Spycraft: The Great Game - не иначе как «Шпионское Ремесло: Замечательная Игра» в русском переводе - один из самых необычных и амбициозных квестовых проектов середины 90-х. Отбросив в сторону пародийно-фентезийную мишуру, стряхнув с плеч пиджака внезапные, откуда-ни-возьмись, паззлы, стерев слой фрустрации с подошв лакированных туфель, статная фигура S. появляется в дверном проёме и уверенной походкой движется навстречу. Как себя с таким вести?
Нет, скажу ещё раз: здесь нет даже намёка на иронию — всё очень серьёзно. S. выделяется своей злободневностью, приближенностью к реалиям. С оговоркой творение Activision можно окрестить симулятором от квестов. В нём нашли отражение многие события середины 90-х: президентские выборы в России, договор о ядерном разоружении, утечки секретных технологий — всё это скорее похоже на подборку газетных статей, чем на адвенчуру. С трудом верится, но я до сих пор не встречал каких-либо других квестов по этой тематике.
В прямом эфире телевидения ультраправый кандидат в российские президенты получает пулю в лоб на трибуне у исторического музея при полном скоплении народа. При столкновении пуля отделяет ¼ от его черепной коробки. Все в шоке. Но ЦРУ особенно в шоке, потому как двумя неделями раньше они получали сведения о готовящемся покушении, но сочли информатора ненадёжным. Но теперь агентство поставлено на уши, поскольку следующей целью, со слов того же источника, является американский лидер, собирающийся посетить Москву в ближайшее время. В спешном порядке собирается команда из передовиков труда различных отделов, и мы берём на себя роль одного из оперативников.
Наш герой работает в ЦРУ, ему не приходится использовать швабру для выуживания старых газет из пруда, у него есть специальное оборудование и программы. Его главный инструмент — это КПК с доступом во внутреннюю сеть, Интернет, почту, да ещё и с цветным экраном, — девайс, доступный только спецслужбам.
Большая часть решения головоломок происходит прямо на виртуальном рабочем столе. Вы (или вам) устанавливаете нужную программу на свой компьютер и блюдёте государственную службу не отходя от экрана. Ну, как вам, например, JFK Assassination Tools, в которой можно воссоздать трёхмерную модель сцены покушения, сопоставить её со снимками и, выстроив траекторию полёта пули, найти позицию предполагаемого снайпера? Даже в самых навороченных игроизациях криминалистических сериалов до такого не доходило. Или вот, анализ телефонного разговора, в котором, выделяя в записи посторонние звуки, можно вычислить, откуда он был произведён. А как насчёт фотомонтажа? А создания фоторобота?
В какой-нибудь CSI вас двадцать раз за игру заставят воспользоваться одним и тем же прибором для анализа улик, в The Great Game иная ситуация — некоторые приспособления получается использовать только раз. Он удивляет не только своей серьёзностью, но и тем, насколько он доступнее, чем большинство квестов, - за всю игру складывается всего пара ситуаций, где можно застрять.
Поскольку большую часть времени работник службы внешней разведки проводит за своим рабочим столом, ворочая виртуальные тома баз данных и отслеживая авиарейсы, в игре нет длинных диалогов. Основное общение происходит путём обмена видео и текстовой электронной почтой. Использование FMV с живыми актёрами видится как ожидаемый ход, но можно сказать с уверенностью, что это одна из немногих игр того времени, где он нормально работает. Всё сделано в меру зрелищно и динамично.
S. был инновационен и в другом плане — это, наверное, одна из первых игр, в которые был встроен некий сетевой элемент: можно было зайти на официальную страницу в Интернете прямо из игры. При соединении с Интернетом происходило обновление новостной ленты, туда добавлялись реальные, но скорректированные с учётом игровых реалий события, обновлялись внутриигровые копии веб-сайтов, была возможность пообщаться с другими игроками в чате или на форуме, сообщалось о доступных обновлениях. Activision планировали поддерживать и обновлять сайт в течение полугода и даже пригласить реальных шпионов в отставке для участия в его жизни. Теперь об этом можно прочесть лишь благодаря труду летописцев, и, увы, некоторые ссылки так и остались неактивными, то есть недоступными.
