовании запускает «скользящую» вперед по полу «стену» пламени, испепеляющую всё на своем пути. Другой же просто создает Х-образную «дорожку» из череды огненных «грибов» и способен вмиг прикончить как большую группу врагов, так и неосторожного игрока. Наконец, в третью группу входит магическое оружие, представленное волшебным «Темным посохом» («Dark Staff») и зачарованной битой, пафосно именуемой «Экскалибита» («Excalibat»). Их способы атаки я раскрывать не буду. Пусть останется какая-никакая интрига.
Возвращаясь же к вопросу «тяжелого» вооружения в целом, отмечу, что «пушки» из всех трех категорий занимают один и тот же слот. И каждая вновь поднятая единица заменяет свою предшественницу. Даже если они одинаковые. Правда, с однотипными видами оружия есть один нюанс: замена не произойдет, если у обеих полный заряд. В противном случае персонаж выбросит текущую единицу и возьмет новую. Причем предыдущая «пушка» не исчезнет, а останется лежать на том же месте и с тем же количеством зарядов. Интересная «фишка», открывающая неплохой простор для тактического менеджмента вооружения. Правда, всё же несколько странно и непривычно, что вновь подобранная единица заменяет однотипное вооружение, а не просто восполняет его боезапас.
Впрочем, отличилось не только «тяжелое» вооружение. Есть чем похвастаться и пистолетам с автоматом. Дело в том, что они обладают бесконечным боезапасом. Стрелять вам, как говорится, не перестрелять.
С оружием разобрались, так что перейдем к различным полезным предметам. Думаю, вы уже догадались, что авторы отличились и здесь. Начнем с того, что на протяжении всей игры геймер будет собирать… монетки. Коих существует несколько отличающихся внешним видом и номиналом вариантов. И да, за определенное их собранное количество игра выдаст жизнь (ту самую, дающую дополнительную попытку после гибели). Смысл наличия этой «фичи» в проекте не совсем понятен, так как свободные сохранения в любом месте в Dark War присутствуют и никак не ограничены. Видимо, это такая шутка от разработчиков. В пользу такого варианта говорит тот факт, что монеты можно расстреливать.
Впрочем, авторы предусмотрели и более интересные, а главное - полезные (впрочем, вредные тоже есть) бонусы. Один из них позволяет ограниченное время летать. Другой (мой самый любимый) временно превращает протагониста в собаку. В таком виде герой неуязвим для любого урона, легко расправляется с врагами и способен протискиваться в специально предусмотренные авторами лазы. Кстати, обычные двери собака также может открывать, забавно царапая их лапой. А еще в игре есть приз, включающий на ограниченный период времени «режим бога». И это совершенно убойная штука. Однако еще раз напомню, что в Dark War присутствуют и бонусы с отрицательными эффектами. Правда, подробности рассказывать не стану - интереснее будет выяснить их свойства самостоятельно, на практике, так сказать. Если же желания экспериментировать нет, советую подбирать призы с осторожностью. Особенно безостановочно, с большой скоростью меняющий свое «содержимое» бонус.
Ну и завершая разговор о полезностях, стоит упомянуть классику жанра - аптечки и бронежилеты. Роль первых в игре выполняют тарелки с пищей, водичка из специальных чаш, а также некоторые другие бонусы. А вот вторые в целом соответствуют своему названию и представлены сразу двумя вариантами. Один из них предназначен для защиты от пуль, в то время как другой оберегает владельца от урона огнем и позволяет пережить самые мощные взрывы. При этом последний вариант в сочетании с некоторыми видами оружия позволяет совершать самые настоящие «рокетджампы». Только следует помнить о том, что бронежилеты действуют лишь ограниченный период времени, после чего исчезают.
Итак, персонажей мы разобрали, их вооружение и снаряжение тоже обговорили. Так что пора обратить внимание на врагов... Хотя стоп. Чуть не забыл упомянуть еще один момент. Дело в том, что по завершении каждого уровня игра не только будет демонстрировать стандартную для шутеров того времени статистику вроде процента убитых оппонентов и найденных секретов, но и выдавать специальные бонусы. Правда, речь идет не о полезных предметах, а всего лишь о текстовых сообщениях, сопровождающихся начислением очков. Причем условия получения некоторых бонусов достаточно оригинальны. Например, завершить уровень, подобрав всё ракетное оружие и уничтожив все растения.
Что ж, о бонусах поговорили, так что теперь можно вернуться и к врагам. Коих в игре очень много. Причем в первую очередь речь идет о количестве видов оппонентов. Основную их массу составляют снаряженные стрелковым оружием солдаты, различающиеся не только внешним видом и вооружением, но и своими характеристиками (скорость, здоровье), а также хитрыми навыками и умениями разной степени «подлости». Так, вооруженные пулеметами бойцы довольно медлительны, но зато крайне живучи и умеют кидать гранаты. А солдаты в черной униформе набрасывают на протагониста сеть, которая блокирует как передвижение, так и способность вести огонь. И хорошо, если ранее вы нашли нож, позволяющий эти путы перерезать… Однако лично мне особенно запомнилась такая «фишка»: получив определенное количество урона, супостаты (из числа одного конкретного вида врагов) падали на колени и начинали молить о пощаде! Вот только пожалеть их было бы очень плохой идеей… Кроме того, по мере прохождения кампании к «обычным» бойцам присоединяются маги, а также боевые роботы. Причем среди последних имеется неуязвимая для любого оружия модель, от которой можно только убежать. Более того, повышение уровня сложности в игре влияет не только на количество врагов на этапах, но и на некоторые другие, менее очевидные аспекты геймплея. Например, среди представителей одной (к счастью, единственной) разновидности врагов начинают встречаться бойцы, вооруженные ракетными установками. Так что, выбирая высокую сложность, будьте готовы к неприятным сюрпризам и действительно жесткому противостоянию с противником.
Тем более что помимо рядовых врагов игрокам придется иметь дело и с боссами, коих в игре насчитывается ровно четыре штуки. И если с первыми двумя - генералом Дарианом (General Darian) и перемещающимся на вооруженном до зубов кресле товарищем, известным как Себастьян Крист (Sebastian Krist), - расправиться достаточно легко, то вот последующая пара вполне может оказаться довольно крепкими орешками. Правда, в силу несколько различающихся причин.
Так, третий по счету босс - робот «NME» – очень резво перемещается по локации, в рамках которой происходит битва, а также обладает набором крайне опасных и неприятных атак. В результате для того, чтобы склонить чашу весов в свою пользу и добыть победу, игроку придется постоянно двигаться, используя «рельеф» местности для защиты от выпускаемых оппонентом зарядов (в числе которых будут и самонаводящиеся ракеты), и метко отстреливаться в ответ. Плюс постоянно решать вопросы, связанные с пополнением здоровья и запаса тяжелого вооружения.
В свою очередь четвертый (финальный) босс - маг Эль Оскуро - может похвастаться наличием аж двух боевых форм, для победы над каждой из которых придется решить своего рода головоломку, связанную с нахождением уязвимости противника. Причем для того, чтобы одолеть его первое воплощение, потребуется разгадать одну из самых коварных, на мой взгляд, задачек в истории видеоигр. Плюс в зависимости от того, будет ли выполнено определенное условие в последнем раунде поединка с боссом, финал игры окажется либо хорошим, либо «открытым».
Подводя краткий итог всему вышесказанному, замечу, что авторы довольно-таки творчески подошли к разработке своего детища и реализовали в игре немало интересных решений. Причем это касается как геймплея проекта, так и его технической стороны.
Да, поскольку авторы использовали «движок», на котором был создан Wolfenstein 3D, «полет» их фантазии сдерживался присущими ему техническими ограничениями вроде отсутствия «многоэтажности» или построения стен под углом в 90 градусов. Однако что-то удалось обойти с помощью «костылей», а какие-то моменты - нивелировать посредством работы дизайнеров. В результате назвать Dark War прорывом, конечно, не получится. Да и в целом у нас тут стандартные «мрачные катакомбы». Однако на отдельных этапах можно наблюдать - пускай и плоские, весьма размытые - небо и окружающий пейзаж. По мере прохождения кампании меняются текстуры стен и потолка. Интерьеры разнообразятся множеством разрушаемых объектов вроде стульев, столов, светильников и растений в горшках. Также игра может похвастаться немалым числом различных эффектов вроде тумана и следов от пуль на стенах. А также очень симпатичным пламенем, благодаря которому применение отдельных видов тяжелого вооружения приносит немалое удовольствие. Имеется даже какая-никакая система освещения, наличие которой становится особо заметно при уничтожении источников света.
В целом удачными вышли и модели врагов, отличающиеся неплохой прорисовкой и анимацией. Кстати, для создания противников использовалась технология «оцифровки» живых актеров. Впрочем, назвать работу авторов проекта идеальной в этой части всё же не получится. И виновато во всём «отплясываемое» врагами при попадании в них пуль «ча-ча-ча». Я, конечно, несколько утрирую, и реально противники не танцуют. Однако совершаемые ими при попаданиях телодвижения провоцируют именно такие ассоциации.