S. - суровый технотриллер, более близкий к кинематографу, чем к компьютерным играм, - способен произвести впечатление и сегодня. Необычные паззлы, нестандартный подход к повествованию, определённая свобода выбора выделяют его на фоне традиционных адвенчур, недалеко отошедших от классической формулы начала 90-х. Несмотря на всю серьёзность, S. не ставит перед игроками громоздких, непреодолимых задач и является глотком свежего воздуха в застоявшемся жанре.
Нет, скажу ещё раз: здесь нет даже намёка на иронию — всё очень серьёзно. S. выделяется своей злободневностью, приближенностью к реалиям. С оговоркой творение Activision можно окрестить симулятором от квестов. В нём нашли отражение многие события середины 90-х: президентские выборы в России, договор о ядерном разоружении, утечки секретных технологий — всё это скорее похоже на подборку газетных статей, чем на адвенчуру. С трудом верится, но я до сих пор не встречал каких-либо других квестов по этой тематике.
В прямом эфире телевидения ультраправый кандидат в российские президенты получает пулю в лоб на трибуне у исторического музея при полном скоплении народа. При столкновении пуля отделяет ¼ от его черепной коробки. Все в шоке. Но ЦРУ особенно в шоке, потому как двумя неделями раньше они получали сведения о готовящемся покушении, но сочли информатора ненадёжным. Но теперь агентство поставлено на уши, поскольку следующей целью, со слов того же источника, является американский лидер, собирающийся посетить Москву в ближайшее время. В спешном порядке собирается команда из передовиков труда различных отделов, и мы берём на себя роль одного из оперативников.
Наш герой работает в ЦРУ, ему не приходится использовать швабру для выуживания старых газет из пруда, у него есть специальное оборудование и программы. Его главный инструмент — это КПК с доступом во внутреннюю сеть, Интернет, почту, да ещё и с цветным экраном, — девайс, доступный только спецслужбам.
Большая часть решения головоломок происходит прямо на виртуальном рабочем столе. Вы (или вам) устанавливаете нужную программу на свой компьютер и блюдёте государственную службу не отходя от экрана. Ну, как вам, например, JFK Assassination Tools, в которой можно воссоздать трёхмерную модель сцены покушения, сопоставить её со снимками и, выстроив траекторию полёта пули, найти позицию предполагаемого снайпера? Даже в самых навороченных игроизациях криминалистических сериалов до такого не доходило. Или вот, анализ телефонного разговора, в котором, выделяя в записи посторонние звуки, можно вычислить, откуда он был произведён. А как насчёт фотомонтажа? А создания фоторобота?
В какой-нибудь CSI вас двадцать раз за игру заставят воспользоваться одним и тем же прибором для анализа улик, в The Great Game иная ситуация — некоторые приспособления получается использовать только раз. Он удивляет не только своей серьёзностью, но и тем, насколько он доступнее, чем большинство квестов, - за всю игру складывается всего пара ситуаций, где можно застрять.
Поскольку большую часть времени работник службы внешней разведки проводит за своим рабочим столом, ворочая виртуальные тома баз данных и отслеживая авиарейсы, в игре нет длинных диалогов. Основное общение происходит путём обмена видео и текстовой электронной почтой. Использование FMV с живыми актёрами видится как ожидаемый ход, но можно сказать с уверенностью, что это одна из немногих игр того времени, где он нормально работает. Всё сделано в меру зрелищно и динамично.
S. был инновационен и в другом плане — это, наверное, одна из первых игр, в которые был встроен некий сетевой элемент: можно было зайти на официальную страницу в Интернете прямо из игры. При соединении с Интернетом происходило обновление новостной ленты, туда добавлялись реальные, но скорректированные с учётом игровых реалий события, обновлялись внутриигровые копии веб-сайтов, была возможность пообщаться с другими игроками в чате или на форуме, сообщалось о доступных обновлениях. Activision планировали поддерживать и обновлять сайт в течение полугода и даже пригласить реальных шпионов в отставке для участия в его жизни. Теперь об этом можно прочесть лишь благодаря труду летописцев, и, увы, некоторые ссылки так и остались неактивными, то есть недоступными.
S. - суровый технотриллер, более близкий к кинематографу, чем к компьютерным играм, - способен произвести впечатление и сегодня. Необычные паззлы, нестандартный подход к повествованию, определённая свобода выбора выделяют его на фоне традиционных адвенчур, недалеко отошедших от классической формулы начала 90-х. Несмотря на всю серьёзность, S. не ставит перед игроками громоздких, непреодолимых задач и является глотком свежего воздуха в застоявшемся жанре.