А вот что нареканий не вызывает, так это внешний вид оружия и различных монеток с бонусами. Хотя «пушки» в игре всё же имеют несколько минималистичный дизайн. По крайней мере, различные ракетницы и огнеметы. Да и монетки временами смотрятся в местных интерьерах несколько чужеродно…
Что же касается звукового оформления проекта, то оно выполнено достаточно качественно. В частности, следует выделить очень неплохой саундтрек, состоящий из разнообразных электронных композиций. Среди игровых мелодий есть и напоминающие марш бравурные, и отсылки к саундтрекам боевиков 1990-х, и тревожная, создающая напряжение музыка. В свою очередь каждый тип противников обладает своими голосом. Правда, набор фраз у них минимален - по одной на каждую разновидность, если я не ошибаюсь. А еще надо отметить звуки, издаваемые оппонентами в момент, когда они «пляшут» свое «ча-ча-ча».
Также нельзя не упомянуть большое количество несерьезных моментов. Например, издаваемые оружием звуки не особо реалистичны. А во время нахождения в «режиме бога» персонаж постоянно протяжно зевает, давая игроку понять, что быть таким всемогущим и непобедимым крайне скучно.
На этом, пожалуй, рассказ об игре можно и завершить. Да, остались еще не рассмотренные темы вроде неиспользуемых уровней, до которых можно добраться только с помощью читов, суперсекретов или весьма неплохого (судя по отзывам) мультиплеера со множеством режимов. Однако эти вещи можно обсудить и в комментариях. Да и на итоговую оценку, по крайней мере в моём случае, они не влияют.
С учетом всего ранее изложенного оценю Rise of the Triad: Dark War на пять (по пятибалльной шкале). Но с минусом. Почему? Да потому, что получившийся у команды разработчиков (с легендарным Томом Холлом в составе) продукт вышел чуточку специфичным. Блуждание по запутанным лабиринтам, «приправленное» большим количеством «джамп-пазлов» и постоянным преодолением разнообразных ловушек, со временем начинает немного утомлять. Как и исполняемое врагами «ча-ча-ча» и издаваемые ими в процессе звуки. Тем не менее в целом Dark War является отличным «олдскульным» шутером, предлагающим прямо-таки джентльменский набор «активностей»: расстрел многочисленных и разнообразных врагов; битвы с боссами; блуждание по запутанным уровням, сопровождающееся поиском рычагов, разноцветных ключей и многочисленных секретов. Плюс упомянутые выше «акробатика» и борьба с разнообразными ловушками и препятствиями. Так что если вы фанат «лабиринтной классики» и готовы стойко переносить гибель вашего героя от движущихся стен, лезвий и огнеметов, то добро пожаловать в Rise of the Triad: Dark War. После прохождения игры вы вряд ли останетесь разочарованы.
Альтернативное описание от Майер Майер:
Устали от однообразных коридоров Doom'а? Надоело фэнтезийное оружие Heretic'а и Hexen'а? Хочется гор трупов, рек крови и галлюциногенных грибочков в придачу? Если так, то Rise of the Triad - игра точно для вас!
Сюжет этого незамысловатого шутера напоминает типичный второсортный боевик - вы как член Суперсекретного Отряда Мегакрутых Коммандос высаживаетесь в очень мрачной и страшной крепости тоталитарной секты, которая хочет всё население планеты досрочно отправить в рай насильственными способами. Естественно, вам надо этим нехорошим товарищам помешать, проложив себе дорогу через 30 с лишним уровней, забитых различными вражинами под завязку. В вашем благородном Крестовом Походе против всех, кто не с нами, вам будут помогать высокотехнологичные, созданные сумасшедшим разумом мегаманьяка пушки; надо заметить, что большинство представленного в игре оружия - различного вида "тяжёлая артиллерия", сносящая практически каждого противника с одного выстрела.
Если вы любите превращать своих врагов в кетчуп, равномерно размазанный по стенкам, - специально для вас создана ракетница, выплёвывающая за один выстрел четыре ракеты со смещённым центром тяжести. Для тех, кто любит погорячее, припасён агрегат с добрым именем "Огненная Стена" - это, натурально, движущаяся стена огня, превращающая встречных бодрых супостатов в обугленные скелетики. Ну а если вы любите фильмы Джона Ву - тогда сможете пострелять из двух "Беретт", прямо как Чоу Юн-Фат в "Наёмном Убийце".
Ещё одной особенностью игры является то, что слабость противников (знаете, почему-то очень немногие выдерживают прямое попадание из базуки в голову) компенсируется их численностью (а их здесь просто табуны) и умом (для 94-го года противники довольно сообразительны). К тому же очень важной частью игры является оригинальный дизайн уровней - он больше подошёл бы какой-нибудь приключенческой игре типа "Lode Runner": очень много ловушек, много тайников, движущихся стен и тому подобного, - кстати, в ловушки можно (и нужно!) заманивать врагов, где они и будут бесславно погибать во имя победы Добра во всём мире.
Ещё одно наследие тяжёлого аркадного прошлого - бонусы. Пройдя уровень и при этом выполнив определённые условия - например, собрав все рассыпанные по уровню монетки (ага, прямо как в "Марио") или убив всех противников, - вы получаете ещё немного дополнительных очков. Особой ценности в них нету, так, приятная мелочь - одна из многих, засунутых в игру добрыми разработчиками.
Эта игра - удалой трёхмерный "Марио" с базукой на плече. Очень рекомендуется всем, кому хочется простых и кровавых компьютерных радостей.
А также обзавелся собственной историей, никак не связанной с истреблением фашистов и их демонических союзников. Вместо них «под раздачу» попал жестокий военизированный культ, возглавляемый таинственным Эль Оскуро (El Oscuro). Для ликвидации вышеозначенной организации властями был задействован элитный отряд, именуемый «H.U.N.T.» (High-risk United Nations Task-force), управление одним из участников которого игроку предстоит взять на себя.
Причем протагониста игры можно выбрать из числа нескольких кандидатов в самом начале прохождения кампании. Всего в отряде состоят пять человек (три парня и две девушки), и взять «под свое крыло» можно любого из них. Правда, на количество доступных уровней и порядок их посещения этот выбор не повлияет. Да и эксклюзивных этапов для различных персонажей не предусмотрено. Однако и простой формальностью возможность выбора героя тоже не является. Дело в том, что каждый боец отряда обладает собственными уникальными показателями таких характеристик, как, например, скорость или живучесть. В результате выбор того или иного члена группы пускай и не кардинально, но повлияет на геймплей. Который, надо сказать, способен удивить не только этим моментом.
Да, на первый взгляд игровой процесс Dark War «скроен» по классическим лекалам «лабиринтных» шутеров a la DOOM (1993 - DOS). Герой последовательно проходит череду запутанных этапов, отыскивая разноцветные ключи, необходимые для открытия соответствующих дверей, параллельно собирая арсенал разнообразного оружия, подбирая восстанавливающие здоровье и боезапас бонусы, а также отстреливая многочисленных врагов. Однако эта ставшая классикой формула была дополнена создателями игры рядом любопытных (а для кого-то неоднозначных) моментов.
Возьмем, например, способ построения местных этапов. Конечно, в целом это те самые старые добрые лабиринты, которые мы видели в том же «Вольфе». Однако выполнены они уже не так схематично и даже могут похвастаться этакой «многоэтажностью». Да, достигается она за счет своего рода «костылей» - металлических заборов разной высоты, по которым можно бегать, парящих в воздухе платформ и подбрасывающих протагониста вверх «батутов». Однако даже такие решения весьма неплохо разнообразят геймплей.
Кроме того, целые «куски» местных этапов нередко подвергаются различным «трансформациям». Так, активировав соответствующий «триггер», игрок сможет понаблюдать за тем, как локация претерпит кардинальные изменения, - стены раздвинутся/сомкнутся, колонны переместятся, поднимутся/опустятся платформы… Хотя нередко изменения не столь глобальны и заключаются, например, в открытии малозаметной ниши с лежащим внутри ключом…
В общем, заскучать местные лабиринты не дадут. Да и память вместе с умением ориентироваться в пространстве потренируют на славу. Как и рефлексы игрока. Ведь не меньшую (а местами даже большую) опасность, чем многочисленные противники, представляют различные смертоносные объекты окружения. Коих авторы предусмотрели великое множество: «плюющиеся» огнем турели, гигантские булыжники, выдвигающиеся из пола и потолка колья, стационарные и перемещающиеся по определенным траекториям лезвия… В результате игроку придется не только ломать голову над такими извечными вопросами, как «где же лежит этот чертов ключ?» и «как открыть этот дурацкий тайник?», но и размышлять над тем, как преодолеть очередную «полосу препятствий», подготовленную разработчиками.
Завершая же разговор о построении местных этапов, не могу не отметить обилие различных тайников и секретов, запрятанных в их недрах. В игре даже есть специальный красный ключ, который чаще всего оказывается надежно спрятан и дает доступ к специальным локациям. При этом просто «простукиванием» стен отыскать все «нычки» вряд ли удастся: в то время как одни секреты скрываются за «обычными» подвижными стенами, реагирующими на нажатие кнопки «действие», другие становятся доступны лишь после активации специальных «триггеров», выполненных в виде мерцающих на полу «пятен». Самые же хитро спрятанные тайники потребуют выполнения нескольких действий или даже применения специальных бонусов (о них поговорим позже). Но и награда за все эти «мучения» может быть весьма солидной, начиная с особо мощных «пушек» и заканчивая секретными уровнями.
Собственно, арсенал игрока и помогающие ему в прохождении бонусы являются следующей отличительной чертой игры. И, надо сказать, весьма оригинальной. Начнем с того, что одновременно геймеру будут доступны четыре варианта вооружения: пистолет, парные пистолеты, автомат и какая-либо «тяжелая пушка». И вот последних в проекте довольно много. Однако условно их можно разделить на три категории.
К первой из них относятся всевозможные ракетницы, в числе которых присутствуют обычная, с тепловым наведением и даже кластерная (запускающая целый «рой» снарядов). Во вторую входят местные огнеметы, обладающие весьма интересными способами атаки. Так, один из них при правильном использовании запускает «скользящую» вперед по полу «стену» пламени, испепеляющую всё на своем пути. Другой же просто создает Х-образную «дорожку» из череды огненных «грибов» и способен вмиг прикончить как большую группу врагов, так и неосторожного игрока. Наконец, в третью группу входит магическое оружие, представленное волшебным «Темным посохом» («Dark Staff») и зачарованной битой, пафосно именуемой «Экскалибита» («Excalibat»). Их способы атаки я раскрывать не буду. Пусть останется какая-никакая интрига.
Возвращаясь же к вопросу «тяжелого» вооружения в целом, отмечу, что «пушки» из всех трех категорий занимают один и тот же слот. И каждая вновь поднятая единица заменяет свою предшественницу. Даже если они одинаковые. Правда, с однотипными видами оружия есть один нюанс: замена не произойдет, если у обеих полный заряд. В противном случае персонаж выбросит текущую единицу и возьмет новую. Причем предыдущая «пушка» не исчезнет, а останется лежать на том же месте и с тем же количеством зарядов. Интересная «фишка», открывающая неплохой простор для тактического менеджмента вооружения. Правда, всё же несколько странно и непривычно, что вновь подобранная единица заменяет однотипное вооружение, а не просто восполняет его боезапас.
Впрочем, отличилось не только «тяжелое» вооружение. Есть чем похвастаться и пистолетам с автоматом. Дело в том, что они обладают бесконечным боезапасом. Стрелять вам, как говорится, не перестрелять.
С оружием разобрались, так что перейдем к различным полезным предметам. Думаю, вы уже догадались, что авторы отличились и здесь. Начнем с того, что на протяжении всей игры геймер будет собирать… монетки. Коих существует несколько отличающихся внешним видом и номиналом вариантов. И да, за определенное их собранное количество игра выдаст жизнь (ту самую, дающую дополнительную попытку после гибели). Смысл наличия этой «фичи» в проекте не совсем понятен, так как свободные сохранения в любом месте в Dark War присутствуют и никак не ограничены. Видимо, это такая шутка от разработчиков. В пользу такого варианта говорит тот факт, что монеты можно расстреливать.
Впрочем, авторы предусмотрели и более интересные, а главное - полезные (впрочем, вредные тоже есть) бонусы. Один из них позволяет ограниченное время летать. Другой (мой самый любимый) временно превращает протагониста в собаку. В таком виде герой неуязвим для любого урона, легко расправляется с врагами и способен протискиваться в специально предусмотренные авторами лазы. Кстати, обычные двери собака также может открывать, забавно царапая их лапой. А еще в игре есть приз, включающий на ограниченный период времени «режим бога». И это совершенно убойная штука. Однако еще раз напомню, что в Dark War присутствуют и бонусы с отрицательными эффектами. Правда, подробности рассказывать не стану - интереснее будет выяснить их свойства самостоятельно, на практике, так сказать. Если же желания экспериментировать нет, советую подбирать призы с осторожностью. Особенно безостановочно, с большой скоростью меняющий свое «содержимое» бонус.
Ну и завершая разговор о полезностях, стоит упомянуть классику жанра - аптечки и бронежилеты. Роль первых в игре выполняют тарелки с пищей, водичка из специальных чаш, а также некоторые другие бонусы. А вот вторые в целом соответствуют своему названию и представлены сразу двумя вариантами. Один из них предназначен для защиты от пуль, в то время как другой оберегает владельца от урона огнем и позволяет пережить самые мощные взрывы. При этом последний вариант в сочетании с некоторыми видами оружия позволяет совершать самые настоящие «рокетджампы». Только следует помнить о том, что бронежилеты действуют лишь ограниченный период времени, после чего исчезают.
Итак, персонажей мы разобрали, их вооружение и снаряжение тоже обговорили. Так что пора обратить внимание на врагов... Хотя стоп. Чуть не забыл упомянуть еще один момент. Дело в том, что по завершении каждого уровня игра не только будет демонстрировать стандартную для шутеров того времени статистику вроде процента убитых оппонентов и найденных секретов, но и выдавать специальные бонусы. Правда, речь идет не о полезных предметах, а всего лишь о текстовых сообщениях, сопровождающихся начислением очков. Причем условия получения некоторых бонусов достаточно оригинальны. Например, завершить уровень, подобрав всё ракетное оружие и уничтожив все растения.
Что ж, о бонусах поговорили, так что теперь можно вернуться и к врагам. Коих в игре очень много. Причем в первую очередь речь идет о количестве видов оппонентов. Основную их массу составляют снаряженные стрелковым оружием солдаты, различающиеся не только внешним видом и вооружением, но и своими характеристиками (скорость, здоровье), а также хитрыми навыками и умениями разной степени «подлости». Так, вооруженные пулеметами бойцы довольно медлительны, но зато крайне живучи и умеют кидать гранаты. А солдаты в черной униформе набрасывают на протагониста сеть, которая блокирует как передвижение, так и способность вести огонь. И хорошо, если ранее вы нашли нож, позволяющий эти путы перерезать… Однако лично мне особенно запомнилась такая «фишка»: получив определенное количество урона, супостаты (из числа одного конкретного вида врагов) падали на колени и начинали молить о пощаде! Вот только пожалеть их было бы очень плохой идеей… Кроме того, по мере прохождения кампании к «обычным» бойцам присоединяются маги, а также боевые роботы. Причем среди последних имеется неуязвимая для любого оружия модель, от которой можно только убежать. Более того, повышение уровня сложности в игре влияет не только на количество врагов на этапах, но и на некоторые другие, менее очевидные аспекты геймплея. Например, среди представителей одной (к счастью, единственной) разновидности врагов начинают встречаться бойцы, вооруженные ракетными установками. Так что, выбирая высокую сложность, будьте готовы к неприятным сюрпризам и действительно жесткому противостоянию с противником.
Тем более что помимо рядовых врагов игрокам придется иметь дело и с боссами, коих в игре насчитывается ровно четыре штуки. И если с первыми двумя - генералом Дарианом (General Darian) и перемещающимся на вооруженном до зубов кресле товарищем, известным как Себастьян Крист (Sebastian Krist), - расправиться достаточно легко, то вот последующая пара вполне может оказаться довольно крепкими орешками. Правда, в силу несколько различающихся причин.
Так, третий по счету босс - робот «NME» – очень резво перемещается по локации, в рамках которой происходит битва, а также обладает набором крайне опасных и неприятных атак. В результате для того, чтобы склонить чашу весов в свою пользу и добыть победу, игроку придется постоянно двигаться, используя «рельеф» местности для защиты от выпускаемых оппонентом зарядов (в числе которых будут и самонаводящиеся ракеты), и метко отстреливаться в ответ. Плюс постоянно решать вопросы, связанные с пополнением здоровья и запаса тяжелого вооружения.
В свою очередь четвертый (финальный) босс - маг Эль Оскуро - может похвастаться наличием аж двух боевых форм, для победы над каждой из которых придется решить своего рода головоломку, связанную с нахождением уязвимости противника. Причем для того, чтобы одолеть его первое воплощение, потребуется разгадать одну из самых коварных, на мой взгляд, задачек в истории видеоигр. Плюс в зависимости от того, будет ли выполнено определенное условие в последнем раунде поединка с боссом, финал игры окажется либо хорошим, либо «открытым».
Подводя краткий итог всему вышесказанному, замечу, что авторы довольно-таки творчески подошли к разработке своего детища и реализовали в игре немало интересных решений. Причем это касается как геймплея проекта, так и его технической стороны.
Да, поскольку авторы использовали «движок», на котором был создан Wolfenstein 3D, «полет» их фантазии сдерживался присущими ему техническими ограничениями вроде отсутствия «многоэтажности» или построения стен под углом в 90 градусов. Однако что-то удалось обойти с помощью «костылей», а какие-то моменты - нивелировать посредством работы дизайнеров. В результате назвать Dark War прорывом, конечно, не получится. Да и в целом у нас тут стандартные «мрачные катакомбы». Однако на отдельных этапах можно наблюдать - пускай и плоские, весьма размытые - небо и окружающий пейзаж. По мере прохождения кампании меняются текстуры стен и потолка. Интерьеры разнообразятся множеством разрушаемых объектов вроде стульев, столов, светильников и растений в горшках. Также игра может похвастаться немалым числом различных эффектов вроде тумана и следов от пуль на стенах. А также очень симпатичным пламенем, благодаря которому применение отдельных видов тяжелого вооружения приносит немалое удовольствие. Имеется даже какая-никакая система освещения, наличие которой становится особо заметно при уничтожении источников света.
В целом удачными вышли и модели врагов, отличающиеся неплохой прорисовкой и анимацией. Кстати, для создания противников использовалась технология «оцифровки» живых актеров. Впрочем, назвать работу авторов проекта идеальной в этой части всё же не получится. И виновато во всём «отплясываемое» врагами при попадании в них пуль «ча-ча-ча». Я, конечно, несколько утрирую, и реально противники не танцуют. Однако совершаемые ими при попаданиях телодвижения провоцируют именно такие ассоциации.
А вот что нареканий не вызывает, так это внешний вид оружия и различных монеток с бонусами. Хотя «пушки» в игре всё же имеют несколько минималистичный дизайн. По крайней мере, различные ракетницы и огнеметы. Да и монетки временами смотрятся в местных интерьерах несколько чужеродно…
Что же касается звукового оформления проекта, то оно выполнено достаточно качественно. В частности, следует выделить очень неплохой саундтрек, состоящий из разнообразных электронных композиций. Среди игровых мелодий есть и напоминающие марш бравурные, и отсылки к саундтрекам боевиков 1990-х, и тревожная, создающая напряжение музыка. В свою очередь каждый тип противников обладает своими голосом. Правда, набор фраз у них минимален - по одной на каждую разновидность, если я не ошибаюсь. А еще надо отметить звуки, издаваемые оппонентами в момент, когда они «пляшут» свое «ча-ча-ча».
Также нельзя не упомянуть большое количество несерьезных моментов. Например, издаваемые оружием звуки не особо реалистичны. А во время нахождения в «режиме бога» персонаж постоянно протяжно зевает, давая игроку понять, что быть таким всемогущим и непобедимым крайне скучно.
На этом, пожалуй, рассказ об игре можно и завершить. Да, остались еще не рассмотренные темы вроде неиспользуемых уровней, до которых можно добраться только с помощью читов, суперсекретов или весьма неплохого (судя по отзывам) мультиплеера со множеством режимов. Однако эти вещи можно обсудить и в комментариях. Да и на итоговую оценку, по крайней мере в моём случае, они не влияют.
С учетом всего ранее изложенного оценю Rise of the Triad: Dark War на пять (по пятибалльной шкале). Но с минусом. Почему? Да потому, что получившийся у команды разработчиков (с легендарным Томом Холлом в составе) продукт вышел чуточку специфичным. Блуждание по запутанным лабиринтам, «приправленное» большим количеством «джамп-пазлов» и постоянным преодолением разнообразных ловушек, со временем начинает немного утомлять. Как и исполняемое врагами «ча-ча-ча» и издаваемые ими в процессе звуки. Тем не менее в целом Dark War является отличным «олдскульным» шутером, предлагающим прямо-таки джентльменский набор «активностей»: расстрел многочисленных и разнообразных врагов; битвы с боссами; блуждание по запутанным уровням, сопровождающееся поиском рычагов, разноцветных ключей и многочисленных секретов. Плюс упомянутые выше «акробатика» и борьба с разнообразными ловушками и препятствиями. Так что если вы фанат «лабиринтной классики» и готовы стойко переносить гибель вашего героя от движущихся стен, лезвий и огнеметов, то добро пожаловать в Rise of the Triad: Dark War. После прохождения игры вы вряд ли останетесь разочарованы.
Альтернативное описание от Майер Майер:
Устали от однообразных коридоров Doom'а? Надоело фэнтезийное оружие Heretic'а и Hexen'а? Хочется гор трупов, рек крови и галлюциногенных грибочков в придачу? Если так, то Rise of the Triad - игра точно для вас!
Сюжет этого незамысловатого шутера напоминает типичный второсортный боевик - вы как член Суперсекретного Отряда Мегакрутых Коммандос высаживаетесь в очень мрачной и страшной крепости тоталитарной секты, которая хочет всё население планеты досрочно отправить в рай насильственными способами. Естественно, вам надо этим нехорошим товарищам помешать, проложив себе дорогу через 30 с лишним уровней, забитых различными вражинами под завязку. В вашем благородном Крестовом Походе против всех, кто не с нами, вам будут помогать высокотехнологичные, созданные сумасшедшим разумом мегаманьяка пушки; надо заметить, что большинство представленного в игре оружия - различного вида "тяжёлая артиллерия", сносящая практически каждого противника с одного выстрела.
Если вы любите превращать своих врагов в кетчуп, равномерно размазанный по стенкам, - специально для вас создана ракетница, выплёвывающая за один выстрел четыре ракеты со смещённым центром тяжести. Для тех, кто любит погорячее, припасён агрегат с добрым именем "Огненная Стена" - это, натурально, движущаяся стена огня, превращающая встречных бодрых супостатов в обугленные скелетики. Ну а если вы любите фильмы Джона Ву - тогда сможете пострелять из двух "Беретт", прямо как Чоу Юн-Фат в "Наёмном Убийце".
Ещё одной особенностью игры является то, что слабость противников (знаете, почему-то очень немногие выдерживают прямое попадание из базуки в голову) компенсируется их численностью (а их здесь просто табуны) и умом (для 94-го года противники довольно сообразительны). К тому же очень важной частью игры является оригинальный дизайн уровней - он больше подошёл бы какой-нибудь приключенческой игре типа "Lode Runner": очень много ловушек, много тайников, движущихся стен и тому подобного, - кстати, в ловушки можно (и нужно!) заманивать врагов, где они и будут бесславно погибать во имя победы Добра во всём мире.
Ещё одно наследие тяжёлого аркадного прошлого - бонусы. Пройдя уровень и при этом выполнив определённые условия - например, собрав все рассыпанные по уровню монетки (ага, прямо как в "Марио") или убив всех противников, - вы получаете ещё немного дополнительных очков. Особой ценности в них нету, так, приятная мелочь - одна из многих, засунутых в игру добрыми разработчиками.
Эта игра - удалой трёхмерный "Марио" с базукой на плече. Очень рекомендуется всем, кому хочется простых и кровавых компьютерных радостей.
- Атмосфера:
Юмор - Аудитория:
Жестокость - Время и место:
Современность - Игровой движок:
Wolf3D - Многопользовательская игра:
Модем
Друг против друга
LAN - Особенность геймплея:
Альтернативные концовки
Генерируемые пространства - Перспектива:
Вид от первого лица - Способ распространения:
Shareware - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Gravis UltraSound
Джойстик
Оцифрованные персонажи
Boss Key - Язык:
English
Всё это напоминает больше аркаду, нежели экшн.
Пустынные уровни, без каких-либо декораций, пожожие на поделку в редакторе студентов технического вуза. Токсичный переизбыток аркадных элементов, все эти летающие платформы, батуты, ловушки-давилки, бонусы с виде монеток - действительно похоже на Марио, только прыгать нельзя. Чтобы не заблудиться, используйте отвратно реализованную карту. Весь геймплей сводится к беготне по унылым, однообразным коридорам, с миллионом секретных стен с отстрелом убогих противников.
Три вида оружия, два из которых имеют бесконечный боезапас(!) Агент Бласковиц негодует. Пистолет(ы), МР5, и один из нескольких "Гранотометов", коими предпологается взрывать или сжигать несчастных врагов. Плюс диковатые Power-Upы, вроде превращения в собаку(!) или некоего демиурга, испепеляющего противкников шарами смерти. Некоторые бонусы вызывают лишь раздражение, вроде Bounce или грибов, приходится стоять и терпеливо ждать пока эффект пройдет наконец. Во всем сквозит аркадная несерьезность, что вообще ни разу не пристало нормальному FPS. Вообще сложилось впечатление, что авторы поставили своей задачей поиздеваться над жанром, а никак не сделать нормальную игру.
Если вам хочется "простых и кровавых компьютерных радостей" играйте лучше в Blood.